Просмотр содержимого документа
«урок на конкурс презентация»
Тема: Строение и грамматическое значение словосочетаний
Цель: повторить с учащимися синтаксическую единицу – словосочетание: виды словосочетаний, синтаксические связи слов в словосочетании, синтаксический разбор словосочетания; развивать умение использовать полученные знания в устной и письменной речи, отвечать на вопросы, использовать ране полученные знания при усвоении нового материала.
Ход урока
Орг. момент
Проверка домашней работы
Повторение материала
- Ребята, сегодня мы будем повторять материал по словосочетанию (слайд 1). Словосочетание – это номинативная единица синтаксиса. Объясните, что значит «номинативная»? В ответе пользуйтесь вопросами (слайд 2).
- Посмотрите на следующий слайд и скажите, какие из сочетаний слов будут являться словосочетаниями, а какие нет (слайд 3).
(Идёт снег и мнение высказано – предложения)
- Опираясь на следующий план, расскажите о словосочетании (слайд 4).
(Ответ на 5-ом слайде)
- Какими частями речи может быть выражено главное слово в словосочетании? Составьте таблицу, которая бы показала нам, отличие словосочетаний друг от друга по главному слову.
(Ответ – слайд 6)
- Что вы можете сказать о следующих словосочетаниях? (слайд 7)
(Неделимые словосочетания с различными значениями, имена собственные, являющиеся одним членом предложения)
- Проанализируйте следующие пары словосочетаний (слайд 8)
- Вспомните о разных связях слов в словосочетании. Заполним таблицу
(Ответ – слайд 9)
4. Закрепление повторяемого материала
- Выполните самостоятельно следующие задания (слайд 10, 11)
5. Итоги урока
Итак, сегодня мы с вами повторили понятие словосочетание, вспомнили особенности строения словосочетания и грамматического смысла, составили таблицы, выполнили письменные упражнения.
6. Домашнее задание (слайд 12)
Просмотр содержимого презентации
«Строение и грамматическое значение словосочетаний»
Строение и грамматическое значение словосочетаний
Вопросы:
1
В чем сходство слова и словосочетания?
Чем отличается слово от словосочетания?
2
Чем отличается предложение от словосочетания?
3
3
Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? Почему?
4
4
какие группы слов являются словосочетаниями
- Осенний дождь, идет снег, распахнуть окно, рядом с деревом, по-домашнему вкусный, выбрать подарок, потемневший от времени, рассыпаясь искрами, выполнить задание, мнение высказано.
- Из каких частей состоит словосочетание?
- Как устанавливается смысловая связь слов в словосочетании?
- Как устанавливается грамматическая связь слов в словосочетании?
- Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, служащих для выражения единого, но расчлененного понятия или определения. Слова связываются между собой по смыслу и грамматически. Смысловая связь осуществляется с помощью вопроса. Г рамматическая - с помощью предлогов и окончаний у зависимого слова. В словосочетании одно слово главное (называет предмет, признак, действие), а другое – зависимое (поясняет, распространяет главное). К зависимому слову задается вопрос от главного. Например, солнечн ый день (какой?) прил. + сущ.
Вид словосочетания
Главное слово
Глагольные
Примеры
главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием
Именные
главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, местоимением, именем числительным
Говорить громко, читать книгу
Наречные
Деревья в лесу, недовольный работой
главное слово выражено наречием
По-прежнему важно, незадолго до концерта
Что вы можете сказать о словосочетаниях
- Четверо суток, несколько минут, стакан воды, Полкан с Барбосом (грелись), Большая советская энциклопедия, мы с тобой, кое - кто из студентов, золотые руки.
Что вы можете сказать о таких парах словосочетаний?
- Золотая монета - монета из золота, Спортивная обувь - обувь для спорта, Кожаная куртка - куртка из кожи, Правка редактора - редакторская правка, Кленовый лист - лист клена.
Спишите, найдите главные слова в словосочетаниях и определите способ связи, тип словосочетания
- Гений Пушкина
- Герои века
- Становятся историей
- Определили значение
- Не находим следов
- В современном веке
- Останется в литературе
- Позднейшие герои
- Каменеют в неподвижности
Из данного предложения выпишите все словосочетания и выполните их синтаксический разбор
- Позади молодой осинки высится старый лес.
Домашнее задание
- Упражнение 55 (по заданию)