УДК 37.371.1
Голова Д.И.
учитель истории и обществознания МБОУ СОШ 18,
Россия, Ставрополь.
Структура профессиональной компетенции педагога
Аннотация: в данной статье проводится анализ предпосылок модернизации российского образования и перехода к обучению на основе компетентностного подхода, рассматривается профессиональной компетентности, деятельности педагога с позиции ее компонентов: духовного, интерактивного, креативного, методического. Обосновываются структурные компоненты профессиональной компетентности педагога и изучаются механизмы ее формирования.
Ключевые слова: педагогика, структура, профессиональные компетенции, педагогическое образование.
В современной педагогике существует множество понятий профессиональной компетенций педагога.
Смысловое поле рассматриваемого понятия опирается на основополагающие принципы, способствующие изучению его семантической сферы. Понятие «компетентность» включает не только когнитивную и операционально–технологическую составляющие, но и дополняет ее ценностно-ориентированным, мотивационным, этическим, социальным и поведенческим содержанием. Широкая спектральность определения понятия компетентности существенно затрудняет ее измерение и оценкув качестве результата обучения, на что обращают внимание и сами разработчики. Многоаспектность и многофункциональность процесса подготовки педагога в рамках компетентностного подхода, подчеркивается суждением А.В. Хуторского, который среди основных ключевых компетенций выделяет: ценностно-смысловую, общекультурную, учебно-познавательную, информационную, коммуникативную, социально-трудовую, личностную. Для того чтобы как-то упорядочить последующую трактовку компетентностей, разработчики «Стратегии модернизации содержания общего образования» предлагают разграничение компетентностей по сферам, полагая, что в структуре ключевых компетентностей должны быть представлены.
компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных;
компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);
компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике взаимоотношений, навыки самоорганизации);
компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.); – компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность)».
Анализируя отечественную и зарубежную литературу можно выделить главные компетенции педагога структурируя их: педагогическую, предметную, методическую, трудовую, личностную.
1) Педагогическая включает в себя психолого-педагогическую деятельность, коммуникацию с участниками образовательных отношений в контексте педагогической деятельности, выстраивание благоприятной образовательной среды и др.
2) Методическая компетенция, включающая в себя планирование, разработку, организацию и оценивание эффективности образовательного процесса; трудовая компетенция, включающая в себя знания правовых норм, профессиональную этику, исполнительность, пунктуальность, коммуникацию с участниками образовательных отношений в контексте организации образовательного процесса, владение информационно-коммуникативными технологиями и др.
3) Личностная компетенция, включающая в себя стремление к личностному и общественному развитию, гуманистические ценности, эмпатию и др.
4) Трудовая включает в себя владение педагогом ИКТ, научно-исследовательская деятельность, разработка и реализация проектов, знание нормативно-правовые основы педагогической деятельности.
5) Предметная включает в себя квалификацию педагога и современные знания в сфере образования.
Таким образом, целью модернизированного образования становится формирование компетентностей выпускника, а в рамках педагогического образования и подготовки будущего педагога – формирование его профессиональных педагогических компетенций, включающих общекультурные, общепрофессиональные, профессионально-культурные компетенции.
Список литературы
Бичева И. Б., Базаркина А. Н., Емельянова А. М. Профессиональные компетенции педагога дошкольного образования в сфере осуществления инклюзивной практики //Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – №. 63-2. – С. 66-69.
Ноздров Павел Алексеевич МОДЕЛЬ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА // Педагогика и психология образования. 2022.
Филимонюк Л.А., Иванова Н.Н. Развитие профессиональных компетенций педагогических работников среднего профессионального образования // Проблемы современного педагогического образования. 2021.
© Голова Д.И., 2024