СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение и функции белков

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

УРОК ПРОВЕДЕН В 10 КЛАССЕ

Просмотр содержимого документа
«Строение и функции белков»

Практическая работа: разработка технологической карты урока


Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу.Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.



1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Шванова Ольга Альбертовна

Место работы

МКОУ «Верхнелюбажская средняя общеобразовательная школа»

Фатежского района Курской области


2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Тема3, урок5

Тема урока

Белки. Состав и строение белков

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐урок-закрепление

☐урок-повторение

☐урок систематизации знаний и умений

☐урок развивающего контроля

☐комбинированный урок

☐другой (впишите)

Планируемые результаты(по ПРП):

Личностные:

Ценности научного познания: развитие научной любознательности, интереса к биологической науке, навыков исследовательской деятельности


Метапредметные

Базовые логические действия:

-использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);

-определять цели деятельности, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;

-использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;

- строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по аналогии), формулировать выводы и заключения;

Базовые исследовательские действия:

-использовать различные виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в учебных ситуациях;

-формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

-выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу, выдвигать гипотезу её решения, находить аргументы для доказательства своих утверждений;

Работа с информацией:

-ориентироваться в различных источниках информации

-формулировать запросы и применять различные методы при поиске и отборе биологической информации, необходимой для выполнения учебных задач;

— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления биологической информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и др.);

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

- воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в процессе обсуждения темы урока;

- выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

- в ходе диалога и дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой биологической темы и высказывать идеи, нацеленные на решение биологической задачи и поддержание благожелательности общения;

- развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:
- использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в

образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Самоконтроль:

- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

Принятие себя и других:

-принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства ;
-принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности;
-признавать своё право и право других на ошибки.



Предметные:

-умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: белки, полимеры, мономеры, аминокислоты, пептидная связь, полипептид, денатурация;

- уметь характеризовать белки, как класс органические соединения;

-уметь классифицировать белки по строению (глобулярные и фибриллярные белки),

- умение объяснять биологическую роль белков в жизнедеятельности организма;


Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

Полипептид,биополимеры, мономеры,  аминокислоты, пептидная связь, структуры белков (первичная, вторичная, третичная, четвертичная), состав белков (протеины, протеиды), денатурация, ренатурация.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы) Данный урок проводится с целью изучения нового материала об особенности строения белков, их структурной организации, биологической роли белков в жизнедеятельности организма.

В ходе урока используются различные формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

В течение урока ученики выполняют различные учебные задания: работа по карточкам, работа с учебником, заполнение таблицы, решение задач, составление кластера. Отобранные виды учебных заданий направлены на достижение планируемых результатов.

На уроке используется оборудование:

учебник: биология 10 класс – В. В. Пасечник, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация,  дидактический материал по теме «Белки», оборудование и реактивы для эксперимента, таблицы: «Структура белка», выставка дополнительной литературы по теме урока.




3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Высказывание на экране
«Меняя каждый миг свой образ прихотливый
Капризна как дитя и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и смешным…»
• Над каким вопросом позволяют задуматься эти строки

1) Что такое жизнь?
2)Почему многие ученые отождествляют понятие «белок» с понятием «жизнь»

Планируемые результаты:

Личностные:

Ценности научного познания: развитие научной любознательности, интереса к биологической науке; понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия.

Метапредметные:

Базовые логические: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения);



Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового Фронтальная и индивидуальная.


Эвристическая беседа:



1Почему живые тела мы называем организмами?

2Вспомните, какие вещества мы изучаем на молекулярном уровне развития живого?

3.Какие 2 группы органических веществ вам известны?

3.Какие вещества называют мономерами? Приведите примеры

Планируемые результаты:

Личностные:

Ценности научного познания: развитие научной любознательности, интереса к биологической науке.

Метапредметные:

Базовые логические: использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);

Универсальные коммуникативные действия

Общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

Предметные:

объяснять особенности строения и функции мономеров и полимеров живых организмов.




Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

Ученик узнает:. состав и строение белков. Химические свойства белков. Биологические функции белков.

Ученик научится: составлять молекулу белка, работать в группах, работать с различными источниками информации, делать собственные выводы.   

Ребята ответьте на вопросы, о каком веществе идет речь?

1.Это вещество было выделено  (в виде клейковины) в 1728 г. итальянцем Якопо Бартоломео Беккари из пшеничной муки.

2.      Около 30%  этого вещества  находится в мышцах человеческого тела, около 20% — в костях и сухожилиях и 10% — в коже.

3.      Пепсин, гемоглобин, интерферон, инсулин, миозин……. Попробуйте продолжить список.

Ребята ответьте на вопросы, о каком веществе идет речь?

Как вы думаете, какова тема нашего урока?

«Повсюду, где мы встречаем жизнь, мы находим, что она связана с каким-либо белковым телом, и повсюду, где мы встречаем какое-либо белковое тело, не находящееся в процессе разложения, мы без исключения встречаем и явление жизни». ( К. Маркс, Ф.Энгельс. Собрание сочинений. Т.20).

Сформулируйте цель урока.



Планируемые результаты:

Предметные:

формирование современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения;

умение выявлять причинно - следственные связи явлений и процессов;

умение владеть методами научного познания в биологи

умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий

Метапредметные:

Базовые логические действия:

использовать при освоении знаний приёмы логического мышления;

использовать биологические понятия для объяснения фактов и явлений живой природы;

Базовые исследовательские:

формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

Универсальные коммуникативные действия:

Общение: активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы.

Универсальные регулятивные действия:

Самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в

образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Самоконтроль:

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

Личностные:

понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы, человека и общества, в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения природного равновесия.


 






БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое).Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.



Групповая (работа с учебником, научным текстом; составление кластера)

1групп- история открытия белков

2группа – свойства и функции белков

3группа – строение белков

4группа – применение белков

Каждая группа выбирает себе ответственного, который будет оценивать работу каждого ученика, и выбирать вступающего

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Базовые логические действия:

выявлять причинно-следственные связи при изучении строения и функций биологических объектов;делать выводы;

использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения), раскрывать смысл биологических понятий (выделять их характерные признаки, устанавливать связи с другими понятиями);

определять цели деятельности, соотносить результаты деятельности с поставленными целями;

Базовые исследовательские:

формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

Работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;

находить необходимую информацию в составных разнотипных текстах;

переводить один вид текста в другой;

привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

Совместная деятельность:

принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы;

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в учебных ситуациях;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в

образовательной деятельности.

Самоконтроль:

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;

Предметные

- формирование современной естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения о вкладе российских и зарубежных
учёных-биологов в развитие биологии;

-умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: белки, полимеры, мономеры, аминокислоты, пептидная связь, полипептид, денатурация

- уметь характеризовать белки, как класс органические соединения, классифицировать белки по строению (глобулярные и фибриллярные белки),

- умение объяснять биологическую роль белков в жизнедеятельности организма;



разлагает пероксид водорода, до воды и кислорода. Проведите химические эксперименты,

соблюдая ТБ.

В одну пробирку поместите сырой картофель, а в другую пробирку поместите варёный

картофель. Прилейте в обе пробирки равные количества пероксида водорода. Что

наблюдаете?

Возьмите шерстяную нить и осторожно подожгите её. Определите запах.



Что наблюдаете?

Опыт №2. «Ксантопротеиновая реакция». Доказывает наличие бензольного кольца в

некоторых белках.

2мл р-ра белка + неск. капель азотной кислоты. Нагреть.

Что наблюдае

1 группа: Известно, что в растительных клетках есть фермент пероксидаза, который разлагает пероксид водорода, до воды и кислорода. Проведите химические эксперименты,

соблюдая ТБ.

1группа: Известно, что в растительных клетках есть фермент пероксидаза, который разлагает пероксид водорода, до воды и кислорода. Проведите химические эксперименты,

соблюдая

разлагает пероксид водорода, до воды и кислорода. Проведите химические эксперименты,

соблюдая ТБ.

В одну пробирку поместите сырой картофель, а в другую пробирку поместите варёный

картофель. Прилейте в обе пробирки равные количества пероксида водорода. Что

наблюдаете?

Возьмите шерстяную нить и осторожно подожгите её. Определите запах.

Что наблюдаете?

Опыт №2. «Ксантопротеиновая реакция». Доказывает наличие бензольного кольца в

некоторых белках.

2мл р-ра белка + неск. капель азотной кислоты. Нагреть.

Что наблюд

разлагает пероксид водорода, до воды и кислорода. Проведите химические эксперименты,

соблюдая ТБ.

В одну пробирку поместите сырой картофель, а в другую пробирку поместите варёный

картофель. Прилейте в обе пробирки равные количества пероксида водорода. Что

наблюдаете?

Возьмите шерстяную нить и осторожно подожгите её. Определите за

разлагает пероксид водорода, до воды и кислорода. Проведите химические эксперименты,

соблюдая ТБ.

В одну пробирку поместите сырой картофель, а в другую пробирку поместите варёный

картофель. Прилейте в обе пробирки равные количества пероксида водорода. Что

наблюдаете?

Возьмите шерстяную нить и осторожно подожгите её. Определите з



Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


Индивидуальная работа

А сейчас мы научимся применять полученные знания на практике. Перед вами карточки с заданиями различного типа. Выполните, пожалуйста, задания, а затем проверим с помощью эталонов ответа у доски.

Самостоятельная работа.

Заносят в карточки свои ответы. Сообщают о результатах выполненной работы.

Отвечают на вопросы. Осуществляют взаимопроверку

Задание 1. Работа с текстом.

Вставьте в текст пропущенные термины и слова. Белки — это полимеры, состоящие из двадцати разных _____ (А). Первичная структура белка — это последовательность мономеров, соединенных ______ (Б) связью. Вторичная структура — спирально закрученная полипептидная цепь (а — спираль), поддерживается за счет ____ (В) связей. Утрата белковой молекулой своей природной структуры называется ______ (Г).

Перечень терминов:

1) водородной

2) витаминов

3) аминокислот

4) денатурация

5) нуклеиновых кислот

6) цитоплазма

7) пептидной

8) фермент

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

 

 

 

 

Белки — это полимеры, состоящие из двадцати разных аминокислот. Первичная структура белка — это последовательность мономеров, соединенных пептидной связью. Вторичная структура — спирально закрученная полипептидная цепь (а — спираль), поддерживается за счет водородных связей. Утрата белковой молекулой своей природной структуры называется денатурацией.

Ответ: 3714


Задание №2

Водородные связи между СО  — и NН-группами в молекуле белка придают ей форму спирали, характерную для структуры

 

1) первичной

2) вторичной

3) третичной

4) четвертичной

Пояснение.

Это вторичная структура белка, первичная представлена последовательностью аминокислот, третичная в форме шара (глобулы), четвертичная закручивает несколько белковых молекул.

Задание 3.

Выберите примеры функций белков, осуществляемых ими на клеточном уровне жизни

1) обеспечивают транспорт ионов через мембрану

2) входят в состав волос, перьев

3) формируют кожные покровы

4) антитела связывают антигены

5) запасают кислород в мышцах

6) обеспечивают работу веретена деления

Ответ: 156

Задание №4

3.Что изображено на рисунке?

 

1) молекула белка в первичной структуре

2) молекула ДНК во вторичной структуре

3) молекула белка во вторичной структуре

4) молекула белка в четвертичной структур

Пояснение.

Молекула белка во вторичной структуре образует спираль, ДНК тоже имеет двойную спираль, но ДНК двойная спираль.

Планируемые результаты:

Предметные:

формировании современной естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения; о вкладе российских и зарубежных
учёных-биологов в развитие биологии; умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий: белки, полимеры, мономеры, аминокислоты, пептидная связь, полипептид, денатурация;

объяснять особенности строения белков как биополимеров;

умение объяснять биологическую роль белков в жизнедеятельности организма;

Метапредметные:

Базовые логические действия:

выявлять причинно-следственные связи при изучении строения и функций биологических объектов; делать выводы;

использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Базовые исследовательские:

формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

Работа с информацией:

осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного применения, полученных биологических знаний на практике;

сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работая с текстом;

при решении задачи неоднократно возвращаться к её условию;

привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи.

Универсальные коммуникативные действия

Общение:

выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;










 







БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы(используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


Групповая работа (работа в парах). Решение задач

Задание 1. Деятельность: актуализировать знания, дать развернутый ответ на вопрос

Альбумин сыворотки крови человека имеет молекулярную массу 68400. Определите количество аминокислотных остатков в молекуле этого белка.

Решение: Молекулярную массу альбумина разделим на массу одной аминокислоты: 68400/120 = 570 аминокислот.

3адание 2.Деятельность: решение задачи на вычисление молекулярной массы белкаГемоглобин крови человека содержит 0,34% железа. Вычислите минимальную молекулярную массу гемоглобина

Решение: Для того, что бы вычислить молекулярную массу гемоглобина нам для начала надо посчитать молярную массу самого железа. Для этого, нам надо обратится к периодической системе Д. И. Менделеева. Железо имеет 56 порядковый номер, следовательно его молекулярная масса будет равна 56. M (Fe) = 56. Далее составляем решение: М min= М / 34 % *100% М min= 56: 0,34% · 100% = 164,71 грамм. Ответ: гемоглобин имеет молекулярную массу 164,71 грамм.

Планируемые результаты:

Предметные:

умение раскрывать содержание биологических терминов и понятий;

объяснять особенности строения белков как биополимеров;

умение объяснять биологическую роль белков в жизнедеятельности организма

Метапредметные

Базовые логические действия:

использовать при освоении знаний приёмы логического мышления;

Базовые исследовательские:

формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

Работа с информацией:

сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работая с текстом;

при решении задачи неоднократно возвращаться к её условию;

привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи.

Универсальные коммуникативные действия:

Общение: активно участвовать в диалоге или дискуссии по существу обсуждаемой темы.

Универсальные регулятивные действия:

Самоорганизация:

использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в жизненных и учебных ситуациях;

Самоконтроль: принимать мотивы и аргументы других при анализе результатов деятельности

Принятие себя и других: признавать своё право и право других на ошибки.

Личностные

понимание специфики биологии как науки, осознание её роли в формировании рационального научного мышления, создании целостного представления об окружающем мире как о единстве природы.






Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Самостоятельная работа.

Задание. Деятельность: решение задачи на определение количества продуктов в заданной массе продукта.

  Гречневая крупа содержит 12% белков, 2,8% жиров и 64% углеводов. Сколько этих продуктов содержится в 200 кг гречневой крупы?

Решение

200:100=2кг(1%)

2*12=24кг (белков)

2*2,8=5,6 кг (жиров)

2*64=128 кг (углеводов)

24+5,6+128=157,6 кг

Задание. Деятельность: решение задачи на определение калорийности пищевых продуктов, если известен его химический состав.

Рассчитать энергетическую ценность булки массой 200 г, содержащей белков – 7,7%, жиров – 2,4% и углеводов – 53,4%. Энергетическая ценность 100 г булки будет равна 252,65 ккал

Планируемые результаты:

Предметные:

объяснять особенности строения белков, как биополимеров;

умение объяснять биологическую роль белков в жизнедеятельности организма;

умение применять знания о строении и функциях белков для решения задачи

Метапредметные:

Базовые логические действия:

использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения)

Базовые исследовательские:

формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

Работа с информацией:

сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работая с текстом;

при решении задачи неоднократно возвращаться к её условию;

привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в учебных ситуациях;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в

образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Самоконтроль:

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований;

использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;






Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Задание №1Установите соответствие между характеристикой и функцией белка, которую он выполняет

ХАРАКТЕРИСТИКА БЕЛКА

 

ФУНКЦИЯ БЕЛКА

А) входит в состав центриолей

Б) образует рибосомы

В) представляет собой гормон

Г) формирует мембраны клеток

Д) изменяет активность генов

Ответ: 22121

Задание № 6. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми стро­е­ния и свойств веще­ства и ве­ще­ством, име­ю­щим эти осо­бен­но­сти.

 ОСО­БЕН­НО­СТИ СТРО­Е­НИЯ И СВОЙСТВ ВЕ­ЩЕ­СТВА

 

ВЕ­ЩЕ­СТВА

A) не­по­ляр­ны, не­рас­тво­ри­мы в воде

Б) в со­став вхо­дит оста­ток гли­це­ри­на

B) мо­но­ме­ром яв­ля­ет­ся глю­ко­за

Г) мо­но­ме­ры свя­за­ны пеп­тид­ной свя­зью

Д) об­ла­да­ют фер­мен­та­тив­ны­ми функ­ци­я­ми

Е) вхо­дят в со­став кле­точ­ных сте­нок рас­ти­тель­ных кле­ток

 

1) белки

2) уг­ле­во­ды

3) ли­пи­ды

Ответ33212


Задание №3

Белок состоит из 100 аминокислот. Определите число нуклеотидов в молекуле ДНК, кодирующих данный белок. В ответ запишите только соответствующее число.

Ответ 300

Предметные:

объяснять особенности строения белков, как биополимеров;

умение объяснять биологическую роль белков в жизнедеятельности организма;

умение применять знания о строении и функциях белков для решения задачи

Метапредметные:

Базовые логические действия:

использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения)

Базовые исследовательские:

формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

Работа с информацией:

сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работая с текстом;

при решении задачи неоднократно возвращаться к её условию;

привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в учебных ситуациях;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в

образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Самоконтроль:

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;


 

1) регуляторная

2) структурная

 




Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Задание№1 исправить биологические ошибки

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Белки». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

(1) Белки отличаются друг от друга количеством и последовательностью мономеров. (2) Первичная структура белка зашифрована в гене последовательностью аминокислот. (3) Аминокислотные звенья соединяются между собой в единую цепь водородными связями. (4) Первичная структура белка определяет его форму, свойства и функции. (5) Вторичная структура белка имеет вид спирали или сложной, складчатой структуры. (6) Третичная структура имеет вид клубка, или глобулы, при этом образуются дисульфидные, ионные и другие связи, гидрофобные взаимодействия. (7) Четвертичная структура некоторых белков содержит атомы металлов, например магния, в молекуле гемоглобина.

Ответ

2 - первичная структура белка зашифрована в гене последовательностью нуклеотидов;
3 - аминокислотные звенья соединяются между собой в единую цепь пептидными связями;
7 - молекула гемоглобина содержит атомы железа (атомы магния входят в состав хлорофилла)

Задание№2 Найдите три ошибки в приведённом тексте «Белки». Укажите номера предложений, в которых допущены ошибки, исправьте их.

(1)К глобулярным белкам относят гемоглобин, инсулин, каталазу. (2)Все они растворимы в водной среде, так как гидрофобные радикалы аминокислот обращены на поверхность белковой молекулы. (3)Соединение отдельных полипептидных цепей друг с другом в фибриллярных белках, таких как кератин, обеспечивается за счёт различных химических связей, самые сильные из которых  — водородные. (4)Молекулы фибриллярных белков нерастворимы, образуют длинные прочные тяжи. (5)На поверхности растительных клеток мембранные белки, соединённые с разветвлёнными цепочками углеводов, образуют гликокаликс. (6)При нагревании белок теряет свои свойства и конформацию  — происходит денатурация.

Пояснение.

Ошибки допущены в предложениях:

1).  2  — Все они растворимы в водной среде, так как гидрофильные радикалы аминокислот обращены на поверхность белковой молекулы ИЛИ гидрофобные радикалы обращены вглубь молекулы.

2).  3  — Соединение отдельных полипептидных цепей друг с другом в фибриллярных белках, таких как кератин, обеспечивается за счёт различных химических связей, самые сильные из которых  — ковалентные (дисульфидные).

3).  5  — На поверхности животных клеток мембранные белки, соединённые с разветвлёнными цепочками углеводов, образуют гликокаликс.

Планируемые результаты:


Предметные:

объяснять особенности строения белков, как биополимеров;

умение объяснять биологическую роль белков в жизнедеятельности организма;

умение применять знания о строении и функциях белков для решения задачи


Метапредметные

Базовые логические действия:

использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения)

Базовые исследовательские:

формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

Работа с информацией:

сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работая с текстом;

при решении задачи неоднократно возвращаться к её условию;

привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в учебных ситуациях;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в

образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Самоконтроль:

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;




Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

Выполните тест:

1. Сколько аминокислот участвуют в образовании белков?

1) 30    2) 20    3) 26       4) 10 Ответ20

2. На каком рисунке изображена вторичная структура белка:

               1.              2.         

 3.           4.                                 .                                          Ответ4

3. Пептидная связь образует структуру:

  1. Первичную;

  2. Вторичную;

  3. Третичную;

  4. Четвертичную.

  5. Ответ4

4. Денатурация происходит под действием:

  1. Химических реагентов;

  2. Механического действия;

  3. Нагревания;

  4. Спиртных напитков.

  5. Ответ4

5.Белки обладают

  1. Кислотными свойствами;

  2. Основными свойствами;

  3. Двойственной природой;

  4. Амфотерными свойствами.

Ответ 4

6.Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. К органическим веществам клетки относят белки, липиды, углеводы, нуклеиновые кислоты. 2. Белки — полимеры, моно¬мерами которых являются нуклеотиды. 3. Изменение структуры и потеря белком его природных свойств — редупликация. 4. Глюкозу, сахарозу, рибозу относят к моносахаридам. 5. Фосфолипиды образуют в мембране билипидный слой.
Решение

1) 2 — белки — полимеры, мономерами которых являются аминокислоты;
2) 3 — изменение структуры и потеря белком его природных свойств — денатурация;
3) 4 — глюкоза, рибоза — моносахариды, сахароза — дисахарид
Планируемые результаты:

Предметные:

объяснять особенности строения белков, как биополимеров;

умение объяснять биологическую роль белков в жизнедеятельности организма;

умение применять знания о строении и функциях белков для решения задачи

Метапредметные :

Базовые логические действия:

использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения)

Базовые исследовательские:

формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

Работа с информацией:

сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работая с текстом;

при решении задачи неоднократно возвращаться к её условию;

привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в учебных ситуациях;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в

образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Самоконтроль:

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;






БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Самостоятельная работа на платформе учи. ру https://urls.uchi.ru/l/de3319

1.Какое химическое соединение является мономером в молекулах белков?

Выбери верный вариант ответа.

а)Глицерин б)Глюкоза в)Нуклеотид

г)Аминокислота

2.Какое количество видов аминокислот образует большую часть белков живых клеток?

Выбери верный вариант ответа.

а)15 б)2 0 в)45 г)70

3.Какие вещества могут быть мономерами молекул белков?

Выбери два верных варианта ответа.

а)Глицерин б)Гликоген в)Крахмал г)Аланин д)Глицин

4.Какие органические соединения клетки не являются полимерами?

Выбери три верных варианта ответа.

а) Белки б)Липиды в)Полисахариды г)Моносахариды

д)Нуклеиновые кислоты

5. Какие структуры белковой молекулы необходимы для ее работоспособности?

а) первичная    б) вторичная    в) третичная г) четвертичная

6.  Первичную структуру белка создают ... связи.

а) ковалентные б) ионные        в) водородные г) пептидные

7. Одну аминокислоту от другой отличает:

а) название б) число карбоксильных групп в) положение аминогруппы

г)  пептидные связи д) число пептидных связей е) радикал

8.Пептидная связь является:
а) ионной        б)ковалентной полярной в)ковалентной неполярной

г)водородной д)эфирной

9. Молекулярная масса гемоглобина составляет:

а) 300    б) 500   в) 5 700 г) 65 000

Планируемые результаты:

Предметные:

объяснять особенности строения белков, как биополимеров;

умение объяснять биологическую роль белков в жизнедеятельности организма;

умение применять знания о строении и функциях белков для решения задачи

Метапредметные

Базовые логические действия:

использовать при освоении знаний приёмы логического мышления (анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения)

Базовые исследовательские:

формировать научный тип мышления, владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами;

Работа с информацией:

сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы, работая с текстом;

при решении задачи неоднократно возвращаться к её условию;

привлекать личный опыт, знания для решения поставленной задачи.

Универсальные регулятивные действия

Самоорганизация:
использовать биологические знания для выявления проблем и их решения в учебных ситуациях;
самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в

образовательной деятельности и жизненных ситуациях

Самоконтроль:

владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;










БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам


Интерактивный тест «да – нет»

1. Белки - это природные биополимеры

2. Они состоят из аминокислот, углеводов и жиров

3. У белка две структуры образования первичная и вторичная

4. Денатурация белка - это образования белка, вследствие чего, белок сохраняет свои биологические функции

5. В белках присутствует ковалентная связь

6. Белки выполняют только строительную функцию



Какая была Ваша цель перед занятием, и насколько ее удалось реализовать?

Достаточно ли Вам знаний о белках, чтобы выполнить тест?


Этап 5.2.Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Комментирует домашнее задание.

§12, записи в тетрадях

Творческие задания

Составить синквейн по теме «Белки»

1. Белки.
2. Глобулярные, фибриллярные.
3. Защищают, регулируют, катализируют.
4. Мономерами являются аминокислоты.
5. Жизнь.






5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!