СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение семян однодольных и двудольных растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ознакомить обучающихся с особенностями строения семян однодольных и двудольных растений, отметить какие растения относятся к этим двум классам. 

Просмотр содержимого документа
«Строение семян однодольных и двудольных растений»

Тема: Строение семян однодольных и двудольных растений.

ЦЕЛЬ: ознакомить обучающихся с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений, отметить какие растения относятся к этим двум классам

усвоить каково значение семян класса двудольных и однодольных растений.


ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  • уяснить особенности строения семян двудольных и однодольных растений.

  • подтвердить полученные знания путём проведения лабораторной работы.

  • развивать практические навыки работы с лабораторным оборудованием и предметом изучения.

  • учиться работать, соблюдая технику безопасности.


Развивающие:


  • развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы.


  • учиться правильно отражать полученные знания в таблицы.


Воспитательные:


  • формировать бережное отношение к природе.


  • учить замечать прекрасное.


Оборудование: лупа, препаровальные иглы, набухшие и проросшие семена фасоли и зерновки пшеницы, сухие семена различных растений, таблицы с изображением семян и растений двудольных и однодольных растений, мультимедийная презентация,

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний учащихся.

На прошлом уроке мы говорили с вами о цветковых растениях. Давайте вспомним:

• Какие же растения называют покрытосеменными и за что они получили такое название? (у которых образуется цветок, покрытосеменные, так как семя защищено, то есть развивается внутри плода)

• Какие жизненные формы растений вы знаете? (деревья, кустарники, травы)

Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя.

  1. Изучение нового материала.

Ребята, а с чего начинается жизнь большинства растений? Дети обсуждают поставленный вопрос и предполагают, что растение начинает свою жизнь с семени.

Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Тема нашего урока «Строение семян двудольных и однодольных растений».

А сейчас расскажу - ка я вам сказку. О чём эта сказка? Вы сейчас узнаете. Садитесь, поудобнее и внимательно меня слушайте.

Вступление (мотивация)

В некотором царстве, в некотором государстве « РАСТЕНИЯ», в том самом, где жители засыпают осенью, а просыпаются и зацветают весной и летом, где зреют булки и пряники, леденцы и каши, где рождаются масляные реки и микстурные ручейки, где глаз не оторвать от ярких разноцветных красок и не надышаться чистым ароматным воздухом произошла необычная история.

В этом сказочном государстве находились два королевства.


КОРОЛЕВСТВО КЛАССА КОРОЛЕВСТВО КЛАССА

ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ ОДНОДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ

Жители этих королевств жили дружно и весело. Много приносили пользы животным и людям.

Но однажды, что за вздор?

Разгорелся сильный спор.

Послушаем о чём же спорят растения этих двух королевств.

( раздаются слова.)

Ученик 1. Семя двудольного растения

Мы на свете всех милее!

Лучше всех и всех ценнее

Здесь и яблоня, и дуб,

И морковь, и астра,

И подсолнечник ведь тут -

Сколько хочешь масла.

И строение у нас -

Не такое как у вас!

Ученик 2. Семя однодольного растения

Но и мы не уступаем –

Мы ни чуть не проиграем!

Мощностью и высотой

Знаменита кукуруза.

И початок золотой

Кукурузе не обуза.

Хоть строение у нас

Не такое как у вас.


Учитель: Итак, нам нужно помочь жителям этих королевств. Стоит ли им спорить?

Так ли это или нет

Мы поможем дать ответ

Кто на свете всех милее

Лучше всех и всех ценнее.

Озвучивание цели урока. Узнаем, каково строение семян этих растений, и какие растения можно отнести к классам двудольных и однодольных растений, каково же значение семян в жизни растений и человека.

Послушайте мой рассказ о строении семени двудольного растения .

СЕМЯ ДВУДОЛЬНОГО РАСТЕНИЯ. покрыто гладкой семенной кожурой. Она защищает его от повреждений и высыхания. На кожуре семени имеется небольшое пятнышко-рубчик, это место прикрепления незрелого семени к стенке плода. Рядом с рубчиком находится крохотное отверстие-семявход. Через семявход в семя проникает вода, после чего семя набухает и прорастает. Под кожурой находится зародыш, который даёт начало новому растению. Он имеет 2 семядоли, а между ними корешок, стебелёк и почечка с листочками ( все как у настоящего растения). В семядолях находятся питательные вещества.

Цветковые растения, семена которых имеют две семядоли, называются ДВУДОЛЬНЫМИ.

А сейчас проверьте, правду ли я вам рассказала. Выполните лабораторную работу «Строение семени двудольного растения.» на стр.87, заполните таблицу, подпишите название частей семени фасоли. (рисунок)

При выполнении работы соблюдаем т.б.


Задания и вопросы


Результат

1. Рассмотрите семена фасоли

(гладкая семенная кожура, имеется рубчик)


2. Попробуйте снять семенную кожуру

(легко снимается, кожура плотная)


3. С помощью лупы рассмотрите зародыш. Найдите 2е семядоли, корешок, стебелёк и почечку.

Зародыш маленький

4. Что содержится в семядолях?


(питательные вещества)

Я рассказала правду? Проверка заполнения таблицы

ИТАК, какой вывод можно сделать?

Какие же растения называются двудольными? ( Двудольные растения –растения в семени которых 2 семядоли)

К двудольным относят: Боб, тыква, морковь, томат, яблоня, дуб, астра, подсолнух и др.

Физминутка.

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать

И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,                     
Отдохнули мы слегка.


Послушайте рассказ о строении семени однодольного растения.

Семя пшеницы снаружи покрыто кожистым околоплодником. Он сросся с семенной кожурой, что разделить их невозможно. Поэтому правильно говорить не семя пшеницы, а плод, называемый зерновкой.

Под кожурой находится мучнистый эндосперм. В его клетках содержатся питательные вещества.

Но зародыш хоть и маленький, но тоже имеет корешок, стебелёк и почечку с листочками. А вот семядоля у него одна и не содержит питательных веществ. Но зато через неё из эндосперма эти вещества проходят к зародышу.

Как будут называться растения имеющие в семени одну семядолю?

Растения, которые в зародыше имеют одну семядолю, называются ОДНОДОЛЬНЫМИ.

Проверьте правильность моего рассказа, выполнив лабораторную работу на стр.87, заполните таблицу, подпишите рисунок.

Задания и вопросы


Результат

1. Рассмотрите зерновку пшеницы

Сверху кожистый околоплодник

2. Попробуйте снять кожуру

Она не снимается

3. Почему не снимается кожура

Кожура срослась с околоплодником

4. Разломите зерновку

Внутри находится эндосперм

5. Где находятся питательные вещества

В эндосперме

6. Рассмотрите зародыш

Зародыш очень маленький, мы можем увидеть его только проросшим

Итак: Каковы же ваши результаты?

Какой можно сделать вывод?

Пшеница, кукуруза, рожь, лук, просо - однодольные растения

А как вы думаете каково же значение семян в жизни растений?

1. Семена – важнейшие достижения в эволюции растений (размножение растений)

2.Обеспечивает возможность распространяться с помощью воды, ветра, животных.

3.Семя защищает крохотное растение от неблагоприятных условий.

А как вы думаете каково же значение семян в жизни человека?

  • Из семян пшеницы, кукурузы, ржи, овса, ячменя, риса, сорго делают муку и крупу. Из муки пекут хлеб, а из круп обычно варят каши.

  • Также люди едят горох, фасоль, чечевицу, сою. Это бобовые растения, содержащие много растительного белка.

  • Семена подсолнечника, рапса, льна, хлопка, кокоса, арахиса богаты растительными маслами, которое необходимо людям как в пищевой промышленности, так и в технической.

  • Человек с древних времен занимался сельским хозяйством. Выращивал растения, отбирал среди них лучшие по питательным свойствам.

Учитель: Вот какие молодцы

В дружбе жить мы все должны

Ведь растения двух классов

Одинаково нужны.

  1. Закрепление изученного материала.

А теперь, ребята, давайте сравним кл. однодольных и двудольных растений. Что у них имеется общего и в чем их различие.

Признаки сравнения

Класс однод.

Кл. двуд.

  1. Семена имеют запас питательных веществ и зародыш.

+

+

  1. Зародыш состоит из 1 семядоли

+


  1. Зародыш состоит из 2 семядолей


+

  1. Питательные вещества находятся только в эндосперме

+


  1. Питательные вещества находятся в семядолях


+

  1. Плод зерновка

+


  1. Фасоль относится к классу…


+

  1. Семена имеют семенную кожуру

+

+

«5» - нет ошибок

«4» - 1- 2 ошибки

«3» - 3 ошибки

«2» - 4 и более ошибки

Итак, что же у них общего? (Общее в строении семян то, что семена имеют семенную кожуру, запас питательных веществ и зародыш).

А чем они различаются? (Различаются: в семени фасоли, гороха две семядоли, в которых находятся запасные питательные вещества, а в семени пшеницы, кукурузы одна семядоля, а питательные вещества находятся в эндосперме, кожура срастается с околоплодником, поэтому ее невозможно отделить).

Вывод к уроку.

Итак, мы с вами выяснили, что:

  • Семя состоит из: семенной кожуры, зародыша и содержит запас питательного вещества.

  • Зародыш – зачаток будущего растения. Он состоит из: зародышевых корешка, стебелька, почечки и семядоли.

  • Семядоли – это первые листья зародыша растения.

  • Растения, имеющие в зародыше семени одну семядолю, называют однодольными – это пшеница, кукуруза, овес, лук и др.

  • Растения, имеющие в зародыше две семядоли, называют двудольными – это фасоль, капуста, яблоня, горох, томат.

Мы сегодня познакомились с понятием семя, узнали, какое строение оно имеет. Вы сами смогли на практике изучить строение семени. Все были молодцы. Вы сдадите мне свои выполненные лабораторные работы. И сравнительные таблицы и получите итоговую оценку.

  1. Рефлексия.

Учащимся предлагается оценить урок, подчеркнув на листе одно из слов в каждой паре:

Трудный – лёгкий

Скучный – интересный

Непонятный – понятный

Обычный – необычный

Ненужный – полезный

Нелюбимый – любимый.

  1. Домашнее задание.

Тише, тише - успокойтесь.

Дневнички свои откройте

И заданье запишите,

Дома вы о семенах прочтите.

Что в тетрадях – заучите,

Глядя в книгу - не зевайте,
На вопросы отвечайте,
И на следующий денёк

Приходите на урок.

Про фасоль и про пшеницу

Мы контрольную напишем.
Я проверю и в журнал

Всем поставлю по 5 баллов.

Только дома не ленитесь

И как следует учитесь.

На дом задаются творческие задания: п.18 загадки, национальные блюда из зерновых и бобовых культур, кроссворды, ребусы по теме семя.













Цель: познакомиться с особенностями строения семян двудольных и однодольных растений, отметить какие растения относятся к этим двум классам,

усвоить каково значение семян класса двудольных и однодольных растений.



Лабораторная работа стр.87

1.


Задания и вопросы


Результат

1. Рассмотрите семена фасоли



2. Попробуйте снять семенную кожуру



3. С помощью лупы рассмотрите зародыш. Найдите 2е семядоли, корешок, стебелёк и почечку.

4. Что содержится в семядолях?




2.Подпишите части семени фасоли.






3.






Лабораторная работа




Задания и вопросы


Результат

1. Рассмотрите зерновку пшеницы

2. Попробуйте снять кожуру

3. Почему не снимается кожура

4. Разломите зерновку

5. Где находятся питательные вещества

6. Рассмотрите зародыш


4. Подпишите части семени однодольного растения.










Сравнить кл. однодольных и двудольных растений (поставьте «+» или «-«)

Признаки сравнения

Класс однод.

Кл. двуд.

1.Зародыш состоит из 1 семядоли



2.Зародыш состоит из 2 семядолей



3.Питательные в-ва находятся только в эндосперме



4.Плод зерновка



5.Горох относится к классу…



«5» - нет ошибок «3» - 2 ошибки

«4» - 1 ошибка «2» - 3 ошибки




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!