Мозг – самое совершенное и сложное создание земной природы”. И. П. Павлов
Цель урока:
- Изучить строение и функции головного мозга.
- Раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условных рефлексов и выяснить их значение
учитель биологии
Дмитриева Любовь Дмитриевна
Головной мозг - передний отдел центральной нервной системы позвоночных животных и человека. У слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему?
Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек.
Дмитрий Иванович Менделеев масса мозга – 1571г.
В.И. Ленин вес мозга - 1340 г.
Известный политик
И.С. Тургенева вес мозга - 2012 г.
Великий писатель
Самый большой мозг 2850 г. принадлежал пациенту психиатрической лечебницы.
Значит дело не в массе мозга, а в чем то другом… В строении!!!
Составляет около 2% от общего веса тела, но он использует более 20% энергии организма и 20% потребляемого кислорода .
- Головной мозг расположен в мозговой части черепа, которая защищает от повреждения
- Покрыт тремя оболочками
- Внутри мозга имеются 4 желудочка
- От головного мозга отходят 12 пар черепно-мозговых нервов
- Средняя масса головного мозга людей- от 1400 - 1600 грамм
- Образован белым и серым веществом
Головной мозг лежит в полости черепа, в основном повторяя его форму . Функцией головного мозга является регуляция всех процессов, происходящих в организме.
Строение головного мозга
Белое и серое вещество головного мозга составляет основу его функционирования.
Белое вещество образует проводящие пути. Они связывают головной мозг со спинным, а также части головного мозга между собой.
ГОЛОВНОЙ МОЗГ ЧЕЛОВЕКА, орган, координирующий и регулирующий все жизненные функции организма и контролирующий поведение. Все наши мысли, чувства, ощущения, желания и движения связаны с работой мозга, и если он не функционирует, человек переходит в вегетативное состояние: утрачивается способность к каким-либо действиям, ощущениям или реакциям на внешние воздействия
Головной мозг
Ствол мозга
Передний мозг
Мозжечок
Промежу-
точный мозг
Полушария большого мозга
Средний мозг
Продолговатый мозг
мост
Заполняем таблицу
- Заполняем таблицу
- Заполняем таблицу
- Заполняем таблицу
Продолговатый мозг
Продолговатый мозг - жизненно важный отдел ЦНС, представляющий собой продолжение спинного мозга. Продолговатый мозг выполняет рефлекторную и проводниковую функции: регулирует пищеварение, дыхание, сердечнососудистую деятельность, жевание, глотание, а также такие защитные рефлексы, как кашель, чихание, рвота.
Мост
Мост - это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно, вниз – в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу. Здесь же находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями.
В ядрах находятся центры движения глазных яблок и мимики.
Через мост проходят нервные пути от мозжечка и спинного мозга в высшие отделы головного мозга.
В нем расположены центры, обеспечивающие четкость зрения и слуха, точных движений рук, ориентировочного рефлекса, мышечного тонуса, регулировки актов жевания и глотания.
Промежуточный мозг, Он имеет два главных отдела: зрительные бугры (таламус) и подбугровую область (гипоталамус).
Таламус
В таламус сходится вся информация от органов чувств. Отсеивается малозначащие сведения и активизируют кору при получении важных для организма событий.
Гипоталамус
Центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма.
Гипофиз
Железа внутренней секреции, тесно связана с гипоталамусом.
Мозжечок – «малый мозг» – состоит из полушаоий с извилинами и корой.
В нем расположены центры координации движений и положения тела в пространстве.
Два полушария соединены белым веществом – мозолистым телом. На поверхности кора из серого вещества. В слое белого вещества находятся подкорковые ядра.
Борозды и извилины увеличивают площадь поверхности полушарий.
- Правильные ответы:
- 1-Б, 2-В, 3- Д, 4- Г, 5- Е, 6- А.
Проверь себя!
1
2
6
5
4
3
Домашнее задание:
- стр.63-69,
- Подготовьте небольшое сообщение об одном из заболеваний мозга на Ваш выбор.
- Индивидуальное задание : Ответить на вопрос: От чего болит голова?
Список использованной литературы :
- Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Биология. Человек. 8 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений. – 3 – е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 287,[1] с.
- Биология. 8 класс: поурочные планы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина «Человек» / авт.-сост. Т. В. Казачек. – Волгоград: «Учитель», 2007 – 328с.