СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Строение и функции головного мозга" (8 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Строение и функции головного мозга" (8 класс)»

Мозг – самое совершенное и сложное создание земной природы”.   И. П. Павлов   Цель урока: Изучить строение и функции головного мозга. Раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение учитель биологии Дмитриева Любовь Дмитриевна

Мозг – самое совершенное и сложное создание земной природы”. И. П. Павлов

Цель урока:

  • Изучить строение и функции головного мозга.
  • Раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение

учитель биологии

Дмитриева Любовь Дмитриевна

 Головной мозг - передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека.   У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему?

Головной мозг - передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека.  У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему?

Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Дмитрий Иванович Менделеев масса мозга – 1571г. В.И. Ленин вес мозга - 1340 г. Известный политик И.С. Тургенева вес мозга - 2012 г. Великий писатель Самый большой мозг 2850 г. принадлежал пациенту психиатрической лечебницы. Значит дело не в массе мозга, а в чем то другом… В строении!!!

Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек.

Дмитрий Иванович Менделеев масса мозга – 1571г.

В.И. Ленин вес мозга - 1340 г.

Известный политик

И.С. Тургенева вес мозга - 2012 г.

Великий писатель

Самый большой мозг 2850 г. принадлежал пациенту психиатрической лечебницы.

Значит дело не в массе мозга, а в чем то другом… В строении!!!

 Составляет около 2% от общего веса тела,  но он использует более 20% энергии организма и 20% потребляемого кислорода .     Головной мозг расположен в мозговой части черепа, которая защищает от повреждения  Покрыт тремя оболочками  Внутри мозга имеются 4 желудочка  От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов  Средняя масса головного мозга людей- от 1400 - 1600 грамм  Образован белым и серым веществом

Составляет около 2% от общего веса тела, но он использует более 20% энергии организма и 20% потребляемого кислорода .

  • Головной мозг расположен в мозговой части черепа, которая защищает от повреждения
  • Покрыт тремя оболочками
  • Внутри мозга имеются 4 желудочка
  • От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов
  • Средняя масса головного мозга людей- от 1400 - 1600 грамм
  • Образован белым и серым веществом

Головной мозг лежит в полости черепа, в основном повторяя его форму . Функцией головного мозга является регуляция всех процессов, происходящих в организме.

Головной мозг лежит в полости черепа, в основном повторяя его форму . Функцией головного мозга является регуляция всех процессов, происходящих в организме.

Строение головного мозга Белое и серое вещество головного мозга составляет основу его функционирования.  Белое вещество образует проводящие пути. Они связывают головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой.

Строение головного мозга

Белое и серое вещество головного мозга составляет основу его функционирования.

Белое вещество образует проводящие пути. Они связывают головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой.

ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА, орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение. Все наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой мозга, и если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия Головной мозг Ствол мозга Передний мозг Мозжечок Промежу- точный мозг Полушария большого мозга Средний мозг Продолговатый мозг мост

ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА, орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение. Все наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой мозга, и если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия

Головной мозг

Ствол мозга

Передний мозг

Мозжечок

Промежу-

точный мозг

Полушария большого мозга

Средний мозг

Продолговатый мозг

мост

Заполняем таблицу Заполняем таблицу Заполняем таблицу Заполняем таблицу

Заполняем таблицу

  • Заполняем таблицу
  • Заполняем таблицу
  • Заполняем таблицу
Продолговатый мозг  Продолговатый мозг - жизненно важный отдел ЦНС, представляющий собой продолжение спинного мозга. Продолговатый мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции: регулирует пищеварение, дыхание, сердечнососудистую деятельность, жевание, глотание, а также такие защитные рефлексы, как кашель, чихание, рвота.

Продолговатый мозг

Продолговатый мозг - жизненно важный отдел ЦНС, представляющий собой продолжение спинного мозга. Продолговатый мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции: регулирует пищеварение, дыхание, сердечнососудистую деятельность, жевание, глотание, а также такие защитные рефлексы, как кашель, чихание, рвота.

Мост  Мост - это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно, вниз – в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу. Здесь же находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями.

Мост

Мост - это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно, вниз – в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу. Здесь же находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями.

В ядрах находятся центры движения глазных яблок и мимики. Через мост проходят нервные пути от мозжечка и спинного мозга в высшие отделы головного мозга.

В ядрах находятся центры движения глазных яблок и мимики.

Через мост проходят нервные пути от мозжечка и спинного мозга в высшие отделы головного мозга.

В нем расположены центры, обеспечивающие четкость зрения и слуха, точных движений рук, ориентировочного рефлекса, мышечного тонуса, регулировки актов жевания и глотания.

В нем расположены центры, обеспечивающие четкость зрения и слуха, точных движений рук, ориентировочного рефлекса, мышечного тонуса, регулировки актов жевания и глотания.

Промежуточный мозг, Он имеет два главных отдела: зрительные бугры (таламус) и подбугровую область (гипоталамус). Таламус В таламус сходится вся информация от органов чувств. Отсеивается малозначащие сведения и активизируют кору при получении важных для организма событий. Гипоталамус Центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма. Гипофиз Железа внутренней секреции, тесно связана с гипоталамусом.

Промежуточный мозг, Он имеет два главных отдела: зрительные бугры (таламус) и подбугровую область (гипоталамус).

Таламус

В таламус сходится вся информация от органов чувств. Отсеивается малозначащие сведения и активизируют кору при получении важных для организма событий.

Гипоталамус

Центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма.

Гипофиз

Железа внутренней секреции, тесно связана с гипоталамусом.

Мозжечок – «малый мозг» – состоит из полушаоий с извилинами и корой. В нем расположены центры координации движений и положения тела в пространстве.

Мозжечок – «малый мозг» – состоит из полушаоий с извилинами и корой.

В нем расположены центры координации движений и положения тела в пространстве.

Два полушария соединены белым веществом – мозолистым телом. На поверхности кора из серого вещества. В слое белого вещества находятся подкорковые ядра. Борозды и извилины увеличивают площадь поверхности полушарий.

Два полушария соединены белым веществом – мозолистым телом. На поверхности кора из серого вещества. В слое белого вещества находятся подкорковые ядра.

Борозды и извилины увеличивают площадь поверхности полушарий.

Правильные ответы:  1-Б, 2-В, 3- Д, 4- Г, 5- Е, 6- А. 
  • Правильные ответы:
  • 1-Б, 2-В, 3- Д, 4- Г, 5- Е, 6- А. 
Проверь себя! 1 2 6 5 4 3

Проверь себя!

1

2

6

5

4

3

Домашнее задание: стр.63-69, Подготовьте небольшое сообщение об одном из заболеваний мозга на Ваш выбор.  Индивидуальное задание : Ответить на вопрос: От чего болит голова?

Домашнее задание:

  • стр.63-69,
  • Подготовьте небольшое сообщение об одном из заболеваний мозга на Ваш выбор.
  • Индивидуальное задание : Ответить на вопрос: От чего болит голова?
Список использованной литературы : Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – 3 – е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 287,[1] с. Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек» / авт.-сост. Т. В. Казачек. – Волгоград: «Учитель», 2007 – 328с.

Список использованной литературы :

  • Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – 3 – е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 287,[1] с.
  • Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек» / авт.-сост. Т. В. Казачек. – Волгоград: «Учитель», 2007 – 328с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!