Постановка голоса - развитие голоса человека для использования в профессиональных целях. В методике преподавания пения для постановки голоса используется совокупность приемов, позволяющих достигнуть:
- максимальную эффективность действия органов, участвующих в певческом голосообразовании;
- правильность функционирования этих органов с точки зрения анатомии, физиологии, акустики и т.п.
Целью постановки голоса являются:
- достижение предельной естественности и свободы звукообразования;
- максимальное расширение диапазона голоса; а также
- увеличение силы голоса, яркости и красочности тембра.
Голос может быть поставлен:
- для оперно-концертного пения;
- для исполнения народных песен;
- для эстрадного пения и т.д.
Профессиональный певческий голос - голос:
- поставленный в интересах профессионального использования;
- имеющий диапазон в две октавы; и
- звучащий ровно на всем протяжении диапазона.
По тембру и высоте различают:
- женские голоса: сопрано, меццо-сопрано и контральто;
- мужские голоса: тенор, баритон, бас;
- детские голоса: сопрано, альт
+ дискант - высокий голос в хоре мальчиков.
Голос - совокупность разнообразных по высоте, силе и тембру звуков, издаваемых при помощи голосового аппарата человеком и дышащими легкими животными. Человек выражает голосом свои ощущения, чувства и мысли: крик, смех, плач, речь. Голосом также сопровождаются рефлекторные движения мышц гортани: чихание, кашель и т.д.
Певческий голос - акустическое явление.
Под звуком в акустике понимается распостранение колебаний, т.е волн в упругой среде. Звук голоса - это колебание частиц воздуха, распостраняющегося в виде волн сгущения и разряжения.
Звук может распространяться по разным средам( по воздушным путям, по внутренним тканям организма). Звук проникает и через твёрдые среды ( потолки, стены).
Источником певческого голоса являются голосовые складки (связки) которые будучи сближены и напряжены начинают колебаться. Это вызывает периодические сгущения и разряжения, возникающие вследствие повышенного подскладочного давления воздушной струи. Звуковые волны, родившиеся в гортани, проходят и по тканям, окружающим гортань и вверх и вниз по воздухоносным путям. Звук распространяется в воздухе, заключённом в голосовой трубке по акустическим (колебания воздуха) законам, воздух же протекает по ней, следуя другим, аэродинамическим (движение воздуха) законам.
Тоновые звуки ( музыкальные) возникают если колебания происходят периодически с определённой частотой, что порождает в нашем слуховом органе ощущение высоты звука. Шумы создаются непериодическими колебаниями и потому не имеют определённой высоты. Пение осуществляется на гласных тоновых звуках, так как глухие согласные имеют шумовую природу.
СТРОЕНИЕ ГОЛОСОВОГО АППАРАТА.
Голосовой аппарат - взаимосвязанная система резонаторов, гортани и дыхания.
Голосообразующий аппарат: 1 — гортань; 2 — глотка; 3 — носоглотка; 4 — полость рта; 5 — полость носа и придаточные пазухи.
Гортань - орган, где происходит зарождение голоса. Она расположена по средней линии шеи в переднем ее отделе и представляет собой трубку, верхнее отверстие которой открывается в полости глотки, а нижнее непосредственно продолжается в трахею. Гортань выполняет тройную функцию (дыхательную, защитную, голосовую).
Глотка представляет собой мышечную трубу, которая верхним расширенным отделом оканчивается слепо под сводом черепа. Книзу суживаясь, глотка переходит спереди в гортань, а сзади - в пищевод. На ее передней поверхности, как уже было отмечено, имеются отверстия: хоаны и зев. Глотка условно разделяется на три части: верхнюю - носоглотку, среднюю - ротоглотку и нижнюю гортаноглотку.
Полости, находящиеся над голосовыми складками: носовая, ротовая, глоточная и верхний отдел гортани - называются надставной трубой. Верхняя часть этой трубы - носовая полость. Она составлена из мягких тканей носа и лицевых костей черепа. По средней линии она разделена вертикальной носовой перегородкой на левую и правую половины, открытые спереди и сзади. Задними отверстиями, хоанами, носовая полость сообщается с глоткой (с носоглоткой). В стенках носовой полости имеются мелкие отверстия каналов, через которые она сообщается с воздухоносными полостями, находящимися в лицевых костях черепа. Эти полости называются придаточными полостями или пазухами носа. Они, так же как и полость носа выстланы слизистой оболочкой. При ее заболевании эти полости могут заполняться гноем или полипозными образованиями, что отрицательно отражается на качестве певческого звука.
Слизистая оболочка носа богата кровеносными сосудами и железами, а также ворсинками, благодаря чему вдыхаемый воздух, проходя через нос, согревается, увлажняется и очищается.
Под носовой полостью располагается ротовая полость. Ее боковыми стенками являются щеки, дно рта заполняет язык, переднюю стенку образуют губы (в сомкнутом состоянии).
В толще губ находятся мышцы, которые смыкают их, образуя ротовое отверстие и изменяя его форму.
Индивидуальную окраску и характерное звучание придают голосу верхние резонаторы: глотка, носоглотка, полость рта, полости носа и его придаточных пазух.
Голос характеризуется следующими признаками: основными
1) Высотой, которая рождается в гортани в голосовых связках человека и зависит от частоты колебаний голосовых складок( частоты сгущений и разряжений воздуха) от того сколько смыканий и размыканий осуществят связки в процессе колебаний и сколько, соответственно порций сгущённого подскладочного воздуха они пропустят Чем чаще совершаются периодические колебание тем выше звук. Других механизмов, способных изменить высоту звука, в организме человека нет. Высота. служит основным средством для передачи эмоциональной и смысловой выразительности речи.
2) Громкостью или силой, которая зависит от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых складок. Амплитуда не зависит от частоты звука. Сила звука, рождается в гортани и растёт с увеличением подскладочного давления. Чем больше напор порций воздуха, которые прорываются через голосовую щель. Тем выше энергия которую они несут, больше степень сгущения и последующего разряжения, т.е сильнее амплитуда колебаний частиц воздуха.
3) тембром (характер звучания), который определяется формой колебания голосовых складок и наличием обертонов — добавочных тонов, присоединяемых к основному тону. Обертоны возникают из-за того, что колебания совершаются не только всей длиной, но и отдельными частями. Каждая колеблющаяся часть толкает окружающий воздух со свойственной ей частотой. Определенное сочетание обертонов создает индивидуальную окраску голоса.
Тембр певческого голоса зависит также и от вибрато. Оно воспринимается нашим слухом как составная часть тембра. Делает голос тёплым, живым, выразительным. Акустики выявили, что звук имеет красивый льющийся характер тогда, когда вибрация совершается со скоростью 6-7 раз в секунду.
Вибрации в звуке певческого голоса зависят от периодического изменения всех характеристик звука: высоты, силы и тембра пульсирующих с одной частотой. Голос в процессе вибрато изменяется вокруг средней частоты, которую мы воспринимаем как основной тон. Тут же возникает и вибрато силы, т.е. пульсация интенсивности звука. Тембровое вибрато можно представить как изменение характера звука на одной и той же высоте ( например от более светлого к более тёмному ) Все три вида вибрато изменяются в разных соотношениях.
Тембр голоса изменяется в зависимости от возраста человека;
4) диапазоном, т. е. количеством тонов. Диапазон голоса взрослого человека может изменяться в пределах 4 — 5 тонов, у детей — в пределах 2 — 3 тонов.
И метафорическими: льющийся или прямой, округлый или плоский, мягкий или жёсткий, металлический или матовый, рассыпанный или собранный сконцентрированный, опёртый или неопёртый. Однако всё мелодическое разнообразие с точки зрения акустики, создаётся изменением во времени только трёх характеристик звука: частоты колебаний, их амплитуды и состава сложного звука, его спектра которые мы воспринимаем соответственно как высоту, силу и тембр.