СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение и разнообразие цветков. ЛР.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Строение и разнообразие цветков. ЛР.»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОРЛОВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ












«Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа №10 «Изучение строения цветков»»
















Разработал учитель биологии

МБОУ Орловский УВК

Шелуха Е.В.



Урок 17 6 класс Биология Дата __________________

Тема: Строение и разнообразие цветков. Лабораторная работа №10 «Изучение строения цветков»

Цель урока:

  • раскрыть особенности строения цветка, их разнообразие.

Задачи:

Образовательные:

  • раскрыть особенности строения цветка как органа полового размножения;

  • совершенствовать умения узнавать органы цветковых растений;

  • показать биологическое значение полового размножения растений.;

Развивающие:

  • продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать, работать с учебником;

  • развивать ассоциативное и творческое мышление.

Воспитательные:

  • воспитывать у учеников интерес к изучению природы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные

- Сформулировать определение понятиям: цветок, типы цветков, тычинки и пестик;

- определять какие бывают части цветка;

- раскрыть биологическую роль и взаимосвязь частей цветка;

- развивать умения описывать строение цветка на живых объектах и на гербарном материале, рисунках.

Метапредметные

Познавательные:

- обобщать полученную информацию;

- проводить наблюдение;

- прогнозировать ситуацию.

Регулятивные:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-соотносить учебные действия с известными правилами;

Коммуникативные:

- формулировать высказывание;

- согласовывать позиции и находить общее решение.

Личностные:

- Аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

- осознавать свои эмоции;

- осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции;

- осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него.

Тип урока: комбинированный урок

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся..


Тест

  1. Корневище встречается у :

А) огурца;

Б) чеснока;

В) пырея.

2. К вегетативным органам относят:

А) плод;

Б) цветок;

В) корень.

3. К подземным видоизменениям побега не относят:

А) клубень;

Б) луковицу;

В) корнеплод.

4. Стебель у луковицы называется:

А) донце;

Б) диск;

В) чешуя.

5. Клубень это:

А) видоизменение побега;

Б) видоизменение корня;

В) видоизменение листа.

2. Вставьте в текст пропущенные слова.

В корневищах, клубнях, в сочных листьях луковиц откладываются _______________ вещества.

Из почек, имеющихся у видоизменённых побегов, вырастают новые _________________.

Луковицы в отличие от корневища и клубня служат, прежде всего, для ____________ ______________ условий.


Ребята, посмотрите на эти фото, разве это не чудо. Эмоции, переполняют от этой красоты.

Белая цапля.

Тюльпан


Аквилегия колумбийская




Гималайский мак.


Ирис бородатый.

Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?

Ответы учащихся


III. Изучение новой темы.


Цветок — это генеративный орган растения. Уже более 90 миллионов лет Покрытосеменные или цветковые господствующая группа растений на Земле. Самые ранние следы цветковых растений были найдены в породах, датируемых примерно 140 миллионами лет назад. Их прямые предки неизвестны. Однако ученые из Цюрихского университета считают, что цветы впервые появились значительно раньше, примерно 245 миллионов лет назад, вместе с первыми динозаврами после того, как швейцарские ученые нашли окаменевшие частички цветочной пыльцы в двух образцах горных пород. Тогда их, кстати, опыляли жуки, потому что пчелы появились на Земле лишь через 100 миллионов лет.


Самое древнее растение Амборелла волосоножка (Amborella trichopoda Baill.) .

А кувшинкой белой (Nymphaea alba L.) — могли «любоваться» еще динозавры.


Цветокэто видоизменённый укороченный побег, служащий для семенного размножения.

Будучи уникальным образованием по своей природе и функциям, поразительно разнообразен по деталям строения, окраске и размерам. Самые мелкие цветки растений семейства Рясковые имеют в диаметре всего около 1 мм, в то же время как самый крупный цветок у раффлезии Арнольда (Rafflesia arnoldii) семейства Раффлезиевые, обитающей в тропических лесах на острове Суматра, достигает в диаметре 91 см и имеет массу около 11 кг.

Работа в парах по изучению цветка.

Любой цветок имеет главные органы – это пестик и тычинки, которые тоже имеют особое строение.

Пестик – это женский орган цветка, он имеет рыльце, столбик и завязь.

Рыльце обычно клейкое, шероховатое или даже ветвистое. Оно служит для восприятия пыльцы.

Столбик поднимает рыльце.

Завязь – самая нижняя часть пестика. Она содержит в себе семязачатки, в них формируются женские половые клетки.

Из завязи пестика после опыления и оплодотворения яйцеклетки развивается плод, а из семязачатков образуются семена.

Тычинки – это мужские органы цветка, каждая тычинка имеет пыльник, внутри которого созревает пыльца. Пыльник расположен на тычиночной нити. Если тычиночной нити нет и пыльник располагается прямо на цветоложе, он называется сидячим.

Вокруг главных органов цветка: пестика и тычинок расположен околоцветник. У шиповника, яблони он состоит из листочков двух типов. Внутренние листочки – это лепестки, образуют венчик. Наружные листочки – чашелистики – образуют чашечку. Такой околоцветник называется двойным. У лилейных нет чашелистиков – у них простой околоцветник.

Существуют цветки, не имеющие околоцветника (ясень, осока, ива), их называют голыми.

Венчик содействует опылению цветка, привлекая насекомых-опылителей. Благодаря яркой окраске лепестков, венчик способен отражать солнечные лучи, предохраняя главные части цветка от перегрева. Закрываясь на ночь, венчик создает своего рода камеру, препятствующую охлаждению цветка или повреждению его холодной росой.

У одних растений (колокольчик, паслен черный, примула) лепестки венчика срастаются, образуя сростнолепестный венчик; у других (капуста, яблоня, вишня) венчик состоит из отдельных лепестков и называется раздельнолепестным, или свободнолепестным.

Тонкий стебелек, на котором сидит цветок, называют цветоножкой, а ее верхнюю, расширенную часть – цветоложем.


Листочки околоцветника могут располагаться так, что через него можно провести несколько плоскостей симметрии.

Такие цветки называют правильными (яблоня, вишня, капуста и др.). Цветки, через которые можно провести одну плоскость симметрии, называют неправильными (горох, шалфей).

Большинство растений имеет цветки, в которых есть и пестики, и тычинки. Такие цветки называют обоеполыми, например, цветы лилии, яблони. Но у некоторых растений (огурец, кукуруза) одни цветки имеют только пестики.

  • Как называются такие цветы? – пестичные цветки.

  • А другие – только тычинки – Как мы их назовем? Тычиночные цветки.

Эти цветы называют раздельнополыми.

Бесполыми называют такие цветки, у которых отсутствуют все главные части: и тычинки, и пестики. Они выполняют только функцию привлечения насекомых-опылителей к другим цветкам, в которых главные части имеются. Бесполые цветки есть в соцветиях василька, подсолнечника и других растений.

Такие растения, как огурцы и кукуруза, являются однодомными, так как пестичные и тычиночные цветки у них развиваются на одном растении. Облепиху, тополь и иву называют двудомными растениями (рисунок учебника), так как у них тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные – на других.


Учитель: Цветы с каким околоцветником расположены на рисунке?

Физкультминутка.

Формула цветка:

Для того чтобы как-то разобраться в строении цветка ученые-ботаники предложили формулу цветка, применив следующие условные обозначения:

Ч – чашечка,

Л – лепестки,

Т – тычинка,

П – пестик,

*- правильный цветок изображают звездочкой;

- неправильный – стрелкой ;

- однополые мужские (тычиночные) цветки – ;

- женские (пестичные) – знаком ;

- обоеполые – знаком .

( ) – сросшиеся части цветка,

цифры – количество частей цветка,

Проверка правильности выполнения задания- взаимопроверка в парах.

Работа с терминами:

венчик;

-чашечкой;

-чашелистиков;

-околоцветник;

-правильный цветок;

-неправильный цветок;

-тычинка;

- пестик;

-обоеполые цветки;

-цветки однополые.


IV. Закрепление полученных знаний.

Выполняют лабораторную работу.

«Лабораторная работа №10

Тема: «Изучение строения цветков».

Цель: Изучить строение цветка.


Оборудование: раздаточный материал, таблица «Строение цветка», модели цветков картофеля, яблони, капусты, живые комнатные цветы.

Ход работы.

    1. Рассмотрите цветки редьки и картофеля.

2. Найдите цветоножку, цветоложе, лепестки, чашелистики, тычинки и пестик.

3. Подсчитайте число частей цветка, занесите данные в таблицу.

Строение цветка

Части цветка

Число частей цветка_________

Число частей цветка_________


Цветоножка




Цветоложе




Чашелистики




Лепестки венчика




Тычинки




Пестики




Формула цветка




    1. Сделайте вывод. ( Докажите, что цветок – это видоизмененный побег).



V. Рефлексия учебной деятельности.


Составить синквейн по теме.

VI. Домашнее задание.

п.________, , подготовить сообщения о цветах из Красной книги Республики Крым. Опережающее задание: подготовить сообщения о необычных соцветиях.

VII.Итоги

Урок хочу закончить такими словами:

«Имеющий в руках цветы

Плохого совершить не может».

Солоухин Владимир Алексеевич (1924 — 1997) — русский писатель











Интересные факты о цветах:

  • Существуют цветы, которые меняют цвет в зависимости от pH почвы.

  • Некоторые цветки могут менять форму в зависимости от времени суток.

  • Самый большой цветок в мире — раффлезия, его диаметр может достигать более 1 метра.

  • Существуют цветы, которые можно есть, например, цветы гвоздики, розмарина, лаванды и многие другие.

  • Цветы могут использоваться не только для декора, но и для лечебных целей, например, цветы ромашки используются для успокоения и улучшения сна.

  • Один из самых дорогих цветков в мире — это шафран, цена тычинок которого может достигать до 5000 долларов за килограмм.


ДОКАЗАТЕЛЬСТВА:

  1. Как и всякий побег, цветок развивается из почки(цветковой).

  2. Стеблевая часть цветка представлена цветоножкой и цветоложем.

  3. Чашечка, венчик, тычинки и пестики образованы процессе эволюции) видоизменёнными листьями.

  4. Важным доказательством стеблевой природы цветоложа являются случаи его прорастания (пролификации), т.е. сильного удлинения оси с образованием над цветком побега или нового цветка.

  5. Чашечка цветка это совокупность обычно зелёных (фотосинтезирующих) чашелистиков. Чашелистики - видоизменённые верхушечные листья


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!