3. Актуализация знаний. | Речевая разминка Прочитайте стихотворение выразительно. Слайд 1. Читаю. (Желательно по рядам с разной интонацией) Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. И. Бунин С грустной (весёлой) интонацией. О каком времени года говорится в каждом стихотворении? Как вы это узнали, по каким словам? | Выполняют речевую разминку Читают стихотворение разными интонациями |
4. Формулировка темы. Постановка учебной задачи и ее решение Словес.: чтение разными интонациями Нагл.: презентация Словес.: учебный диалог | Послушайте загадку и отгадайте её. Птица эта небольшая, Целый день она летает – Не желает приземлиться, И на ветки не садится. Выше леса, выше крыш – Всех быстрей летает… (стриж) Слайд 2. - Какие особенности этой птички, отражённые в загадке, помогли вам её узнать? Рассказ учителя о стрижах.. Вы знаете? Стрижи выкапывают норку длиной до 60 см в жёстком глиняном берегу. Пьют и едят на лету. На землю садятся только за строительным материалом для гнёзд: глиной, илом. Скорость полёта до 100 км/ ч. В сутки летают по 16-17 часов. На лету стрижи пьют и купаются. Слайд 3. - Ребята, посмотрите внимательно на экран. Предположите, кто это? (Писатель, В.П.Астафьев) -Как вы думаете, что может объединять В.П.Астафьева и стрижей, о которых мы сказали ранее? (В.П. Астафьев написал рассказ (произведение) о стрижах, или в названии произведения есть слово СТРИЖ) - Верно ребята, тема нашего урока «Выразительное чтение произведения В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип» Какие цели мы поставим на урок? - учиться читать выразительно. - познакомиться с творчеством писателя В. П. Астафьева; - познакомиться с рассказом «Стрижонок Скрип». | Отгадывают загадку. Отвечают на вопросы, слушают Отвечают на вопросы, предполагают Слушают Самостоятельно формулируют цели урока |
5. Решение частных задач Словес.: слово учителя Нагл.: презентация Словес.: фронтальный опрос, учебный диалог Нагл.: презентация Словес.: учебный диалог Нагл.: презентация | Сейчас я вам расскажу про жизнь и творчество В. П. Астафьева. Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка Красноярского края. Отец в 1930 года был разорён, потом умерла мать. Детство писателя было тяжелым, сиротским, даже школу не довелось окончить. В 1941 году В.П. Астафьев поступил в школу фабрично-заводского обучения, а в 1942 году ушел на войну; там получил два тяжелых ранения. В госпитале он познакомился с медсестрой Марией Семеновной Корякиной, ставшей его женой. В1945 году супруги поехали на родину жены – в город Чусовой. Здесь В.П. Астафьев работал грузчиком, вахтером, учился в школе рабочей молодежи, стал членом литературного кружка при газете «Чусовской рабочий». Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птички, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца - согревающего нас – всё это часть нашей жизни. Все написанное В.П. Астафьевым не уложится и в 15 томов. Умер 29 ноября 2001 г. в родном селе. Словарная работа. (Слайд 4) Объясните значение слов. БЕСЦЕРЕМОННО – беззастенчиво и развязно, выходя за границы вежливости. ЗАПОЛОШНО – суматошно, неспокойно, взбалмошно. ЛЕПИТЬСЯ – располагаться, прилепившись к чему-нибудь наклонному. ЯР – крутой берег, обрыв. Подберите синонимы к словам. МЕРЦАЛА – светилась. СЕРЬЕЗНЫЙ – вдумчивый, сосредоточенный, озабоченный, глубокомысленный. УГРЕВШИСЬ – согревшись. ПОТУХЛО – погасло, прекратилось. Подберите антонимы к словам. МЕРЦАЛА – темнела, мрачнела. СТРОГИЙ – ласковый. ТРЕВОГА – покой, спокойствие. Физминутка Раз - подняться, подтянуться. Два - согнуться, разогнуться. Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре - ноги шире. Пять - руками помахать, Шесть - за стол тихонько сесть. Первичное чтение рассказа на стр. 100 - 109 учебника. Какое впечатление произвел на вас рассказ? Стрижата остались одни. Как писателю удается показать, что стрижи очень дружный народ? Почему Скрип оказался в руках ребят? Что он почувствовал в этот момент? Как относитесь к поступку мальчиков? Если бы вы были на их месте, как бы поступили? Отчего стрижата стали беспокоиться? Почему, прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? Для чего автор выбрал именно эти слова? | Слушают учителя Подбирают синонимы, антонимы к словам Выполняют заряку читают отвечают на вопросы учителя, высказывают свое мнение |
6. Закрепление | У каждого из вас лежит карточка, в которой вам нужно поставить + или – справа от всех высказываний. 1. Стрижонок вылупился из яичка в тёмном гнезде и удивлённо пискнул. - 2. Мама принесла в клюве капельку дождя и отдала её Скрипу – первому стрижонку. + 3. Понял стрижонок, какая у него серьёзная и строгая мама. + 4. Таких норок в глиняном берегу над рекой было очень мало.- 5. Скрип был любопытный стрижонок.+ 6. Однажды мама стрижиха вылетела на битву с врагом - разбойником коршуном.- 7. Стрижи-очень дружный народ.+ 8. Стрижонок проснулся от того, что ему стало холодно.+ - Поменяйтесь карточками с соседом по парте, проверьте работу своего товарища. - Если ваш сосед допустил 0-1 ошибку – поставьте ему 5; 2 ошибки - 4; 3ошибки – 3. | Выполняют задание на карточках. Выполняют взаимопроверку. |