СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение семян. Изучение строения семян двудольных растений.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к уроку биологии в 6 - м классе "Строение семян двудольных растений".

Просмотр содержимого документа
«Строение семян. Изучение строения семян двудольных растений.»

8/9/18 Глава 1  Строение и многообразие покрытосеменных растений   Строение семян.  Изучение строения семян двудольных растений.   Учитель биологии Чернецова Надежда Иванова

8/9/18

Глава 1 Строение и многообразие покрытосеменных растений

Строение семян. Изучение строения семян двудольных растений.

Учитель биологии

Чернецова Надежда Иванова

Актуализация знаний 1 .Чем могут размножаться растения? (Растения размножаются спорами, семенами, вегетативно). 2 . Какие группы растений могут размножаться семенами? (Семенами могут размножаться голосеменные и покрытосеменные растения). 3 . Назовите отличие  покрытосеменных растений от голосеменных растений? Отличие состоит в расположении семян . У голосеменных растений семена лежат открыто на поверхности шишек, у покрытосеменных семена находятся внутри плода).
  • Актуализация знаний

1 .Чем могут размножаться растения?

  • (Растения размножаются спорами, семенами, вегетативно).

2 . Какие группы растений могут размножаться семенами?

  • (Семенами могут размножаться голосеменные и покрытосеменные растения).

3 . Назовите отличие  покрытосеменных растений от голосеменных растений?

  • Отличие состоит в расположении семян . У голосеменных растений семена лежат открыто на поверхности шишек, у покрытосеменных семена находятся внутри плода).
Актуализация знаний  4. Какие существуют растения по продолжительности жизни?  (По продолжительности жизни: однолетние, двулетние и многолетние).  5. Как по-другому называют покрытосеменные растения? (По – другому называются цветковые, потому что они имеют органы семенного размножения - цветок).  6. Какие жизненные формы растений вам известны?  (деревья, кустарники, травы).   7. Назовите покрытосеменные растения, которые произрастают в нашей местности (тополь, подорожник, одуванчик).  8. Назовите самое высокое дерево в мире?   (Секвойя).  Её высота – 115,5 метров. Рекорд установлен в 2006 году. В одной СЕКВОЙЕ индейцы прорубили отверстие – девятиметровый туннель.
  • Актуализация знаний

4. Какие существуют растения по продолжительности жизни?

  • (По продолжительности жизни: однолетние, двулетние и многолетние).

5. Как по-другому называют покрытосеменные растения?

  • (По – другому называются цветковые, потому что они имеют органы семенного размножения - цветок).

6. Какие жизненные формы растений вам известны?

  • (деревья, кустарники, травы).

7. Назовите покрытосеменные растения, которые произрастают в нашей местности

  • (тополь, подорожник, одуванчик).

8. Назовите самое высокое дерево в мире?

  •   (Секвойя).  Её высота – 115,5 метров. Рекорд установлен в 2006 году. В одной СЕКВОЙЕ индейцы прорубили отверстие – девятиметровый туннель.
Диктант. Вставьте пропущенные слова Основными отличительными признаками покрытосеменных растений является у них …….и …….. В цветках находится …., внутри которого развиваются ….
  • Диктант. Вставьте пропущенные слова
  • Основными отличительными признаками покрытосеменных растений является у них …….и ……..
  • В цветках находится …., внутри которого развиваются ….
Взаимопроверка Цветка Плод и семена Пестик Завязь Плод Семена
  • Взаимопроверка
  • Цветка
  • Плод и семена
  • Пестик
  • Завязь
  • Плод
  • Семена
Тест: 1. Представители какого отдела имеют цветки? А) Водоросли. Б) Мхи. В) Голосеменные. Г) Покрытосеменные. 2. Представители какого отдела растений образуют плоды? А) Водоросли. Б) Мхи. В) Папоротникообразные.  Г) Голосеменные. Д) Покрытосеменные. 3. Представители какого отдела растений образуют семена? А) Водоросли. Б) Мхи. В) Папоротникообразные.  Г) Голосеменные. Д) Покрытосеменные. 4. К многолетним покрытосеменным растениям относят: А) Томат. Б) Морковь. В) Берёза. Г) Капуста. 5. Покрытосеменные, растущие в воде: А) Саксаул. Б) Кувшинка. В) Дуб. Г) Банан.  

Тест:

1. Представители какого отдела имеют цветки?

  • А) Водоросли. Б) Мхи.
  • В) Голосеменные. Г) Покрытосеменные.

2. Представители какого отдела растений образуют плоды?

  • А) Водоросли. Б) Мхи. В) Папоротникообразные.
  • Г) Голосеменные. Д) Покрытосеменные.

3. Представители какого отдела растений образуют семена?

  • А) Водоросли. Б) Мхи. В) Папоротникообразные.
  • Г) Голосеменные. Д) Покрытосеменные.

4. К многолетним покрытосеменным растениям относят:

  • А) Томат. Б) Морковь. В) Берёза. Г) Капуста.
  • 5. Покрытосеменные, растущие в воде:
  • А) Саксаул. Б) Кувшинка. В) Дуб. Г) Банан.
  •  
Проверь себя 1 – г «5» – 5 баллов 2 - д «4» – 4 балла 3 – г «3» - 3 балла 4 – в «2» – 2 балла 5 - б
  • Проверь себя
  • 1 – г «5» – 5 баллов
  • 2 - д «4» – 4 балла
  • 3 – г «3» - 3 балла
  • 4 – в «2» – 2 балла
  • 5 - б
II. Изучение нового материала Органы цветкового растения

II. Изучение нового материала

  • Органы цветкового растения
Изучение нового материала На этом уроке мы начнем изучать семя. Что такое семя? Семя  — это генеративный орган, предназначенный для размножения и распространения семенных растений.
  • Изучение нового материала
  • На этом уроке мы начнем изучать семя.
  • Что такое семя?
  • Семя  — это генеративный орган, предназначенный для размножения и распространения семенных растений.
Это и есть зародыш будущего растения . В неблагоприятных для растения условиях этот за родыш может долгое время пребывать в состоянии покоя, то есть семя не будет прорастать.
  • Это и есть зародыш будущего растения .
  • В неблагоприятных для растения условиях этот за родыш может долгое время пребывать в состоянии покоя, то есть семя не будет прорастать.

Поэтому мы можем хранить семена растений по несколько лет. Но когда мы посадим наши семена, они попадут в благоприятные условия и прорастут.  Семя – растение в зачаточном состоянии с запасом питательных веществ.

Поэтому мы можем хранить семена растений по несколько лет. Но когда мы посадим наши семена, они попадут в благоприятные условия и прорастут.

  • Семя – растение в зачаточном

состоянии с запасом питательных веществ.

Многообразие семян Семена растений бывают разные
  • Многообразие семян

Семена растений бывают разные

Семена сейшельской пальмы Вес одного семени -15-25 кг Орхидея Венерин башмачок

Семена сейшельской пальмы

Вес одного семени -15-25 кг

Орхидея Венерин башмачок

Вспомните, какой формы семена яблока, груши?

Вспомните, какой формы семена яблока, груши?

А семена каких растений имеют форму шара?

А семена каких растений имеют форму шара?

У каких растений семена опушены?

У каких растений семена опушены?

Плоды и семена рожкового дерева Плоды рожкового дерева Семена рожкового дерева. Вес одного семени - 200 мг.  В эпоху   Римской империи  твёрдые плоские бурые семена рожкового дерева ( лат.   siliqua graeca ) использовались в римской весовой системе как мера массы, равная примерно 0,2 грамма. К арат  - применяется в ювелирном деле для выражения массы драгоценных камней и жемчуга.
  • Плоды и семена рожкового дерева

Плоды рожкового дерева

  • Семена рожкового дерева.
  • Вес одного семени - 200 мг.
  • В эпоху   Римской империи  твёрдые плоские бурые семена рожкового дерева ( лат.   siliqua graeca ) использовались в римской весовой системе как мера массы, равная примерно 0,2 грамма.
  • К арат - применяется в ювелирном деле для выражения массы драгоценных камней и жемчуга.

Схема «Строение семян» Семя Эндосперм (питательные вещества) Кожура Зародыш Корешок 1 или 2 семядоли Почечка Стебелёк Однодольные и Двудольные растения Работа в тетради
  • Схема «Строение семян»
  • Семя
  • Эндосперм

(питательные вещества)

  • Кожура
  • Зародыш
  • Корешок

1 или 2 семядоли

Почечка

  • Стебелёк
  • Однодольные и Двудольные растения
  • Работа в тетради
Цветковые растения Двудольные Однодольные  Пшеница, Яблоня, кукуруза, тюльпан  фасоль, горох

Цветковые

растения

Двудольные

Однодольные

Пшеница,

Яблоня,

кукуруза, тюльпан

фасоль, горох

Лабораторная работа  “Строение семян двудольных растений”   Учебник, стр. 9, рис. 1

Лабораторная работа “Строение семян двудольных растений”

  • Учебник, стр. 9, рис. 1
8/9/18  Лабораторная работа Изучение строения семени фасоли . Цель:  Изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

8/9/18

Лабораторная работа

Изучение строения семени фасоли .

Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение семени двудольного растения.

Строение семени фасоли Семя фасоли почковидное, уплощенное, снаружи покрыто толстой  семенной кожурой .
  • Строение семени фасоли
  • Семя фасоли почковидное, уплощенное, снаружи покрыто толстой  семенной кожурой .
Семенная кожура Семядоли —   первые зародышевые листья. Кожура  — плотный, прочный наружный покров, белая или различно окрашенная (зависит от сорта). Семядоли Зародышевый корешок Рубчик Семявход Зародышевый стебель

Семенная кожура

Семядоли  первые

зародышевые листья.

Кожура  — плотный, прочный наружный покров, белая или различно окрашенная (зависит от сорта).

Семядоли

Зародышевый корешок

Рубчик

Семявход

Зародышевый стебель

Зародышевая почка Зародышевый корешок Семявход Семявход Семядоля Кожура Кожура

Зародышевая почка

Зародышевый корешок

Семявход

Семявход

Семядоля

Кожура

Кожура

Зародышевый стебелёк  Зародышевая почечка  Зародышевый корешок  Кожура Семядоли

Зародышевый стебелёк

Зародышевая почечка

Зародышевый

корешок

Кожура

Семядоли

3. Особенности строения семян других двудольных растений на при мере строения семян миндаля, ясеня, яблони, тыквы, подсолнечника. (Самостоятельная работа с текстом и рис. 1 учебника и обсуждение результатов с учащимися класса.)
  • 3. Особенности строения семян других двудольных растений на при мере строения семян миндаля, ясеня, яблони, тыквы, подсолнечника. (Самостоятельная работа с текстом и рис. 1 учебника и обсуждение результатов с учащимися класса.)
Какие еще растения выносят на поверхность свои крупные семядоли?
  • Какие еще растения выносят на поверхность свои крупные семядоли?
Перекачивание питательных веществ — сложный биохимический процесс, подобный перевариванию пищи.
  • Перекачивание питательных веществ — сложный биохимический процесс, подобный перевариванию пищи.
Эндосперм — это не простое хранилище питательных веществ, он тоже возникает  в результате оплодотворения. Семядоли
  • Эндосперм — это не простое хранилище питательных веществ, он тоже возникает

в результате оплодотворения.

Семядоли

Большинство двудольных растений имеет семена с эндоспермом.
  • Большинство двудольных растений имеет семена с эндоспермом.
Проверь себя 1. Цветок – орган семенного размножения имеют: А. покрытосеменные растения Б. голосеменные растения  В. Папоротники Г. лишайники  2.Семена развиваются внутри плода у: А. голосеменных  растений Б.  высших споровых растений  В. низших споровых растений Г. покрытосеменных растений 3. Растения, которые выращивает человек, называются: А. дикорастущие Б. культурные   4. Господствующая группа растений на нашей планете: А. голосеменные и покрытосеменные Б. покрытосеменные  В. высшие споровые Г. низшие споровые  5. Тополь, одуванчик, береза, дуб размножаются: А. спорами Б. делением клеток В. семенами  
  • Проверь себя
  • 1. Цветок – орган семенного размножения имеют:
  • А. покрытосеменные растения Б. голосеменные растения
  • В. Папоротники Г. лишайники 
  • 2.Семена развиваются внутри плода у:
  • А. голосеменных  растений Б.  высших споровых растений
  • В. низших споровых растений Г. покрытосеменных растений
  • 3. Растения, которые выращивает человек, называются:
  • А. дикорастущие Б. культурные

 

  • 4. Господствующая группа растений на нашей планете:
  • А. голосеменные и покрытосеменные Б. покрытосеменные
  • В. высшие споровые Г. низшие споровые 
  • 5. Тополь, одуванчик, береза, дуб размножаются:
  • А. спорами Б. делением клеток В. семенами
  •  
Проверь себя 1 – а 2 - г 3 – б 4 – а 5 - в
  • Проверь себя
  • 1 – а
  • 2 - г
  • 3 – б
  • 4 – а
  • 5 - в
III. Закрепление знаний Отработка понятий: (Фронтальная беседа.) кожура, зародыш, эндосперм, зародышевый корешок, стебелек, почечка, семядоля, семяножка,  микропиле,  однодольные, двудольные. Выучить к 2 – му уроку.

III. Закрепление знаний

  • Отработка понятий: (Фронтальная беседа.)
  • кожура, зародыш, эндосперм,
  • зародышевый корешок, стебелек, почечка, семядоля, семяножка,
  • микропиле,
  • однодольные, двудольные.
  • Выучить к 2 – му уроку.
IV. Задание на дом: Изучить § 1 до статьи «Строение семян однодольных растений». Стр.8-9. Вопросы № 1- 3.(устно) Памятка. Стр. 11-12.Ознакомиться. Заложить семена фасоли на проращивание.

IV. Задание на дом:

  • Изучить § 1 до статьи «Строение семян однодольных растений». Стр.8-9.
  • Вопросы № 1- 3.(устно)
  • Памятка. Стр. 11-12.Ознакомиться.
  • Заложить семена фасоли на проращивание.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!