СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение дыхательной системы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это первый урок в системе уроков по изучению дыхательной системы. В процессе урока для активизации познавательной деятельности можно использовать небольшой видео фрагмент "Жизнь и дыхание"

Просмотр содержимого документа
«Строение дыхательной системы»

Биология 9 класс. 


Строение и функции дыхательной системы. 


Тип урока: изучение нового материала.  

Цели урока:  

 Образовательные: • изучить особенности строения органов дыхания;  найти взаимосвязь строения органов и выполняемой ими функциями;  раскрыть сущность процесса дыхания, его значение в обмене веществ;  выяснить механизмы голосообразования;  

Развивающие: • продолжить формирование основ гигиены (правила гигиены дыхания);  

 развивать умения сравнивать, анализировать и делать выводы, логически мыслить;  

Воспитательные:  

 • воспитывать бережное отношение к своему организму, к своему здоровью, к здоровью окружающих;  

 • провести аналогию: дыхание – жизнь. 


Методы: частично-поисковый, проблемный. 

 

Ход урока: 



Видеоролик. Идущие часы 

В чём вы нуждаетесь в настоящий момент: карьере, престижной роботе, деньгах. Строите первоочередные планы или долгосрочные; на всю жизнь или на текущий момент. Но совершенно точно  можно сказать, что все они не сравнимы с архиважной потребностью ДЫШАТЬ. 

Тема урока: 

Строение и функции дыхательной системы. 

Опыт №1 

Задержите дыхание по моей команде. Как только вы не сможите больше сдерживать себя поднимите руку вверх. По последнему я выключу секундомер. 

Какие ощущения? 

2. Почему вы почувствовали головокружение, слабость, сухость во рту, потемнение в глазах? 

Сколько времени мы можем не дышать?  

 

Представьте себе , сто вы не могли бы дышать 40 секунд, вы готовы были бы отдать всё ради одного вздоха, через 1 мин вы потеряли бы сознание, а через 3-4 мин начнут отмирать клетки головного мозга и вас невозможно будет вернуть к жизни. 

Деление на группы 

Цветовые карточки. 

Каждая группа напишет вопросы на какие она хотела бы получить ответ по данной теме. 

Дерево Знаний. 

Цели выбирают дети из предложенного перечня или предложить свои. 

овладеть содержанием темы: сущность понятия дыхания, строение органов дыхания в связи с их функциями; значение дыхания; 

проявить и развить свои способности (назвать их); 

доказывать и опровергать утверждения педагога; 

развивать умение слушать друг друга;  

приобретение  веры в себя, в свои потенциальные возможности;  

организовывать анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; 

задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;  

овладеть способами совместной деятельности в группе. 

Задание 1 

Выберите карточки на столе, которые по вашему мнению составляют дыхательную систему: желудок, печень, лёгкие, гортань, трахея, бронхи, нос, сердце. 

Почему вы их выбрали? Расположите их в порядке прохождения воздуха . Давайте проверим.  Слайд 

Поговорка «Это нужно нам как воздух» выражает особую потребность организма в дыхании. Великий врач древней Греции Гиппократ называл дыхание «пастбище жизни». 

А что такое дыхание? 

Дыхание- это процесс обеспечения клеток организма кислородом,  использование его в окислении органических веществ с высвобождением энергии, удаление углекислого газа. 

На какие два взаимосвязанных этапа  можно разделить дыхание? 

Дыхание  можно разделить на два взаимосвязанных  этапа: 

Внешнее дыхание-газообмен; поступление кислорода и удаление углекислого газа. 

Клеточное дыхание – использование кислорода в биологическом окислении у живых организмов.  

К чему сводится функция дыхательной системы? 

Ответ от группы 

Функция дыхательной системы человека сводится к тому, чтобы снабжать кровь достаточным количеством кислорода и удалять из нее углекислый газ. 

 

Опыт №2 

Сосчитайте сколько вздохов вы совершили за 1 мин. 

Сделайте 10 приседаний. А после физической нагрузки? 

Я предлагаю рассмотреть строение органов дыхания. 

Слайд схема. Дыхательная система состоит из 

воздухоносных путей и легких 

Работа в группах 

Вытягиваем карточку для работы в группе. Строение данного органа. Используя материал учебника. 

Нос 

«Без носа человек – черт знает что – птица не птица, гражданин не гражданин, - просто возьми, да и вышвырни за окошко!…» Так писал о носе Н.В. Гоголь. 

Ответ групп которые выполняли это задание. 

 А если серьезно? Для чего появился нос у человека разумного? Ведь у наших предков – человекообразных обезьян его не было. Чтобы узнать об этом,  я предлагаю провести небольшое исследование:  Слайд 

Массаж биологически активных точек носа. 

Чтобы вы меньше болели насморком, есть радикальное средство  – массаж бат, при массаже в организме выделяются бав: интерферон, лизоцим, с действием  которых,   не сравнится любой современный препарат.  

   Массируйте одновременно каждую точку справа и слева кончиками указательных или больших пальцев в течение 2-3 минут. Движение пальца вращательное или слегка вибрирующее. 

Гортань 

Что еще есть в гортани? Почему гортань называют «самым прекрасным музыкальным инструментом»? Ответ групп которые выполняли это задание. Ответьте на вопросы: от чего зависят индивидуальные особенности голоса? Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин? Почему у детей более высокий голос, чем у взрослых?     

Задание. Попробуйте нащупать щитовидный хрящ  и сделать глотательное движение. Что происходит с щитовидным хрящом? Что вы  чувствуете?  

(хрящ уходит  вверх, а затем снова возвращается на прежнее место, при этом движении надгортанник закрывает вход в гортань, и по нему как по мосту, движется слюна или пищевой комок в пищевод) 

Работа в группах 

Найди соответствия Карточки 

Закрепление 

Реши смысловые пропорции 

 

Даны три понятия. Между первыми и вторыми существует определенная связь. Запишите рядом с третьим понятием слово, чтобы между ними существовала такая же связь. 

Сердце: предсердие= гортань:…….(голосовые связки)  

Артерии: транспорт веществ= гортань…(голосообразование) 

Зубы: кариес = носовая полость:….(ринит).  

Кровь: гематология = бронхи:……(пульмонология).. 

 

Преобразуй  высказывание немецкого учёного Канна о процессах, происходящих в начале дыхательных путей в научный текст: 

«Воздух очищается от пыли, обеззараживается носовой слизью, обмывается в паровой бане носовых раковин, обнюхивается (анализируется чувствительными клетками) ищейками обонятельной станции, поливается душем в области миндалин, обследуется рефлексными чиновниками (рецепторами гортани и трахеи)». 

Объясни результаты опыта. 

 

Кролику ввели в носовую полость трубочку. Воздух не соприкасался со слизью. Через несколько дней кролик погибает из-за обильного проникновения бактерий в лёгкие. Другой кролик, дышащий нормально, остаётся здоровым. Почему? (Благодаря защитным свойствам носовой слизи.) 

Рефлексия 

Древо знаний. Достигли мы целей. Приклеиваем листочки 

Задание эмоционально-ценностного характера 

Посмотрите, пожалуйста, на гномов. У них у всех разное настроение. Какой гном наиболее близок Вам по настроению? Какого гнома Вы забрали бы уходя с урока с собой? 

 

 

Каждый ученик получает раздаточный материал 

2. Вопросы для организации самоанализа и самооценки обучаемыми результатов своей деятельности на уроке. 

1.Какие чувства  у вас возникали на уроке? 

2.Чему вы научились на уроке? 

3.Что нового узнали? Что для вас стало наиболее значимым? Почему? 

4.Какие трудности возникали у вас на уроке? Как вы их преодолевали? 

5.Что еще вам хотелось бы узнать по материалу, пройденному на уроке? 

 



















Приложение 1   

В исследовательском центре Kattegatcentret города Грена, Дания, в океанариуме тропических акул фридайвер Стиг Северинсен провел опыт по задержке дыхания. Целых 20 минут и 10 секунд сидел на дне аквариума. Максимальная длительность задержки дыхания у бобров и дельфинов - 20 мин, ластоногих - 70 мин, китов - 90 мин, человек нетренированный может задержать дыхание на 30 - 60 сек, ловец жемчуга на 6 мин, фридайвер на 9 минут.  

Дополнительная информация   

Фридайверы – любители погружения на глубину без всякого снаряжения – пользуются техниками йогов, позволяющими натренировать свой организм и задерживать дыхание на полчаса и больше без губительных последствий. 

При этом в организме человека происходят изменения, позволяющие адаптироваться к кислородному голоданию – это замедление сердечного ритма, отток крови от конечностей к жизненно важным органам, повышение уровня гемоглобина, которое позволяет организму накапливать дополнительный кислород. На глубине более 50 метров альвеолы заполняются плазмой, это поддерживает нужный объем легких, предохраняя их от сжатия и разрушения. Подобные изменения в организме исследователи обнаружили у ловцов жемчуга, способных нырять на большие глубины и находиться там от двух до шести минут. Удивительно, но в Японии за морскими дарами на дно опускаются исключительно женщины. 

 

Приложение 2. 


Обратите внимание на таблицу № 1  

Прочитайте внимательно, поставьте +, если вы данный материал вам знаком или -,если  вы в данном вопросе некомпетентны. 

Таблица 1 

Познавательные компетенции 

Начало урока 

Конец урока 

Сущность понятия дыхания 

 

 

Роль кислорода в процессах обеспечения организма энергией 

 

 

Строение органов дыхания в связи с их функциями 

 

 

 Гортань – прекрасный музыкальный инструмент 

 

 

 

Используя информацию приложения 3 ответьте на вопросы. 

Найдите в тексте информацию о строении гортани. Определите, какие ее образования участвуют в формировании звуков. (голосовые связки, голосовая щель) 

При каком положении голосовых связок образуются звуки? (образование звука происходит при сомкнутых голосовых связках, звук выходящего воздуха заставляет связки вибрировать – возникает звук)). 

Ответьте на вопросы: от чего зависят индивидуальные особенности голоса? Почему у женщин более высокий голос, чем у мужчин? Почему у детей более высокий голос, чем у взрослых?     

(У людей с низкими голосами складки более длинные и толстые, а с высокими – короткие и тонкие). 

 

 

 

  1. Начинайте массажировать симметричные точки, которые находятся в углублениях крыльев носа. Это необходимо производить указательными пальцами на протяжении 1-1,5 минут. 

  1. Переходите к симметричным точкам, которые находятся под ноздрями, в месте соединения верхней губы и носа. 

  1. Далее перемещайтесь к самой крайней точке носа. 

  1. При ощущении тяжести в голове, что часто сопровождает простудные заболевания, поможет массаж точки между бровями, а также круговые движения пальцев на висках. 

 

Приложение 3. 

   При нормальном правильном  дыхании человек дышит через нос. А зачем человеку нос? Подобно глазам, губам, ресницам, нос как бы критически к нему не относиться, - украшение лица. Представить человека с двумя дырочками на ровном месте просто невозможно. 

      Бывает  и так, что носовое дыхание нарушается, это бывает во время насморка, капилляры резко расширяются, узкие просветы заполняются слизью, затрудняя прохождение воздуха через носовые ходы. Человеку приходится дышать ртом. Воздух при этом не успевает прогреться, увлажниться, очиститься от пыли.  

   Из носовой полости согретый, увлажненный, очищенный воздух поступает через носоглотку в гортань. Она образована несколькими хрящами. Щитовидный хрящ защищает гортань спереди. Хрящевой надгортанник  при глотании пищи закрывает вход в гортань. 

    Голосовой аппарат – это система органов, служащая для образования звуков голоса и речи. К нему у человека относятся: органы дыхания, гортань с голосовыми складками, артикуляционный аппарат и резонаторы. 
    Органы дыхания создающие воздушное давление под голосовыми складками, – источник звуковой энергии. 
    Гортань с заключенными в ней голосовыми связками – источник звуковых колебаний.  
    Человеческая гортань расположена на уровне IV–VI шейных позвонков и связана с подъязычной костью. Вверху гортань переходит в полость глотки, внизу – в трахею. Снаружи ее положение заметно по выступу, называемому «кадыком» («адамовым яблоком»), более развитому у мужчин и образованному соединением обеих пластинок щитовидного хряща. 

    Гортань подобно музыкальным инструментам создает звуки, отличающиеся исключительным разнообразием у разных людей и у одного и того же человека. Работа гортани, как и всего голосового аппарата, поддается нейрофизиологической «настройке».)           Голосовые связки могут смыкаться и размыкаться, натягиваться. Образование звука происходит при сомкнутых голосовых связках. Строение голосовых связок дает им возможность колебаться как целиком, так и отдельными участками, от чего зависит характер звучания голоса. Просвет между правой и левой голосовыми складками называется голосовой щелью. 
       При молчании голосовая щель широко раскрыта, при разговоре или пении – сужается. Размеры голосовых связок определяют тип голоса. У людей с низкими голосами складки более длинные и толстые, а с высокими – короткие и тонкие. 

       Мы продолжаем следить за движением воздуха. Воздух направляется вниз по воздушной трубе, которая получила название – трахея. 

    Стенки трахеи мерцают от легких волн, бегущих снизу. Эти волны образуют маленькие реснички, которые быстро – быстро, 500 раз в минуту, трепещут и постепенно выталкивают прорвавшуюся сюда, через все барьеры, пыль. Без этих мерцательных ресничек в наших легких за всю жизнь скопилось бы полведра пыли.  За сутки мерцательный эпителий выносит наружу 20 гр пыли. Длина трахеи примерно 15 см. Она имеет твердый скелет в виде хрящевых полуколец.  На уровне 5 грудного  позвонка трахея делится на два бронха - правый и левый. Каждый бронх входит в легкое, где ветвится на мелкие  бронхи, которые в свою очередь разветвляются на бронхиолы, толщиной 0,5 мм. Таких бронхиол около 25 млн. Каждая из них заканчивается ходами с группой воздушных мешочков. Они похожи на виноградинки и называются очень красиво – альвеолы.   

    Легкие можно сравнить со сказочным «виноградным деревом». Почему деревом? Гортань – корень, трахея – ствол, бронхи – две короткие толстые ветки, на них растут большие кроны – легкие, состоящие из 300-400 млн. ягодок - альвеол. 

 

 

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!