СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура и ход урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Структура и ход урока»



Структура и ход урока «Сложные слова»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности


Цель: Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу










Минутка чистописания

Цель: словарно-орфографическая работа, подведение к теме.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать,

И друг другу помогать.


-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный? А какими вы должны быть, чтобы ваши новые исследования были успешны?

-Ребята, как вы думаете, все ли орфограммы русского языка вы уже знаете?


В стране родного языка

Не всё известно нам пока.

Но путешествовать начнём

И сами до всего дойдём.

1) Разминка для рук.

-Давайте разомнём наши пальчики и подготовим их к работе.

Наши пальцы сжались тесно.

Что такое? Интересно!

Видно им прохладно стало.

Их укроем одеялом.

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в тетрадке

Будут буковки писать.


-Вы знаете, что словесное царство состоит из букв. Они очень любят играть в прятки с ребятами. Угадайте букву чистописания:

-Это буква, которая обозначает безударный непроверяемый гласный звук в слове … (сорока). Запишите её. Это буква, которая обозначает безударный непроверяемый гласный звук в слове … (береза). Запишите её.

- Какие гласные записали?

- Пропишем буквосочетание ОЕ - ЕО. Какое соединения букв при письме. (нижнее) Продолжи закономерность.

- Какая из этих гласных обозначает мягкость согласного звука? (Е)

Запомните, это нам ещё пригодится.


Дети настраиваются на урок.




-Хорошее.

-активными, внимательными, помогать друг другу.



-Наверное, нет.








Дети массируют кисти рук

(Дети сжимают и разжимают кулачки)
















О



Е


Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнавать новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие.


Цель: актуализацировать раннее полученные знания,необходимые для изучения нового материала

-Ребята, сегодня мы с вами продолжим наше удивительное путешествие в царство русского языка. Вы уже знаете, что в словесном царстве, в грамматическом государстве живут орфограммы. Они очень любят играть в прятки с ребятами. Вот и сейчас они решили пошутить с нами и спрятали свои полные названия. Вот, что от них осталось.

(Слайд №1 и 2: Гласные, парные, непроизносимые.)


-Вспомните полные названия орфограмм.

-В какой части слова мы встречаем эти орфограммы?

-Что такое корень слова?

-Какие слова называются однокоренными?








Дети называют знакомые орфограммы: безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова, непроизносимые согласные в корне слова. Все эти орфограммы встречаются в корне слова. Корень слова -это общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем и близкие по смыслу называются однокоренными словами.


Личностные:

-определение «что я знаю», «что я могу»

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;


Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

























3. Выявление места и причины затруднения.

Цель:

- стимулировать познавательную активность через прием создания проблемной ситуации.


-Ребята, для выполнения следующей работы, вам нужно разбиться на группы по четыре.

-Вспомним правила дружной работы в группе. (Слайд)





(Слайд)

-Даны слова: грачи, дрозд, сова, буревестник, мухоловка.

-Назовите данную группу слов одним словом.

-Кто такие птицы?

-Сегодня на уроке русского языка мы узнаем, как некоторые птицы получили свои названия и сделаем новое открытие в грамматике.


-Ребята, обсудите и распределите слова на группы в зависимости от орфограмм. Поселите птиц на деревья - запишите их.

Найдите в каждом слове корень.


-Давайте, проверим, как вы выполнили задание.


-Сравним, как выделили корень в словах ребята каждой группы.

-Где возникло затруднение?

(Слайд)

Мы видим, что ваши мнения разделились.

-Какой вопрос возникает?

-Давайте вместе попытаемся это узнать и ответить на наш вопрос.

Дети называют правила дружной работы:

1.Работать дружно, сообща.

2.Уметь слушать друг друга, не перебивая.

3. Распределять обязанности в группе.

4.Уметь договариваться и помогать друг другу.



Это птицы.

Птицы – это животные, покрытые пухом и перьями, с крыльями и двумя конечностями, клювом.




Работают в группе.




Представитель каждой группы показывает свою работу (вешаем на доску работы)




Дети видят расхождения в выделении корня в словах: мухоловка и буревестник.

- В обозначении корня в словах – мухоловка и буревестник.

- Сколько корней в этих словах?

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

Личностные: уметь выслушивать высказывания других, уважать иное мнение.

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)








Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать, формулировать учебную проблему и составлять план решения проблемы.


4.Построение проекта выхода из затруднения.


Цель: организовать деятельность учащихся на поиск решения проблемы;





















































5. Сообщение темы и целей урока.

Цель: создать условия для формулирования темы и цели урока учащимися.










Цель: снятие умственного напряжения.

(Слайд)

(Работа со словом МУХОЛОВКА. На слайде изображение птицы)

-Как вы думаете, ребята, почему птицу так назвали?

Сообщение: Мухоловка - это маленькая птичка, серенькая птичка, живущая в нашей местности. (Дополнительный материал появляется на слайде: «Мухоловка питается мухами и не просто склёвывает их на земле, а ловит их в воздухе..»)


-Почему птица получила такое название?


-Какие слова помогли образовать название этой птицы?

(Появляется запись –ЛОВИТЬ, МУХ)

-Какой корень в слове ЛОВИТЬ? Подберите однокоренные слова.

-Какой корень в слове МУХ? Подберите однокоренные слова.

-Есть ли эти корни в слове МУХОЛОВКА?

-Так сколько корней в этом слове?

- С помощью чего соединились эти два корня? (гласной о)

-А после какого согласного (твердого или мягкого) стоит «о»?



Работа со словом БУРЕВЕСТНИК

(Изображение птицы на слайде.)

- Ребята, на слайде вы видите птицу БУРЕВЕСТНИК.

-Как думаете, почему птица получила такое название?

Послушаем информацию об этой птице, которую подготовил нам Диана О.















- Какие слова помогли образовать название этой птицы?

-Назовите корни в этом слове.

- Сколько корней?

- С помощью чего соединились эти два корня?

- После какого согласного (твердого или мягкого) стоит «е»?


- Как можно назвать гласные О и Е?

- Как бы вы назвали слова, которые образовались путем сложения двух корней?

-Какая тема нашего урока?

(Слайд)

-А кто попробует сформулировать правило: какие слова называются сложными?

-Где можно проверить правильность ваших предположений?

-Откройте учебник на странице 119 . Прочитайте правило.

-Правы ли вы в своих догадках.

-Почему их так назвали: сложные?


-Какие цели мы поставим перед собой по новой для нас теме? Используйте слова-помощники на слайде.

(Слайд )


Физминутка «Птички»

Птички прыгают, летают,

Птички весело поют,

Птички крошки собирают,

Птички зернышки клюют.

Пёрышки почистили,

Клювики почистили,

Дальше полетели

И на место сели.



Запись слова в тетрадь.


Предположения детей.


Дети слушают информацию учителя. Сравнивают свои высказанные предположения с новой информацией.



Мухоловка - ловит мух





Запись в тетрадь.

Дети подбирают однокоренные слова.





Два.







Запишите слово в тетрадь.



Высказывают свои предположения.

Рассказ о птице подготовленного ученика:

«Буревестники большую часть жизни проводят не на суше, а в море. Из-за того, что море и океаны могут часто штормить, этой птице пришлось привыкнуть к любой погоде и переживать её. Обычно люди говорят, что появление буревестника- к буре. Собственно поэтому эту птицу и прозвали буревестником»

Буря и вестник

Дети подбирают однокоренные слова:

Буря весть

Бурный весточка

В слове два корня: бур- и вест-.

Два корня в этом слове.

Корни соединяются гласной е









Соединительные гласные.

Сложные слова.


Запись темы в тетрадь:

Сложные слова.

Дети сами пробуют сформулировать правило о сложных словах.

В учебнике.




Сложили два корня.


Познакомиться со сложными словами; Научиться находить и выделять корни в сложных словах;

Уметь образовывать сложные слова, включать их в свою речь.


Выполняют движения под музыку.







Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;

- умение слушать, анализировать, перерабатывать полученную информацию, делать выводы на основе обобщения знания,

- знакомство с новым термином.


Регулятивные:

-определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.


Цель:

-способствовать формированию умения находить два корня в слове.




Цель:

-выяснение роли сложных слов в речи.









7. Самостоя-

тельная работа с самопровер-кой по эталону.

Цель:

- создать условия для развития умений самостоятельноработать

-способствовать формированию умения составлять сложные слова.


- Пока «летели», не забыли о теме урока? Давайте к ней вернемся.

- Какие слова называются сложными?

- При помощи чего соединяются корни в сложных словах?


- Используя «строительный материал», составьте и запишите схему сложных слов.

Проверьте себя. (Слайд)

Поставьте +, если справились с заданием; кто немного сомневался - «?»; кто допустил ошибки, ему нужно ещё потренироваться, поставьте знак «-».

-Получив новые знания, что мы должны дальше сделать?

-Закрепим полученные знания, выполняя упр. 213 на с.119. (Слайд)

-Прочитайте задание. Какова его цель?


-Что удобнее использовать в нашей речи: слово мясорубка или предложение Прибор, который рубит мясо? (слово мясорубка)

-Почему?

-Итак, какую роль играют сложные слова в русском языке?


- Ребята, достаточно выполнить одно задание для закрепления нового знания?

-Что нужно сделать, чтобы хорошо усвоить новую тему?


-А теперь предстоит вам небольшая самостоятельная работа. (Слайд)

В наш сад залетел ветер, и разлетелись все сложные слова. Ваша задача собрать и записать сложные слова, выделить корни.

Проверка по эталону. (Слайд)


-Ребята, оцените свою работу. Кто не допустил ошибок, поставьте на полях тетради знак «+», кто немного сомневался «?», кто допустил ошибки, ему нужно ещё потренироваться, поставьте знак «-».



Повторение правила.





____ О_______


___ Е ______


Закрепить их.






Научить нас образовывать и записывать сложные слова. Выделять корни, находить соединительные гласные. (ученики работают на доске: сталевар, мясорубка, книголюб, самолет, силомер)

Так короче, удобнее, быстрее. Их используют для краткости речи;


Нужно ещё выполнить упражнения, потренироваться в нахождении и образовании сложных слов и в выделении корней этих слов.

Самостоятельно составляют и записывают сложные слова, выделяют корни.

(водопад, мореход звездопад, садовод)

Самопроверка.

Самооценка.

Личностные: уметь применять полученные знания.

Регулятивные:

Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, проверяя по эталону.

Познавательные:

Уметь структурировать знания.






Регулятивное: контроль, оценка, коррекция своих знаний.

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отличий от эталона;

Познавательные:

- установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений и составление сложных слов с опорой на лексическое значение корней.

Личностные:

-уметь высказывать своё мнение и отстаивать его.

- формирование адекватной,позитивной,осознанной самооценки и самопринятия;

- оценивание усваиваемого содержания.

Коммуникативные:

- умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении.


8. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель: развивать умения

образовывать и записывать сложные слова.

-стимулировать познавательную активность учеников.


-Ребята, как думаете, есть ещё птицы названиями которых являются сложные слова?

Хотите их узнать?

-Вместе с нашим садоводом, я предлагаю вам отправится на «птичий базар».

У вас на партах рисунки и названия птиц. (Слайды №- 27)

Работаем в парах.

-Прочитайте слова. Что интересного заметили? Посоветуйтесь и объясните, почему они так названы?

- Из каких корней сложены эти слова?

1. Соедините стрелками птицу и её название, опираясь на подсказку.

2. Обсудите и найдите названия птиц, которые являются сложными словами.

3. Выпишите их в тетрадь и выделите корни в этих словах.

Проверка (Слайд )

Поставьте +, если справились с заданием; кто немного сомневался «?», кто допустил ошибки, ему нужно ещё потренироваться, поставьте знак «-».

-О какой птице вам захотелось узнать побольше и рассказать нам?

Дом. задание: кто хочет: подготовьте рассказ о любой птице, названием которой является сложное слово.






Каждая пара получает карточку с названиями птиц и их фотографии.








трясогузка


дубонос


шилоклювка


зимородок

Самопроверка. Самооценка.






Личностные:

- уметь высказывать своё мнение и отстаивать его.

Коммуникативные:

-доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.

Познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.


9.Итог урока. Рефлексия учебной деятельности и домашнее задание.

Цель:

- формировать у детей навык самоконтроля, развивать рефлексивную деятельность.






Домашнее задание










Рефлексия.

-О каких словах, ребята, вы узнали на уроке?

-Какие слова называются сложными? Выберите правильный ответ на слайде.(Слайд )

Выберите верный ответ на вопрос из вариантов:

1. Все непонятные слова называются сложными.

2. Все длинные слова называются сложными.

3. Слова, в которых два корня, называются сложными.


-Какие цели вы поставили в начале урока? (Слайд)

-Достигли вы цели?

-Как думаете, мы всё смогли узнать о сложных словах?

-Домашнее задание будет связано с нашей новой темой. Оно будет на выбор:

  • Записать 10 новых сложных слов;

  • Выполнить упражнение 214 на стр.119;

  • Найти и записать в тетрадь названия птиц - сложные слова. Подготовить рассказ о любой птице, названием которой является сложное слово.

- Покажите карточкой, кто выберет 1 задание?

2-е? 3-е?

- В конце урока предлагаю вам оценить свою работу на уроке и выпустить своих мухоловок, разместив их на нашем «Дереве успеха».

- Если вы всё усвоили на уроке и можете объяснить другим, у вас больше «+», чем «-«, то поместите воробья на верхние ветки дерева.

-Если вы, в основном, всё усвоили, но остались некоторые моменты, непонятные вам, поместите птичку на середину дерева.

- Если вам непонятно написание сложных слов, оставьте воробья на земле.

- Молодцы! Спасибо всем за урок!

О сложных.




Ученики карточками показывают номер верного ответа.





Дети подтверждают выполнение поставленных раннее целей урока по словам-помощникам на слайде.

Нет.





Выбирают домашнее задание.






Ребята оценивают свой уровень усвоения материала.

Ученики размещают карточки с птичками на «Дереве успеха».


Регулятивные:

- соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, степень самостоятельности, инициативности, причины неудач. (саморефлексия)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- уметь точно выражать свои мысли.

- проявлять активность в деятельности.
















Задание для групп

Задание: 1. В зависимости от орфограммы в слове «поселите» птиц на деревья.

2. Запишите слова.

3. Выделите корень в словах.


Работа в парах

Задание: 1. Соедините стрелками картинку птицы и её название.

  1. Найдите названия птиц, которые являются сложными словами.

  2. Выпишите их в тетрадь, выделите корни.

шилоклювка трясогузка

синица



зимородок ворона

ласточка дубонос



Толковый словарь: гузка – нижняя хвостовая часть туловища птицы.