СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 18.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение клеток растений, животных и грибов.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Строение клеток растений, животных и грибов.

Урок открытия новых знаний. Выявить общие черты в строении растительной, животной и грибной клетках, а также отличия между ними.

Просмотр содержимого документа
«Строение клеток растений, животных и грибов.»

Строение клеток растений, животных и грибов. Вирусы.

5 класс

Подготовила: учитель биологии Шапошникова Юлия Владимировна.

Тема урока: Строение клеток растений, животных и грибов.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цель: изучить состав и строение клетки, выявить роль органоидов клетки.

Задачи:

-образовательные: изучить строение клетки растений, животных и грибов, а так же вспомнить роль органоидов в клетке, выявить общие черты в строении растительной, животной и грибной клетках, а также отличия между ними.

-развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, устанавливать причинно-следственные связи; находить различия между клетками растений, животных и грибов, анализировать, делать выводы и аргументированно отвечать на поставленные вопросы; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.

-воспитательные: осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду, интерес к изучению биологии; развивать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к природе, потребность в бережном отношении к ней, в охране растительного и животного мира.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Формирование умения работать с учебником.

  2. Формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.  

  3. Формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.

Коммуникативные УУД

  1. Формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  2. Формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД 

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

Личностные УУД

  1. Смыслообразование (каков смысл изучения данной темы).

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Методы: частично-поисковый.

План урока:

  1. Актуализация знаний.

  2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

  3. Изучение нового материала.

  4. Первичное закрепление, усвоение и контроль усвоения знаний.

  5. Домашнее задание.

На прошлом уроке мы рассматривали строение клеток бактерий. Узнали об особенностях строения и жизнедеятельности самых древних и самых маленьких одноклеточных организмов.

Какое строение имеет бактериальная клетка?

Давайте вспомним развитие клеточной теории.

1. Выберите положение, которое НЕ является положением клеточной теории:

а) в клетке происходят все процессы, свойственные живому организму; б) в составе многоклеточного организма сходные по строению клетки объединяются в ткани; в) все живые организмы состоят из клеток; г) клетки разных организмов сходны по строению и составу веществ.

2. Впервые наблюдал и ввёл в науку термин «клетка» учёный: а) А. Левенгук; б) Р. Гук; в) М. Шлейден; г) Р. Броун.

3. Детально изучить клеточное строение организмов можно: а) с помощью лупы; б) с помощью микроскопа; в) с помощью телескопа; г) невооружённым глазом.

4. Наименьшей единицей строения живых организмов является: а) ткань; б) клетка; в) орган; г) ядро.

5. Клеточную теорию создали учёные: а) А. Левенгук и Р. Броун; б) М. Шлейден и Т. Шванн; в) Р. Броун и М. Шлейден; г) Т. Шванн и А. Левенгук.

Проверка теста.

Теперь давайте попробуем сформулировать цель нашего урока.

Чем различаются клетки растений, животных и грибов.

Каждая клетка имеет три обязательные части: клеточную мембрану, цитоплазму и генетический аппарат (рис. 2.13 учебник). В ходе изучения рисунков заполняют таблицу (приложение 1)

Клеточная мембрана не только ограничивает внутреннее содержимое клетки, но и защищает его от неблагоприятных влияний окружающей среды, поддерживает определённую форму клеток. Через мембрану происходит обмен веществ между содержимым клетки и внешней средой.

Клетки бактерий, грибов и растений, кроме мембраны, имеют, как правило, ещё и клеточную стенку (оболочку). Она является наружным скелетом клетки и определяет её форму. Клеточная стенка пропицаема для воды, солей и многих органических веществ.

Цитоплазма — полужидкое содержимое клетки. В ней находятся различные органоиды (от греч. органон — орган) и клеточные включения. Цитоплазма объединяет все клеточные структуры и обеспечивает их взаимодействие. Генетический аппарат — важнейшая часть клетки. Именно он контролирует все процессы жизнедеятельности и определяет способность клетки к самовоспроизведению. В клетках растений, животных и грибов генетический аппарат окружён мембраной и называется ядром. В ядре расположены носители наследственной информации о клетке и организме в целом — хромосомы (от греч. хрома — краска и сома — тельце). От хромосом зависит сходство родителей и потомства. В ядре может находиться одно или несколько ядрышек. У бактерий ядра нет и ядерное вещество расположено непосредственно в цитоплазме.

Особенности строения клеток

Клетки организмов, относящихся к разным царствам живой природы, имеют свои особенности. Так, только клетки растений содержат в цитоплазме пластиды. Они бывают бесцветными или окрашенными в различные цвета. В бесцветных пластидах накапливаются запасы питательных веществ. Пластиды, окрашенные в жёлтый и красный цвета, определяют окраску лепестков цветов, осенних листьев, зрелых плодов.

Наиболее важное значение имеют пластиды, окрашенные в зелёный цвет, — хлоропласты (от греч. хлорос — зелёный), содержащие хлорофилл. В хлоропластах происходит процесс фотосинтеза.

Вакуоли (от лат. вакуус — пустой) содержат клеточный сок — водный раствор органических и неорганических соединений. В клеточном соке растений могут содержаться красящие вещества (пигменты), придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам и другим частям растений, а также осенним листьям.

Наиболее простое строение имеют клетки бактерий. Клетки грибов, в отличие от клеток растений и животных, как правило, содержат много ядер. Но, несмотря на различия в строении, клетки растений, животных и грибов имеют сходный набор органоидов, не существует принципиальных отличий и в работе их генетического аппарата, и в процессах, связанных с обменом веществ.

Новые термины: Клеточная мембрана. Цитоплазма. Генетический аппарат. Ядро. Хромосомы. Пластиды. Вакуоли

Ответьте на вопросы

1. Какую функцию выполняет клеточная мембрана?

2. Для каких клеток характерна клеточная стенка (оболочка)? Какова её роль?

3. Какую роль выполняет генетический аппарат клетки?

4. В чём принципиальное отличие в строении клеток бактерий от клеток растений, животных и грибов?

ПОДУМАЙТЕ!

О чём свидетельствует сходство химического состава и строения всех клеток?

Какие вещества встречаются в клетках живых организмов и отсутствуют в телах неживой природы?

Вывод урока:

1. Клетки растений в отличие от клеток животных имеют хлоропласты, благодаря которым осуществляется процесс фотосинтеза.

2. Клетки животных и растений имеют одинаковые главные части: ядро, цитоплазму и оболочку.

3. Признаки сходства доказывают единство происхождения жизни на Земле, а признаки отличия разные процессы жизнедеятельности клеток.



Приложение 1

Сравните клетки растений, животных и грибов и укажите отличия

Части клетки,

органоиды

Растительная клетка

Животная клетка

Грибная клетка

Клеточная оболочка

+

-

+

Клеточная мембрана

-

+

-

Цитоплазма

+

+

+

Ядро

+

+

+

Вакуоль

+

+

+

Хлоропласты

+

-

-

Включения

+

+

+











Приложение 2

Биологический диктант

1.Этот органоид защищает содержимое клетки от воздействий внешней среды. (МЕМБРАНА)

2.Самое распространенное вещество клетки. (Вода)

3.Самый простой увеличительный прибор (Лупа)

4.Оптический прибор, позволяющий увидеть увеличенное изображение мелких предметов. (Микроскоп).

5. Органоид клетки, где хранится наследственная информация.(Ядро).

6. Организмы, в клетке которых отсутствует оформленное ядро (Доядерные)

7.Вязкое полужидкое вещество клетки (Цитоплазма)

В1. Вставьте в текст «Строение клетки» пропущенные термины из предложенного перечня, используя при этом числовые обозначения.

Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – (А)_______, которые заполнены (Б)_______. В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца – (В)_______. Они могут быть разных цветов. Зелёные – (Г)_______, участвуют в процессе (Д)________; оранжевые – хромопласты, придают окраску листьям…

СПИСОК СЛОВ

1.ядро 2. хлоропласт 3. клеточный сок 4. оболочка 5. вакуоль 6. фотосинтез 7. пластиды



Домашнее задание: §17 с.46-47

Дополнительный материал (записать в тетрадь).Что изучают перечисленные науки

Цитология - ……………………………………………………….

Ботаника - ………………………………………………………….

Микология - ……………………………………………………….

Вирусология - ……………………………………………………..

Зоология - …………………………………………………………


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс