СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение и жизнедеятельность растений

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать как урок или внеклассное мероприятие для обобщения знаний учащихся о строении растений

Просмотр содержимого документа
«Строение и жизнедеятельность растений»



УРОК- игра

Тема Обобщение темы «Строение и жизнедеятельность растений»

Цель урока: систематизировать и обобщить знания и умения учащихся по пройденной теме, продолжить развивать логическое мышление, умение работы в группах, навыки сопоставления явлений и процессов жизнедеятельности растений, воспитывать бережное отношение к природе

Оборудование: презентация тем вопросов на доске, конверты с номерами участников команд, карточки с заданиями, листы учета ответов.

Ход урока

Учитель. Добрый день. Сегодня на уроке мы попытаемся систематизировать и обобщить обретенные вами знания по теме «строение и жизнедеятельность растения». Но урок будет необычный. У каждого из вас будет своя игра.

Правила игры следующие.

  1. На доске закрыты темы изученного материала

  2. После каждого тура, команды по очереди выбирают себе новую тему.

  3. Ответы на вопросы тура команда дает в письменном виде.

  4. За каждый правильный ответ команда получает по балу, за неправильный - балы снимаются.

  5. К концу урока жюри подведет предварительные и окончательные итоги, которые и будут объявлены командам.

I тур

Тема «Клетка»

  1. Вакуоли содержат клеточный сок.

  2. Зеленая окраска растений обусловлена пигментом меланином.

  3. Клеточная оболочка образована клеточной мембраной и клеточной стенкой.

  4. Цитоплазма – это желеобразное вещество клетки.

  5. Ядро участвует в дыхании клетки.



Тема «Ткани растений»

  1. В клетках основной ткани откладывается запас питательных веществ

  2. Движение веществ по растению осуществляет механическая ткань

  3. Органы растения образованы разными видами тканей

  4. Покровная ткань образована мертвыми клетками

  5. Ткань – это сходные строению и выполняемым функциям клетки



Тема «Органы растений»

  1. Генеративные органы растения участвуют в фотосинтезе.

  2. Листья формируются только верхушечных почек.

  3. Побег состоит из стебля с листьями.

  4. С помощью вегетативных органов растение может размножаться.

  5. У растения есть вегетативные и генеративные органы.

Тема «Корень»

  1. Боковые корни формируются на побеге.

  2. Видоизменения корня – приспособления к определенным условиям обитания.

  3. Корневые волоски образуются в зоне всасывания

  4. Мочковатая корневая система образована только дополнительными корнями.

  5. У всех растений есть главный корень.

Тема «Побег»

  1. Вегетативная почка состоит из чешуй и зачаточного цветка.

  2. На верхушке побега расположена верхушечная почка.

  3. Почка – это зачаточный лист.

  4. Усы земляники это видоизмененный побег.

  5. Участок стебля между двумя узлами называется междоузлие



Тема «Лист»

  1. Лист – единственный орган цветкового растения, где происходит фотосинтез.

  2. Простой лист любого растения имеет черешок.

  3. Сетчатое жилкование листьев встречается у растений гораздо реже, чем параллельное или дуговое.

  4. Устьичные клетки, как и другие клетки кожицы листа не имеют хлорофилла.

  5. Сосудисто-волокнистые пучки образованы проводящей и механической тканями.



II тур

Тема «Клетка»

  1. Как называются пластиды красного и оранжевого цвета:

А) лейкопласты; Б) хромопласты; В) хлоропласты.

  1. Организмы, в клетках которых сформировано ядро называются:

А) автотрофами; Б) гетеротрофами; В) прокариотами; Г) эукариотами.

  1. Все процессы жизнедеятельности в клетке регулирует:

А) цитоплазма; Б) пластиды; В) ядро; Г) митохондрии.

  1. Выделительную и опорную функции в клетке выполняют:

А) митохондрии; Б) вакуоли; В) пластиды

5. Клеточные включения – это:

А) постоянные органеллы клетки; Б) временные образования

Тема «Ткани растений»

  1. Основу любого органа растения составляет:

А) основная ткань; Б) покровная; В) проводящая.

  1. Фотосинтез осуществляется в ткани:

А) образовательной; Б) основной; В) покровной.

  1. Столбчатые клетки - это клетки:

А) проводящей ; Б) механической; в) образовательной; Г) основной;

Д) покровной ткани.

  1. Клетки кожицы – это:

А) живые клетки основной ткани; Б) мертвые клетки механической ткани;

В) живые клетки покровной ткани.

  1. Образовательная ткань состоит из:

А) мелких клеток с крупными межклетниками; Б) мелких, плотно прилегающих друг к другу клеток; В) крупных плотно прилегающих друг к другу клеток.

Тема «Органы растений»

  1. На протяжении жизни у растений формируются органы:

А) Вегетативные; Б) генеративные; В) вегетативные и генеративные.

2. К вегетативным органам относят:

А) корень; Б) цветок; В) плод; В) побег.

3. Поглощение питательных веществ из почвы обеспечивает:

А) корень; Б) стебель; В) лист; Г) цветок.

4. Генеративные органы отвечают за:

А) бесполое размножение; Б) половое; В) вегетативное.

5. Функцию формирования зачатков нового поколения выполняют органы:

А) корень; Б) почка; В) цветок; Г) семя; Д) плод.

Тема «Корень»

  1. Корень растет в длину:

А) верхушкой; Б) основанием; В) средней частью.

  1. Из зародышевого корешка развивается:

А) главный корень; Б)дополнительные корни; В) боковые корни.

3. Зона деления корня представлена тканью:

А) проводящей; Б) покровной; В) образовательной.

4. Корневые волоски это:

А) видоизменения корня; Б) клетки покровной ткани; В) особый вид ткани растения.

5. Мочковатая корневая система представлена:

А) системой корней с хорошо выраженным главным корнем;

Б) системой боковых и дополнительных корней.

Тема «Побег»



  1. Стебель растения утолщается за счет деления клеток:

А) луба; Б) камбия; В) древесины; Г) сердцевины

2. Клубни картофеля – это расширения верхушки:

А) главного корня; Б) бокового корня; В) подземного побега.

3. Видоизменениями побегов являются:

А) колючка кактуса; Б) клубень картофеля; В) корнеплод моркови.

4. В трехлетнем стебле липы сосуды расположены в:

А) сердцевине; Б) древесине; В) коре.

5. Лубяные волокна расположены в:

А) коре стебля; Б) древесине; В) сердцевине



Тема «Лист»

  1. У водных растений устьица находятся:

А) на верхней стороне листа; Б) на нижней стороне листа; В) на краях, выступающих над водой.

  1. Межклетники губчатой ткани заполнены:

А) воздухом; Б) водой; В) воздухом и парами воды.

  1. В процессе фотосинтеза в атмосферный воздух выделяется:

А) кислород; Б) углекислый газ; В) азот и углекислый газ.

  1. При дыхании зеленое растение поглощает:

А) азот; Б)кислород; В) углекислый газ.

5. Усики гороха – это видоизмененные:

А) прилистники; Б) листочки сложного листа; В) боковые побеги.



III тур

Тема «Клетка»

Дайте определения соответствующим понятиям

Цитоплазма

Органеллы, участвующие в фотосинтезе.

Ядро

Структурная и функциональная единица

Клетка

Структура, ограничивающая внутреннее содержимое от внешней среды

хлоропласты

Полужидкое внутреннее содержимое клетки

Клеточная оболочка

Хранитель наследственной информации



Тема «Ткани растений»

Дайте определения соответствующим понятиям

Образовательная

Придает органам растения прочность и упругость.

Основная

Осуществляет взаимосвязь между органами растения

Механическая

Составляет основную массу всех органов растения

Покровная

Защищает растение от повреждений и неблагоприятных условий

проводящая

Состоит из мелких, плотно прилегающих друг к другу постоянно делящихся клеток с тонкими стенками.



Тема «Органы растений»



Дайте определения соответствующим понятиям



Побег

Имеет чешуйки и зачаточные листья или цветки

Почка

Состоит из узлов и междоузлий

Лист

Наиболее интенсивно осуществляет дыхание, фотосинтез, транспирацию

Корень

Состоит из стебля, почек и листьев

стебель

Обеспечивает минеральное питание растения




Тема «Корень»



Дайте определения соответствующим понятиям



Корни - присоски

Запас питательных веществ

Корни – зацепки

Для поддержания кроны (побега).

Дыхательные корни

Корни растений – паразитов

Корнеклубни

У тропических растений, для дополнительного дыхания

Корни - подпорки

Для удержания побега на опоре



Тема «Побег»



Дайте определения соответствующим понятиям



Стебель

Образовательная ткань расположенная под корой

Камбий

Зона корня, защищающая его от повреждений

Корневой чехлик

Ось побега

Ствол

Зачаточный побег

почка

Главный стебель деревянистых растений



Тема «Лист»



Дайте определения соответствующим понятиям


Простой лист

Боковая часть побега

лист

Одна листовая пластинка

Сидячий лист

Лист без черешка

листорасположение

Сосудисто-волокнистые пучки, соединяющие лист со стеблем

жилки

Определенный порядок расположения листьев на стебле



IV тур

Тема «Клетка»

Закончите высказывания:

  1. Структурная и функциональная единица живых организмов –

  2. За хранение и передачу наследственной информации в клетке отвечает-

  3. Зеленая органелла клетки, участвующая в фотосинтезе –

  4. Внутреннее, желеобразное содержимое клетки –

  5. Наука о строении и процессах жизнедеятельности клеток –

Тема «Ткани растений»

  1. Наука, изучающая особенности строения различных тканей -

  2. Ткань, защищающая органы растения от повреждений и неблагоприятных условий среды –

  3. Вид проводящей ткани, из живых клеток последовательно соединенных между собой –

  4. Группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и выполняемым функциям –

  5. Покровная ткань, состоящая из живых клеток -

Тема «Органы растений»

  1. Органы , участвующие в процессах жизнедеятельности –

  2. Подземный орган растения –

  3. Часть организма, имеющая свое расположение, строение, и выполняющая определенные функции -

  4. Изменение органа, связанное с появлением новых функций -

  5. Органы, участвующие в половом размножении -

Тема «Корень»

  1. Вид корня, развивающийся из зародышевого корешка семени -

  2. Длинные выросты клеток кожицы корня в зоне всасывания -

  3. Корневая система с хорошо развитым главным корнем -

  4. Поглощение и усвоение растениями химических элементов, получаемых из почвы в форме ионов минеральных солей -

  5. Совокупность всех корней растения –

Тема «Побег»

  1. Стебель с расположенными на нем листьями и почками –

  2. Угол между листом и расположенным над ним междоузлием –

  3. Самая верхняя часть зачаточного побега –

  4. Расположение листьев на стебле –

  5. Почка, находящаяся на верхушке побега -

Тема «Лист»

1. Замыкательные клетки кожицы листа –

2. Воскоподобное вещество, выделяемое клетками кожицы листа –

3. Процесс образования органических веществ из неорганических на свету –

4. Испарение излишков воды из листьев –

5. Процесс одновременного сбрасывания листьев на период неблагоприятных условий -



V тур

Тема «Клетка».

Рассмотрите рисунок растительной клетки и сделайте подписи к нему.

Тема «Ткани растений»

Рассмотрите рисунок внутреннего строения листа и назовите ткани, образующие его.

Тема «Органы растений»

Рассмотрите рисунок строения листа и сделайте к нему подписи.



Тема «Корень»

Рассмотрите рисунок внутреннего строения корня, сделайте к нему подписи.

Тема «Побег»

Рассмотрите рисунок строения побега, сделайте к нему подписи.



Тема «Лист»

Рассмотрите рисунки простых и сложных листьев, сделайте к ним подписи.



VI тур

Тема «Клетка»

  1. Найдите лишний термин и объясните, почему он лишний:

Хлоропласт, ядро, цитоплазма, включения.

  1. Расшифруйте термин: 54166328 (пластиды)


Тема «Ткани растений»

  1. Найдите лишний термин и объясните, почему он лишний:

Кутикула, древесина, кора, камбий.

  1. Расшифруйте термин: 4634241 (ксилема)



Тема «Органы растений»

  1. Найдите лишний термин и объясните, почему он лишний:

Корневище, корнеплод, клубень, усы.

  1. Расшифруйте термин: 46451371 (луковица)



Тема «Корень»

  1. Найдите лишний термин и объясните, почему он лишний:

Редис, морковь, георгин, свекла.

  1. Расшифруйте термин: 455425452 (корнеплод)



Тема «Побег»

  1. Найдите лишний термин и объясните, почему он лишний:

Ситовидные трубки, чечевички, лубяные волокна, сердцевина.

  1. Расшифруйте термин: 4461249 (клубень)



Тема «Лист»

  1. Найдите лишний термин и объясните, почему он лишний:

Листовая пластинка, черешок, узел, основание листа.

  1. Расшифруйте термин: 7565634623 (фотосинтез)



1

АБВ

2

ГДЕ

3

ЖЗИ

4

КЛМН

5

ОПР

6

СТУ

7

ФХЦЧ

8

ШЩЪЫ

9

ЬЭЮЯ







Подведение итогов урока, объявление команды-победителя

Лист команды №___

Участники: ____________________________________________________________


1 тур

2 тур

3 тур

4 тур

5 тур

6 тур































итого










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!