Учебный предмет: Анатомия, физиология ,гигиена и профилактика заболеваний (2ч)
Тема урока: Строение и функции дыхательной системы
Тип урока: КУ
Цель занятия: изучить строение и функции дыхательной системы
развить представление о физиологических процессах дыхания и функциях органов дыхательной системы; формировать целостное представление об обмене веществ и гигиене органов дыхания;
Ход занятия
-
Организационный момент
-
Формулирование целей и задач урока
-
Актуализация знаний
4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.
5.Закрепление материала
ОБОРУДОВАНИЕ: Телевизор с выходом в интернет, тест-презентация, учебник «Анатомия» Сапин А.М., динамическая модель легкого, муляжи легкого и гортани, плакат «Дыхательная система человека», видеосюжеты из группы «Анатомический ликбез», иллюстративный материал, карточки для ответов на тест.
6.Домашнее задание [ 1 ] c. 202-222 Оформить календарь проветривания помещений
3. Актуализация знаний
? Строение дыхательной системы.
? Органы дыхания, строение, функции.
4. Объяснение нового материала с элементами закрепления.
4.1. Основные функции дыхательной системы.
4.2. Верхние дыхательные пути- носовая полость. Воздух в носовой полости.
4.3. Строение гортани, хрящи гортани.
4.4. Роль надгортанника
4.5. Нижние дыхательные пути. Трахея, строение и функции.
4.6. Бронхи, бронхиальное дерево
4.7. Строение легких, плевра
4.8. Физиология дыхательного процесса
4.9. Гигиена дыхательной системы.
5. Закрепление материала
? Создание динамической модели легкого
? Тест «Дыхательная система»
5.1.Рефлексия. «ТРИ СЛОВА».
Материал к занятию
Дыхательная система. Строение органов дыхания. Функции органов дыхания. Обмен газов в легких и тканях. Строение дыхательной системы: дыхательные пути, органы дыхания. Значение диафрагмы, понятие «мужского» и «женского» типов дыхания Газообмен в легких, транспорт газов кровью.
Дыхательная система состоит из следующих органов и отделов:
носовая полость;
гортань;
трахея;
бронхи;
легкие;
диафрагма и плевральная оболочка.
Функции дыхательной системы:
-
Поступление в организм кислорода; Состав воздуха СО2, О2, N2
-
Выведение из организма углекислого газа; СО2
-
Выведение из организма газообразных продуктов метаболизма, например Н2О
-
терморегуляция;
-
синтетическая: в тканях лёгких синтезируются некоторые биологически активные вещества: гепарин, липиды и др.;
-
кроветворная: в лёгких созревают тучные клетки и базофилы;
-
депонирующая: капилляры лёгких могут накапливать большое количество крови
-
Р
ЕЧЕВАЯ!!!
ВЕРХНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ- НОСОВАЯ ПОЛОСТЬ. ВОЗДУХ В НОСОВОЙ ПОЛОСТИ.
Н
ОСОВАЯ ПОЛОСТЬ. В носовой полости воздух очищается от частиц пыли и микроорганизмов, согревается и увлажняется. Носовая полость в норме выполняет дыхательную, обонятельную, защитную и резонаторную функции. Через нос проходит весь вдыхаемый и выдыхаемый воздух. Воздушная струя вследствие извилистости носовых ходов образует завихрения и совершает дугообразный путь. Поэтому-то через нос воздух проходит медленнее, чем через рот. В результате давления струи воздуха на слизистую оболочку полости носа происходит возбуждение дыхательного рефлекса Нарушение носового дыхания отражается на состоянии всего организма.
ГОРТАНЬ
— часть дыхательной системы, который соединяет глотку с трахеей и содержит голосовой аппарат. Защищает нижние дыхательные пути от попадания инородных частиц с помощью НАДГОРТАННИКА Надгортанник выполняет роль клапана, закрывающего вход в
гортань при глотании, по структуре- эластический.
Х
рящевой скелет гортани состоит из девяти хрящей: 3-х непарных (перстеневидный, надгортанный и щитовидный) и 3-х парных (черпаловидный, клиновидный и рожковидный). По структуре- геалиновые. У человека в связи с его способностью к членораздельной речи гортань достигла наиболее высокой степени дифференцировки.
НИЖНИЕ ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ПУТИ
ТРАХЕЯ. Дыхательная трубка, состоит из хрящевых полуколец, разделяется на два БРОНХА, которые образуют БРОНХИАЛЬНЫЕ ДЕРЕВЬЯ.
ЛЕГКИЕ –органы воздушного дыхания
Л
егкие - парные органы, расположенные в грудной полости. Состоят из долей: правое легкое содержит три доли, левое - две. Легочная ткань состоит из пузырьков - АЛЬВЕОЛ, в которых происходит жизненно важный процесс - газообмен между кровью и атмосферным воздухом. Легкое покрыто оболочкой - ПЛЕВРОЙ. ЛЕГКОЕ состоит из ветвящихся бронхов, которые составляют бронхиальное дерево и дыхательной паренхимы, называемой альвеолярным деревом. ... Стенки последних состоят из многочисленных легочных альвеол, alveoli pulmonales, где непосредственно происходит газообмен Между листками плевры образуется плевральная полость, давление в которой ниже атмосферного (его называют отрицательным давлением), что имеет принципиальное значения для акта вдоха и выдоха. Газообмен в легких и тканях. Из альвеол кислород проникает в венозную кровь, насыщая ее, а из крови – в ткани.
Д
ИАФРА́ГМА — непарная мышца, разделяющая грудную и брюшную пол ости, служащая для расширения лёгких
ПЛЕВРА — тонкая, гладкая и влажная, богатая эластическими волокнами серозная оболочка, одевающая каждое из лёгких. Различают лёгочную плевру, плотно срощенную с тканью лёгкого, и пристеночную плевру, выстилающую изнутри стенки грудной клетки. У корней лёгких лёгочная плевра переходит в пристеночную.
ГИГИЕНА ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ:
соблюдение режима дня,
занятия физкультурой,
закаливание,
лечение болезней, ослабляющих детский организм (анемия, рахит, насморки),
достаточно свободная одежда, не стесняющая движения грудной клетки, массаж
, хорошая вентиляция помещений стимулируют воздухообмен и кровоток в легких, способствуя профилактике воспалительных явлений.