СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение и функции дыхательной системы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Строение и функции дыхательной системы

Просмотр содержимого документа
«Строение и функции дыхательной системы»

Учебный предмет: Анатомия, физиология ,гигиена и профилактика заболеваний (2ч)


Тема урока: Строение и функции дыхательной системы

Тип урока: КУ

Цель занятия: изучить строение и функции дыхательной системы

развить представление о физиологических процессах дыхания и функциях органов дыхательной системы; формировать целостное представление об обмене веществ и гигиене органов дыхания;

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Формулирование целей и задач урока

  3. Актуализация знаний

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

5.Закрепление материала

ОБОРУДОВАНИЕ: Телевизор с выходом в интернет, тест-презентация, учебник «Анатомия» Сапин А.М., динамическая модель легкого, муляжи легкого и гортани, плакат «Дыхательная система человека», видеосюжеты из группы «Анатомический ликбез», иллюстративный материал, карточки для ответов на тест.

6.Домашнее задание [ 1 ] c. 202-222 Оформить календарь проветривания помещений


3. Актуализация знаний

? Строение дыхательной системы.

? Органы дыхания, строение, функции.

4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.

4.1. Основные функции дыхательной системы.

4.2. Верхние дыхательные пути- носовая полость. Воздух в носовой полости.

4.3. Строение гортани, хрящи гортани.

4.4. Роль надгортанника

4.5. Нижние дыхательные пути. Трахея, строение и функции.

4.6. Бронхи, бронхиальное дерево

4.7. Строение легких, плевра

4.8. Физиология дыхательного процесса

4.9. Гигиена дыхательной системы.

5. Закрепление материала

? Создание динамической модели легкого

? Тест «Дыхательная система»

5.1.Рефлексия. «ТРИ СЛОВА».










Материал к занятию

Дыхательная система. Строение органов дыхания. Функции органов дыхания. Обмен газов в легких и тканях. Строение дыхательной системы: дыхательные пути, органы дыхания. Значение диафрагмы, понятие «мужского» и «женского» типов дыхания Газообмен в легких, транспорт газов кровью.

Дыхательная система состоит из следующих органов и отделов:

носовая полость;

гортань;

трахея;

бронхи;

легкие;

диафрагма и плевральная оболочка.

Функции дыхательной системы:

  1. Поступление в организм кислорода; Состав воздуха СО2, О2, N2

  2. Выведение из организма углекислого газа; СО2

  3. Выведение из организма газообразных продуктов метаболизма, например Н2О

  4. терморегуляция;

  5. синтетическая: в тканях лёгких синтезируются некоторые биологически активные вещества: гепарин, липиды и др.;

  6. кроветворная: в лёгких созревают тучные клетки и базофилы;

  7. депонирующая: капилляры лёгких могут накапливать большое количество крови 

  8. Р ЕЧЕВАЯ!!!

ВЕРХНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ- НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ. ВОЗДУХ В НОСОВОЙ ПОЛОСТИ.


Н ОСОВАЯ ПОЛОСТЬ. В носовой полости воздух очищается от частиц пыли и микроорганизмов, согревается и увлажняется. Носовая полость в норме выполняет дыхательную, обонятельную, защитную и резонаторную функции. Через нос проходит весь вдыхаемый и выдыхаемый воздух. Воздушная струя вследствие извилистости носовых ходов образует завихрения и совершает дугообразный путь. Поэтому-то через нос воздух проходит медленнее, чем через рот. В результате давления струи воздуха на слизистую оболочку полости носа происходит возбуждение дыхательного рефлекса Нарушение носового дыхания отражается на состоянии всего организма.

ГОРТАНЬ

— часть дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат. Защищает нижние дыхательные пути от попадания инородных частиц с помощью НАДГОРТАННИКА Надгортанник выполняет роль клапана, закрывающего вход в

гортань при глотании, по структуре- эластический.

Х рящевой скелет гортани состоит из девяти хрящей: 3-х непарных (перстеневидный, надгортанный и щитовидный) и 3-х парных (черпаловидный, клиновидный и рожковидный). По структуре- геалиновые. У человека в связи с его способностью к членораздельной речи гортань достигла наиболее высокой степени дифференцировки.

НИЖНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ

ТРАХЕЯ. Дыхательная трубка, состоит из хрящевых полуколец, разделяется на два БРОНХА, которые образуют БРОНХИАЛЬНЫЕ ДЕРЕВЬЯ.


ЛЕГКИЕ –органы воздушного дыхания

Л егкие - парные органы, расположенные в грудной полости. Состоят из долей: правое легкое содержит три доли, левое - две. Легочная ткань состоит из пузырьков - АЛЬВЕОЛ, в которых происходит жизненно важный процесс - газообмен между кровью и атмосферным воздухом. Легкое покрыто оболочкой - ПЛЕВРОЙ. ЛЕГКОЕ состоит из ветвящихся бронхов, которые составляют бронхиальное дерево и дыхательной паренхимы, называемой альвеолярным деревом. ... Стенки последних состоят из многочисленных легочных альвеол, alveoli pulmonales, где непосредственно происходит газообмен Между листками плевры образуется плевральная полость, давление в которой ниже атмосферного (его называют отрицательным давлением), что имеет принципиальное значения для акта вдоха и выдоха. Газообмен в легких и тканях. Из альвеол кислород проникает в венозную кровь, насыщая ее, а из крови – в ткани.

Д ИАФРА́ГМА — непарная мышца, разделяющая грудную и брюшную пол ости, служащая для расширения лёгких

ПЛЕВРА — тонкая, гладкая и влажная, богатая эластическими волокнами серозная оболочка, одевающая каждое из лёгких. Различают лёгочную плевру, плотно срощенную с тканью лёгкого, и пристеночную плевру, выстилающую изнутри стенки грудной клетки. У корней лёгких лёгочная плевра переходит в пристеночную.

ГИГИЕНА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ:

соблюдение режима дня,

занятия физкультурой,

закаливание,

лечение болезней, ослабляющих детский организм (анемия, рахит, насморки),

достаточно свободная одежда, не стесняющая движения грудной клетки, массаж

, хорошая вентиляция помещений стимулируют воздухообмен и кровоток в легких, способствуя профилактике воспалительных явлений.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!