Статья по теме: «Структура представления эффективного педагогического опыта»
Заместителя директора ФГКОУ СОШ № 162 по учебно-воспитательной работе Баранниковой Ю.В.
План выступления:
Определение педагогического опыта
Подтипы инновационного и эффективного педагогического опыта
Уровни практической значимости опыта
Уровни новизны инновационного и эффективного педагогического опыта
Основные этапы изучения и обобщения педагогического опыта
Основные формы изучения и обобщения педагогического опыта
Информационная карта эффективного педагогического опыта
1.Своё выступления учителя обществоведческого цикла посвящают структуре представления эффективного педагогического опыта. Что же такое эффективный педагогический опыт?
Глоссарий.
Педагогический опыт – результат педагогической деятельности учителя, отражающий уровень овладения им совокупностью профессиональных умений, самостоятельно используемых им при реализации стоящих перед ним педагогических задач.
Передовой педагогический опыт – возникает из массового опыта, превосходит его по отдельным параметрам или в целом, отличаясь от него по ряду признаков, важнейшими из которых являются: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильность результатов.
Инновационный (творческий) педагогический опыт – высшая степень проявления передового педагогического опыта, характеризующаяся системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса.
Новаторский педагогический опыт – создание принципиально новой идеи, практики или технологии, не имеющей аналогов в педагогической практике.
Обобщить эффективный педагогический опят – значит вывести и сформулировать основные идеи, на которых построен конкретный опыт; обосновать правомерность, продуктивность и перспективность этих идей; раскрыть условия, при которых возможна их реализация; выявить объективные закономерности, требования, правила воспроизведения, творческого использования и развития конкретного опыта. Обобщить живой педагогический опыт – значит вписать его конкретное познавательное содержание в знание более общее, теоретическое. Это не прямолинейный механический акт. Процесс «опытообразования» идет одновременно в двух направлениях: от общей педагогической идеи к пробам опытного поиска, от них – к усовершенствованию практики; и одновременно – от усовершенствованной практики к углублению опыта и более полному раскрытию самой педагогической идеи.
Продвижение опыта работы – комплекс мероприятий направленных на ознакомление педагогического сообщества с результатами инновационного и передового педагогического опыта.
Распространение опыта работы - комплекс мероприятий достаточных по объему и содержанию, обеспечивающих преемственность инновационного и передового педагогического опыта, его внедрение в массовую практику.
2. Подтипы инновационного и передового педагогического опыта:
по отношению к структурным элементам образовательных систем (нововведения в целеполагании, содержании образования и воспитания, формах, методах, приемах, технологиях обучения, средствах обучения, системе диагностики и др.);
по отношению к личностному становлению субъектов образования (развитие определенных способностей учеников, сфера развития их знаний, умений и навыков, способов деятельности, компетентностей и др.);
по области педагогического применения (в учебно-воспитательном процессе, в системе дополнительного образования, в системе управления и др.);
по формам организации учебной деятельности учащихся (фронтальная, дифференцированная, парная, индивидуальная, групповая, дистанционная и др.);
по функциональным возможностям (обновление образовательной среды и социокультурных условий, нововведения педагогических технологий и др.);
по способам осуществления (плановые, систематические, периодические, стихийные, спонтанные, случайные);
по степени предполагаемых преобразований (корректирующие, модернизирующие, прорывные и др.).
3. Уровень практической значимости опыта определяет масштаб и формы распространения изменений:
Отраслевой (общепедагогический) уровень означает, что влияние данного опыта распространяется на многие предметы, на образовательный процесс в целом.
Общеметодический уровень предполагает, что результаты опыта важны для решения общих вопросов методики и технологии преподавания, обучения и воспитания.
Частнометодический уровень характеризует опыт, который важен для решения частных вопросов практики обучения, воспитания, управления.
4. Уровни новизны инновационного и передового педагогического опыта:
Уровень преобразования, характеризуемый принципиально новыми идеями, подходами в области обучения и воспитания, коренным образом отличающимися от известных представлений в данной области.
Уровень дополнения – открытие новых граней уже известных теоретических и практических положений в области обучения и воспитания.
Уровень конкретизации – уточнение, конкретизация отдельных теоретических и практических положений, касающихся оучения, воспитания, методики преподавания и т.д.
5. Основные этапы изучения и обобщения педагогического опыта
1 этап. Организационный.
Обнаружение противоречия между сложившимися формами и методами работы, с одной стороны, и необходимостью повышения ее эффективности - с другой. Это противоречие осознается, осмысливается, формулируется проблема в терминах педагогической науки.
2 этап. Теоретическая и практическая подготовка.
Поисковая работа: выявляются находки, новинки в работе отдельных педагогов или целых коллективов, имеющих определенные достижения в учебно-воспитательной работе. Определяется объект исследований, изучения и обобщения опыта.
3 этап. Накопление фактического материала.
Составляется развернутая программа изучения и обобщения опыта. Окончательно формулируется тема и цель, уточняется объект (школа, внешкольное учреждение, класс, кружок, группа, учебный предмет, педагог, коллектив и др.) и предмет изучения и обобщения.
4 этап. Обработка фактического материала.
На основе программы развертывается работа по сбору педагогических фактов и другого эмпирического и информационного материала. Полученный материал уточняется, проверяется его достоверность. Для дальнейшего изучения и обобщения педагогический опыт необходимо описать (назвать авторов, вычленить проблему, последовательно изложить суть опыта, описать конкретные условия и время, в которых он реализуется, показать успехи учебно-воспитательной работы, относящиеся к описываемому опыту).
5 этап. Оценка изученного опыта и принятие решений.
Описанный опыт осмысливается. Сопоставляются, сравниваются, анализируются факты, выявляются взаимосвязи между ними, выясняется характер зависимости педагогического процесса от конкретных условий. Отсюда следуют конкретные выводы.
6 этап. Пропаганда, распространение, внедрение передового опыта.
Осмысленный материал оформляется в виде доклада, статьи, методической разработки и рекомендаций, плаката, информации, текста лекции, брошюры, книги, монографии, диссертации и т.п.
6. Основные формы изучения и обобщения педагогического опыты
открытые занятия по различным темам и вопросам учебно-воспитательной работы;
педагогические советы, производственные собрания,
совещания по проблемам педагогики;
научно-методическая и научно-практическая конференции;
педагогическая выставка;
педагогические чтения;
диспуты и дискуссии по актуальным проблемам учебно-воспитательной работы;
педагогические экскурсии;
семинарские занятия по проблемам педагогики;
практикумы по разработке методики изучения и обобщения педагогического опыта;
педагогические консультации;
творческий отчет;
7.Информационная карта инновационного педагогического опыта представляет собой целостное описание актуального для развития системы образования образовательного ресурса, включающее следующие обязательные компоненты: Обобщение опыта – это всегда выход на конкретного потребителя. Адресная направленность опыта предполагает ответы на вопросы: кому, когда, где, как его использовать. Обобщается опыт как целостная система и только потом определяется круг его потребителей, которые могут использовать его как целиком, так и помодульно. Целостную картину передового педагогического опыта позволяет получить информационная карта, в которой отражаются следующие данные: автор и тема опыта, адрес опыта, содержание опыта, личная концепция автора, теоретическая интерпретация опыта, творческие находки автора, источник информации, экспертное заключение, рекомендации по использованию опыта и т.д. С этой точки зрения информационную карту инновационного педагогического опыта можно считать наиболее оптимальным способом оформления педагогических находок с целью презентации опыта в педагогическом сообществе.
1. Формальные параметры.
1.1. Наименование педагогического опыта
1.2. Автор (авторский коллектив) – разработчик педагогического опыта
1.3. Тип и вид представляемого образовательного учреждения
1.4. Период формирования и функционирования педагогического опыта
1.5. Адрес педагогического опыта
1.6. Специалист представляющий педагогический опыт
Особое внимание при подготовке материалов педагогов и образовательных учреждений к оформлению в виде информационной карты следует уделить формулировке темы педагогического опыта. Тема обобщения опыта учителя (как правило, передового, т.е. превосходящего массовый опыт по ряду признаков, важнейшими из которых являются: актуальность, новизна, воспроизводимость, эффективность и стабильность результатов, и, реже, новаторского, характеризующегося системной перестройкой педагогом своей деятельности на основе принципиально новой идеи или совокупностей идей (открытия), в результате чего достигается значительное и устойчивое повышение эффективности педагогического процесса) должна удовлетворять следующим требованиям:
содержать указание на причину (педагогическую проблему), вызвавшую появление данного опыта
быть привязанной к определенным этапам и условиям педагогического процесса.
2. Содержательные параметры
2.1. Актуальность педагогического опыта. Признаки актуальности (соотнесённость с социально-образовательным заказом, проводимой политикой в области образования и востребованности в практике)
2.2. Содержательная форма представления (программа, проект, технология, методика и т.д.) Доказательная характеристика представленного опыта той или иной формы
К источникам преобразований относится и то новшество, которое представляет собой способ решения выявленной проблемы (профессионального затруднения). В качестве новых условий образовательной деятельности могут выступать: новые методы, формы обучения и воспитания, новые образовательные и информационно-коммуникационные технологии, новые виды образовательной деятельности и способы образовательной диагностики и т.д. (Таблица 2).
2.3. Инновационная направленность педагогического опыта (новизна). Соответствие опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация критериев.
В контексте педагогической инноватики, изучающей процессы создания, распространения и освоения новшеств в образовательных системах, процесс становления инновационнго педагогического опыта (инновационный процесс) начинается с выявления необходимости изменений на каких-то участках образовательного процесса (выявления проблемы). Источником передовой педагогической практики сегодня могут выступить следующие противоречия педагогического процесса массовой школы, формулируемые как расхождения между существующими условиями обучения и воспитания и требованиями динамично развивающейся общественной практики:
несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны школы и учителей;
несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни;
несоответствие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса;
отставание процессов генерализации знаний и умений от необходимости применять преимущественно обобщенные знания и умения для решения прикладных задач;
расхождение между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса;
несоответствие определяющего значения деятельности в развитие личности и преобладания в массовой школе репродуктивных, объяснительно-иллюстративных методов обучения и мероприятийных форм воспитания;
расхождение между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и технократизацией педагогического процесса.
2.4. Методологическая база инновационного опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.
2.5. Педагогическая целесообразность эффективного опыта. Характеристика ключевых элементов, определяющих смысловую направленность опыта. Цели, задачи, содержание и представление опыта, формы, методы и средства педагогической работы. Соответствие содержательных элементов заявленного опыта требованиям педагогической науки.
2.6. Психологическая целесообразность опыта. Основные субъекты, включённые в осуществление опыта, для которых опыт предназначен. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
2.7. Социальная направленность опыта. Направленность опыта на обеспечение паритете образования и здоровья обучающихся. Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.
2.8. Воспроизводимость опыта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможностей воспроизведения опыта. Экономическая эффективность опыта (соотнесение затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей). Ареал воспроизведение педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы)
2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта. Характеристика минимальных требований к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению.
Результативные параметры
Основная часть информационной карты инновационного педагогического опыта завершается разделом – результат изменений. Устойчивость, стабильность положительных результатов является важным критерием передового опыта. Результативность опыта означает его действенность, возможность добиваться при его использовании полезного эффекта, высокого результата в обучении и воспитании и определяется двумя основными показателями. Результат инновационных изменений может иметь продуктный и субъектный характер. Продуктный результат связан с качеством произведенного продукта (результата решения педагогической проблемы). Материальными продуктами инновационного педагогического опыта могут быть учебные программы, дидактические материалы, видеоматериалы, учебно-методические пособия, мастер-классы, сесминары и т.д. Субъектный результат проявляется на уровне изменения человеческих свойств, качеств, проявлений, отношений. К таким изменениям относятся развитие типов мышления, воображения, приобретение новых знаний, умений и навыков, формирование различных личностных качеств, освоение различных способов деятельности и т.д. По отношению к определению результативности инновационного педагогического опыта учителя можно разделить субъектные результаты на внешние, т.е. те которые диагностируются с помощью аттестационных процедур: динамика обученности, качество знаний, участие в предметных олимпиадах и конкурсах, поступаемость в ВУЗы и т.п., и внутренние, диагностируемые с помощью психолого-педагогических методов: познавательный интерес, учебная мотивация, сформированность учебной деятельности, мыслительные навыки, рефлексивные качества и т.п.
3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации.
3.2. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта. Обоснование стабильности показателей, характеризующих эффективность опыта на протяжении определённого количества лет. Доказательства неслучайности влияния педагогического опыта на качество образования в образовательном учреждении.
3.3. Репрезентативность внедрения опыта. Количественные показатели участия педагогов и учащихся в осуществлении опыта.
3.4. Публикации педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах, методических и научно-практических конференциях, сборниках и монографиях.
Вариант информационной карты содержит дополнительно описание инновационного педагогического опыта, где предполагается освещение следующих моментов:
актуальность и перспективность нововведений;
теоретическая и практическая значимость;
технологическая проработка педагогической идеи;
критерии эффективности нововведения и способы диагностики результативности опыта;
основные характеристики процесса внедрения нововведения (ориентировочная продолжительность внедрения в образовательный процесс, необходимые финансовые затраты, материально-техническое обеспечение, требуемый уровень подготовки педагогических кадров, факторы влияния и риски).
Образец информационной карты представления эффективного педагогического опыта
Формальные параметры.
1.1. Наименование педагогического опыта
1.2. Автор (авторский коллектив) – разработчик педагогического опыта
1.3. Тип и вид представляемого образовательного учреждения
1.4. Период формирования и функционирования педагогического опыта
1.5. Адрес педагогического опыта
1.6. Специалист представляющий педагогический опыт
2. Содержательные параметры
2.1. Актуальность педагогического опыта. Признаки актуальности (соотнесённость с социально-образовательным заказом, проводимой политикой в области образования и востребованности в практике)
2.2. Содержательная форма представления (программа, проект, технология, методика и т.д.) Доказательная характеристика представленного опыта той или иной формы
2.3. Инновационная направленность педагогического опыта (новизна). Соответствие опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация критериев.
2.4. Методологическая база инновационного опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.
2.5. Педагогическая целесообразность эффективного опыта. Характеристика ключевых элементов, определяющих смысловую направленность опыта. Цели, задачи, содержание и представление опыта, формы, методы и средства педагогической работы. Соответствие содержательных элементов заявленного опыта требованиям педагогической науки.
2.6. Психологическая целесообразность опыта. Основные субъекты, включённые в осуществление опыта, для которых опыт предназначен. Учёт возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся
2.7. Социальная направленность опыта. Направленность опыта на обеспечение паритете образования и здоровья обучающихся. Возможность профессиональной самореализации педагогов, участвующих в реализации данного опыта.
2.8. Воспроизводимость опыта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможностей воспроизведения опыта. Экономическая эффективность опыта (соотнесение затрат на его воспроизведение с педагогической отдачей). Ареал воспроизведение педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы)
2.9. Ресурсное обеспечение педагогического опыта. Характеристика минимальных требований к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению.
Результативные параметры
3.1. Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации.
3.2. Стабильность педагогической эффективности заявленного опыта. Обоснование стабильности показателей, характеризующих эффективность опыта на протяжении определённого количества лет. Доказательства неслучайности влияния педагогического опыта на качество образования в образовательном учреждении.
3.3. Репрезентативность внедрения опыта. Количественные показатели участия педагогов и учащихся в осуществлении опыта.
3.4. Публикации педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах, методических и научно-практических конференциях, сборниках и монографиях.