Тема урока: СТРАНИЧКИ ДЛЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНЫХ
Класс: 1
Цель урока:
учить применять полученные знания при решении нестандартных задач.
Время реализации: 35 мин.
Задачи:
образовательные:
активизировать познавательный интерес младших школьников к изучению математики;
формировать способности мыслить последовательно, по законам логики;
развивающая:
развивать внимание, смекалку, быстроту мышления;
воспитательная:
воспитывать в детях умение работать в парах и группах, аргументировано доказывать и делать выводы.
Форма урока: урок-соревнование.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять задания творческого и поискового характера: применять полученные ранее знания в изменённых условиях; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров при выработке общего решения; договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновения интересов, применять знания в нестандартных условиях; оценивать себя, границы своего знания и незнания, работать в группе и оценивать своего товарища.
Оборудование: жетоны, коробки для жетонов для каждой команды, решения и правильные ответы на откидной доске, листы для выполнения заданий, конверты с предметными картинками, сигнальные карточки с восклицательным и вопросительным знаками, призы, компьютер, проектор, экран.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
Орг. момент. Мотивация к познавательной деятельности. Актуализация знаний (устный счёт) Работа по теме урока Физминутка для глаз Продолжение работы по теме Рефлексия Итог Рекомендации для занятий в семье | 1 мин 3 мин 6 мин 13 мин 1 мин 12 мин 1 мин 30 сек 2 мин 30 сек |
Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
II. Мотивация к познавательной деятельности
Слайд 2
С
егодня вам снова предстоит работать в команде. Вспомните правила работы в команде. (Ответы детей)
Класс делится на 3 команды (три круглых стола). Выберите капитана команды. Капитаны будут вести к победе свои команды. Они будут помогать, и исправлять неправильные ответы своих членов команды. Но команда решает всё совместно.
У каждой команды есть своя коробочка для жетонов. За каждый быстрый и правильный ответ команда получит по 3 жетона, а остальные команды за правильный ответ по 1 жетону. За неправильный ответ – 0.
А так же, у вас у каждого есть карточки.
В конце урока они вам понадобятся.
III. Актуализация знаний
Логическая разминка
Решите задачу.
Катя и Света переводили картинки. Они начали делать это одновременно и закончили вместе, но Катя переводила картинки быстрее Светы. Кто перевёл больше картинок: Катя или Света?
Найди правило, по которому составлен ряд чисел, и запиши в нём ещё 3 числа
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Слайд 6
(Вручаются жетоны после каждого задания)
Сообщение детей из истории развития математики (заранее подготовленные дети рассказывают сообщения об истории возникновения цифр и чисел)
(Приложение 1).
IV. Работа по теме урока
№2 стр. 90 (команда общается, и капитан выбирает того, кто будет отвечать)
На рисунке 4 девочки: Тома, Катя, Юля, Даша.
Известно, что Катя не самая высокая из них. Юля и Даша ниже, чем Катя, а Юля выше, чем Даша. Как зовут девочку с книгой? с куклой? с шариком?
Слайд 7
Слайд 8.
№1 стр. 90
(За каждый быстрый и правильный ответ команда получит по 3 жетона, а остальные команды за правильный ответ по 1 жетону.)
Вспомни состав числа 9 и найди два числа, у которых:
1) Сумма равна 9, а разность 7;
2) Сумма равна 9, а разность 1;
3) Сумма равна 9, а разность 5.
Работа в рабочей тетради (с.47)
(Побеждает та команда, в которой все члены команды выполнят задания. За каждый быстрый и правильный ответ команда получит по 3 жетона, а остальные команды за правильный ответ по 1 жетону.)
Обсуждают, как соединить карточки с суммами и разностями с соответствующими значениями.
V. Электронная физкультминутка (гимнастика для глаз).
Слайд 9
VI. Продолжение работы по теме
Работа по учебнику
№6. Стр. 91
(Для выполнения задания учащиеся получают конверты с предметными картинками.)
Обсуждение задания в группах. После этого выходят по одному ученику от каждой команды и показывают на откидной доске решение классу. Выбирается верное решение. Команда, справившаяся с заданием быстрее всех и не допустившая ошибок, получает три жетона, остальные - по одному.
С
лайд 9
1) На круглой клумбе садовнику нужно посадить 5 луковиц тюльпанов и 6 луковиц нарциссов так, чтобы рядом были разные по названию цветы.
Сможет ли он это сделать?
С
лайд 10
2) Измени в условии задачи одно число так, чтобы ответ был таким: садовник сможет это сделать.
Слайд 11
3
) Догадайся, какое условие в задаче надо изменить, чтобы, не меняя чисел в условии, можно было получить ответ: садовник сможет высадить луковицы так, чтобы рядом были разные по названию цветы. (Подумай о форме клумбы.)
VII. Рефлексия
– Какие задания вам больше всего понравилось выполнять?
– Кто доволен своей работой сегодня? Поднимите карточку с восклицательным знаком.
– Кто смог помочь своей команде? Поднимите карточку с восклицательным знаком.
– Оцените своё умение работать в команде.
– Кому не удалось проявить себя, покажите карточку вопросительного знака.
VIII. Подведение итогов урока
– Проверим, какие команды лучше справились с работой. Подсчитайте жетоны.
– У какой команды больше всего жетонов та и победитель.
Команда-победитель награждается медалями и сладкими призами, остальные только сладостями-конфетами.
IX. Рекомендации для занятий в семье
Нарисуй клумбу с цветами, которая есть у вас во дворе.
Слайд 12.
– На этом наш урок окончен. Спасибо за урок.
Список литературы и интернет-ресурсов:
М.И. Моро, С.И. Волкова, Учебник «Математика» 1,2ч., М.: Просвещение, 2014
М.И. Моро, С.И. Волкова, Рабочая тетрадь Математика 2 ч., М.: Просвещение, 2014
В.Н. Рудницкая, Тесты по математике 2 ч., Экзамен» М., 2013.
Кульневич С.В.,Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе (Часть 1: математика, природоведение).Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей.
Приложение 1
Кто первым придумал цифры
Ученик 1.
С цифрами люди сталкиваются каждый день. Это номера домов, телефонов, ценники в магазине, числа в календаре и номера транспортных маршрутов. Нет, вероятно, ни одной отрасли и жизненной сферы, которая обходилась бы без цифр. Они окружают человека повсюду, и можно с уверенностью сказать, что цифры правят миром. Но мало кто когда-либо задумывался, почему люди начали обозначать предметы цифрами.
Ученик 2.
Происхождение цифр многие ученые объясняют по-разному. Одна из гипотез такова: величина значения цифры зависит от количества углов, начертанных при ее написании. Изначально арабские цифры были угловатыми.
Ученик 3.
От количества углов и зависел «номинал». Поэтому цифра 0 имеет овальную форму и не содержит углов. Со временем углы разгладились, и цифры стали такими, какими привыкли их видеть сегодня.
Ученик 4.
Слово «цифра» происходит от арабского «сыфр», что в переводе означает «ноль». Люди привыкли называть цифры арабскими, но на самом деле было бы правильнее именовать их индийскими. Первые цифры появились в Индии, оттуда перешли к арабам, а затем начали появляться и в Европе.