СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Стрижонок Скрип"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Стрижонок Скрип"»

Тема: Выразительное чтение произведения. Виктор Петрович Астафьев «Стрижонок Скрип»

Тип урока: открытие новых знаний

Цели деятельности учителя:

1) расширить знания о жизни и творчестве В. П. Астафьева;

2) учить анализировать поступки героев, составлять сравнительное описание на основе текста;

3) прививать любовь и бережное отношение к животным;

4) отрабатывать навыки выразительного чтения.


Планируемые результаты:

Познавательные УУД: осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях.

Личностные УУД: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе, положительное отношение к урокам литературного чтения.

Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД: слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; принимать участие в диалоге; задавать вопросы, отвечать на вопросы других.

Методы: словесный, наглядный.

Ресурсы: учебник по литературному чтению 4 кл., 2 ч., Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий; мультимедийная презентация, раздаточный материал.















Ход урока

Этап урока.

Методы и приемы.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся

1. Орг. момент. Мотива-ционный

Словес.: слово учителя

Доброе утро, дорогие ребята!

Проверьте свою готовность к уроку. Повернитесь друг к другу и пожелайте удачи.

Присаживайтесь…

Эмоционально настраиваются на работу

2.Проверка домашнего задания

Пересказ

Диалог с автором

Отзыв

Вспомните, с творчеством какого автора мы познакомились на прошлых уроках литературного чтения?

Что было вашим домашним заданием? Сдайте пожалуйста листы.

Отвечают на вопросы учителя.

Выразительно читают произведение Е.И. Чарушина«Кабан»

Отвечают на вопросы учителя.

3. Актуализация знаний.

Речевая разминка

Прочитайте стихотворение выразительно. Слайд 1. Читаю. (Желательно по рядам с разной интонацией)

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

И. Бунин

С грустной (весёлой) интонацией.

О каком времени года говорится в каждом стихотворении?

Как вы это узнали, по каким словам?

Выполняют речевую разминку


Читают стихотворение разными интонациями


4. Формулировка темы. Постановка учебной задачи и ее решение

Словес.: чтение разными интонациями

Нагл.: презентация

Словес.: учебный диалог

Послушайте загадку и отгадайте её.


Птица эта небольшая,

Целый день она летает –

Не желает приземлиться,

И на ветки не садится.

Выше леса, выше крыш –

Всех быстрей летает… (стриж) Слайд 2.

- Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли вам её узнать?

Рассказ учителя о стрижах.. Вы знаете? Стрижи выкапывают норку длиной до 60 см в жёстком глиняном берегу. Пьют и едят на лету. На землю садятся только за строительным материалом для гнёзд: глиной, илом. Скорость полёта до 100 км/ ч. В сутки летают по 16-17 часов. На лету стрижи пьют и купаются.

Слайд 3.


- Ребята, посмотрите внимательно на экран. Предположите, кто это? (Писатель, В.П.Астафьев)

-Как вы думаете, что может объединять В.П.Астафьева и стрижей, о которых мы сказали ранее?

(В.П. Астафьев написал рассказ (произведение) о стрижах, или в названии произведения есть слово СТРИЖ)


- Верно ребята, тема нашего урока «Выразительное чтение произведения В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»








Какие цели мы поставим на урок?

- учиться читать выразительно.

- познакомиться с творчеством писателя В. П. Астафьева;

- познакомиться с рассказом «Стрижонок Скрип».

Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы, слушают














Отвечают на вопросы, предполагают



Слушают







Самостоятельно формулируют цели урока

5. Решение частных задач

Словес.: слово учителя

Нагл.: презентация









Словес.: фронтальный опрос, учебный диалог





Нагл.: презентация














Словес.: учебный диалог

Нагл.: презентация

Сейчас я вам расскажу про жизнь и творчество В. П. Астафьева.

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Отец в 1930 года был разорён, потом умерла мать. Детство писателя было тяжелым, сиротским, даже школу не довелось окончить. В 1941 году В.П. Астафьев поступил в школу фабрично-заводского обучения, а в 1942 году ушел на войну; там получил два тяжелых ранения. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семеновной Корякиной, ставшей его женой. В1945 году супруги поехали на родину жены – в город Чусовой. Здесь В.П. Астафьев работал грузчиком, вахтером, учился в школе рабочей молодежи, стал членом литературного кружка при газете «Чусовской рабочий». Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птички, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца - согревающего нас – всё это часть нашей жизни. Все написанное В.П. Астафьевым не уложится и в 15 томов.

Умер 29 ноября 2001 г. в родном селе.

Словарная работа. (Слайд 4)

Объясните значение слов.

БЕСЦЕРЕМОННО – беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости.

ЗАПОЛОШНО – суматошно, неспокойно, взбалмошно.

ЛЕПИТЬСЯ – располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному.

ЯР – крутой берег, обрыв.

Подберите синонимы к словам.

МЕРЦАЛА – светилась.

СЕРЬЕЗНЫЙ – вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный, глубокомысленный.

УГРЕВШИСЬ – согревшись.

ПОТУХЛО – погасло, прекратилось.

Подберите антонимы к словам.

МЕРЦАЛА – темнела, мрачнела.

СТРОГИЙ – ласковый.

ТРЕВОГА – покой, спокойствие.

Физминутка

Раз - подняться, подтянуться.

Два - согнуться, разогнуться.

Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре - ноги шире.

Пять - руками помахать,

Шесть - за стол тихонько сесть.


Первичное чтение рассказа на стр. 100 - 109 учебника.

Какое впечатление произвел на вас рассказ?

Стрижата остались одни. Как писателю удается показать, что стрижи очень дружный народ?

Почему Скрип оказался в руках ребят?

Что он почувствовал в этот момент?

Как относитесь к поступку мальчиков?

Если бы вы были на их месте, как бы поступили?

Отчего стрижата стали беспокоиться?

Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Для чего автор выбрал именно эти слова?

Слушают учителя















Подбирают синонимы, антонимы к словам













Выполняют заряку









читают

отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение

6. Закрепление

У каждого из вас лежит карточка, в которой вам нужно поставить + или – справа от всех высказываний.

1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул. -

2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку. +

3. Понял стрижонок, какая у него серьёзная и строгая мама. +

4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.-

5. Скрип был любопытный стрижонок.+

6. Однажды мама стрижиха вылетела на битву с врагом - разбойником коршуном.-

7. Стрижи-очень дружный народ.+

8. Стрижонок проснулся от того, что ему стало холодно.+

- Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте работу своего товарища.

- Если ваш сосед допустил 0-1 ошибку – поставьте ему 5;

2 ошибки - 4;

3ошибки – 3.

Выполняют задание на карточках.





Выполняют взаимопроверку.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Словес.: обобщение, высказывания учащихся, самоанализ

Нагляд.: презентация

Продолжите предложения.

  • Сегодня на уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за…

  • После урока мне захотелось…


Домашнее задание:

  1. Перечитать рассказ, подготовить выразительное чтение с.100-109.

Отвечают на вопросы. Высказывают свое мнение, делают выводы.




























Тест


Если верно, ставь +

Если не верно, ставь -



1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.



2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.


3. Понял стрижонок, какая у него серьёзная и строгая мама.


4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.


5. Скрип был любопытный стрижонок.


6. Однажды мама стрижиха вылетела на битву с врагом - разбойником коршуном.


7. Стрижи-очень дружный народ.


8. Стрижонок проснулся от того, что ему стало холодно.

Итого верных ответов:


Оценка:



Подсчитай верные ответы:

Если верно 7-8 ответов, то оценка 5

Если верно 6 ответов, то оценка 4

Если верно 4-5 ответов, то оценка 3

Если 0-3, то оценка 2







Тест


Если верно, ставь +

Если не верно, ставь -



1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул.



2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку.


3. Понял стрижонок, какая у него серьёзная и строгая мама.


4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.


5. Скрип был любопытный стрижонок.


6. Однажды мама стрижиха вылетела на битву с врагом - разбойником коршуном.


7. Стрижи-очень дружный народ.


8. Стрижонок проснулся от того, что ему стало холодно.

Итого верных ответов:


Оценка:



Подсчитай верные ответы:

Если верно 7-8 ответов, то оценка 5

Если верно 6 ответов, то оценка 4

Если верно 4-5 ответов, то оценка 3

Если 0-3, то оценка 2

ОТВЕТЫ

1. –

5. +

2. +

6. –

3. +

7. +

4. –

8. +





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!