Структура программы на Паскале
Арифметические
Функции F (x)
операции
PROGRAM
;
ИМЯ ПРОГРАММЫ
список однотипных переменных
:
ТИП
VAR
;
+
ABS (x)
|x|
сложение
BEGIN
END
ОПЕРАТОРЫ
.
SQR (x)
x 2
-
вычитание
x
SQRT (x)
;
ИМЯ ПРОГРАММЫ
PROGRAM
*
умножение
e x
EXP (x)
:
список однотипных переменных
INTEGER
;
VAR
/
деление
;
:
REAL
список однотипных переменных
LN (x)
Ln x
BEGIN
Sin x
SIN (x)
div
деление
нацело
(
)
список ввода
;
READ
COS (x)
Cos x
mod
Остаток
от деления
(
READLN
список ввода
)
;
переменная
: =
;
Приоритеты выполнения операций
арифметическое выражение
)
WRITE
;
список вывода
(
F(x)
( )
div
+
*
(
)
WRITELN
список вывода
/
-
mod
.
END
Среди современных языков программирования одним из самых популярных является язык Паскаль. Этот язык разработан в 1971 году и назван в честь Блеза Паскаля – французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины. Автор языка Паскаль – швейцарский профессор Никлаус Вирт. Программа на Паскале близка по своему виду и структуре к описанию алгоритма на Алгоритмическом языке
?
1
Справка
ОРГАНИЗАЦИЯ ГИПЕРССЫЛОК
- Режим последовательного изучения учебного материала организован с помощью кнопок прокрутки
- Режим справочника: в процессе перемещения курсора мыши по информационной области слайда приближение к объекту (гиперссылке) обеспечивается всплывающей подсказкой
- щелчок левой кнопкой мыши по выбранному учебному элементу вызывает учебную информацию в текстовом поле в нижней части экрана, при этом гипертекстовый объект выделяется графическими средствами (желтым фоном). После щелчка по выделенному объекту происходит возврат на первый (ключевой) слайд в любом слайде возможен свободный переход на любую учебную информацию, расположенную на других слайдах, если выбрать соответствующую гиперссылку
- щелчок левой кнопкой мыши по выбранному учебному элементу вызывает учебную информацию в текстовом поле в нижней части экрана, при этом гипертекстовый объект выделяется графическими средствами (желтым фоном). После щелчка по выделенному объекту происходит возврат на первый (ключевой) слайд
- в любом слайде возможен свободный переход на любую учебную информацию, расположенную на других слайдах, если выбрать соответствующую гиперссылку
Структура программы на Паскале
Функции F (x)
Арифметические
операции
PROGRAM
ИМЯ ПРОГРАММЫ
;
ТИП
список однотипных переменных
VAR
;
:
+
сложение
|x|
ABS (x)
END
BEGIN
ОПЕРАТОРЫ
.
x 2
SQR (x)
-
вычитание
x
SQRT (x)
PROGRAM
ИМЯ ПРОГРАММЫ
;
*
умножение
e x
EXP (x)
;
VAR
INTEGER
список однотипных переменных
:
/
деление
:
список однотипных переменных
REAL
;
LN (x)
Ln x
BEGIN
SIN (x)
div
Sin x
деление
нацело
;
(
список ввода
)
READ
COS (x)
Cos x
mod
Остаток
от деления
READLN
(
список ввода
)
;
арифметическое выражение
: =
;
Приоритеты выполнения операций
переменная
WRITE
;
список вывода
)
(
( )
F(x)
*
+
div
WRITELN
(
)
список вывода
/
-
mod
.
END
Структура программы на языке Паскаль:
- Заголовок программы PROGRAM PRIMER ; Раздел описания переменных VAR x, y, z, F : INTEGER ; Раздел операторов BEGIN READ ( x, y, z ) ; F := (x + y + z)*2 ; WRITELN ( F ) END.
- Заголовок программы PROGRAM PRIMER ;
- Раздел описания переменных VAR x, y, z, F : INTEGER ;
- Раздел операторов BEGIN READ ( x, y, z ) ; F := (x + y + z)*2 ; WRITELN ( F ) END.
2
3
Структура программы на Паскале
Функции F (x)
Арифметические
операции
;
PROGRAM
ИМЯ ПРОГРАММЫ
VAR
;
ТИП
:
список однотипных переменных
ABS (x)
|x|
сложение
+
BEGIN
ОПЕРАТОРЫ
.
END
x 2
SQR (x)
-
вычитание
x
SQRT (x)
ИМЯ ПРОГРАММЫ
PROGRAM
;
*
умножение
EXP (x)
e x
список однотипных переменных
:
VAR
;
INTEGER
/
деление
список однотипных переменных
REAL
;
:
Ln x
LN (x)
BEGIN
Sin x
SIN (x)
div
деление
нацело
READ
список ввода
(
)
;
COS (x)
Cos x
mod
Остаток
от деления
READLN
(
список ввода
)
;
;
переменная
арифметическое выражение
Приоритеты выполнения операций
: =
(
)
список вывода
;
WRITE
F(x)
( )
*
+
div
список вывода
)
(
WRITELN
/
-
mod
END
.
Раздел описания переменных начинается со слова VAR (variables – переменные), за которым идет список имен однотипных переменных через запятую. Тип указывается после двоеточия. В стандарте языка Паскаль существует два числовых типа величин: вещественный ( REAL ) и целый ( INTEGER ). Идентификаторы (имена) переменных составляются из латинских букв и цифр, причем первым символом обязательно должна быть буква.
3
4
Структура программы на Паскале
Арифметические
Функции F (x)
операции
PROGRAM
ИМЯ ПРОГРАММЫ
;
список однотипных переменных
ТИП
:
VAR
;
сложение
ABS (x)
|x|
+
.
ОПЕРАТОРЫ
BEGIN
END
SQR (x)
x 2
-
вычитание
x
SQRT (x)
ИМЯ ПРОГРАММЫ
;
PROGRAM
*
умножение
EXP (x)
e x
INTEGER
:
;
список однотипных переменных
VAR
/
деление
;
:
список однотипных переменных
REAL
Ln x
LN (x)
BEGIN
Sin x
div
SIN (x)
деление
нацело
(
READ
;
список ввода
)
Cos x
COS (x)
mod
Остаток
от деления
;
)
список ввода
(
READLN
арифметическое выражение
: =
;
Приоритеты выполнения операций
переменная
;
список вывода
)
WRITE
(
F(x)
( )
+
*
div
WRITELN
(
)
список вывода
-
/
mod
END
.
Раздел операторов – основная часть программы. Начало и конец раздела отмечаются служебными словами BEGIN (начало) и END (конец), которые являются операторными скобками. Между этими словами помещаются все команды алгоритма, записанные на языке Паскаль (операторы). Разделителем операторов является точка с запятой. Перед словом END точку с запятой можно не ставить. В самом конце программы ставится точка.
4
5
Структура программы на Паскале
Арифметические
Функции F (x)
операции
;
ИМЯ ПРОГРАММЫ
PROGRAM
;
список однотипных переменных
ТИП
:
VAR
+
сложение
|x|
ABS (x)
ОПЕРАТОРЫ
BEGIN
.
END
x 2
SQR (x)
-
вычитание
SQRT (x)
x
PROGRAM
ИМЯ ПРОГРАММЫ
;
*
умножение
EXP (x)
e x
VAR
;
список однотипных переменных
INTEGER
:
/
деление
:
список однотипных переменных
REAL
;
Ln x
LN (x)
BEGIN
Sin x
div
SIN (x)
деление
нацело
READ
;
список ввода
)
(
Cos x
COS (x)
mod
Остаток
от деления
;
)
список ввода
READLN
(
арифметическое выражение
переменная
: =
Приоритеты выполнения операций
;
список вывода
)
(
;
WRITE
( )
F(x)
div
+
*
WRITELN
(
)
список вывода
-
mod
/
END
.
Ввод исходных данных с клавиатуры происходит по оператору READ или READLN ( читать ).
Оператор READLN отличается от READ только тем, что после ввода данных курсор перемещается
в начало новой строки. При выполнении команды ввода компьютер ожидает действий пользователя,
который набирает на клавиатуре значения переменных в том порядке, в каком они указаны в списке,
отделяя их друг от друга пробелами. Одновременно с набором данных они появляются на экране.
В конце набора нажимается клавиша ВВОД (ENTER).
5
6
Структура программы на Паскале
Арифметические
Функции F (x)
операции
PROGRAM
ИМЯ ПРОГРАММЫ
;
;
список однотипных переменных
ТИП
:
VAR
ABS (x)
|x|
+
сложение
END
BEGIN
ОПЕРАТОРЫ
.
SQR (x)
x 2
-
вычитание
SQRT (x)
x
;
PROGRAM
ИМЯ ПРОГРАММЫ
*
умножение
EXP (x)
e x
INTEGER
VAR
;
:
список однотипных переменных
/
деление
;
REAL
список однотипных переменных
:
Ln x
LN (x)
BEGIN
Sin x
SIN (x)
div
деление
нацело
(
READ
список ввода
;
)
Cos x
COS (x)
mod
Остаток
от деления
список ввода
;
)
(
READLN
: =
переменная
;
Приоритеты выполнения операций
арифметическое выражение
;
(
WRITE
список вывода
)
F(x)
( )
*
div
+
WRITELN
(
)
список вывода
/
-
mod
END
.
Арифметический оператор присваивания: слева - переменная, справа - арифметическое выражение, которое должно быть вычислено. Составной символ := читается как «присвоить».
Сначала вычисляется арифметическое выражение, затем полученное значение присваивается переменной. Пример: A := SQR (x) + SIN (y) / (12*z + 5)
Арифметическое выражение – это совокупность констант, переменных и функций, объединенных знаками арифметических действий и круглыми скобками. Результатом вычисления арифметического выражения является числовая величина.
6
7
Структура программы на Паскале
Арифметические
Функции F (x)
операции
ИМЯ ПРОГРАММЫ
;
PROGRAM
VAR
список однотипных переменных
;
:
ТИП
|x|
+
ABS (x)
сложение
.
END
BEGIN
ОПЕРАТОРЫ
SQR (x)
x 2
-
вычитание
SQRT (x)
x
PROGRAM
ИМЯ ПРОГРАММЫ
;
*
умножение
EXP (x)
e x
VAR
:
INTEGER
список однотипных переменных
;
/
деление
;
:
список однотипных переменных
REAL
Ln x
LN (x)
BEGIN
div
Sin x
SIN (x)
деление
нацело
список ввода
)
;
READ
(
COS (x)
Cos x
mod
Остаток
от деления
список ввода
)
READLN
;
(
переменная
: =
Приоритеты выполнения операций
арифметическое выражение
;
список вывода
)
(
;
WRITE
F(x)
( )
+
*
div
список вывода
WRITELN
(
)
/
-
mod
END
.
Правила записи арифметических выражений
- Арифметическое выражение записывается в строку Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций Нельзя опускать знак умножения между сомножителями Используются только круглые скобки Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
- Арифметическое выражение записывается в строку Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций Нельзя опускать знак умножения между сомножителями Используются только круглые скобки Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
- Арифметическое выражение записывается в строку Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций Нельзя опускать знак умножения между сомножителями Используются только круглые скобки Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
- Арифметическое выражение записывается в строку
- Нельзя ставить подряд два знака арифметических операций
- Нельзя опускать знак умножения между сомножителями
- Используются только круглые скобки
- Последовательность выполнения операций определяется по их приоритетам
7
8
Структура программы на Паскале
Арифметические
Функции F (x)
операции
PROGRAM
;
ИМЯ ПРОГРАММЫ
;
VAR
:
ТИП
список однотипных переменных
сложение
ABS (x)
+
|x|
ОПЕРАТОРЫ
BEGIN
.
END
SQR (x)
x 2
-
вычитание
x
SQRT (x)
ИМЯ ПРОГРАММЫ
;
PROGRAM
*
умножение
EXP (x)
e x
VAR
:
INTEGER
список однотипных переменных
;
/
деление
REAL
список однотипных переменных
:
;
LN (x)
Ln x
BEGIN
Sin x
SIN (x)
div
деление
нацело
READ
(
)
;
список ввода
Cos x
COS (x)
mod
Остаток
от деления
READLN
;
)
(
список ввода
Приоритеты выполнения операций
;
: =
переменная
арифметическое выражение
;
список вывода
)
WRITE
(
( )
F(x)
*
+
div
WRITELN
(
)
список вывода
mod
-
/
.
END
Вывод результатов происходит по WRITE или WRITELN ( писать ). Результаты выводятся на экран компьютера в порядке их перечисления в списке. Элементами списка вывода могут быть константы, переменные, выражения. Разница в выполнении операторов WRITE и WRITELN состоит в том, что после выполнения операции вывода по оператору WRITELN экранный курсор перемещается в начало новой строки, а по оператору WRITE этого не происходит.
8
9