СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура общения младших школьников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностью совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между её участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Просмотр содержимого документа
«Структура общения младших школьников.»

Структура общения

Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностью совместной деятельности. Общение включает в себя обмен информацией между её участниками, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. И, наконец, третья сторона общения предполагает восприятие общающимися друг друга.

Таким образом, в едином процессе общения можно выделить три стороны: коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Остановимся на характеристике каждой из них.

Когда говорят об общении как об обмене информацией, подразумевают коммуникативную сторону общения. Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, прежде всего, имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями и пр. Всё это можно рассматривать, как информацию. Отсюда можно сделать очень заманчивый вывод и интерпретировать весь процесс человеческой коммуникации в терминах теории информации.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее – знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную коммуникацию, но последнюю делят ещё на несколько форм: кинестетика, паралингвистика, проксемика, визуальное общение. Каждая из них образует свою собственную знаковую систему. Речь, как и язык, если брать их в единстве, обозначает отражение бытия. Но они в то же время различны и обозначают два аспекта единого целого. Речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка; речь – это язык в действии, это форма существования сознания для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления. Таким образом, речь – особая и наиболее совершенная форма общения, свойственная только человеку. Речь выполняет две функции – коммуникативную и сигнификативную, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания.

Сигнификативная функция является важнейшей функцией слов, составляющих язык. Она позволяет человеку произвольно вызывать образы соответствующих предметов, иметь дело с предметами даже в их отсутствие.

Ещё одна функция речи – коммуникативная – включает в себя средства выражения и средства воздействия. Речь как средство воздействия включается в совокупность выразительных движений – наряду с жестом, мимикой и пр. Будучи средством выражения, она является вместе с тем и средством воздействия. Функция воздействия в человеческой речи – одна из наиболее основных её функций. Человек говорит не для того, чтобы воздействовать, если не непосредственно на поведение, то на мысль или чувства, на сознание других людей. Речь имеет социальное предназначение, она – средство общения, и эту функцию выполняет в первую очередь, поскольку служит средством воздействия.

Речь – это вербальная коммуникация, т.е. процесс обращения с помощью языка. Различают следующие виды речи: внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется в свою очередь, на устную и письменную, а устная – на монологическую и диалогическую. Все виды тесно взаимодействуют друг с другом. Общим для всех видов является произнесение слов (вслух или про себя). При подготовке к устной и, особенно, к письменной речи имеется фаза внутреннего проговаривания про себя. Это и есть внутренняя речь.

Внешняя речь, как уже было сказано, бывает устной и письменной. В письменной речи условия общения опосредованы текстом. Письменная речь более концентрированна по содержанию, чем устная, разговорная. Под письменной, понимают речь с использованием письменных знаков. Слышимая речь, которая кем-то произносится, называется устной речью. В устной речи общение ограничено условиями пространства и времени. Она может быть диалогической и монологической. Диалогическая речь поддерживается взаимными репликами собеседников, называясь ещё разговорной. Монологическая речь продолжается достаточно долго, не перебивается репликами других и требует предварительной подготовки. Обычно это развёрнутая, подготовленная речь (например, лекция доклад, выступление и т.д.).

Как уже отмечалось, передача любой информации возможна лишь посредством знаков, знаковых систем. В коммуникативном процессе обычно выделяют вербальную (в качестве знаковой системы используется речь, характеристики которой мы рассмотрели) и невербальную коммуникацию (когда используются различные неречевые знаковые системы).

Интерактивная сторона общения – условный термин, обозначающий характеристику компонентов общения, связанных со взаимодействием людей, непосредственной организацией их совместной деятельности. Цели общения отражают потребности совместной деятельности людей. Общение всегда должно предполагать некоторый результат – изменение поведения и деятельности других людей.

Особую форму общения представляет собой дружба как устойчивая индивидуально-избирательная система взаимоотношений и взаимодействия, характеризующаяся взаимной привязанностью общающихся, высокой степенью удовлетворённости общением друг с другом, взаимными ожиданиями ответных чувств и предпочтительности.

Взаимодействие невозможно без взаимопонимания. При этом очень важно, как воспринимается партнёр по общению, иными словами, восприятие одним человеком другого. Этот процесс выступает, как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Здесь речь идёт об особенностях межличностной перцепции, т.е. о восприятии человека человеком. На самом деле речь идёт не столько о восприятии, сколько о познании другого человека. Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он всегда и воспринимается другим человеком как личность. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!