Страницы истории нашего края .
Если знать историю своей малой Родины, то сможешь ею гордиться
Протяженность территории района с юга на север 745 км, с запада на восток 137 тысяч квадратных километров.
Герб утвержден решением Думы МО «Катангский район» от 7 июня 2011 года. Внесен в Государственный геральдический регистр РФ под № 7233. Описание герба: зеленое поле т. к 80 % территории покрыто лесом. Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, молодость, надежду.
Олень – символ многообразной фауны.
Серебряная кайма – аллегория узоров, которую эвенки традиционно вышивали на одежде и обуви. Серебро – символ чистоты, открытости, мудрости. Красный цвет – символ красоты природы, богатства Катангского района полезными ископаемыми. Синий цвет – символизирует водные богатства Катанги. Рыба – главный продукт катангчан. Авторская идея герба: Леонида Юрьева.
Уже в первом десятилетии 17 века началось
освоение бассейна Нижней и Подкаменной Тунгуски русскими казаками –землепроходцами. В конце 16 века – начале 17 века Сибирь вошла в состав России .
Из Мангазеи первопроходцы отправлялись по рекам на север за мягкой рухлядью.
Так выглядела Мангазея в начале 17 века.
Мангазея давно была известна русским и инородцам. Торговля давно
привлекала туда предприимчивых людей. О
богатствах Мангазеи знали и английские и голландские купцы.
После большого пожара в 1619 году в Мангазее, народ стал переселяться в Туруханск.
Место слияния Енисея и Нижней Тунгуски .
Большая это река – Нижняя Тунгуска. По своей водности она лишь немного
уступает Ангаре. По длине не знает себе равных среди притоков Енисея.
3 тысячи километров она несет свои воды к Енисею.
В верховьях течет она в широкой долине, а в нижнем течении чередуется с многочисленными ущельями. В ущельях русло реки сужается местами до 100 метров, а берега высотой более 200 метров, совершенно отвесны, а глубина достигает порой 60 -100 метров.
Как только не называли эту реку в разные годы – Троицкая Тунгуска, Мангазейская Тунгуска, а с легкой руки Шишкова В.Я. называют «Угрюм – рекой». Нижняя Тунгуска река своеобразная, своенравная и удивительно красивая – пороги, речные ущелья, буруны и перекаты, красота и пустынность берегов, прибрежные горы и скалы. На плато левого берега Нижней Тунгуски расположены необычайно чистые и красивые горные озера.
Летом 1621 года Пянда поднялся на несколько десятков километров по Нижней Тунгуске и чуть ниже Кочемы основал Верхне - Пяндино зимовье. В 1622 году построил еще 3 зимовья, где Н. Тунгуска подходит к Лене близко. Две реки разделены Чечуйским волоком. Великого землепроходца звали на самом деле Демид Сафронович. Пянда – прозвище. От названия опушки из собачьего меха, украшавшей подол оленьей рубашки аборигенов.
Длилось это путешествие 3, 5 года 8000 тысяч километров он прошел. Положил начало освоению Восточной Сибири. Открыл путь для русских путешественников от Лены к Ангаре. Оставил воспоминания о реке Лене: «Та великая река Лена угодна и пространна. И людей по ней разных земель кочевых и сидячих, и соболей много.. Славнее и люднее нет реки».
Первое ясачное Пендинское зимовье начало работать в Катангском районе в 1624 году, Усть – Непское зимовье. Официально было закрыто в 1698 году.
Амбар рядом с зимовьем, для хранения скарба.
В древнейшей мангазейской ясачной книге, дошедшей до нас, записано: «в 1629 году из Туруханска можно добраться до Непы за 13 недель. В ясачное зимовье принесли ясак: Шиляг Довгуша с своего рода 193 соболя и шиляг Инкивда – 495 соболей». В этом году 395 лет исполнилось деревне Непе. Наши соседи, весь район, не оставил без внимание это событие.
Наибольшую выгоду приносила добыча соболей. Этот зверек в больших количествах обитал в лесах Восточной Сибири. А его мех обладал прекрасными качествами и неограниченным рыночным спросом.
Нижняя Тунгуска была главным районом пушного промысла. Максимальная среднегодовая добыча Сибирского соболя приходилась на 40 –е гг. XYIIвека и равнялась 145 тысяч штук. В 90-е гг. этого же века она упала до 42 тысяч штук. Всего за 70 лет в Сибири было добыто 7248000 соболей. В 1649 году соболиный промысел у русских на Нижней Тунгуске был парализован.
За сезон охотники добывали по пять – шесть сороков (200 - 240 соболей). В связи с резким сокращением количества соболей правительство в 1684 году издает указ о запрещении охоты. В дальнейшем правительство Петра Первого целиком подчинило пушной промысел контролю государства.
В XIX веке соболиная охота вновь была разрешена т.к. популяция соболей была восстановлена.
Петрашевцы, социал – демократы, участники польского восстания, большевики были сосланы сюда. Они устанавливали хорошие отношения с местным населением, занимались врачеванием, изучали местные обычаи и традиции.
Сотни политических ссыльных прошло через наше село. В 1909 году в Преображенскую волость был сослан И.Г.Гольдберг. Прожил 3 года в нашем селе. Арестован был за распространение нелегального журнала и участие в деятельности эсеров. Известный писатель. Написал более ста книг. В том числе «Тунгусские рассказы», героями которых являются наши земляки. Его высоко ценили Горький А.М. и А. Фадеев.
9 ноября ему исполнилось 135 лет со дня рождения . И. Гольдберг является одним из зачинателей сибирской литературы, представителем старшего поколения советских писателей, 35 лет своей недолгой жизни он отдал литературному творчеству и создал более ста талантливых произведений о родной Сибири. Он всегда близко стоял к народу, честно служил ему, своему краю. Является для нас примером истинного гуманизма, великого благородства и бескорыстия. По словам жены И. Гольдберга, Л. И. Исаковой, рождение его как писателя произошло на Нижней Тунгуске. Здесь он «оттачивал перо» наблюдал жизнь простых людей, эвенков и русских, научился понимать их душу, их страдания. В 1914 году вышел первый сборник его «Тунгусских рассказов», среди них «Смерть Давыдихи», «Николай - креститель», «Большая смерть», «Волки» и др. В них писатель с болью в душе воспроизводит трагические условия жизни местных тунгусов. Они гибнут от голода, болезней, пожаров, зверя, от насилия купцов и чиновников, становятся жертвами своего невежества, легковерия, наивности
Писатель защищает честных, смелых, бескорыстных детей природы. Выносит суровый приговор тем законам, которые порождают это зло. Автор глубоко проникает в психологию своих героев, сохраняя национальный колорит их речи, обычаев, мышления.
В 1937 году, И. Гольдберг был репрессирован и в 1939 году он умер в тюрьме. Лишь в 1956 году после развенчания культа личности. Он был реабилитирован, партия и народ вернули ему доброе имя писателя.
Андрей Павлович Жданов, студент – медик, в начале XX века был сослан в наше село. До этого прошел Александровский централ, где 7 лет был в заключении, 4 года находился в одиночной камере. С 1929 года стал членом Преображенского райисполкома, а позже возглавил райздрав Катанги. Как и Гольдберг был репрессирован в 1937 году, а в 1939 году реабилитирован, в этом же году умер.
1929 год – год массовой коллективизации в Катанге. В 1934 году было уже 32 колхозных объединения на территории района.
В 1950 году наша школа семилетняя была преобразована в 10 летку, а в 1954 году был сделан первый выпуск. 6 человек получили аттестаты.
В 2009 году опубликована монография Геннадия Уткина « Сказание о земле Катангской».
Спасибо за внимание.