Структура рабочей программы по предмету
ПОЛОЖЕНИЕ об единых требованиях к составлению рабочей программы учителя школы
I. Общие положения.
1.Рабочая программа является нормативно – управленческим документом учителя, предназначенным для реализации требований к минимуму содержания, уровню подготовки учащихся, принятой концепции обучения, выбранной направленности по конкретной учебной дисциплине.
2.Рабочая программа рассматривается на заседании кустового (школьного) методического объединения, принимается педагогическим советом и утверждается руководителем образовательного учреждения.
3. Рабочая программа призвана осуществлять:
- Общеобразовательный уровень знаний, умений и навыков обучаемых.
- Освоение УМК (учебно-методического комплекса) конкретных авторов, обеспечивающих концептуальные основы образовательных систем.
- Освоение авторских или экспериментальных программ.
- Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы посредством формирования универсальных учебных действий, как основы умения учиться.
4. Рабочая программа реализует на практике право учебного заведения и каждого учителя расширять, углублять, изменять, формировать содержание обучения, определять последовательность изучения материала, распределять учебные часы по разделам, темам, урокам, а также заменять лабораторные работы, практические и экспериментальные работы другими сходными по содержанию, в соответствии с поставленными целями.
5. Срок действия рабочей программы 1 учебный год.
Нормативно-правовые основы составления программы
Необходимость разработки рабочей программы определяется Законом РФ «Об образовании» (ст.32 п.7). Данная программа является средством реализации определенной научной и методической концепции обучения, государственных образовательных стандартов второго поколения.
Содержание ее зависит от учебного плана образовательного учреждения и уровня подготовки учащихся. Требования к структуре и содержанию рабочей программы определяются настоящим локальным актом.
Структура программы
1. Титульный лист
2. Пояснительная записка
3. Содержание учебной программы
4. Учебно-тематический план
5. Поурочное планирование
6. Контрольно-измерительные материалы в соответствии с программой формирования универсальных учебных действий.
7. Список литературы, рекомендуемой для учащихся.
Пояснительная записка
1.Статус документа.
2.Общую характеристику учебного предмета.
3.Основные содержательные линии.
4.Цели обучения.
5.Место предмета в базисном учебном плане.
6.Общеучебные умения, навыки и способы деятельности учащихся.
7.Результаты обучения (личностные, предметные и метапредметные).
8.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Содержание учебной программы
Учебная программа содержит обобщенный перечень разделов, тем (предметных циклов или других дидактических единиц). В тексте учебной программы должны использоваться понятия и термины, относящиеся к данной области науки. Обозначения, единицы измерения и т.п. должны отвечать требованиям государственного образовательного стандарта. Иностранные слова (фамилии, названия, термины) должны приводиться в русской транскрипции.
Структура учебно-тематического плана
Структура поурочного планирования
Контрольно-измерительные материалы в соответствии с программой формирования универсальных учебных действий
Контрольно- измерительные материалы составляются в разных вариантах, разнообразны по форме, по уровню сложности, что позволяет учащимся сделать выбор варианта и формы в зависимости от имеющегося уровня знаний. Варианты 1 и 2 – низкого и среднего уровней сложности, варианты 3 и 4 – высокого уровня сложности.
Список рекомендуемой для учащихся литературы
Список литературы помещается в конце рабочей программы учителя. В нем указываются обязательная и дополнительная литература, электронные учебники, интернет-сайты, а также справочные пособия в алфавитном порядке.
Каждое издание должно иметь библиографическое описание, фамилию и инициалы автора, заглавие книги, место и дату его издания
Требования к оформлению рабочих программ
Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов: 1. Титульный лист (название программы). 2. Пояснительная записка. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание тем учебного курса. 5. Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе. 6. Календарно-тематическое планирование. 7 . Перечень учебно-методического обеспечения. Список литературы (основной и дополнительной). 8 . Приложения к программе.
Структурные элементы рабочей программы педагога
- полное наименование образовательного учреждения,
- гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);
- название учебного курса, для изучения которого написана программа;
- указание параллели, на которой изучается программа;
- фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);
- название города, населенного пункта; год разработки программы.
Титульный лист
- кому адресована программа: тип (общеобразовательное), вид (лицей.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;
- указание наименования, автора и года издания примерной или авторской программы , на основе которой разработана рабочая программа.
- концепция (основная идея) программы; обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь); указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет; кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения; указание на место и роль курса в обучении;
- цели, задачи;
- количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных практических работ, экскурсий, проектов исследований. (Можно указать резервное время).
- учебно-методический комплект и дополнительная литературеа (название основного (базового) учебника, класс, Ф.И.О. автора, издательство, год издания, аналогично - дополнительная литература, Интернет-ресурсы).
- основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);
- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий; логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;
- система оценки достижений учащихся;
- инструментарий для оценивания результатов;
- приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.
Пояснительная записка
Цели изучения курса (общеучебные и предметно- ориентированные)
Определяются обще учебные цели(компетенции) изучения курса .
Определяются предметно- ориентированные цели.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы .
Указываются основные нормативные документы, исходные для составления рабочих программ учебных курсов .
Структура курса
перечень основных модулей (разделов), тем и
последовательность их изучения; количество часов на изучение каждого модуля(
раздела) .
Стартовый и итоговый контроль( может быть вынесен в приложение к рабочей программе) Перечень проверочных работ по модулям Перечень практических, лабораторных работ Творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении; возможные виды самостоятельной работы учащихся. Комплект теоретических вопросов на конец года.
Контроль реализации программы
Структурный элемент программы, включающий следующие элементы: Номер урока. Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана, а также их реализацию. Перечень разделов Тема урока Сроки (дату) проведения. (При составлении календарно-тематического планирования дата проведения урока планируется, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. Необходимое требование: совпадение даты урока по плану, фактического проведения и записи в классном журнале и ученических тетрадях.) Вид урока (практическая, лабораторная работа, экскурсия и т.д.). Вид контроля. Домашнее задание в письменной или цифровой форме (§__, стр___) .
Календарно- тематическое планирование
Уровни усвоения модуля.
Обязательный минимум содержания образования по предмету
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
В данном разделе прописываются требования к: - знаниям; - умениям; - компетенциям .
Указываются основные модули ( разделы) программы и планируется какие компетенции должен иметь учащейся при изучении данного модуля.
Планирование по модулям
Перечень учебно-методического обеспечения.
- методические и учебные пособия( в соответствии с Федеральным перечнем) - оборудование и приборы; - дидактический материал; - др.
Список литературы (основной и дополнительной )
- литература, использованная при подготовке программы; - литература, рекомендованная для учащихся; - образовательные диски.
- основные понятия курса; - списки тем рефератов; - темы проектов: - темы курсовых и творческих работ; - примеры работ и т.п.; - стартовый и итоговый контроль
Приложения к программе