СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение и значение царства бактерии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 5 классе на тему: "Строение и значение царства бактерии"

Просмотр содержимого документа
«Строение и значение царства бактерии»

Проверка Домашнего задания Вопросы: 1. Что такое классификация организмов? 2. Назовите учёного, который первый провел классификацию организмов? 3. Почему возникает необходимость классифицировать организмы? 4. Что такое вид? 5. Какие царства различают в живой природе?

Проверка Домашнего задания

Вопросы:

1. Что такое классификация организмов?

2. Назовите учёного, который первый провел классификацию организмов?

3. Почему возникает необходимость классифицировать организмы?

4. Что такое вид?

5. Какие царства различают в живой природе?

Проверка Домашнего задания Род Семейство Класс Используя считалочку, изученную на прошлом уроке, расставьте единицы классификации в порядке возрастания: Тип Отряд вид Царство

Проверка Домашнего задания

Род

Семейство

Класс

Используя считалочку, изученную на прошлом уроке, расставьте единицы классификации в порядке возрастания:

Тип

Отряд

вид

Царство

Путешествие в Страну Знаний Сегодня мы отправимся в путешествие. Повезёт нас Паровозик из Ромашково. Этот герой мультфильма очень любит природу. Но он повезёт нас, только если на каждой станции мы будем заправлять его нашими знаниями о живых организмах.

Путешествие в Страну Знаний

  • Сегодня мы отправимся в путешествие. Повезёт нас Паровозик из Ромашково. Этот герой мультфильма очень любит природу. Но он повезёт нас, только если на каждой станции мы будем заправлять его нашими знаниями о живых организмах.
Получение молочнокислых продуктов

Получение молочнокислых продуктов

Тема урока:?????

Тема урока:?????

ТЕМА УРОКА: БАКТЕРИИ Цель урока:?????

ТЕМА УРОКА: БАКТЕРИИ

  • Цель урока:?????
Цель урока: Кто такие бактерии? Где живут бактерии? Как бактерии размножаются? Чем бактерии питаются? Что произойдёт, если все бактерии исчезнут с лица Земли? Для чего человеку нужны бактерии

Цель урока:

  • Кто такие бактерии?
  • Где живут бактерии?
  • Как бактерии размножаются?
  • Чем бактерии питаются?
  • Что произойдёт, если все бактерии исчезнут с лица Земли?
  • Для чего человеку нужны бактерии
Отправимся в путь без сомнений и муки,  Чтоб тайны освоить великой науки.  Раскроим сегодня бактерий секреты –  Без ядер, зато санитары планеты!  Их изучали до нас очень многие  Открыли секреты заведомо строгие.

Отправимся в путь без сомнений и муки,

Чтоб тайны освоить великой науки.

Раскроим сегодня бактерий секреты –

Без ядер, зато санитары планеты!

Их изучали до нас очень многие

Открыли секреты заведомо строгие.

Бактерии – древнейшие из известных организмов. Следы жизнедеятельности бактерий относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет.   Термин «бактерия» происходит от греческого слова « bacterion » - палочка.

Бактерии – древнейшие из известных организмов. Следы жизнедеятельности бактерий относятся к архею и датируются возрастом 3,5 млрд. лет.

  • Термин «бактерия» происходит от греческого слова « bacterion » - палочка.
Впервые бактерий увидел в оптический микроскоп и описал в 1676 году голландский натуралист Антони ван Левенгук. Как и всех микроскопических существ,  он назвал их

Впервые бактерий увидел в

оптический микроскоп и описал в 1676 году

голландский натуралист Антони ван Левенгук.

Как и всех микроскопических существ,

он назвал их "анималькули".

Название "бактерии" ввёл

в 1828 году Христиан Эренберг

БАКТЕРИИ – ЭТО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ. ПРИЗНАКИ БАКТЕРИЙ: НЕТ ЯДРА.  ЯДЕРНОЕ ВЕЩЕСТВО В ЦИТОПЛАЗМЕ  ЕСТЬ ПЛОТНАЯ КЛЕТОЧНАЯ СТЕНКА, ИНОГДА СЛИЗИСТАЯ КАПСУЛА , ЖГУТИКИ.

БАКТЕРИИ ЭТО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ ОРГАНИЗМЫ.

ПРИЗНАКИ БАКТЕРИЙ:

  • НЕТ ЯДРА.
  • ЯДЕРНОЕ ВЕЩЕСТВО В ЦИТОПЛАЗМЕ
  • ЕСТЬ ПЛОТНАЯ КЛЕТОЧНАЯ СТЕНКА, ИНОГДА СЛИЗИСТАЯ КАПСУЛА , ЖГУТИКИ.

Внутреннее строение бактерии Слизистая капсула Нить ДНК Клеточная мембрана и клеточная стенка жгутики жгутики

Внутреннее строение бактерии

Слизистая

капсула

Нить ДНК

Клеточная мембрана и

клеточная стенка

жгутики

жгутики

ФОРМА РАЗНООБРАЗНАЯ:   кокки - шаровидные бациллы - палочковидные вибрионы - изогнутые в виде запятой спириллы - спиралевидные

ФОРМА РАЗНООБРАЗНАЯ:

  • кокки - шаровидные
  • бациллы - палочковидные
  • вибрионы - изогнутые в виде запятой
  • спириллы - спиралевидные
ФОРМА БАКТЕРИЙ кокки вибрионы бациллы спириллы

ФОРМА БАКТЕРИЙ

кокки

вибрионы

бациллы

спириллы

 бактерий Разнообразие внешнего строения бациллы кокки спириллы  вибрионы

бактерий

Разнообразие внешнего строения

бациллы

кокки

спириллы вибрионы

АНТАРКТИКА ДНО ОКЕАНА

АНТАРКТИКА

ДНО ОКЕАНА

Размножение бактерий Размножаются бактерии делением одной клетки на две. Достигнув определённого размера, бактерия делится на две одинаковые бактерии .

Размножение бактерий

Размножаются бактерии делением одной клетки на две. Достигнув определённого размера, бактерия делится на две одинаковые бактерии .

Размножение бактерий Клетки бактерий при благоприятных условиях могут делиться на двое через каждые 20-30 минут.

Размножение бактерий

  • Клетки бактерий при благоприятных условиях могут делиться на двое через каждые 20-30 минут.
Способы передвижения  Среди бактерий есть подвижные и неподвижные формы. Подвижные передвигаются за счёт жгутиков (скрученные винтообразные нити). Жгутиков может быть один или несколько. Располагаются они у одних бактерий на одном конце клетки, у других – на двух или по всей поверхности .

Способы передвижения

Среди бактерий есть подвижные и неподвижные

формы. Подвижные передвигаются за счёт жгутиков (скрученные винтообразные нити). Жгутиков может быть один или несколько. Располагаются они у одних бактерий на одном конце клетки, у других – на двух или по всей поверхности .

Образование спор Спора бактерий – это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.

Образование спор

Спора бактерий – это приспособление к выживанию в неблагоприятных условиях.

Получение лекарств

Получение лекарств

Вызывают болезни человека и животных

Вызывают болезни человека и животных

Разнообразие бактерий Бактерия сибирской язвы Бактерия холеры Бактерия дифтерии бактерия вызывает заболевание туберкулёзом. Бактерия молочнокислого брожения Бактерия стафилококка

Разнообразие бактерий

Бактерия сибирской язвы

Бактерия холеры

Бактерия дифтерии

бактерия вызывает заболевание туберкулёзом.

Бактерия молочнокислого брожения

Бактерия стафилококка

Вызывают болезни растений

Вызывают болезни растений

Получение молочнокислых продуктов

Получение молочнокислых продуктов

Вызывают порчу продуктов питания

Вызывают порчу продуктов питания

Вывод: 1 . Бактерии-одноклеточные организмы 2. Нет ядра 3. Есть жгутик или ворсинки 4. Обитают в разных условиях 5. Размножаются делением клетки на части 6. При неблагоприятных условиях образуют споры

Вывод:

1 . Бактерии-одноклеточные организмы

2. Нет ядра

3. Есть жгутик или ворсинки

4. Обитают в разных условиях

5. Размножаются делением клетки на части

6. При неблагоприятных условиях образуют споры

Проверь себя. Тест. 1.  Бактерии относятся к организмам:  а) многоклеточным; 6) одноклеточным. 2. Бактериальная клетка включает:  а) ядро  б) цитоплазму 3.  Образование спор у бактерий необходимо для:  а)  размножения;  б)  переживания неблагоприятных условий. 4.  Бактерии, имеющие палочковидную форму называются:  а) спириллами б) бациллами  5. Строение бактерий отличается от строения растений и животных тем, что у них:  а) есть сформированное ядро  б) нет сформированного ядра 6. Бактерии:  а) прокариоты б) эукариоты

Проверь себя. Тест.

  • 1. Бактерии относятся к организмам:

а) многоклеточным; 6) одноклеточным.

  • 2. Бактериальная клетка включает:

а) ядро б) цитоплазму

  • 3. Образование спор у бактерий необходимо для:

а) размножения;

б) переживания неблагоприятных условий.

  • 4. Бактерии, имеющие палочковидную форму называются:

а) спириллами б) бациллами

  • 5. Строение бактерий отличается от строения растений и животных тем, что у них:

а) есть сформированное ядро

б) нет сформированного ядра

  • 6. Бактерии:

а) прокариоты б) эукариоты

Самопроверка 1.  Бактерии относятся к организмам:  а) многоклеточным; 6) одноклеточным . 2. Бактериальная клетка включает:  а) ядро   б) цитоплазму 3.  Образование спор у бактерий необходимо для:  а)  размножения;  б)  переживания неблагоприятных условий. 4.  Бактерии, имеющие палочковидную форму называются:  а) спириллами б) бациллами   5. Строение бактерий отличается от строения растений и  животных тем, что у них:  а) есть сформированное ядро б) нет сформированного ядра  6. Бактерии:  а) прокариоты б) эукариоты

Самопроверка

  • 1. Бактерии относятся к организмам:

а) многоклеточным; 6) одноклеточным .

  • 2. Бактериальная клетка включает:

а) ядро б) цитоплазму

  • 3. Образование спор у бактерий необходимо для:

а) размножения;

б) переживания неблагоприятных условий.

  • 4. Бактерии, имеющие палочковидную форму называются:

а) спириллами б) бациллами

  • 5. Строение бактерий отличается от строения растений и

животных тем, что у них:

а) есть сформированное ядро б) нет сформированного ядра

  • 6. Бактерии:

а) прокариоты б) эукариоты

Выберите верные утверждения: 1. Бактерии – это одноклеточные и многоклеточные организмы. 2. Клетки бактерий не имеют оформленного ядра. 3. Бактерии освоили все среды обитания на Земле. 4. Бактерии имеют разнообразную форму. 5. Капсула бактериальной клетки не играет существенной роли в жизни бактерии. 6. Бактерий относят к прокариотам. 7. При помощи спор бактерии размножаются. 8. Бактерии ведут прикреплённый образ жизни. 9. Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.

Выберите верные утверждения:

1. Бактерии – это одноклеточные и многоклеточные организмы.

2. Клетки бактерий не имеют оформленного ядра.

3. Бактерии освоили все среды обитания на Земле.

4. Бактерии имеют разнообразную форму.

5. Капсула бактериальной клетки не играет существенной роли в жизни бактерии.

6. Бактерий относят к прокариотам.

7. При помощи спор бактерии размножаются.

8. Бактерии ведут прикреплённый образ жизни.

9. Размножаются бактерии простым делением клетки надвое.

Интересный факт В организме человека живут бактерии, общий вес которых составляет два килограмма.

Интересный факт

В организме человека живут бактерии, общий вес которых составляет два килограмма.

  Одни из них находится в нашем кишечнике. Численность этих бактерий на много больше, чем клеток в человеческом теле.

Одни из них находится в нашем кишечнике. Численность этих бактерий на много больше, чем клеток в человеческом теле.

Во рту человека насчитывается почти 40 тысяч бактерий разного типа. Во время поцелуя люди могут передать друг другу 278 видов бактерий. Безопасными из их числа являются 95%.

Во рту человека насчитывается почти 40 тысяч бактерий разного типа. Во время поцелуя люди могут передать друг другу 278 видов бактерий. Безопасными из их числа являются 95%.

Домашнее задание § 7 стр 26-29 + рабочая тетрадь

Домашнее задание

§ 7 стр 26-29

+ рабочая тетрадь

Добро пожаловать в Страну Знаний А тебе понравилось путешествие? Трудно было? На все ли вопросы знал ответ?

Добро пожаловать в Страну Знаний

  • А тебе понравилось путешествие?
  • Трудно было?
  • На все ли вопросы знал ответ?
Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!