СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение и грамматическое значение словосочетаний

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока в восьмом классе с сопровождающей презентацией

Просмотр содержимого документа
«урок на конкурс презентация»

Тема: Строение и грамматическое значение словосочетаний

Цель: повторить с учащимися синтаксическую единицу – словосочетание: виды словосочетаний, синтаксические связи слов в словосочетании, синтаксический разбор словосочетания; развивать умение использовать полученные знания в устной и письменной речи, отвечать на вопросы, использовать ране полученные знания при усвоении нового материала.


Ход урока

  1. Орг. момент

  2. Проверка домашней работы

  3. Повторение материала

- Ребята, сегодня мы будем повторять материал по словосочетанию (слайд 1). Словосочетание – это номинативная единица синтаксиса. Объясните, что значит «номинативная»? В ответе пользуйтесь вопросами (слайд 2).

- Посмотрите на следующий слайд и скажите, какие из сочетаний слов будут являться словосочетаниями, а какие нет (слайд 3).

(Идёт снег и мнение высказано – предложения)

- Опираясь на следующий план, расскажите о словосочетании (слайд 4).

(Ответ на 5-ом слайде)

- Какими частями речи может быть выражено главное слово в словосочетании? Составьте таблицу, которая бы показала нам, отличие словосочетаний друг от друга по главному слову.

(Ответ – слайд 6)

- Что вы можете сказать о следующих словосочетаниях? (слайд 7)

(Неделимые словосочетания с различными значениями, имена собственные, являющиеся одним членом предложения)

- Проанализируйте следующие пары словосочетаний (слайд 8)

- Вспомните о разных связях слов в словосочетании. Заполним таблицу

(Ответ – слайд 9)


4. Закрепление повторяемого материала

- Выполните самостоятельно следующие задания (слайд 10, 11)


5. Итоги урока

Итак, сегодня мы с вами повторили понятие словосочетание, вспомнили особенности строения словосочетания и грамматического смысла, составили таблицы, выполнили письменные упражнения.


6. Домашнее задание (слайд 12)


Просмотр содержимого презентации
«Строение и грамматическое значение словосочетаний»

Строение и грамматическое значение словосочетаний

Строение и грамматическое значение словосочетаний

Вопросы:   1 В чем сходство слова и словосочетания? Чем отличается слово от словосочетания? 2 Чем отличается предложение от словосочетания? 3 3 Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? Почему? 4 4

Вопросы:

1

В чем сходство слова и словосочетания?

Чем отличается слово от словосочетания?

2

Чем отличается предложение от словосочетания?

3

3

Является ли словосочетанием подлежащее и сказуемое? Почему?

4

4

какие группы слов являются словосочетаниями

какие группы слов являются словосочетаниями

  • Осенний дождь, идет снег, распахнуть окно, рядом с деревом, по-домашнему вкусный, выбрать подарок, потемневший от времени, рассыпаясь искрами, выполнить задание, мнение высказано.
Из каких частей состоит словосочетание? Как устанавливается смысловая связь слов в словосочетании? Как устанавливается грамматическая связь слов в словосочетании?
  • Из каких частей состоит словосочетание?
  • Как устанавливается смысловая связь слов в словосочетании?
  • Как устанавливается грамматическая связь слов в словосочетании?
Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, служащих для выражения единого, но расчлененного понятия или определения. Слова связываются между собой по смыслу и грамматически. Смысловая связь осуществляется с помощью вопроса. Г рамматическая
  • Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, служащих для выражения единого, но расчлененного понятия или определения. Слова связываются между собой по смыслу и грамматически. Смысловая связь осуществляется с помощью вопроса. Г рамматическая - с помощью предлогов и окончаний у зависимого слова. В словосочетании одно слово главное (называет предмет, признак, действие), а другое – зависимое (поясняет, распространяет главное). К зависимому слову задается вопрос от главного. Например, солнечн ый день (какой?) прил. + сущ.
Вид словосочетания Главное слово Глагольные Примеры главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием Именные главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, местоимением, именем числительным Говорить громко, читать книгу Наречные Деревья в лесу, недовольный работой главное слово выражено наречием По-прежнему важно, незадолго до концерта

Вид словосочетания

Главное слово

Глагольные

Примеры

главное слово выражено глаголом, причастием, деепричастием

Именные

главное слово выражено именем существительным, именем прилагательным, местоимением, именем числительным

Говорить громко, читать книгу

Наречные

Деревья в лесу, недовольный работой

главное слово выражено наречием

По-прежнему важно, незадолго до концерта

Что вы можете сказать о словосочетаниях

Что вы можете сказать о словосочетаниях

  • Четверо суток, несколько минут, стакан воды, Полкан с Барбосом (грелись), Большая советская энциклопедия, мы с тобой, кое - кто из студентов, золотые руки.
Что вы можете сказать о таких парах словосочетаний?

Что вы можете сказать о таких парах словосочетаний?

  • Золотая монета - монета из золота, Спортивная обувь - обувь для спорта, Кожаная куртка - куртка из кожи, Правка редактора - редакторская правка, Кленовый лист - лист клена.
Спишите, найдите главные слова в словосочетаниях и определите способ связи, тип словосочетания

Спишите, найдите главные слова в словосочетаниях и определите способ связи, тип словосочетания

  • Гений Пушкина
  • Герои века
  • Становятся историей
  • Определили значение
  • Не находим следов
  • В современном веке
  • Останется в литературе
  • Позднейшие герои
  • Каменеют в неподвижности
Из данного предложения выпишите все словосочетания и выполните их синтаксический разбор

Из данного предложения выпишите все словосочетания и выполните их синтаксический разбор

  • Позади молодой осинки высится старый лес.
Домашнее задание

Домашнее задание

  • Упражнение 55 (по заданию)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!