«Структура урока математики
в сравнительном анализе традиционной формы
обучения и по ФГОС».
Учитель математики Иванова Ольга Сергеевна, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8» г. Железногорска Курской области
Нужно, чтобы дети, по возможности,
учились самостоятельно,
а учитель руководил этим
Самостоятельным процессом
и давал для него материал.
К.Д. Ушинский
плюсы
минусы
Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.
Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель.
Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили хороших учеников.
Ж алко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше.
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.
Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться.
Н икому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих .
Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом.
При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности.
Этапы урока
Традиционный урок
Объяв - ление темы
урока
Урок современного типа
Учитель сообщает учащимся
Тема нашего урока: «Задачи на движение».
Сообще - ние целей и задач
Формулируют («открывают») сами учащиеся Учитель мотивирует детей к учебной деятельности.
Учащимся предлагается логическая задача.
Вася и Коля живут в одном доме в одном подъезде. Вася живет на 5 этаже , а Коля на 1 этаже. Мальчики решили пойти гулять и побежали друг к другу. Встретились они на 4 этаже. Во сколько раз скорость одного мальчика больше скорости другого?
Ребята, о чем эта задача? К какому типу задач ее можно отнести?
Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться .
Сегодня мы познакомиться с различными видами задач на движение, научимся находить общее и различие, познакомимся со способами решения этих задач.
Вспомните, какие величины встречаются в задачах на движение?
Давайте запишем необходимые равенства.
S=V·t, V=S:t, t=S:V
Цели урока учителем определяются через образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные)
У чащиеся должны участвовать в целеполагании, формулировать личностный смысл урока.
Среди всех задач, с которыми вы сталкиваетесь нередко бывают задачи на движение. В них движутся пешеходы, велосипедисты, мотоциклисты, автомобили, самолеты, поезда и т.д. Вы с задачами на движение еще будете сталкиваться и в жизни и на уроках физики. На какие вопросы вы хотели бы найти ответ сегодня на уроке, чему научиться?
- виды задач на движение
- что общего у них и в чем различие
- способы решения
Какова цель нашего урока?
(Познакомиться с различными видами задач на движение, уметь находить общее и различие, познакомиться со способами решения этих задач)
Вспомните, какая связь существует между величинами при решении задач на движение?
- скорость, время, расстояние.
Как найти скорость (время, расстояние), если известны другие величины?
- S=V·t, V=S:t, t=S:V
Планиро - вание
Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели.
Чтобы уметь решать задачи на движение нужно хорошо знать формулы для нахождения скорости, времени и расстояния, а также уметь ими пользоваться при решении задач.
Поэтому сегодня мы разделим задачи на группы, познакомимся со способами их решения.
Учитель должен поставить перед учащимися учебную задачу, т.е. создать такую учебную ситуацию на уроке, когда они должны осуществить поиск содержательно обобщенного способа действия во всех возможных для данной ситуации частных и конкретных вариантах условий.
Работа в парах.
Решение задач №1-№3:
Задача №1 . Скорость движения пешехода 6 км/ч. Какое расстояние он пройдет за 3 часа?
Задача №2 . Расстояние между населенными пунктами 36 км. Скорость движения пешехода 12км\ч. За какое время он пройдет это расстояние?
Задача №3. Расстояние между населенными пунктами 24 км. Пешеход прошел его за 3 часа. Какова скорость пешехода?
Изучение нового учебного материала
«Изолированное» изучение учащимися системы научных понятий, составляющее содержание учебного предмета.
Существует 4 типа задач на движение по прямой: движение в одном направлении из одного пункта, движение в одном направлении из разных пунктов, движение в разные стороны из одного пункта и движение в разные стороны из разных пунктов.
Решим задачи на каждый вид движения.
Задача № 1 . Из одного пункта в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них была 6км/ч, а другого – 4км/ч. Какое расстояние будет между ними через3 часа?
Задача № 2 . Из дома вышли одновременно и пошли в противоположных направлениях два пешехода. Скорость одного 100м/мин, а второго – 60м/мин. Какое расстояние будет между ними через 4 минуты?
В задачах на движение в противоположных направлениях удобно использовать формулу для нахождения скорости удаления и скорости сближения.
Ит.д.
Основной единицей содержания становится проблемная ситуация . В основе усвоения системы научных понятий лежит организация системы учебных действий (системно-деятельностный подход)
Ребята, какие виды движений вы знаете?
- движение в одном направлении и движение в разные стороны .
- - движение из одного пункта и движение из разных пунктов.
Как вы думаете, сколько всего видов задач на движения по прямой? Какие?
- четыре, движение в одном направлении из одного пункта, движение в одном направлении из разных пунктов, движение в разные стороны из одного пункта и движение в разные стороны из разных пунктов.
Задача №4. Из одного пункта в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них была 6км/ч, а другого – 4км/ч. Какое расстояние будет между ними через3 часа?
Задача №5. Из двух пунктов, расстояние между которыми 30 км, навстречу друг другу вышли два пешехода. Скорость одного из них была 6км/ч, а другого – 4км/ч. Через какое время они встретятся?
Задача №6. Из дома вышли одновременно и пошли в противоположных направлениях два пешехода. Скорость одного 100м/мин, а второго – 60м/мин. Какое расстояние будет между ними через 4 минуты?
Задача №7. Из дома вышли одновременно и пошли в одном направлении два пешехода. Скорость одного 100м/мин, а второго – 60м/мин. Какое расстояние будет между ними через 4 минуты?
Проблема
- Когда скорость сближения и удаления равна сумме скоростей участников движения?
- Когда разности скоростей? От чего это зависит?
На первом месте стоят задачи формирования УУД (совокупности действий учащегося, которые обеспечивают его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая и организацию этого процесса). Групповая работа:
Ребята, сейчас вам предстоит побывать в роли исследователей. Вы должны решить предложенные задачи и ответить на поставленные вопросы:
- Когда скорость сближения и удаления равна сумме скоростей участников движения?
- Когда разности скоростей?
- От чего это зависит?
Задача 1.
Антон и Иван отправились навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми равно 72 км.
Задача 2.
От места встречи Иван и Антон отправились одновременно в противоположных направлениях друг от друга. На какое расстояние они удалятся друг от друга за 1 ч, за 2 ч?
Задача 3.
Антон и Иван отправились одновременно из двух пунктов, расстояние между которыми 72 км., движутся в одном направлении так, что Иван догоняет Антона.
На какое расстояние они сблизятся за 1 ч, 2 ч?
Задача 4.
После того как Иван догнал Антона, они продолжали движение в одном направлении, так что Иван удаляется от Антона. На какое расстояние они удалятся друг от друга за 1 ч, за 2 ч, за 3 ч?
Изучение нового материала
Трансляция содержания учителем, ученик не задействован в процесс («меня учат»)
Ориентация в процессе обучения на «среднего» учащегося
Реализация содержания связана с выбором технологий обучения учащихся, основанных на уровневой дифференциации обучения, создании учебных ситуаций, реализации проектной и исследовательской деятельности, информационных и коммуникационных технологий обучения .
Учитель предлагает вариативное содержание, в зависимости от уровня притязаний, возможностей, интересов школьников. Содержание урока сопряжено с внеурочной деятельностью учащихся, что создает условия для освоения всеми учебного материала, минимально необходимого для последующего обучения, до более глубокого и полного освоения частью детей изученного курса, вплоть до овладения навыками поисковой и исследовательской деятельности .
Практическая деятельность учащихся
Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)
Решили несколько типовых заданий фронтально на новый способ действи й.
Учитель создает условия для продуктивного применения знаний и УУД в условиях решения творческих или практических задач. Учащиеся самостоятельно осуществляют учебные действия по намеченному плану (индивидуально или в группах, но решающую роль в достижении цели урока играет учебное сотрудничество)
- Какие виды движения в задачах?
- Устно определить как вычислить скорость сближения?
Задача №8. Из дома и школы, расстояние между которыми 160м, вышли и одновременно пошли навстречу друг другу мальчик и девочка. Скорость мальчика 100м/мин, девочки – 60м/мин. Через сколько минут они встретятся?
Задача №9 . Из дома и магазина, расстояние между которыми 160м, вышли и одновременно пошли в одном направлении мальчик и девочка. Скорость мальчика 100м/мин, девочки – 60м/мин, причем, мальчик догоняет девочку. Через сколько минут они встретятся ?
Проговаривание вслух выполненных шагов – определения, алгоритмы решения.
Осуществление контроля
Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы (работа за доской с последующей проверкой).
Осуществление коррекции
Учитель должен осмысленно разработать содержательные критерии для измерения образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных) и заранее предложить их учащимся
Учитель применяет разнообразные формы самоконтроля, взаимоконтроля. Учащиеся самостоятельно осуществляют контроль (наивысший уровень сформированности)
Самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
организовывается самопроверка учащимися своих решений по эталону.
Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию
Оценивание учащихся
Учитель создает условия для того, чтобы учащиеся самостоятельно формулировали затруднения и осуществляли коррекцию (наивысший уровень сформированности)
Для учащихся, допустивших ошибки, предоставляется возможность выявления причин ошибок и их исправления .
Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке
Учитель ставит перед учащимися задачу оценивания свой деятельности. Учащиеся дают оценку учебной деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)
Оценивание учителя должно быть дифференцированным .
Итог урока
Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили
С чем мы сегодня познакомились?
О каких видах задач на движение вы сегодня узнали?
Как найти скорость сближения?
Как найти скорость удаления?
Домашнее задание
Проводится рефлексия. Учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
1. Ребята, какие виды движений вы знаете?
- движение в одном направлении и движение в разные стороны; (2 вида)
- движение из одного пункта и движение из разных пунктов (2 вида).
2. Сколько всего видов задач на движения по прямой? Какие?
3. Когда скорость сближения и удаления равна сумме скоростей участников движения?
4. Когда разности скоростей?
5. От чего это зависит?
6. Мы узнали ответы на все поставленные вопросы?
7. Значит, достигли мы с вами сегодня поставленной цели на уроке?
Поднимите одну из карточек:
Зеленую , если вы поняли как находить скорости сближения и удаления и научились проводить классификацию по виду задач на движение и у вас все получилось на уроке;
Желтую , если вы все поняли, но не все получилось на уроке;
Красную , если не до конца понял, что такое степень числа.
намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки
Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)
Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Д/З пункт 13-читать, №197, 199 или
Придумайте по одной задаче к каждому типу и решите сами.
Конечно, не каждый ребенок сразу примет активное участие в дискуссии на уроке. Но, помолчав несколько уроков и видя, как увлеченно и с каким интересом его одноклассники обсуждают под руководством учителя возникшую учебную проблему, он обязательно включается в активную работу по освоению нового.