СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение кожи и ее значение

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кожа – это наружный покров тела, который надежно защищает все находящиеся под ней орган от механических повреждений, препятствует потере воды организмом, проникновению в него различных бактерий. Кожа участвует в регуляции температуры тела, в обменных, в защитных и выделительных процессах. В коже располагается большое количество чувствительных нервных окончаний – рецепторов, которые воспринимают боль, холод, тепло, что позволяет организму человека, избегать возможных повреждений. 

Просмотр содержимого документа
«Строение кожи и ее значение»

Учитель биологии Ландышева Екатерина Альбертовна,

МОБУ «Цибикнурская основная общеобразовательная школа»,

Республика Марий Эл, Медведевский район, с.Цибикнур


Урок биологии в 8 классе

Тема: «Строение кожи и ее значение»


Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Цель: изучить строение кожи, её значение, функции.

Задачи:

– образовательные: создать условия для формирования у учащихся анатомо-физиологические понятия о строении и функциях кожи;

– развивающие: развивать у учащихся словесно-логическое мышление, способности сравнивать и анализировать;

– воспитывающие: воспитывать у учащихся навыки гигиены, правильный уход за кожей, а также бережное отношение к своему здоровью.

Планируемые результаты:

Предметные: учащиеся знакомятся со структурой кожи, функциями кожи, формируют умение характеризовать кожу человека как орган, объяснять, как взаимосвязаны строение и функции кожи, соблюдать правила гигиены кожи.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

– формирование у учащихся умения устанавливать взаимосвязь строения и функций разных компонентов кожи путем логического мышления;

– развитие и закрепление умений и навыков учащихся в оформлении мыслительных операций в устной и письменной форме.

Коммуникативные УУД:

– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

– умение организовывать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

– совершенствовать навыки самостоятельной и групповой работы.

Регулятивные УУД:

– осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

– содействовать развитию у учащихся умений осуществлять самоконтроль, самооценку учебной деятельности.

Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению своего организма и его здоровья, развивают умение сотрудничества, продуктивного взаимодействия, а также умение работать самостоятельно.

Технологии:

Структура урока:

1) Организационный момент.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

3) Первичное усвоение новых знаний.

4) Первичная проверка понимания.

5) Первичное закрепление.

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия).






Технологическая карта урока

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Организационный момент.

Приветствуют учителя, настрой на продуктивную работу. Проверяют свою готовность к уроку

Приветствие, проверка подготовленности к уроку.


Регулятивные УУД: волевая саморегуляция

Актуализация знаний.

Выполняют задания по карточкам. Обосновывают выбор правильного ответа.

Учитель предлагает учащимся вспомнить известные функции кожи млекопитающих. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Учащимся раздаются карточки с названиями структурных элементов покровной системы. Необходимо перечислить функции.

Познавательные УУД: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, умение приводить доказательства фактов, анализ объектов с целью выделения признаков 

Коммуникативные УУД: оформление своих мыслей в устной форме.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Формулируют предполагаемую тему и задачи урока.

Учитель ставит ряд проблемных вопросов.

Учащимся предлагается сформулировать тему и задачи урока.


Вопросы проблемного характера:

Какое значение имеет кожа?

Что будет если не соблюдать правила гигиены кожи?

Выяснить, в каких случаях кожа перестает выполнять свои функции, что необходимо делать, чтобы кожа работала эффективно.

Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, выделение и формулирование познавательной цели; умение строить речевое высказывание, умение преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Регулятивные УУД: проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения

Первичное усвоение новых знаний.

Работают с текстом, иллюстрациями, схемами в учебнике. Высказывают свою точку зрения. Предлагают решение проблемы.










Оформляют термины в терминологический словарь. Составление кластеров или ментальных карт.


Обсуждают выполнение практической работы.

Организует обсуждение особенностей функции кожи на основе имеющихся знаний с созданием проблемной ситуации.











Учитель организует работу с терминами. Контролирует выполнение работы.


Организует обсуждение практической работы.

Проблемная ситуация:

«Однажды в замке итальянского герцога Людовика Моро состоялось праздничное шествие под руководством известно ученого Леонардо да Винчи. Одним из его главных участников был сын бедняка: мальчика полностью покрыли золотой краской, его везли на красивой повозке, а толпа любовалась и восторгалась им. После праздника про мальчика забыли, он провел ночь в холодной каменной комнате, а утром его обнаружили мертвым…» Ребята, почему же умер мальчик?


Оформление терминов в терминологический словарь.





Практическая работа

«Самонаблюдение».

Инструктивная карточка.

Оборудование: ручная лупа.

1. Рассмотрите без лупы, а потом с её помощью кожу тыльной стороны кисти руки. Сожмите руку в кулак. Что происходит со складками кожи в области сустава? Какое значение этих складок кожи?

2. Оттяните кожу на тыльной стороне кисти. Какие свойства кожи вы обнаруживаете?

3. Рассмотрите узоры на подушечках пальцев, объясните: почему по отпечаткам пальцев можно установить личность человека? Почему подушечки пальцев обладают большой чувствительностью?

Познавательные УУД: умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя; умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.

Регулятивные УУД: оценка, контроль, коррекция

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

Первичная проверка понимания.

Выявляют закономерность между слоями кожи.

Организует работу с учебником текста и предлагает учащимся заполнить таблицу «Строение кожи».


Учитель озвучивает проблемный вопрос и заслушивает ответы учащихся.

Слой кожи

Строение

Выполняемые функции







Проблемный вопрос: На поверхности кожи всегда находятся микробы. Однако сквозь здоровую кожу они проникнуть не могут. Почему?

Познавательные УУД: систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках, выполнение разных по уровню заданий, составление алгоритма деятельности при решении проблемы; приводят как можно больше аргументов в защиту своей точки зрения.

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.

Первичное закрепление.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили. Заполняют лист самооценки, объявляют выставленную ими оценку.

Задают вопросы учителю.

Задаёт вопросы о задачах урока. Побуждает к высказыванию мнения: чему научились? Организует рефлексию:

– раздаёт учащимся лист самооценки для заполнения

– обсуждает с учащимися выставленные ими оценки и корректирует оценку учащихся.


Задание учащимся (подумать и объяснить свои предположения):

– Сравните кожу и мочевыделительную систему. Найдите черты сходства и отличия у этих систем органов организма человека.

Познавательные УУД: умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.

Регулятивные УУД: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД: владеть диалогической формой речи 

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Записывают домашнее задание.

Объясняет домашнее задание. Предлагает выбрать одно задание на выбор.

Прочитать материал учебника. По желанию: 1. Составить более полную структурно-логическую схему, украсить её рисунком или картинкой. 2. Составить кроссворд по теме. 3. Написать стихотворение о пользе закаливания. 4. Задание для группы: подобрать материал и оформить презентацию по темам: «Закаливание организма»; «Заболевание кожи»; «Гигиена одежды и обуви».

Познавательные УУД: формирование и развитие по средствам биологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование.

Регулятивные УУД: Управление собственной деятельностью, инициативность, самостоятельность, контроль.

Коммуникативные УУД: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;