СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение и функции дыхательной системы

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Строение и функции дыхательной системы»

Дыхательная система

Тема: Строение и функции органов дыхания.

Цель урока: Раскрыть особенности строения и функций дыхательной системы человека.

Задачи: Сформулировать понятие о процессах дыхания, раскрыть особенности строения и функции органов дыхания;

Развивать навыки работы с текстовым, учебным и дидактическим материалом, приемы работы со схемами, логическими таблицами, овладение терминами и понятиями.

Воспитывать стремление к самостоятельности в достижении знаний.

Тип урока: урок усвоения новых знаний, умений, навыков.

Перечень необходимых материалов и оборудования: таблицы «Строение дыхательной системы», «Строение альвеол»; рабочие папки с набором материалов к уроку (задания 1- 6, приложения 1-3) - по количеству учеников в классе, программа презентаций к уроку.

Девиз урока:

Расскажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Дай возможность действовать самому – и я научусь.


Структура урока:

I - Организационный этап урока (1 мин)


II – Мотивация учебной деятельности, развитие познавательного интереса (2 мин)

В организме человека есть орган, общая S которого в 50 раз превышает поверхность его тела.

Вопрос классу: ребята, о каком же органе идет речь?

Речь идет о легких – ведущем органе дыхательной системы.

Я уверена, что вам будет интересно услышать следующую информацию:

Сообщение «Дыхание в практике боевых искусств» (упреждающее задание к уроку)

























демонстрация слайдов



рассказ учителя


фронтальный

опрос


инд.опрос



III – Определение темы, целей и задач урока (3 мин)

Вопрос классу: ребята, что мы можем узнать в ходе изучаемой темы?

На протяжении последующих 8 уроков мы с вами будем говорить о строении органов дыхания и их функциях, механизме дыхания и формирования голоса, выясним причины заболеваний органов дыхания и овладеем приемами их профилактики.

Запишите в ваших рабочих тетрадях заглавие блока тем: «Дыхательная система»

Конечно, прежде всего следует выяснить структуру изучаемой системы. На сегодняшнем уроке мы будем говорить о строении и функциях органов дыхания.

Запишите тему текущего урока: «Строение и функции органов дыхания».

Т. о. сегодня вы узнаете, что представляет собой система органов дыхания человека и каково ее значение для поддержания процессов жизнедеятельности организма, познакомитесь со строением и функциями органов дыхания, а также научитесь распознавать их на рисунках и схемах.

В ходе урока я предлагаю вам найти ответ на следующий вопрос: «За счет чего поверхность легких способна увеличиваться на столь много?»


IV – Актуализация опорных знаний (3 мин)

Как известно, все живые организмы, в том числе и человек, способны к дыханию.

Вспомните, пожалуйста, что представляет собой процесс дыхания у позвоночных животных.

Подведем итог и заслушаем сообщение «Дыхание позвоночных животных» (упреждающее задание к уроку).


V – Первичное восприятие учебного материала ( 27 мин)

Так что же такое дыхание?

Откройте учебник на странице 125 и найдите определение этого понятия.

Т.о. дыхание - это совокупность процессов, вследствие которых организмом поглощается кислород и выделяется углекислый газ.

Это понятие следует знать и четко формулировать, поэтому запишите его в свои словари. (подобным образом отмечены все понятия для заучивания)

Деятельность любой клетки, ткани, органа связана с расходом Q. А источником Q для организма является распад и окисление органических соединений в клетке.



фронт. беседа













Метод «Мозговой штурм»






инд. опрос



Метод «Интеракция»

(ответы записывать на доске)

работа со

словарем


рассказ учителя




Окислительные процессы в клетке, вследствие которых выделяется Q, называют внутренним дыханием.

Вопрос классу: как же осуществляется транспорт кислорода от легких к тканям? (ответ: через кровен. с-му)

И таким же образом СО2 от клеток поступает к легким и выделяется в окр. среду. Совокупность процессов переноса О2 к тканям и поступление СО2 к легким называют внешним дыханием.


Возьмите в рабочих папках материалы к заданию 1. (слайд №2)

Запишите недостающую часть схемы:


Процессы дыхания




внутреннее внешнее

(происходит в клетках, (перенос О2 и СО2

с выделением Q) по организму)


Проверьте правильность заполнения схемы (ответ к заданию 1. (слайд №3).

Дыхание человека обеспечивает группа органов, объединенных в систему органов.

Вопрос классу: как называется эта система?

(ответ: система органов дыхания)


Давайте рассмотрим строение дыхательной системы при помощи таблицы.

(Таблица «Строение дыхательной системы»)

Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких.

К воздухоносным путям, в свою очередь, относят следующие органы:

- носовая полость

- носоглотка

- глотка

- гортань

- трахея

- бронхи

р абота со

словарем

фронт. беседа



работа со

словарем

















фронт. беседа





работа с таблицей

(«строение дыхательной системы»)





Предлагаю вам заполнить схему «Строение дыхательной системы» в ваших рабочих папках : задание 2 (слайд №4,5).

Каждый из указанных органов имеет специфическое строение и функции.

В чем же они состоят?

Давайте познакомимся с ними поближе, а поможет нам в этом „Древо познания” (слайд №6), на листочках которого вам указаны задания. Предлагаю объединиться в группы (7 групп: по 2-4 человека; 1-е задание выбирает учитель - для примера). Группы 1-7 получают 1 листочек - задание (приложение 1) и 3 мин на подготовку ответов. Группа 8 (наиболее способные ученики - 3-4 человека) получает индивидуальное задание. Воспользуйтесь для работы текстом учебника - стр. 85 - 88 (соотв. пункты выделены жирным шрифтом).

Я приглашаю вас обратиться к „Древу познания” и получить задания для работы ( на подготовку - до 2-х минут, на ответ группы - до 30 сек).

Во время подготовки групп 1-6 учитель помогает подготовиться группе 7 по теме «Строение и функции альвеол» (упражнение «веер»).

Группы, поделитесь с нами результатами своей работы (обсуждение вопросов): Итак, 1-й листочек – для меня: „Особенности строения носовой полости”.

Ответ. Носовая полость делится костно-хрящевой перегородкой на две половины – правую и левую.

В каждой из них имеется три извилистых носовых хода: верхний, средний и нижний.

В нижний носовой ход открывается носо-слезный канал.

В слизистой оболочке верхнего содержатся рецепторы.

Стенки полости носа покрыты слизистой оболочкой с мерцательным эпителием и густо оплетены кровеносными капиллярами.

Вопрос классу: какие же ф-и носовой полости вы можете назвать? (заслушиваются предлагаемые ответы)

Поможет нам окончательно разобраться в этом вопросе группа 1.

Ответы групп к заданиям:

Функции носовой полости.

Реснички эпителия, двигаясь, задерживают и выводят наружу пыль и микроорганизмы, выполняя тем самым защитную ф-ю.

Воздух, вдыхаемый человеком, в носовой полости согревается или охлаждается благодаря сети кровеносных сосудов ее слизистой оболочки.

р абота со схемой





работа в группах












рассказ учителя









фронт. беседа



группа 1

работа с учебником






Слизистая оболочка содержит железы, к-е выделяют слизь, увлажняющую воздух и выполняющую бактерицидное д-е.

Вопрос классу: так почему же воздух следует вдыхать через нос?

(ответ: для более эффективной очистки воздуха и баланса tº)

«Особенности строения и функции носоглотки и глотки»

Носоглотка расположена между носовой полостью и глоткой. Имеет скопление лимфатических узлов – миндалин. Они подобны лимфатическим железам и являются защитным барьером для всего организма.

Глотка – перекрещиваются дыхательная и пищеварительная трубки. Расположена сзади гортани. Вход в гортань при проглатывании пищи закрывается надгортанным хрящом, поэтому воздух попадает только в гортань, а пища в пищевод. Также носоглотка и глотка принимают участие в формировании звуков речи.

Вопрос классу: почему во время приема пищи не следует разговаривать? (ответ: чтобы пища не попала в дыхательные пути)

Вопрос классу: какую поговорку придумал народ на этот случай?

(ответ: н-р, «Когда я ем - я глух и нем»)

«Особенности строения и функции гортани»

Гортань расположена в передней части шеи. Она имеет воронкообразную форму, сверху прикреплена к подъязычной кости, а снизу переходит в трахею.

Снаружи часть гортани видна в виде выступа – кадыка.

Основу гортани составляют несколько хрящей. Самый большой щитовидный хрящ. Хрящи соединены между собой подвижно мышцами и связками. В гортани находятся голосовые связки, образующие голосовую щель. Гортань непосредственно переходит в трахею.

Вопрос классу: какие структуры гортани принимают участие в образовании голоса? (ответ: голосовые связки)

«Особенности строения и функции трахеи»

Трахея расположена в грудной клетке, начинается на уровне 6-7 шейных позвонков спереди от пищевода.

Дыхательная трубка длиной 10-12 см состоит из 16-20 хрящевых полуколец, соединенных связками. Задняя стенка трахеи (где нет полуколец)





фронт. беседа


группа 2









фронт. беседа


фронт. беседа


группа 3










фронт. беседа


группа 4





образована соединительной тканью с неисчерченными мышечными волокнами (такое строение не мешает прохождению пищи).

Внутренняя поверхность трахеи выстлана ресничным эпителием. На уровне пятого грудного позвонка разделяется на 2 бронха – правый и левый. Выполняет функцию воздухоносных путей.

Вопрос классу: почему трахея имеет жесткую хрящевую основу?

(ответ: для предотвращения слипания стенок)

«Особенности строения и функции бронхов»

Бронхи состоят из хрящевых полуколец (6-12), предотвращающих закрытие их просвета.

Бронхи входят в правое и левое легкие. В каждом легком ветви делятся (правое – на 3 ветви, левое – на 2), образуя бронхиальное дерево.

Самые тонкие бронхи называются бронхиолами. Они заканчиваются легочными мешочками, стенки которых образованы легочными пузырьками или альвеолами.

Бронхи являются не только воздухоносными путями, но и выполняют барьерную функцию.

«Особенности строения и функции легких»

Легкие – большие парные органы, занимающие почти всю грудную клетку. Основной структурной единицей легких являются альвеолы. Правое легкое состоит из 3х долей, левое – из 2х.

Внутренняя поверхность - ворота легких, через которые проходят бронхи и кровеносные сосуды, нервы.

Вспомните – какой механизм предотвращает повреждение сердца во время работы?

А где вы встречали подобный механизм еще?

Снаружи каждое легкое покрыто тонкой соединительнотканной оболочкой – легочной плеврой, сросшейся с тканью легких. Она образует два листка – внутренний (на поверхности легких) и внешний (выстилает стенки грудной полости). Между ними есть щель – полость плевры, заполненная плевральной жидкостью.

(Давление на 6-9 мм рт. ст. ниже атмосферного)









фронт. беседа


группа 5




работа со

словарем


работа со

словарем



группа 6









работа со

словарем


работа со

словарем





Мы познакомились с особенностями строения и функций некоторых органов дыхательной системы. А теперь предлагаю принять участие в работе группы №8, которая приготовила нам свою информацию. (3 мин)

(Следует разделить учащихся на 3-4 группы и каждой из них предоставить по 1 участнику группы №7, который поясняет материал товарищам)

«Особенности строения и функции альвеол»

(Таблица «Строение альвеол» - приложение 3)

Бронхиолы заканчиваются легочными пузырьками, или альвеолами, диаметром 0,2 – 0,3 мм. Каждое легкое имеет 300-350 альвеол, общая площадь которых составляет 90-100 м. кв., что в 50 раз превышает площадь поверхности тела. Такое строение значительно увеличивает общую площадь рабочего органа.

Диаметр альвеол 150-300 мкм, а толщина стенок 0,4- 1,5 мкм. Стенки альвеол состоят из одного слоя плоского эпителия и тонкого слоя эластичных волокон, способных к растяжению. Каждый пузырек заполнен воздухом и густо оплетен капиллярами, что позволяет осуществляться газообмену, то есть - легочной вентиляции.

Венозная кровь поступает по капиллярам к легким из разветвленной сети легочной артерии. Она насыщена углекислым газом и бедна кислородом. Через тонкую альвеолярно-капиллярную мембрану углекислый газ попадает в полость альвеол путем диффузии, а во время выдоха выводится из организма. В то же время кислород из воздуха в альвеолах поступает в кровь, превращая ее в артериальную.


Итог нашей работы мы отобразим в виде таблицы. Обратите внимание на ваши рабочие папки: задание 3 (слайд №7).

Занесите результаты своей работы в соответствующую секцию таблицы.

Обратите внимание – при выполнении д/з вам необходимо будет внести недостающие данные в вашу таблицу.






у пражнение «веер»

прием

«Щадящий опрос»



группа 7

работа с таблицей

(«строение альвеол»)

















оформление таблицы








VІ – Вторичное восприятие, обобщение и систематизация знаний (6 мин)

Выполним ряд упражнений для закрепления изученного материала.

Задание №4 (слайд №8)

Упражнение 1. Расположить в правильном порядке элементы схемы строения дыхательной с-мы.

Правильный порядок расположения: 4-1-7-2-3-5-6

Упражнение 2. Удаление лишнего понятия из ряда.

Лишнее понятие: пищевод (часть пищеварительной системы)

Задание №5 (слайд №9) Работа с терминами.

Расположить термины и понятия в соответствии с их определением.

Задание №6 «Живая схема»: составить схему строения системы, используя карточки (в мобильной группе (моб. группа – 7 чел.);

Задание №7 «Письмо барона Мюнхгаузена» (приложение 4, слайд №10)

Суть задания: удаление смысловых ошибок в тексте

Игра «Снежный ком». (слайд №11)

1-й учащийся называет орган – часть дыхательной системы;

2-й – понятие, связанное с ним;

3-й – вопрос к понятию;

4-й – ответ на вопрос.


VII – Подведение итогов урока (2 мин)

Вопрос классу:

- «И, наконец, мы услышим ответ на вопрос, поставленный в начале урока: За счет чего поверхность легких способна увеличиваться на столь много?» (слайд 12)

(ответ: за счет общей площади альвеолярных пузырьков)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Достигли ли мы поставленных к уроку целей?

Оценить работу уч-ся, отметить особо учащихся, подготовивших упреждающие задания и активно поработавших на уроке.


VII – Домашнее задание(1 мин)

Д/з: §30, заполнить таблицу (задание 3), выучить термины.


и нд. работа с карточками








работа в парах


работа моб. группы

работа с текст. ошибками


прием «биологическая дуэль»




инд. опрос




фронт. беседа





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс