Пояснительная записка
Программа по курсу географии 9 классов отражает последовательность, непрерывность, углубление и расширение знаний географической картины мира.
Возросшая потребность у школьников утвердить себя в окружающем мире, быть независимыми, самостоятельными и способными брать на себя ответственность, приводит к необходимости создания новых условий для самореализации личностного потенциала воспитанников. Главное новшество, касающееся содержания курса, заключается в приведении его в соответствие с принципами нового политического мышления, школьникам быть более компетентными в области необходимой им политической, географической грамотности, в новом взгляде на мировое хозяйство, всемирные экономические и культурные отношения. Данный спецкурс построен на основных принципах дидактики, таких как: принцип научности и принцип доступности, позволяющий побуждать интерес к поиску разнообразных, дополнительных источников информации.Программа курса рассчитана на 8 учебных часов. После выполнения заданий ставится оценка “зачтено” или “не зачтено”.
Средства обучения
Учебники географии
Статистические сборники
Научно- практические материалы
Энциклопедии
Атласы
Использование системы «Интернет»
Ожидаемые результаты должны знать: историко-географические регионы и ведущие страны Азии, Зарубежной Европы, Америки, Африки, Австралии и Океании и их столицы; научные, культурные, рекреационные центры и районы Мира; должны уметь: показывать на картах крупные и значимые в мировой экономике страны Азии, Зарубежной Европы, Америки, Африки, Австралии и Океании их столицы; делать доклады, представлять полученные результаты работы в аудитории.
Базовое содержание элективного курса
1) Введение (1 час): историко-географические регионы мира ,типология государств . 2) На изучение раздела «Страны Азии» выделено 1 час: общий обзор стран Зарубежной Азии, краткая историческая справка, памятники природы, крупные туристические объекты, архитектура, быт и культура населения; Презентация слайдов «Ключевые, развивающиеся страны Азии - Азиатский тигр»; 3) На изучение раздела «Страны Зарубежной Европы» выделено 2 часа: политическая карта и регионы Европы, краткая историческая справка, памятники природы, крупные туристические объекты, архитектура, быт и культура населения состав государств, государственное устройство стран, природные условия и ресурсы, экологическая ситуация в странах Европы и мероприятия по охране; ; 4) На изучение раздела «Страны Америки» выделено 1 час: политическая карта Америки, краткая историческая справка, памятники природы, крупные туристические объекты, архитектура, быт и культура населения, открытие и освоение Америки, история открытия, заселения, колонизации и освоения территорий Нового Света,. 5) На изучение раздела «Развивающиеся страны Африки» выделено 1 час: политическая карта Африки, краткая историческая справка, памятники природы, крупные туристические объекты, архитектура, быт и культура населения 6) На изучение раздела «Австралия, Океания» выделено 1 час: краткая историческая справка, памятники природы, крупные туристические объекты, архитектура, быт и культура населения; история открытия, заселения и освоения» 7) Итоговая зачетная работа.
Тематическое планирование элективного курса «Страноведение»
№ п/п | ТЕМА ЗАНЯТИЙ | КОЛ-ВО ЧАСОВ | КОНТРОЛЬ |
1 | Общий обзор стран Мира | 1 | лекция |
2 | Азия | 1 | |
| Общий обзор | | |
| Жемчужины Персидского залива | | презентация |
| Европа | 2 | |
3 | Общий обзор | 1 | лекция |
| Прогулки по Парижу | | |
4 | Англия | 1 | |
5 | Америка | 1 | |
| США- города - гиганты | | |
6 | Африка | 1 | |
| Общий обзор | | презентация |
| Египет, Сейшельские острова | | |
7 | Австралия и Океания | 1 | |
| Общий обзор | | |
| Тернии Большого рифа | | |
8 | Итоговый урок «Достопримечательности Мира» | 1 | викторина |
| итого | 8 | |
Список рекомендуемой литературы для учащихся:
А.Ю.Александрова. Международный туризм: Учебное пособие для вузов. – М.: Аспект Пресс, 2001.
И.И. Баринова и др. Внеурочная работа по географии / И.И.Баринова, Л.И. Елховская, В.В. Николина: Под ред. И.И. Бариновой. - М.: Просвещение, 1998. - 157 С., ил.
Ю.Д. Дмитревский. Природные районы мира: Учебное пособие. – Смоленск: СГУ. – 2000.
Н.С. Евсеева. География: население и хозяйство: Учебное пособие. – Томск: Томский государственный университет, 2005. – 168 с.
Весь мир: Страны. Флаги. Гербы. – Мн.: Харвест, 1999. (энциклопедический словарь)
Список рекомендуемой литературы для учителя:
География. Еженедельная методическая газета для учителей географии, экологии и природоведения Издательского Дома “Первое сентября”.
Кузнецов А.П. Хрестоматия по экономической географии зарубежных стран. 2004.
Максаковский В.П. Географическая картина мира.- Ярославль.: Верхняя Волга, 1998.
Н.С.Мироненко, И.Т.Твердохлебов. Рекреационная география. – М.: Изд – во МГУ, 1982.
Овчинников Н. Достопримечательности стран бывших республик. Курсовая работа. 2007
Пяткова Л.В. Сетевая инновационная образовательная программа страноведческого курса по географии “Как прекрасен этот мир”.
Родин И.О., Пименова Т.М. Все страны мира. – М.: Вече, 2003.
А.З. Сафиуллин. Географическое краеведение в общеобразовательной школе: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1999. – 127 с., ил.
Словарь-справочник / Под ред. Л.П. Воронковой. – М.: Аспект Пресс. 2002.
Терминологический словарь: Справочно - методическое пособие / Авт.-сост. И.В.Зорин, В.А.Квартальнов. – М.: Советский спорт, 1999.