СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

8 класс Урок №13. Строение и грамматическое значение словосочетания.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В ходе урока  учащиеся восстанавливают и углубляют знания  о словосочетании, его строении и грамматическом значении; развивают мышление, речь. Разработка урока сопровождается мультимедийной презентацией.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №13 Строение и значение словосочетаний»

8 класс

Урок №13

Строение и грамматическое значение словосочетания.

Цели:

  1. восстановить и углубить знания учащихся о словосочетании, его строении и грамматическом значении;

  2. развивать мышление, речь;

  3. воспитывать культуру умственного труда.

Ожидаемые результаты:

учащиеся называют признаки словосочетаний, объясняют, в чем отличие словосочетаний от других сочетаний слов, различают сочинительные и подчинительные словосочетания, находят главное и зависимое слово и определяют грамматическое значение словосочетаний

Оборудование:

презентация, учебник, интерактивный плакат «Словосочетание»

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

  1. Организационный этап

Приветствие учащихся. Создание коллаборативной среды. Мотивация на успех.

Приветствуют учителя.

  1. Операционно-деятельный этап

  1. Актуализация опорных знаний. Метод "Думай, объединяйся, делись" (индивид, пары, группа)

- Запишите все, что вы знаете о словосочетании, пользуясь вопросным планом:

  • Из каких частей состоит словосочетание?

  • Как устанавливается смысловая связь слов в словосочетании?

  • Как устанавливается грамматическая связь слов в словосочетании?

(слайд №2)

- Расскажите товарищу по парте, сидящему рядом, все, что записали о словосочетании. При возникновении разногласий – обсуждение аргументов с целью прихода к единому мнению или вынесение спорного положения на обсуждение всем классом.

- Проверка работы с одновременным заполнением в тетрадях таблицы


Знаю (З)

Хочу узнать (Х)

Узнал (У)


  1. Совместное целеполагание.

- Исходя из темы урока, определите, что вы хотите узнать? Поставьте перед собой цель на сегодняшний урок.

  1. Работа по теме урока.

  1. Слово учителя.

- Чтобы успешно усвоить материал этого урока, необходимо знать, чем сочинительные союзы отличаются от подчинительных, иметь представление о том, что такое грамматическое значение.

(слайд № 3)

- Укажите, какие союзы являются сочинительными?

а) так как, чтобы

б) или, но

в) потому что, зато

г) да, так как


  1. Строение словосочетаний.


Словосочетание - это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи между словами словосочетания делятся на сочинительные и подчинительные.


(Слайд № 4)

Строение словосочетания.

Словосочетания




Сочинительные



Подчинительные


День и ночь

сущ. + сущ.


День и ночь в полях бушевала вьюга.

(однородные обстоятельства)

Что?

х

Решаем задачи

Глаг. + сущ.

На занятиях мы решаем задачи из нового учебника.

(Сказуемое и дополнение)


Сочинительные и подчинительные словосочетания

  • Сочинительная связь объединяет равноправные слова, и основным средством связи здесь будут являться сочинительные союзы (И, ИЛИ, НО и др.). Сочинительные словосочетания состоят из слов, относящихся к одной части речи. В предложении сочинительные словосочетания образуют ряды однородных членов предложения. В сочинительных словосочетаниях от одного слова к другому нельзя задать вопрос.

  • Подчинительные словосочетания могут состоять из слов разных частей речи, являющихся разными членами предложения. Одно из слов в подчинительном словосочетании будет главным, другое - зависимым. Узнать, какое слово является главным, а какое - зависимым, можно, если от одного слова в словосочетании к другому задать вопрос. Слово, от которого задан вопрос, всегда будет главным, а слово, к которому направлен вопрос - зависимым.


(слайды № 5,6)

Упражнение №1

- Попробуйте, выполняя упражнение, распределить сочинительные и подчинительные словосочетания по столбикам таблицы.

Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый; широкополая шляпа, пить чай, вверх и вниз, глубокое море, дождь или снег, книги и журналы, закончил школу, физика и химия, вошел медленно, яркий свет.


(слайд № 7)

- Укажите верное утверждение.

1) В подчинительных словосочетаниях нельзя выделить ни главного, ни зависимого слова.

2) В подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

3) И в подчинительных, и в сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

4) В сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.


  1. Грамматическое значение словосочетания.

- Словосочетание, как и слово, имеет общее грамматическое значение, но в отличие от слов, у словосочетаний это значение более конкретно, определенно. Например, сравните значение слова СВЕТ и словосочетания ЯРКИЙ СВЕТ. Это слово обозначает предмет, а словосочетание не только предмет, но и его признак. Словосочетания могут выражать много разных грамматических значений. Мы рассмотрим лишь некоторые из них.

Грамматическое значение словосочетаний

1. Значения словосочетаний связаны с их строением. Такие словосочетания, как ЯРКИЙ СВЕТ, БОЛЬШОЙ ДОМ, ИНТЕРЕСНАЯ КНИГА, состоящие из существительного и прилагательного, выражают общее грамматическое значение: указывают предмет и его признак.


2. Словосочетания ПОСТРОИТЬ ДОМ, ЧИТАТЬ КНИГУ, РЕШАТЬ ЗАДАЧУ и похожие, состоящие из глагола и существительного, имеют другое грамматическое значение: они указывают действие и предмет, на который оно переходит.


3. Если же словосочетания состоят из глагола и наречия, например, БЕГАТЬ БЫСТРО, ГОВОРИТЬ ГРОМКО, ПИСАТЬ ГРАМОТНО, то их грамматическим значением будет указание действия и его признака.

Выполняя следующее упражнение, распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.


(Слайд № 8)

Грамматическое значение словосочетаний

Грамматическое значение словосочетания

Примеры

Предмет и его признак

большой дом, яркий свет, интересная книга

Действие и предмет

построить дом, читать книгу, решать задачу

Действие и его признак

бегать быстро, говорить громко, писать грамотно


- Грамматическое значение словосочетания зависит от его строения, от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.


(Слайды № 9, 10)

Упражнение №2

- Распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.

Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, опасный поворот, спорное высказывание, идти навстречу, топить печь, горный воздух, быстро доехать.


(слайд № 11)

- Продолжите предложение: Грамматическое значение словосочетания зависит от того…

1) являются ли слова, составляющие словосочетание, однородными членами;

2) к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетание;

3) какими членами предложения являются слова, составляющие словосочетание;

4) сколько слов входит в словосочетание.


(слайд № 12)

  1. Выводы.

  • Словосочетание – это сочетание двух (или более) слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи словосочетания бывают сочинительные и подчинительные.

  • Грамматическое значение словосочетания зависит от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.


(слайд № 13)

  1. Итоговое тестирование.

1. Укажите верное определение.

а) словосочетание – это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

б) словосочетание – это то же самое, что и предложение.

в) словосочетание – это сочетание двух (не более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

г) словосочетание – это соединение слов одной части речи.


2. Продолжите предложение: Сочинительные словосочетания состоят из…

а) главного и придаточного слова

б) равноправных слов

в) однородных слов

г) из главного и зависимого слова


3. Укажите строку, в которой записаны только сочинительные словосочетания.

а) березы и осины; раннее утро

б) было тихо; дождь и снег

в) реки и озера; тонкий, но прочный

г) услышали шум; скрип дверей


4. Какое словосочетание обозначает действие и предмет, на который оно переходит.

а) грибы и ягоды

б) открывать окно

в) пасмурный день

г) быстро соображать


5. Продолжите предложение: Однородными членами предложения являются слова из…

а) подчинительного словосочетания

б) любого словосочетания

в) сочинительного словосочетания

г) словосочетания, в котором слова принадлежат к разным частям речи.



Таблица ЗХУ: учащиеся актуализируют имеющиеся у них знания о словосочетании, его строении, правилах выделения словосочетания из предложения.

Ученики работают самостоятельно, затем объединяются в пары и группы.








Формулируют цели, записывают вопросы во вторую колонку таблицы ЗХУ «ХОЧУ УЗНАТЬ»

- Как связываются слова в словосочетании?

- Чем может выражаться грамматическая связь?

















































Упражнение №1


Сочинительные

Подчинительные

Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый; вверх и вниз, дождь или снег, книги и журналы, физика и химия

широкополая шляпа, пить чай,

глубокое море,

закончил школу,

вошел медленно, яркий свет











































Упражнение №2


Предмет и его признак

Действие и предмет

Действие и его признак

Синее небо, опасный поворот, спорное высказывание, горный воздух

Пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь

Ошибаться редко, идти уверенно, идти навстречу, быстро доехать




Делают выводы








Решают тест, сверяют с ответами на слайде.

Ответы к тесту:

1 – а; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – в.


  1. Рефлексивно-оценочный этап

  1. Таблица "ЗХУ".

Учитель предлагает написать, что учащиеся узнали по данной теме.

  1. Доска нелегких ответов.

Просит сформулировать один вопрос, на который они так и не получили ответа.

Учащиеся пишут, что они узнали нового и задают один вопрос, на который они не узнали ответа на уроке


Домашнее задание

&9, стр. 42-43, упражнение №59

Задание:

  1. разбейте словосочетания на сочинительные и подчинительные;

  2. укажите главное и зависимое слово в подчинительных словосочетаниях;

  3. определите грамматическое значение в подчинительных словосочетаниях.

Записывают домашнее задание



Просмотр содержимого презентации
«Интерактивный плакат»

Интерактивный плакат   Котынова Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Педагогический лицей» г.Великие Луки Псковской области

Интерактивный плакат

Котынова Елена Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Педагогический лицей»

г.Великие Луки Псковской области

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Притяжательные

местоимения

ЕГО, ЕЁ, ИХ

ПРИМЫКАЮТ

к существительному

Сравним:

наш а школ а его дом а

наш у школ у согласование с его дом ом примыкание

наш ей школ е к его дом у

Типы словосочетаний

по морфологическим

свойствам

главного слова

Что это такое?

Роль

Строение

Типы подчинительной

связи слов

в словосочетании

чтение вслух

Глагол, его формы

имя существительное

имя прилагательное

наречие

категория состояния

главное слово - глагол

имя существительное

имя прилагательное

глагол и его формы

наречие

имя

существительное

зависимое слово

находится в

тех же формах

рода, числа и

падежа,

что и главное слово

имя прилагательное

порядковое числительное

местоимение-прилагательное

причастие в полн.форме

очень интересный

думаю о нём

трудиться не переставая

попросить остаться

летящий выше

стремясь дальше

имя существительное

имя числительное

местоимение-

существительное

наречие

деепричастие

инфинитив

сравнительная степень

имени прилагательного

и наречия

Словосочетание – это два или

несколько самостоятельных слов,

объединённых по смыслу и грамматически

зависимое слово

находится

при главном в форме

определённого падежа

неизменяемое слово

присоединяется

к главному

только по смыслу

красивое платье

первые строки

наша школа

летящая птица

глагольные

писать рассказ

пробел в знаниях

прибавить к трём

чёрный от загара

ярче солнца

недалеко от дома

поближе к нему

СОГЛАСОВАНИЕ

что

такое словосочетание?

главное слово - существительное,

прилагательное, местоимение, числительное

два друга , просмотр фильма

именные

Словосочетание, как и слово, называет

предметы, действия, признаки, но более

точно, так как зависимое слово

уточняет смысл главного

УПРАВЛЕНИЕ

роль

словосочетания

главное слово - наречие

ПРИМЫКАНИЕ

совсем рядом, слева от дома

наречные

Словосочетание

состоит из главного

и зависимого слова

строение

словосочетания

главное слово

главное слово

зависимое слово

зависимое слово

зависимое слово

главное слово

важное замечание!

характер связи

примеры

характер связи

примеры

характер связи

примеры

Ресурсы 1.Сивакова Ю.Н. «Грамматика русского языка в таблицах и алгоритмах». – СПб.: «Сага», 2005

Ресурсы

1.Сивакова Ю.Н. «Грамматика русского языка в таблицах и алгоритмах». – СПб.: «Сага», 2005

Просмотр содержимого презентации
«8 класс Урок №13 Строение и грамматическое значение словосочетания»

Строение и грамматическое значение словосочетания

Строение и грамматическое значение словосочетания

Актуализация опорных знаний «Думай, объединяйся, делись»  - Запишите все, что вы знаете о словосочетании, пользуясь вопросным планом: Из каких частей состоит словосочетание? Как устанавливается смысловая связь слов в словосочетании? Как устанавливается грамматическая связь слов в словосочетании? Знаю (З) Хочу узнать (Х) Узнал (У)

Актуализация опорных знаний «Думай, объединяйся, делись»

- Запишите все, что вы знаете о словосочетании, пользуясь вопросным планом:

  • Из каких частей состоит словосочетание?
  • Как устанавливается смысловая связь слов в словосочетании?
  • Как устанавливается грамматическая связь слов в словосочетании?

Знаю (З)

Хочу узнать (Х)

Узнал (У)

Строение словосочетания Словосочетания Сочинительные Подчинительные День и ночь сущ. + сущ.  Что? х День и ночь  в полях бушевала вьюга. (однородные обстоятельства) Решаем  задачи Глаг. + сущ. На занятиях мы решаем  задачи  из нового учебника.  (Сказуемое и дополнение)  Сочинительные словосочетания состоят из равноправных слов, а в подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

Строение словосочетания

Словосочетания

Сочинительные

Подчинительные

День и ночь

сущ. + сущ.

Что?

х

День и ночь в полях бушевала вьюга.

(однородные обстоятельства)

Решаем задачи

Глаг. + сущ.

На занятиях мы решаем задачи из нового учебника.

(Сказуемое и дополнение)

Сочинительные словосочетания состоят из равноправных слов, а в подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

Распределите словосочетания по столбикам таблицы. Сочинительные Подчинительные  Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый; широкополая шляпа, пить чай, вверх и вниз, глубокое море, дождь или снег, книги и журналы, закончил школу, физика и химия, вошел медленно, яркий свет.

Распределите словосочетания

по столбикам таблицы.

Сочинительные

Подчинительные

Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый; широкополая шляпа, пить чай, вверх и вниз, глубокое море, дождь или снег, книги и журналы, закончил школу, физика и химия, вошел медленно, яркий свет.

Проверьте Сочинительные Подчинительные Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый; вверх и вниз, дождь или снег, книги и журналы, физика и химия широкополая шляпа, пить чай, глубокое море, закончил школу, вошел медленно, яркий свет

Проверьте

Сочинительные

Подчинительные

Подберезовики и подосиновики, черный и белый, осенний, но теплый; вверх и вниз, дождь или снег, книги и журналы, физика и химия

широкополая шляпа, пить чай, глубокое море, закончил школу, вошел медленно, яркий свет

Укажите верное утверждение 1) В подчинительных словосочетаниях нельзя выделить ни главного, ни зависимого слова. 2) В подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова. 3) И в подчинительных, и в сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова. 4) В сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

Укажите верное утверждение

1) В подчинительных словосочетаниях нельзя выделить ни главного, ни зависимого слова.

2) В подчинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

3) И в подчинительных, и в сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

4) В сочинительных словосочетаниях всегда можно выделить главное и зависимое слова.

Грамматическое значение словосочетаний Грамматическое значение словосочетания Примеры Предмет и его признак Действие и предмет Большой дом, Яркий свет, Построить дом Действие и его признак Интересная книга Читать книгу Бегать быстро Решать задачу Говорить громко Писать грамотно  Грамматическое значение словосочетания зависит от его строения, от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.

Грамматическое значение словосочетаний

Грамматическое значение словосочетания

Примеры

Предмет и его признак

Действие и предмет

Большой дом,

Яркий свет,

Построить дом

Действие и его признак

Интересная книга

Читать книгу

Бегать быстро

Решать задачу

Говорить громко

Писать грамотно

Грамматическое значение словосочетания зависит от его строения, от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.

Распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением. Предмет и его признак Действие и предмет  Действие и его признак Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, опасный поворот, спорное высказывание, идти навстречу, топить печь, горный воздух, быстро доехать.

Распределите словосочетания по столбикам таблицы в соответствии с их грамматическим значением.

Предмет и его признак

Действие и предмет

Действие и его признак

Ошибаться редко, синее небо, идти уверенно, пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, опасный поворот, спорное высказывание, идти навстречу, топить печь, горный воздух, быстро доехать.

Проверьте  Предмет и его признак Действие и предмет Синее небо, опасный поворот, спорное высказывание, горный воздух Действие и его признак Пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь Ошибаться редко, идти уверенно, идти навстречу, быстро доехать

Проверьте

Предмет и его признак

Действие и предмет

Синее небо, опасный поворот, спорное высказывание, горный воздух

Действие и его признак

Пилить дрова, искать клад, смотреть фильм, топить печь

Ошибаться редко, идти уверенно, идти навстречу, быстро доехать

Продолжите предложение: Грамматическое значение словосочетания зависит от того… 1) являются ли слова, составляющие словосочетание, однородными членами; 2) к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетание; 3) какими членами предложения являются слова, составляющие словосочетание; 4) сколько слов входит в словосочетание.

Продолжите предложение: Грамматическое значение словосочетания зависит от того…

1) являются ли слова, составляющие словосочетание, однородными членами;

2) к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетание;

3) какими членами предложения являются слова, составляющие словосочетание;

4) сколько слов входит в словосочетание.

ВЫВОДЫ

ВЫВОДЫ

  • Словосочетание – это сочетание двух (или более) слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. По характеру связи словосочетания бывают сочинительные и подчинительные.
  • Грамматическое значение словосочетания зависит от того, к каким частям речи принадлежат слова, составляющие словосочетания.
Итоговое тестирование Укажите верное определение. а) словосочетание – это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. б) словосочетание – это то же самое, что и предложение. в) словосочетание – это сочетание двух (не более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. г) словосочетание – это соединение слов одной части речи.

Итоговое тестирование

  • Укажите верное определение.

а) словосочетание – это сочетание двух (или более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

б) словосочетание – это то же самое, что и предложение.

в) словосочетание – это сочетание двух (не более) самостоятельных слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

г) словосочетание – это соединение слов одной части речи.

2. Продолжите предложение: Сочинительные словосочетания состоят из… а) главного и придаточного слова б) равноправных слов в) однородных слов г) из главного и зависимого слова 3. Укажите строку, в которой записаны только сочинительные словосочетания. а) березы и осины; раннее утро б) было тихо; дождь и снег в) реки и озера; тонкий, но прочный г) услышали шум; скрип дверей

2. Продолжите предложение: Сочинительные словосочетания состоят из…

а) главного и придаточного слова

б) равноправных слов

в) однородных слов

г) из главного и зависимого слова

3. Укажите строку, в которой записаны только сочинительные словосочетания.

а) березы и осины; раннее утро

б) было тихо; дождь и снег

в) реки и озера; тонкий, но прочный

г) услышали шум; скрип дверей

4. Какое словосочетание обозначает действие и предмет, на который оно переходит. а) грибы и ягоды б) открывать окно в) пасмурный день г) быстро соображать 5. Продолжите предложение: Однородными членами предложения являются слова из…  а) подчинительного словосочетания б) любого словосочетания в) сочинительного словосочетания г) словосочетания, в котором слова принадлежат к разным частям речи.

4. Какое словосочетание обозначает действие и предмет, на который оно переходит.

а) грибы и ягоды

б) открывать окно

в) пасмурный день

г) быстро соображать

5. Продолжите предложение: Однородными членами предложения являются слова из…

а) подчинительного словосочетания

б) любого словосочетания

в) сочинительного словосочетания

г) словосочетания, в котором слова принадлежат к разным частям речи.

Домашнее задание &9, стр. 42-43, упражнение №59 Задание:

Домашнее задание

&9, стр. 42-43, упражнение №59

Задание:

  • разбейте словосочетания на сочинительные и подчинительные;
  • укажите главное и зависимое слово в подчинительных словосочетаниях;
  • определите грамматическое значение в подчинительных словосочетаниях.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!