Стратегии и приёмы работы с текстом для развития навыков смыслового чтения
Автор: Артищева Е.А.
Передо мной стоит задача эффективного использования приемов смыслового чтения на уроках истории и обществознания.
Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:
1)Работа с текстом до чтения;
2)Работа с текстом во время чтения;
3)Работа с текстом после чтения.
«Ребус»
Разгадываем ребус, в котором зашифровано ключевое слово к теме урока. После чего формулируем тему урока. (Ответ: деньги. Тема: «Деньги и их функции»)
«Ряды понятий»
Перед вами ряд понятий: ФАРАОН, ЖРЕЦ, ВЕЛЬМОЖА, РЕМЕСЛЕННИК, ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ, РАБ.
- Что обозначают эти слова? (жители Египта)
- О ком хотелось бы узнать подробнее? (о вельможах).
(Тема: «Жизнь египетского вельможи»)
«Составление текста с пропусками важных слов».
Перед вами лежат карточки с текстом.
Задание: заполните пропуски в тексте
Иван получил свое прозвище от …….. .
В…… году он помог хану ……… подавит восстание против ордынцев в г. ………. .
За что и получил ……… и право собирать …… для Орды с подвластных земель.
Иван Калита навел ……….. в русских землях, набеги ………. прекратились.
Московское княжество при Иване Калите стало ……………. в Северо –Восточной Руси
(ОТВЕТ: Иван получил свое прозвище от названия кошелька («калита» – денежная сумма).
В 1327 году он помог хану Узбеку подавит восстание против ордынцев в г. Твери. За что и получил ярлык и право собирать дань для Орды с подвластных земель.
Иван Калита навел порядок в русских землях, набеги ордынцев прекратились.
Московское княжество при Иване Калите стало сильнейшим в Северо – Восточной Руси).
«Алфавит на доске».
Вам даны следующие слова:
Аттика, Афины, ареопаг, архонты, агора, амфоры, Арес, акрополь.
Составьте текст с данными словами.
«Поработай редактором» по тексту новгородских грамот.
Учащиеся, изучив исторический источник должны сделать выводы об уровне грамотности новгородцев, о занятиях, о межличностных отношениях.
«Юный историк» предполагает сделать выводы о жизни восточных славян по «Повести Временных лет» Нестора. Полученную информацию обучающиеся распределяют по пунктам плана (занятия, управление, обычаи и т. д.) и сделать вывод об уровне развития восточных славян.
«Переводчик»
Замените подчеркнутые предложения историческими терминами, впишите одним, двумя словами.
16 января 1547года в Успенском соборе московского Кремля венчался на царство Иван IV.Великий князь Иван Васильевич стал первым в истории Руси царем. К этому времени вокруг молодого царя сложился круг государственных деятелей - совет приближенных царя - _________________________. Опираясь на __________________ царь провел реформы, которые должны были сформировать такое государство, в котором происходит политическое и экономическое объединение всех земель вокруг сильной центральной власти - _________________________________________.
В 1549 году царь повелел собрать в Москве собрание представителей разных сословий всех русских земель - ___________________________________.
В 1550 году на соборе был принят новый свод законов Российского государства - _________________________________ . В нем увеличен размер платы за проживание с крестьян при переходе от одного помещика к другому - _________________________________ . В правление Ивана IV завершилось формирование органов центрального управления - ______________. Их численность в разные годы доходила до ста.
«Закрой окно!»
Найди ошибки и подчеркни их.
В Олимпийских играх в Афинах в метании ядра и диска отличился атлет из Микен, а в прыжках в длину – венок из ветвей винограда достался юной участнице из Спарты. Наибольший интерес у зрителей вызвали гонки на колесницах, которые проходили в первый день соревнований. В заключительный седьмой день все зрители восторженно приветствовали победителей Олимпийских игр. “Слава победителям!” - кричали все .
В Олимпийских играх в Олимпии в метании копья и диска отличился атлет из Микен. Победителей награждали венком из ветвей оливы . Наибольший интерес у зрителей вызвали гонки на колесницах, которые проходили в четвертый день соревнований. В заключительный пятый ден ь все зрители восторженно приветствовали победителей Олимпийских игр. “Слава победителям!” - кричали все.
«Переработка текста» является самым эффективным и понятным, когда ученикам необходимо ознакомиться с большим объемом информации. Этот прием является эффективным при подготовке к устным экзаменам по истории и обществознанию (составление простого и сложного плана).
Писатель В.А. Сухомлинский высказал мысль: «Кто не умеет читать, тот не умеет мыслить» .
Я желаю, чтобы вы всегда оставались светом для окружающих, и чтобы ваши уроки стали очагом, согревшись у которого, ваши ученики стремились стать мыслителями.