Тема: Строение клетки
Цель:
формирование у учащихся представления о строении клетки растительного организма, об основных органоидах клетки и выполняемых ими функциях;
совершенствование навыков выполнения учебного рисунка (строение клетки);
воспитание познавательного интереса к биологии и позитивного отношения к растениям.
Тип урока: открытие новых знаний
Оборудование: презентация, видеоролики.
Формируемые УУД:
Познавательные УУД:
определение понятий: «органоиды», «клетка», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.
РегулятивныеУУД:
умение оценить других и давать самооценку своим действиям, работать с рисунками, заполнить таблицу с выделением существенных характеристик объекта в тетрадях.
Личностные результаты обучения:
участие в диалоге, умение слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения, уметь сотрудничать в совместном решении проблемы.
Метапредметные результаты обучения:
формируются умения работать с различными источниками информации, схемами, рисунками; умения преобразовывать эту информацию.
Предметные результаты обучения:
освоение знаний по теме, основным понятиям.
Ход урока
I. Мотивация. (слайд №1)
Живёт на свете человек, но сколько не смотри
Не разглядишь ты и вовек что у него внутри
И люди, побеждая рок, пытались отгадать
Что с вами за один урок должны мы здесь узнать.
Сегодня я получила необычную картину. Я предполагаю, что здесь зашифрована тема урока. Давайте попробуем вместе разобраться. Что изображено на картине? (кирпичи, платье, клетка, ткань).
Начнём по порядку. Кирпичи для чего нужны? (Кирпичи - это основа для строительства дома)
Ткань? (Для шитья платья). Клетка? (Дом для птиц). Тогда что связывает все эти предметы? Как вы думаете? (называют тему урока и записывают в тетрадь). Какие цели вы поставите для изучения данной темы? (слайд №2)
II. Изучение нового материала.
1. Рассказ. Разнообразие клеток.
Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка. Тела растений, животных, человека состоят из клеток (слайд №3).
В организме около 200 разновидностей клеток (слайд №4-6).
Практически все клетки очень малы, их можно увидеть только под микроскопом. Что вы знаете об открытии клетки?
Сообщение уч-ся об открытии клетки (слайд№7)
(запись определения клетка – структурно-функциональная единица живого).
2. Строение клетки.
А вот со строением клетки мы познакомимся на примере растительной клетки (учебник стр. 35 рис. 20). Органоиды – постоянные структуры клетки, выполняющие определенные функции. (слайд №8).
3. Видеоролик «Клетка» и работа в тетради.
(зарисовывают в тетради строение клетки, обозначают органоиды)
Вопрос: Как делится ядро?
Сравнить клетки из тетради и ролика 3D. В чём отличие?
(ФИЗМИНУТКА) (слайд №9).
4. Заполнить таблицу: (интерактивная схема), работа в тетради.
(слайд №10-11).
Структурные части клетки и их функции.
Название органоидов клетки | Функции органоидов |
Оболочка | ограничивает и защищает клетку |
Ядро | хранение и передача наследственной информации из поколение в поколение |
Цитоплазма | связывает части клетки в единое целое |
Митохондрии | дыхание клетки |
Лизосомы | расщепляют органические вещества клетки, разрушают отмёршие органоиды клетки |
Хлоропласты | образование питательных веществ, фотосинтез |
Эндоплазматическая сеть | транспорт веществ из одной части клетки в другую |
Аппарат Гольджи | накопление и транспорт органических веществ клетки, образование лизосом |
Вакуоль в растительной клетке | содержит клеточный сок |
III. Закрепление
Интерактивная схема: тестовый контроль.
Выводы: (слайд №12)
Все живые организмы имеют клеточное строение.
Клетки имеют органоиды.
Клетки разнообразны по форме и размерам.
Клетки дышат, питаются, растут, делятся и умирают.
IV. Выполнение теста.
Проверьте сами себя – поняли ли вы тот материал, о котором говорили сегодня на уроке (слайд 13).
I вариант
Какие слова пропущены в тексте? Впишите на месте пропусков соответствующие буквы (форма слов изменена).
(1) Клетка растений снаружи имеет плотную ... .
(2) Под оболочкой расположено живое бесцветное полужидкое вещество — ... .
(3) В ней находится небольшое округлое тельце — ... .
(4) Пластиды, находящиеся в цитоплазме растительной клетки и придающие зеленую окраску листьям, называются ... .
А) хлоропласты Г) цитоплазма
Б) клеточная стенка Д) хромопласты
В) ядро Е) вакуоль
Ж) пластиды
II вариант
Какие слова пропущены в тексте? Впишите на месте пропусков соответствующие буквы (форма слов изменена).
(1) В цитоплазме расположена главная часть клетки — ... .
(2) В нем находятся ... — хранители наследственной информации.
(3) Во всех растительных клетках есть резервуары — это ... .
(4) Они заполнены… .
А) клеточный сок В) вакуоль Д) цитоплазма
Б) хромосомы Г) ядро Е) хлоропласты
Оцените, пожалуйста, сами свои работы по ключу (слайд №14).
Поднимите руку, у кого нет ни одной ошибки.
Рефлексия (5 мин)
И в завершение нашего урока выскажите свое мнение об уроке, о своем самочувствии на уроке, о своих товарищах и работе с ними. Можно воспользоваться подсказками:
- Сегодня я узнал …
- Я удивился …
- Теперь я умею …
- Я хотел бы …
V. Домашнее задание: п. №7, в.2,3, стр. 38. . (слайд №15)
Посмотрите на гномов. Какого гнома вы бы забрали сегодня с урока домой? (слайд №16)
А, Е – урок прошел хорошо, мне все понятно;
Г, Д – некоторые задания вызвали затруднения;
Б, В – задания были трудными, многое не понял;
Самоанализ урока «Строение клетки»
Урок проводился в 5 классе по теме «Строение клетки». Сегодняшний урок является вторым в системе уроков в разделе «Клеточное строение организма». Цель урока - формирование у учащихся представления о строении клетки растительного организма, об основных органоидах клетки и выполняемых ими функциях; совершенствование навыков выполнения учебного рисунка (строение клетки);
воспитание познавательного интереса к биологии и позитивного отношения к растениям.
Класс средний, здесь обучается 15 человек. У учащихся наблюдается различный уровень работоспособности, сформированности учебных навыков и характера мотивации учения. Но основная масса детей активные и творческие. Эти особенности учитывались в планировании урока.
По типу – урок открытия новых знаний. Этапы урока: мотивация; изучение нового материала; проверка усвоения материала; итоги урока; домашнее задание.
На уроке использовалась форма работы: фронтальная. Методы: объяснительно-иллюстративный (беседа, демонстрация), частично-поисковый.
Этапы темы на мой взгляд были разработаны правильно. Время на уроке использовалось рационально. Психологическая атмосфера на уроке доброжелательная.
Темп урока соответствовал уровню класса. Обратная связь выражалась в ответе учащимися на поставленные вопросы, контролем за их деятельностью. На уроке у учащихся для получения информации были задействованы следующие каналы – слуховой, зрительный.
На уроке формировались следующие УУД:
Познавательные УУД:
определение понятий: «органоиды», «клетка», самостоятельное владение и формулирование познавательной цели.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в паре, освоение разных способов коммуникаций.
РегулятивныеУУД:
умение оценить других и давать самооценку своим действиям, работать с рисунками, заполнить таблицу с выделением существенных характеристик объекта в тетрадях.
Цели урока можно считать достигнутыми, урок результативным.