СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Строение и значение кожи"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей биологии 8 класса, поможет подготовиться к открытому уроку по теме: "Строение и значение кожи"

Просмотр содержимого документа
«"Строение и значение кожи"»

Открытый урок в 9 классе по теме:

«Строение и значение кожи».


Цель: Изучить особенности строения и функции кожи, познакомить учащихся с типами кожи и выяснить значение папиллярного рисунка кожи.


Задачи:

Образовательные: сформировать представление о покровной системе организма; дать учащимся представление о строении кожи, установить связь строения и функции органа и целого организма.

Развивающие: развивать у учащихся умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, давать обоснованные ответы, т.е. логически мыслить; продолжить формирование информационных навыков при работе с текстами.

Воспитывающие: повышение мотивации к изучению биологии через установление межпредметных и метапредметных связей; воспитание гигиенических навыков личности по уходу за кожей.


Тип урока: Урок актуализации, изучения и первичного закрепления новых знаний.

Методы: проблемный, исследовательский.

Формы: групповая работа, индивидуальная работа.

Ключевые понятия: Взаимосвязь строения и функций кожи.


Средства обучения: мультимедийное оборудование, презентация по теме, видеофрагмент сказки « Царевна- лягушка», влажный препарат земноводного, пресмыкающегося, средства ухода за кожей, краски, ватман, информационные листы для учащихся, листы контроля знаний, отрывок из произведения Моцарта.



Ход урока



Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня вы будете работать в группах. Ознакомьтесь с тем, что у вас имеется на столах. А теперь приступим к познанию неизвестного. В добрый путь!

Определение темы, целеполагание.

Просмотр отрывка из сказки « Царевна – лягушка».

Учитель: Почему мы заострили внимание именно на этом фрагменте сказки?

Учащиеся: возможный вариант ответа: лягушка сбросила свой покров.

Учитель: У всех позвоночных животных, включая человека, есть свой покров. Как он называется у человека?

Учащиеся: Кожа.(слайд 1)

Учитель: Ребята, а что бы вы хотели узнать о коже?

Учащиеся отвечают, ответы учащихся фиксируются на доске.( Строение кожи, значение кожи, какие типы кожи бывают)

Учитель: Сформулируем цель урока.

Учащиеся формулируют цель урока.

Учитель: Изучить особенности строения и функции кожи, познакомить учащихся с типами кожи и выяснить значение кожи.

Освоение учащимися нового материала.

1. Актуализация опорных знаний.

Для реализации цели сегодняшнего урока необходимо разрешить проблемный вопрос:

« А чем отличается кожа человека от кожи других позвоночных животных?» ( слайд2) Для этого вы станете исследователями и, проведете работу в группах, найдете ответ.

Для исследования необходимо выдвинуть гипотезу, ваши предложения. Любая гипотеза

начинается: « Если. . . , то . . .».

Учащиеся предлагают варианты гипотезы: « Если кожа человека имеет определенное строение, то она выполняет сходные функции с кожей позвоночных животных». (слайд3)

Работа в группах:

1группа - земноводное животное; 2 группа- пресмыкающееся;

2. Ознакомление с новым материалом.3группа- эпидермис;

4 группа-дерма; 5 группа- гиподерма.

Таблица для заполнения: ( слайд 4)


Слой кожи

Особенности строения

функции




Заполнение таблицы. Выступление лидеров групп. (На презентации открываются заполненные строки: слайд 5). Лидеры оценивают деятельность членов группы.

Учитель: Поверхность кожи человека составляет в среднем около 2 м.2Каждую минуту через капилляры кожи проходит около 0,5 л. Крови. В коже рассеяно 250 тысяч холодовых рецепторов, 30 тысяч тепловых рецепторов, около 1 млн. болевых окончаний , 0, 5 млн. рецепторов осязания и 3 млн. потовых желез.( слайд 6)

3.Учитель: Какие типы кожи вам известны?

Учащиеся: Различают кожу нормальную, сухую, жирную (слайд 7)

Учитель: Чтобы узнать свой тип кожи, нужно провести простой тест. Определение типа кожи.

Учитель: Сейчас очень много косметических средств по уходу за кожей, я предлагаю вас стать экспертами: ознакомиться и изучить состав представленных средств. Какие вещества входят в их состав? Предположите, какому типу кожи подходит средство.

Учащиеся проводят экспертизу средств и делают выводы.

Учитель: Молодцы, вы отлично провели экспертизу средств.

Учитель: Предлагаю, вам рекомендации по уходу за проблемной кожей.

Учащиеся изучают рекомендации.

Учитель: Ногти и волосы – производные кожи. Ногти защищают фаланги пальцев. Папиллярный рисунок у каждого человека свой и по отпечаткам пальцев криминалисты устанавливают личность преступника. В настоящее время создание новых биометрических паспортов позволит решить проблему их подделки. (слайд 8)

Рефлексия: Учитель: Задание группам: у вас на столах есть ватманы и краски. Составьте рисунок, используя их. Выбор цвета – на свое усмотрение.

Учащиеся составляют рисунок и демонстрируют.

Учитель: Старение кожи происходит не только из-за старения организма, но и от образа жизни. Какие причины влияют на изменение кожи?

Учащиеся выдвигают причины.( слайд 9)

Первичное закрепление материала.

Фронтальная работа

1.Учитель показывает по таблице структурные элементы кожи, учащиеся называют их.


2. О какой ткани здесь говорится?

« Поверхность этого слоя состоит из мертвых клеток. В живых слоях кожи содержится красящее вещество….»


3. Выберите правильные ответы( слайд 10)

Функции кожи:

а) защитная;

б) опорно-двигательная;

в) выделительная;

г) участвует в терморегуляции организма;

д) является органом чувств;

е) дыхательная.

Информация о домашнем задании: творческие работы по желанию учащихся: кожные покровы в культуре разных народов: Индия, страны Африки, американские индейцы; современная мода; сообщения « Гигиена кожи». ( слайд 11)












































Технологическая карта урока


Тема урока: строение и значение кожи.

Цель: Изучить особенности строения и функции кожи, познакомить учащихся с типами кожи и выяснить значение папиллярного рисунка кожи.


Задачи:

Образовательные: сформировать представление о покровной системе организма; дать учащимся представление о строении кожи, установить связь строения и функции органа и целого организма.

Развивающие: развивать у учащихся умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, давать обоснованные ответы, т.е. логически мыслить; продолжить формирование информационных навыков при работе с текстами.

Воспитывающие: повышение мотивации к изучению биологии через установление межпредметных и метапредметных связей; воспитание гигиенических навыков личности по уходу за кожей.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемный, исследовательский.

Формы: групповая работа, индивидуальная.

Оборудование: Рельефная таблица, рисунки учебника, текст учебника, влажные препараты, лупы ,зеркала, средства ухода за кожей, мультимедийное оборудование, компьютерная презентация.

Ключевые понятия: эпидермис, дерма, гиподерма, сальные железы, потовые железы, волосы, ногти, терморегуляция.

Технологическая карта урока

Этапы

Дидактические

задачи

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Урока

Технологии

1. Организация начала занятия.


Подготовка учащихся к работе на занятии

Полная подготовка оборудования

Готовность класса, быстрое включение в деловой ритм

3. Подготовка к основному этапу занятия.


Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

Просмотр отрывка из сказки « Царевна- лягушка» для определения темы.

Запись темы в тетради.

4. Усвоение новых знаний и способов действий




Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения



Постановка проблемы и создание проблемной ситуации


Есть ли отличие в строении кожи человека и позвоночных животных?


Наводящие вопросы





Наводящие вопросы




Инструктаж по работе в группах.





Выявление пробелов и корректировка знаний

Выявление пробелов и корректировка знаний


Поиск ответа






Если кожа покровная система, то она имеет определенные особенности строения.

Выдвижение цели и задач урока



1 гр. «Кожа лягушки»

2 гр. « Кожа ящерицы»

3 гр. «Эпидермис»

4 гр. «Дерма»

5 гр. «Гиподерма»

Результат – строка в таблице

Продукт работы в группе и общий продукт представлен в приложении и в презентации.

Таблица.

Вывод

Обсуждение проблемы и ее теоретический анализ

Выдвижение гипотезы

Цель и задачи работы

Поиск методов доказательства или опровержения гипотезы

Работа в группах, получение продукта от группы

Подведения итогов работы в группах, создание общего продукта (схема, таблица, опорный конспект и др.)

Вывод : 1)полученный продукт подтверждает или опровергает гипотезу;

2) поставленная проблема решена или нет.

5. Первичная проверка понимания.

Исследовательский метод

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция. Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне.

Выявление пробелов и корректировка знаний

Самонаблюдение и ответы на вопросы

6. Закрепление знаний и способов действий.


Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации, в практической деятельности.

Подготовка заданий и ответов для оценивания результатов. Постановка проблемного вопроса.

Взаимооценка,

Самооценка.

Поиск ответа.

7. Подведение итогов занятий


Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

Общая оценка

Оценка лидером успешности учеников при работе в группах

8. Рефлексия.


Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Настрой учащихся

Рисунок с использованием папиллярной схемы.

9. Информация о домашнем задании.


Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

П.40, сообщения «Гигиена кожи», Кожные покровы в культуре разных народов (Индия, американские индейцы, африканские племена);

современная мода.

Запись

домашнего задания








Информационный лист


Словарь:

Покровная система – кожа и ее производные – волосы и ногти и слизистые оболочки.

Кожа – наружный покров тела.

1.

Строение кожи земноводных. В голой тонкой коже много желез, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создается жидкостная пленка, в которой растворяется атмосферный кислород и благодаря чему возможно дыхание через кожу. Некоторые кожные железы выделяют слизь, которая обезвреживает кожу от различных болезнетворных бактерий, предохраняет ее от грибковых поражений. У некоторых земноводных, например: жаб, саламандр, имеются ядовитые железы, способствующие защите этих животных от естественных врагов.

После ознакомления с текстом, заполните таблицу в листах контроля.

После выступления лидеров, оцените правильность заполнения таблицы по пятибалльной системе.

2.

Различают три типа кожи: нормальная, сухая, жирная. Нормальная кожа недостатков не имеет. Сухая кожа тонкая, часто шелушится. Жирная кожа - блестит и лоснится, ее поры хорошо видны, из – за чего она напоминает апельсиновую корку.

Проведите тестирование вашей кожи с целью определения типа кожи. Дл этого возьмите салфетку и протрите лицо, посмотрите, есть ли изменения. Внимательно в зеркало рассмотрите кожу лица, есть признаки, характерные для того или иного типа кожи.

Результаты занесите в лист контроля. Оцените свою работу по пятибалльной системе.


3.Проведите экспертизу представленных средств по уходу за кожей. ( пенка для умывания

Solutions). Ознакомьтесь с составом, определите, какие вещества входящие в состав, вам неизвестны.

Какому типу кожи подходит это средство?

После ответов лидеров групп оцените свою работу по пятибалльной системе.


4. Плотная соединительная ткань дермы служит опорой не только для волос, но и для ногтей. Ногтевое ложе находится на конечной фаланге пальца. Покрывающая его ногтевая пластинка прозрачна, за исключением корня ногтя, где заметна белая луночка. Она состоит из более плотной ткани. В ногтевой пластинке нет нервных окончаний и кровеносных сосудов, но ногтевое ложе богато ими. Растет ноготь с основания. Здесь и с боковых сторон края ногти покрыты кожным валиком.

Нарисуйте рисунок, используя лист ватмана и краски, применив знания о папиллярном рисунке. После демонстрации рисунков, оцените свою работу по пятибалльной системе.














Информационный лист


Словарь:

Покровная система – кожа и ее производные – волосы и ногти и слизистые оболочки.

Кожа – наружный покров тела.


1.Тело пресмыкающегося снаружи имеет роговой покров, состоящий из роговых чешуй и щитков. Роговой покров защищает тело пресмыкающегося от повреждений, а также от потери воды и тем самым дает возможность жить животному в сухих местах.

У некоторых видов пресмыкающихся наряду с роговыми образованиями имеются костные пластины. У черепах, например, из костных пластин состоят спинной и брюшной

щиты панциря. В коже пресмыкающихся мало или совсем нет желез, поэтому она сухая.

Периодически пресмыкающиеся сбрасывают роговой покров.

После ознакомления с текстом, заполните таблицу в листах контроля.

После выступления лидеров, оцените правильность заполнения таблицы по пятибалльной системе.


2 .Различают три типа кожи: нормальная, сухая, жирная. Нормальная кожа недостатков не имеет. Сухая кожа тонкая, часто шелушится. Жирная кожа - блестит и лоснится, ее поры хорошо видны, из – за чего она напоминает апельсиновую корку.

Проведите тестирование вашей кожи с целью определения типа кожи. Для этого возьмите салфетку и протрите лицо, посмотрите, есть ли изменения. Внимательно в зеркало рассмотрите кожу лица, есть признаки, характерные для того или иного типа кожи.

Результаты занесите в лист контроля. Оцените свою работу по пятибалльной системе.


3. Проведите экспертизу представленных средств по уходу за кожей.( лосьон для умывания clerasil) Ознакомьтесь с составом , определите, какие вещества входят вам неизвестны. Какому типу кожи подходит это средство? После ответов лидеров групп оцените свою работу по пятибалльной системе.

4. Плотная соединительная ткань дермы служит опорой не только для волос, но и для ногтей. Ногтевое ложе находится на конечной фаланге пальца. Покрывающая его ногтевая пластинка прозрачна, за исключением корня ногтя, где заметна белая луночка. Она состоит из более плотной ткани. В ногтевой пластинке нет нервных окончаний и кровеносных сосудов, но ногтевое ложе богато ими. Растет ноготь с основания. Здесь и с боковых сторон края ногти покрыты кожным валиком.

Нарисуйте рисунок, используя лист ватмана и краски, применив знания о папиллярном рисунке. После демонстрации рисунков, оцените свою работу по пятибалльной системе.














Информационный лист


Словарь:

Покровная система – кожа и ее производные – волосы и ногти и слизистые оболочки.

Кожа – наружный покров тела.


1.Прочитать параграф 40 учебника (стр.124-125) и ответить на вопрос: какие особенности строения эпидермиса и функции. Результаты записать в таблицу.

Термины: Эпидермис

Меланин

Загар

После выступления лидеров, оцените правильность заполнения таблицы по пятибалльной системе.


2.Различают три типа кожи: нормальная, сухая, жирная. Нормальная кожа недостатков не имеет. Сухая кожа тонкая, часто шелушится. Жирная кожа - блестит и лоснится, ее поры хорошо видны, из – за чего она напоминает апельсиновую корку.

Проведите тестирование вашей кожи с целью определения типа кожи. Для этого возьмите салфетку и протрите лицо, посмотрите, есть ли изменения. Внимательно в зеркало рассмотрите кожу лица, есть признаки, характерные для того или иного типа кожи.

Результаты занесите в лист контроля. Оцените свою работу по пятибалльной системе.


3.Проведите экспертизу представленных средств по уходу за кожей.( крем для лица Nivea)

Ознакомьтесь с составом , определите, какие вещества входят вам неизвестны.

Какому типу кожи подходит это средство?

После ответов лидеров групп оцените свою работу по пятибалльной системе.


4.Плотная соединительная ткань дермы служит опорой не только для волос, но и для ногтей. Ногтевое ложе находится на конечной фаланге пальца. Покрывающая его ногтевая пластинка прозрачна, за исключением корня ногтя, где заметна белая луночка. Она состоит из более плотной ткани. В ногтевой пластинке нет нервных окончаний и кровеносных сосудов, но ногтевое ложе богато ими. Растет ноготь с основания. Здесь и с боковых сторон края ногти покрыты кожным валиком.

Нарисуйте рисунок, используя лист ватмана и краски, применив знания о папиллярном рисунке. После демонстрации рисунков, оцените свою работу по пятибалльной системе.

















Информационный лист


Словарь:

Покровная система – кожа и ее производные – волосы и ногти и слизистые оболочки.

Кожа – наружный покров тела.


1.Прочитать параграф 40 учебника (стр.125) и ответить на вопрос: какие особенности строения дермы и функции. Результаты записать в таблицу.

Термины: Дерма

Потовые железы

Сальные железы

Волосы и ногти

После выступления лидеров, оцените правильность заполнения таблицы по пятибалльной системе.


2.Различают три типа кожи: нормальная, сухая, жирная. Нормальная кожа недостатков не имеет. Сухая кожа тонкая, часто шелушится. Жирная кожа - блестит и лоснится, ее поры хорошо видны, из – за чего она напоминает апельсиновую корку.

Проведите тестирование вашей кожи с целью определения типа кожи. Для этого возьмите салфетку и протрите лицо, посмотрите, есть ли изменения. Внимательно в зеркало рассмотрите кожу лица, есть признаки, характерные для того или иного типа кожи.

Результаты занесите в лист контроля. Оцените свою работу по пятибалльной системе.


3.Проведите экспертизу представленных средств по уходу за кожей.( мыло жидкое « Арома».Ознакомьтесь с составом , определите, какие вещества входят вам неизвестны.

Какому типу кожи подходит это средство?

После ответов лидеров групп оцените свою работу по пятибалльной системе.


4.Плотная соединительная ткань дермы служит опорой не только для волос, но и для ногтей. Ногтевое ложе находится на конечной фаланге пальца. Покрывающая его ногтевая пластинка прозрачна, за исключением корня ногтя, где заметна белая луночка. Она состоит из более плотной ткани. В ногтевой пластинке нет нервных окончаний и кровеносных сосудов, но ногтевое ложе богато ими. Растет ноготь с основания. Здесь и с боковых сторон края ногти покрыты кожным валиком.

Нарисуйте рисунок, используя лист ватмана и краски, применив знания о папиллярном рисунке. После демонстрации рисунков, оцените свою работу по пятибалльной системе.
















Информационный лист


Словарь:

Покровная система – кожа и ее производные – волосы и ногти и слизистые оболочки.

Кожа – наружный покров тела.


1.Прочитать параграф 40 учебника (стр.125) и ответить на вопрос: какие особенности строения гиподермы и функции. Результаты записать в таблицу.

Термины: гиподерма

жир

После выступления лидеров, оцените правильность заполнения таблицы по пятибалльной системе.

2. Различают три типа кожи: нормальная, сухая, жирная. Нормальная кожа недостатков не имеет. Сухая кожа тонкая, часто шелушится. Жирная кожа - блестит и лоснится, ее поры хорошо видны, из – за чего она напоминает апельсиновую корку.

Проведите тестирование вашей кожи с целью определения типа кожи. Для этого возьмите салфетку и протрите лицо, посмотрите, есть ли изменения. Внимательно в зеркало рассмотрите кожу лица, есть признаки, характерные для того или иного типа кожи.

Результаты занесите в лист контроля. Оцените свою работу по пятибалльной системе.



3.Проведите экспертизу представленных средств по уходу за кожей.( крем для лица « Ланолиновый».Ознакомьтесь с составом , определите, какие вещества входят вам неизвестны. Какому типу кожи подходит это средство? После ответов лидеров групп оцените свою работу по пятибалльной системе.


4.Плотная соединительная ткань дермы служит опорой не только для волос, но и для ногтей. Ногтевое ложе находится на конечной фаланге пальца. Покрывающая его ногтевая пластинка прозрачна, за исключением корня ногтя, где заметна белая луночка. Она состоит из более плотной ткани. В ногтевой пластинке нет нервных окончаний и кровеносных сосудов, но ногтевое ложе богато ими. Растет ноготь с основания. Здесь и с боковых сторон края ногти покрыты кожным валиком.

Нарисуйте рисунок, используя лист ватмана и краски, применив знания о папиллярном рисунке. После демонстрации рисунков, оцените свою работу по пятибалльной системе.

















Лист контроля


Слои кожи

Особенности строения

функции










1. строение кожи: оценка лидера /самооценка





2. типы кожи: оценка лидера /самооценка





3. экспертиза средств по уходу за кожей: оценка лидера /самооценка





4. рисунок: оценка лидера /самооценка






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс