СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Строение мышц. Обзор мышц человека.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Строение мышц. Обзор мышц человека.

Задачи урока: Повторить материал о типах мышечной ткани и особенностях поперечнополосатой мышечной ткани; познакомиться с морфологией мышц, дать понятие об основных группах мышц человека. Цели урока: а) образовательные 1.    повторить материал о типах мышечной ткани; 2.    познакомить учащихся с особенностями строения скелетных мышц, классификацией мускулатуры, местоположением мышц и их функциями;                       б) развивающие                           1. продолжить формирование умений работать с                               микроскопом;  2.развивать у учащихся логическое и аналитическое мышление; 3.продолжить формирование навыков совместной работы;                       в) воспитательные                          1. развивать у ребят познавательный интерес к предмету;           

Оборудование: микроскопы, микропрепараты «Мышечная ткань», таблица «Ткани», диск уроков в 8 классе, интерактивная доска.

Ход урока: I. Проверка знаний. 1.    Индивидуальная работа с микроскопами по определению тканей.(3 учащихся) 2.    Беседа по вопросам ( работа с классом): 1.    Какие отделы составляют добавочный скелет? 2.    В чём проявляется приспособление верхних конечностей к труду, а нижних конечностей к опоре? 3.    3. В чём сходство и различие в строении предплечья и голени? 4.    Какими способами осуществляются неподвижные, полуподвижные и подвижные соединения костей? 5.    Какие функции выполняют суставные хрящи, суставная сумка, связки и суставная жидкость?                                                                                                                                                                                                 После окончания индивидуальной  работы  предлагается показать на таблице мышечную ткань.   1.Какая из ни является поперечнополосатой?   2. Какова особенность поперечнополосатой мышцы? Чем она отличается от гладкой? (Состоит из длинных многоядерных волокон, ядра мышечного волокна обычно располагаются под наружной мембраной. Среднюю часть мышечного волокна занимают сократительные нити. Они способны к быстрому сокращению, так и к длительному пребыванию в сокращённом или расслабленном состоянии.)

II. Изучение нового материала.     ( Демонстрация слайда с высказыванием)    С момента рождения и до глубокой старости мы двигаемся. И.М.Сеченов писал: « Всё бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь явлению – мышечному движению».  Как многообразны и сложны трудовые движения! А вспомните акробатические трюки гимнастов или изящные  пируэты танцоров. Но и все наши каждодневные обычные движения не так уж просты. Простое движение – ходьба. Делаем мы всего шаг, а в нём принимают участие десятки  мышц, сгибателей и разгибателей. Мышцы позволяют организму изменять своё положение в пространстве.  Работа мышц невозможна без опоры на кости. Но и кости без мышц ничто. Вместе они обуславливают характер движений, поз.

Сегодня на уроке мы рассмотрим строение мышц. ( Запись в тетради)

Название «мышца» произошло от слова «Мускулис», что значит «мышь».Связано это с тем, что анатомы, наблюдая сокращение скелетных мышц, заметили, что они как бы бегают под кожей, словно мыши. 1.    Макроскопическое строение скелетных мышц    Демонстрация слайда «Поперечнополосатые мышцы»      Скелетные мышцы состоят из пучков поперечнополосатых мышечных волокон. Они содержат сократительные нити, состоящие из различных белков, и потому кажутся поперечно исчерченными. Поперечнополосатая мускулатура не может так сильно удлиняться, как гладкая. Зато скелетные мышцы сокращаются быстрее, чем мышцы внутренних органов. Нетрудно поэтому объяснить, почему улитка или дождевой червь, лишённые поперечнополосатой мускулатуры, медленно двигаются. Стремительные движения пчелы, ящерицы, орла, коня, человека обеспечивается быстротой сокращения поперечнополосатой мускулатуры. Толщина мышечных волокон у разных людей неодинакова. У тех, кто занимается спортом, мышечные волокна развиты хорошо, масса их велика, а значит, и сила сокращения тоже большая.  Каждый мышечный пучок покрыт соединительнотканной плёнкой, а всю мышцу в целом, состоящую из множества пучков, общая оболочка – фасция.  Демонстрация слайда «Строение поперечнополосатых мышц».    2.    Макроскопическое строение мышц. Демонстрация слайда «Общее строение скелетной мышцы». В строении многих мышц различают брюшко и сухожилия. Брюшко состоит из множества пучков поперечнополосатых мышечных волокон, покрытых соединительнотканными оболочками. Сухожилия, с помощью которых мышца прикрепляется к костям, состоят из плотной соединительной ткани. Они тесно срастаются с надкостницей  и при напряжении мышцы стимулируют отделение костного вещества. Вот почему у людей физического труда и спортсменов шероховатость и бугристость на костях в местах прикрепления мышц выражены сильнее. То сухожилие, которое прикрепляется к костям, остающимся при движении малоподвижными, называют головками мышцы, а то, что прикрепляется к подвижным костям, -- хвостом.  Демонстрация слайдов «Рельеф мышц» и «Иннервация мышц». Скелетная мышца хорошо снабжается кровеносными и лимфатическими сосудами.

            Вопрос: Как вы думаете, зачем мышцам кровеносные сосуды?             Вопрос: А зачем мышцам нервы?  Неправильно думать, что мышца сама по себе может сокращаться. Трудно было бы себе представить хоть одно согласованное  движение, если бы мышцы были неуправляемы. «Пускают» мышцу в ход нервные импульсы. В одну мышцу в среднем поступают 20 импульсов в секунду. В каждом шаге, например, принимает участие до 300 мышц и множество импульсов согласует их работу.

3.Движения в суставах. Всего в теле человека 656 скелетных мышц. Почти все мышцы парные. Мышца может подтягивать, но не может отталкивать кости, поэтому противоположные движения выполняют разные мышцы: одни сгибают, другие разгибают, одни приводят руку к туловищу, другие отводят, одни вращают кость по часовой стрелке, другие – против. Мышцы противоположного действия называют антагонистами,  мышцы, действующие в одном направлении, -- синергистами. Бывают, что одни и те же группы мышц в одном движении участвуют как антагонисты, а в другом – как синергисты. Демонстрация слайда «Мышцы антагонисты и синергисты».     3.    Классификация мышц. Существует несколько классификаций мышц: 1.    мышцы отличаются друг от друга по размерам. Их называют длинные, короткие, широкие. К длинным относятся мышцы конечностей. К коротким – мышцы головы. К широким – мышцы туловища. 2.    мышцы отличаются друг от друга по форме. Их называют круговые, лентовидные, веретёнообразные. К круговым относятся мышцы рта и глаза. К лентовидным можно отнести мышцы туловища. К веретёнообразным относятся мышцы конечностей. 3.    мышцы отличаются друг от друга по расположению. Их называют мышцы головы, мышцы туловища, мышцы конечностей. 4.Общий обзор мышц человека. А сейчас мы познакомимся с общим обзором мышц человеческого тела. Мышц у человека много. Все вы их не запомните, но основные группы мышц вы должны знать. ( Работа с рисунками 35, 36 учебника) - круговая мышца глаза – она открывает и закрывает глаз; - круговая мышца рта – открывает и закрывает рот, выпячивает губы вперёд; - жевательные мышцы – осуществляют жевательные движения; - мышцы шеи – при сокращении этих мышц голова совершает наклоны; - большая грудная мышца – сгибает руку в локте; - дельтовидная мышца – отводит руку в сторону; - двуглавая мышца плеча – сгибает предплечье; - трёхглава мышца плеча – разгибает предплечье; - мышцы сгибатели кисти и пальцев; - мышцы брюшного пресса – участвуют в дыхании, наклонах туловища; - зубчатая мышца – участвует в дыхании при вдохе поднимает рёбра; - четырёхглавая мышца бедра – сгибает ногу в тазобедренном суставе и разгибает в коленном; - двуглавая мышца бедра – разгибает ногу в тазобедренном суставе, сгибает в коленном - трапециевидная мышца спины оттягивает лопатку к позвоночнику; - широчайшая мышца спины – опускает плечо вниз, отводит руки за спину; - ягодичные мышцы – отводят бедро назад; - икроножная (большеберцовая) мышца – поддерживает тело в вертикальном положении, участвует в ходьбе, беге, прыжках.

Проблемный вопрос: Как вы думаете, какая мышца в теле человека самая сильная?  ( Ответ: Одной из самых сильных мышц является – икроножная мышца. Каждый здоровый человек может « встать на цыпочки», удерживая при этом не только массу своего тела, но и дополнительный груз. Икроножная мышца может поднимать груз до 130 кг.)

III. Практическая работа « Мышцы человеческого тела». Работа проводится по группам. Работа оформляется в рабочих тетрадях.

IV. Закрепление. Что мы узнали на сегодняшнем уроке?  1.    Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от клетки гладкой мышечной ткани? 2.    Каково строение мышечного волокна? 3.    Как функционируют мышцы – антагонисты и мышцы – синергисты?

V.Домашнее задание. Параграф 13. Итоги урока.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!