СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Страницы истории края

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал предназначен для изучения истории малой родины. Если будешь знать историю своего края. то будешь ею гордиться.

Просмотр содержимого документа
«Страницы истории края»

Страницы истории нашего края .

Страницы истории нашего края .

Если знать историю своей малой Родины, то сможешь ею гордиться

Если знать историю своей малой Родины, то сможешь ею гордиться

Протяженность территории района с юга на север 745 км, с запада на восток 137 тысяч квадратных километров.

Протяженность территории района с юга на север 745 км, с запада на восток 137 тысяч квадратных километров.

Герб утвержден решением Думы МО «Катангский район» от 7 июня 2011 года. Внесен в Государственный геральдический регистр РФ под № 7233. Описание герба: зеленое поле т. к 80 % территории покрыто лесом. Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, молодость, надежду. Олень – символ многообразной фауны.  

Герб утвержден решением Думы МО «Катангский район» от 7 июня 2011 года. Внесен в Государственный геральдический регистр РФ под № 7233. Описание герба: зеленое поле т. к 80 % территории покрыто лесом. Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, молодость, надежду.

Олень – символ многообразной фауны.

 

Серебряная кайма – аллегория узоров, которую эвенки традиционно вышивали на одежде и обуви. Серебро – символ чистоты, открытости, мудрости. Красный цвет – символ красоты природы, богатства Катангского района полезными ископаемыми. Синий цвет – символизирует водные богатства Катанги. Рыба – главный продукт катангчан.  Авторская идея герба: Леонида Юрьева.

Серебряная кайма – аллегория узоров, которую эвенки традиционно вышивали на одежде и обуви. Серебро – символ чистоты, открытости, мудрости. Красный цвет – символ красоты природы, богатства Катангского района полезными ископаемыми. Синий цвет – символизирует водные богатства Катанги. Рыба – главный продукт катангчан. Авторская идея герба: Леонида Юрьева.

Уже в первом десятилетии 17 века началось  освоение бассейна Нижней и Подкаменной Тунгуски русскими казаками –землепроходцами. В конце 16 века – начале 17 века Сибирь вошла в состав России .

Уже в первом десятилетии 17 века началось

освоение бассейна Нижней и Подкаменной Тунгуски русскими казаками –землепроходцами. В конце 16 века – начале 17 века Сибирь вошла в состав России .

Из Мангазеи первопроходцы отправлялись по рекам на север за мягкой рухлядью.

Из Мангазеи первопроходцы отправлялись по рекам на север за мягкой рухлядью.

Так выглядела Мангазея в начале 17 века.

Так выглядела Мангазея в начале 17 века.

Мангазея давно была известна русским и инородцам. Торговля давно привлекала туда предприимчивых людей. О богатствах Мангазеи знали и английские и голландские купцы.

Мангазея давно была известна русским и инородцам. Торговля давно

привлекала туда предприимчивых людей. О

богатствах Мангазеи знали и английские и голландские купцы.

После большого пожара в 1619 году в Мангазее, народ стал переселяться в Туруханск.

После большого пожара в 1619 году в Мангазее, народ стал переселяться в Туруханск.

Место слияния Енисея и Нижней Тунгуски .

Место слияния Енисея и Нижней Тунгуски .

Большая это река – Нижняя Тунгуска. По своей водности она лишь немного уступает Ангаре. По длине не знает себе равных среди притоков Енисея. 3 тысячи километров она несет свои воды к Енисею.

Большая это река – Нижняя Тунгуска. По своей водности она лишь немного

уступает Ангаре. По длине не знает себе равных среди притоков Енисея.

3 тысячи километров она несет свои воды к Енисею.

В верховьях течет она в широкой долине, а в нижнем течении чередуется с многочисленными ущельями. В ущельях русло реки сужается местами до 100 метров, а берега высотой более 200 метров, совершенно отвесны, а глубина достигает порой 60 -100 метров.

В верховьях течет она в широкой долине, а в нижнем течении чередуется с многочисленными ущельями. В ущельях русло реки сужается местами до 100 метров, а берега высотой более 200 метров, совершенно отвесны, а глубина достигает порой 60 -100 метров.

Как только не называли эту реку в разные годы – Троицкая Тунгуска, Мангазейская Тунгуска, а с легкой руки Шишкова В.Я. называют «Угрюм – рекой». Нижняя Тунгуска река своеобразная, своенравная и удивительно красивая – пороги, речные ущелья, буруны и перекаты, красота и пустынность берегов, прибрежные горы и скалы. На плато левого берега Нижней Тунгуски расположены необычайно чистые и красивые горные озера.

Как только не называли эту реку в разные годы – Троицкая Тунгуска, Мангазейская Тунгуска, а с легкой руки Шишкова В.Я. называют «Угрюм – рекой». Нижняя Тунгуска река своеобразная, своенравная и удивительно красивая – пороги, речные ущелья, буруны и перекаты, красота и пустынность берегов, прибрежные горы и скалы. На плато левого берега Нижней Тунгуски расположены необычайно чистые и красивые горные озера.

Летом 1621 года Пянда поднялся  на несколько десятков километров по Нижней Тунгуске и чуть ниже Кочемы основал Верхне - Пяндино зимовье. В 1622 году построил еще 3 зимовья, где Н. Тунгуска подходит к Лене близко. Две реки разделены Чечуйским волоком. Великого землепроходца звали на самом деле Демид Сафронович. Пянда – прозвище. От названия опушки из собачьего меха, украшавшей подол оленьей рубашки аборигенов.

Летом 1621 года Пянда поднялся на несколько десятков километров по Нижней Тунгуске и чуть ниже Кочемы основал Верхне - Пяндино зимовье. В 1622 году построил еще 3 зимовья, где Н. Тунгуска подходит к Лене близко. Две реки разделены Чечуйским волоком. Великого землепроходца звали на самом деле Демид Сафронович. Пянда – прозвище. От названия опушки из собачьего меха, украшавшей подол оленьей рубашки аборигенов.

Длилось это путешествие 3, 5 года 8000 тысяч километров он прошел. Положил начало освоению Восточной Сибири. Открыл путь для русских путешественников от Лены к Ангаре. Оставил воспоминания о реке Лене: «Та великая река Лена угодна и пространна. И людей по ней разных земель кочевых и сидячих, и соболей много.. Славнее и люднее нет реки».

Длилось это путешествие 3, 5 года 8000 тысяч километров он прошел. Положил начало освоению Восточной Сибири. Открыл путь для русских путешественников от Лены к Ангаре. Оставил воспоминания о реке Лене: «Та великая река Лена угодна и пространна. И людей по ней разных земель кочевых и сидячих, и соболей много.. Славнее и люднее нет реки».

Первое ясачное Пендинское зимовье начало работать в Катангском районе в 1624 году, Усть – Непское зимовье. Официально было закрыто в 1698 году.

Первое ясачное Пендинское зимовье начало работать в Катангском районе в 1624 году, Усть – Непское зимовье. Официально было закрыто в 1698 году.

Амбар рядом с зимовьем, для хранения скарба.

Амбар рядом с зимовьем, для хранения скарба.

В древнейшей мангазейской ясачной книге, дошедшей до нас, записано: «в 1629 году из Туруханска можно добраться до Непы за 13 недель. В ясачное зимовье принесли ясак: Шиляг Довгуша с своего рода 193 соболя и шиляг Инкивда – 495 соболей».  В этом году 395 лет исполнилось деревне Непе. Наши соседи, весь район, не оставил без внимание это событие.

В древнейшей мангазейской ясачной книге, дошедшей до нас, записано: «в 1629 году из Туруханска можно добраться до Непы за 13 недель. В ясачное зимовье принесли ясак: Шиляг Довгуша с своего рода 193 соболя и шиляг Инкивда – 495 соболей». В этом году 395 лет исполнилось деревне Непе. Наши соседи, весь район, не оставил без внимание это событие.

Наибольшую выгоду приносила добыча соболей. Этот зверек в больших количествах обитал в лесах Восточной Сибири. А его мех обладал прекрасными качествами и неограниченным рыночным спросом.

Наибольшую выгоду приносила добыча соболей. Этот зверек в больших количествах обитал в лесах Восточной Сибири. А его мех обладал прекрасными качествами и неограниченным рыночным спросом.

Нижняя Тунгуска была главным районом пушного промысла. Максимальная среднегодовая добыча Сибирского соболя приходилась на 40 –е гг. XYIIвека и равнялась 145 тысяч штук. В 90-е гг. этого же века она упала до 42 тысяч штук. Всего за 70 лет в Сибири было добыто 7248000 соболей.  В 1649 году соболиный промысел у русских на Нижней Тунгуске был парализован.

Нижняя Тунгуска была главным районом пушного промысла. Максимальная среднегодовая добыча Сибирского соболя приходилась на 40 –е гг. XYIIвека и равнялась 145 тысяч штук. В 90-е гг. этого же века она упала до 42 тысяч штук. Всего за 70 лет в Сибири было добыто 7248000 соболей. В 1649 году соболиный промысел у русских на Нижней Тунгуске был парализован.

За сезон охотники добывали по пять – шесть сороков (200 - 240 соболей). В связи с резким сокращением количества соболей правительство в 1684 году издает указ о запрещении охоты. В дальнейшем правительство Петра Первого целиком подчинило пушной промысел контролю государства.

За сезон охотники добывали по пять – шесть сороков (200 - 240 соболей). В связи с резким сокращением количества соболей правительство в 1684 году издает указ о запрещении охоты. В дальнейшем правительство Петра Первого целиком подчинило пушной промысел контролю государства.

В XIX веке соболиная охота вновь была разрешена т.к. популяция соболей была восстановлена.

В XIX веке соболиная охота вновь была разрешена т.к. популяция соболей была восстановлена.

Петрашевцы, социал – демократы, участники польского восстания, большевики были сосланы сюда. Они устанавливали хорошие отношения с местным населением, занимались врачеванием, изучали местные обычаи и традиции.

Петрашевцы, социал – демократы, участники польского восстания, большевики были сосланы сюда. Они устанавливали хорошие отношения с местным населением, занимались врачеванием, изучали местные обычаи и традиции.

Сотни политических ссыльных прошло через наше село. В 1909 году в Преображенскую волость был сослан И.Г.Гольдберг. Прожил 3 года в нашем селе. Арестован был за распространение нелегального журнала и участие в деятельности эсеров. Известный писатель. Написал более ста книг. В том числе «Тунгусские рассказы», героями которых являются наши земляки. Его высоко ценили Горький А.М. и А. Фадеев.

Сотни политических ссыльных прошло через наше село. В 1909 году в Преображенскую волость был сослан И.Г.Гольдберг. Прожил 3 года в нашем селе. Арестован был за распространение нелегального журнала и участие в деятельности эсеров. Известный писатель. Написал более ста книг. В том числе «Тунгусские рассказы», героями которых являются наши земляки. Его высоко ценили Горький А.М. и А. Фадеев.

 9 ноября ему исполнилось 135 лет со дня рождения . И. Гольдберг является одним из зачинателей сибирской литературы, представителем старшего поколения советских писателей, 35 лет своей недолгой жизни он отдал литературному творчеству и создал более ста талантливых произведений о родной Сибири. Он всегда близко стоял к народу, честно служил ему, своему краю. Является для нас примером истинного гуманизма, великого благородства и бескорыстия. По словам жены И. Гольдберга, Л. И. Исаковой, рождение его как писателя произошло на Нижней Тунгуске. Здесь он «оттачивал перо» наблюдал жизнь простых людей, эвенков и русских, научился понимать их душу, их страдания. В 1914 году вышел первый сборник его «Тунгусских рассказов», среди них «Смерть Давыдихи», «Николай - креститель», «Большая смерть», «Волки» и др. В них писатель с болью в душе воспроизводит трагические условия жизни местных тунгусов. Они гибнут от голода, болезней, пожаров, зверя, от насилия купцов и чиновников, становятся жертвами своего невежества, легковерия, наивности

9 ноября ему исполнилось 135 лет со дня рождения . И. Гольдберг является одним из зачинателей сибирской литературы, представителем старшего поколения советских писателей, 35 лет своей недолгой жизни он отдал литературному творчеству и создал более ста талантливых произведений о родной Сибири. Он всегда близко стоял к народу, честно служил ему, своему краю. Является для нас примером истинного гуманизма, великого благородства и бескорыстия. По словам жены И. Гольдберга, Л. И. Исаковой, рождение его как писателя произошло на Нижней Тунгуске. Здесь он «оттачивал перо» наблюдал жизнь простых людей, эвенков и русских, научился понимать их душу, их страдания. В 1914 году вышел первый сборник его «Тунгусских рассказов», среди них «Смерть Давыдихи», «Николай - креститель», «Большая смерть», «Волки» и др. В них писатель с болью в душе воспроизводит трагические условия жизни местных тунгусов. Они гибнут от голода, болезней, пожаров, зверя, от насилия купцов и чиновников, становятся жертвами своего невежества, легковерия, наивности

Писатель защищает честных, смелых, бескорыстных детей природы. Выносит суровый приговор тем законам, которые порождают это зло. Автор глубоко проникает в психологию своих героев, сохраняя национальный колорит их речи, обычаев, мышления. В 1937 году, И. Гольдберг был репрессирован и в 1939 году он умер в тюрьме. Лишь в 1956 году после развенчания культа личности. Он был реабилитирован, партия и народ вернули ему доброе имя писателя.

Писатель защищает честных, смелых, бескорыстных детей природы. Выносит суровый приговор тем законам, которые порождают это зло. Автор глубоко проникает в психологию своих героев, сохраняя национальный колорит их речи, обычаев, мышления.

В 1937 году, И. Гольдберг был репрессирован и в 1939 году он умер в тюрьме. Лишь в 1956 году после развенчания культа личности. Он был реабилитирован, партия и народ вернули ему доброе имя писателя.

Андрей Павлович Жданов, студент – медик, в начале XX века был сослан в наше село. До этого прошел Александровский централ, где 7 лет был в заключении, 4 года находился в одиночной камере. С 1929 года стал членом Преображенского райисполкома, а позже возглавил райздрав Катанги. Как и Гольдберг был репрессирован в 1937 году, а в 1939 году реабилитирован, в этом же году умер.

Андрей Павлович Жданов, студент – медик, в начале XX века был сослан в наше село. До этого прошел Александровский централ, где 7 лет был в заключении, 4 года находился в одиночной камере. С 1929 года стал членом Преображенского райисполкома, а позже возглавил райздрав Катанги. Как и Гольдберг был репрессирован в 1937 году, а в 1939 году реабилитирован, в этом же году умер.

1929 год – год массовой коллективизации в Катанге. В 1934 году было уже 32 колхозных объединения на территории района.

1929 год – год массовой коллективизации в Катанге. В 1934 году было уже 32 колхозных объединения на территории района.

В 1950 году наша школа семилетняя была преобразована в 10 летку, а в 1954 году был сделан первый выпуск. 6 человек получили аттестаты.

В 1950 году наша школа семилетняя была преобразована в 10 летку, а в 1954 году был сделан первый выпуск. 6 человек получили аттестаты.

В 2009 году опубликована монография Геннадия Уткина « Сказание о земле Катангской».

В 2009 году опубликована монография Геннадия Уткина « Сказание о земле Катангской».

Спасибо за внимание.

Спасибо за внимание.