СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Строение и свойства газов в одном эксперименте»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности, помочь ребенку научиться учиться, а не заучивать. Курс основной школы должен приобрести общекультурное звучание, стать более значимым в формировании личности, развивать творческий потенциал ребенка. Вызвать интерес к любому предмету можно с помощью примеров из опыта учащихся, опираясь на доступные их пониманию ситуации, т.е. сформировать познавательный интерес у учащихся к предмету. Метод научного познания состоит из трех частей:

  1. Теоретическое предсказание
  2. Экспериментальная проверка гипотезы
  3. Сравнение теоретических и экспериментальных данных, формулирование вывода.

Существенная часть этого метода — эксперимент; он выступает в качестве критерии истины. Ведь после того как выполнена цепочка логических рассуждений, опорой которых служат те или иные положения теории, и сформулирован вывод, нужно удостовериться в его правильности, т. е. проверить: верен он или ошибочен в реальной действительности. Тут-то на сцену и выходит эксперимент.

Чтобы эксперимент выполнил свою функцию, нужно придумать его идею, предложить схему установки, т.е. сделать ряд шагов-этапов, последовательность которых была выполнена на уроках естествознания в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
««Строение и свойства газов в одном эксперименте»»

«Строение и свойства газов в одном эксперименте»

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности, помочь ребенку научиться учиться, а не заучивать. Курс основной школы должен приобрести общекультурное звучание, стать более значимым в формировании личности, развивать творческий потенциал ребенка. Вызвать интерес к любому предмету можно с помощью примеров из опыта учащихся, опираясь на доступные их пониманию ситуации, т.е. сформировать познавательный интерес у учащихся к предмету. Метод научного познания состоит из трех частей:

  1. Теоретическое предсказание

  2. Экспериментальная проверка гипотезы

  3. Сравнение теоретических и экспериментальных данных, формулирование вывода.

Существенная часть этого метода — эксперимент; он выступает в качестве критерии истины. Ведь после того как выполнена цепочка логических рассуждений, опорой которых служат те или иные положения теории, и сформулирован вывод, нужно удостовериться в его правильности, т. е. проверить: верен он или ошибочен в реальной действительности. Тут-то на сцену и выходит эксперимент.

Чтобы эксперимент выполнил свою функцию, нужно придумать его идею, предложить схему установки, т.е. сделать ряд шагов-этапов, последовательность которых была выполнена на уроках естествознания в 5 классе.

Среди экспериментальных заданий можно выделить такие, которые носят определенный исследовательский характер и требуют от учащихся максимальной самостоятельности. Одно из таких заданий - изобретение или создание самим учеником какого-либо устройства. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи, уважение одноклассников.

Данный эксперимент выполнен учениками 5В класса ГБОУ СОШ 89 (учитель Новоженова МВ) в рамках внеурочной деятельности по предмету Физика. Эксперимент демонстрирует практическое применение знаний, полученных на занятиях, на которых рассматриваются первые шаги в мир физики и химии, «Строение и свойства вещества». Также использовались данные главы «Воздух», а именно свойства воздуха как газа.

Ребята в ходе активной дискуссии на заключительном уроке предложили сделать Картофелепушку, используя свойства молекул воздуха при давлении приближаться до определенного момента сжатия. На самом уроке был проведен творческий конкурс по разработке схемы такой машины. Победители конкурса из подручных средств собрали установку. Использовались насос автомобильный с манометром, накопительный баллон для воздуха, сантехнические вентили в качестве клапанов, соединительные гибкие шланги, сантехническая труба в качестве дула пушки.

На следующем уроке ребята продемонстрировали успешную работу установки. Это заняло около 5 минут. В классе еще раз обсудили свойства молекул газа и отличие последних от твердого и жидкого состояний веществ (мостик к 7 классу физики проложен!). Ребята-экспериментаторы подготовили несколько вопросов для класса.

В качестве дополнительного вопроса-задания от учителя было предложено накачать до максимума воздух в баллон и выстрелить пушкой на сухую поверхность доски без заряда. При этом ребята смогли увидеть образовавшееся влажное пятно в результате выстрела. Именно этот момент и продемонстрирован на видео. Экспериментаторы очень быстро сообразили, что в результате сжатия водяной пар сконденсировался и именно эти капли и оставили след на доске. Таким образом, мы повторили условия перехода веществ из одного агрегатного состояния в другое. Также с классом обсудили вопросы: может ли воздух быть твердым? Жидким? Можно ли вместо воздуха в пушке использовать воду? Почему воздух выбрасывает ядро при открытии клапана?

Домашние опыты и наблюдения, проводимые учащимися:

  1. дают возможность расширить область связи теории с практикой;

  2. развивают интерес к физике и технике;

  3. рождают творческую мысль и развивают способность к изобретательству;

  4. приучают учащихся к самостоятельной исследовательской работе;

  5. дополняют демонстрационный эксперимент учителя и классные лабораторные работы тем материалом, который не может быть получен в классе

  6. приучают учащихся к сознательному труду.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!