Слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода: метода, при котором ученик является активным субъектом педагогического процесса. При этом преподавателю важно самоопределение обучающегося в процессе обучения.
№ п/п | Этапы урока | Краткое содержание, действия учеников | Действия учителя | Универсальные учебные действия |
1 | Орг. момент. Мотивирование на учебную деятельность. | Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу. | Настраивает обучающихся на успешную работу. | Регулятивные (волевая саморегуляция), личностные (действие смыслообразования), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и с одноклассниками). |
2 | Актуализация знаний. | Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание Затем обучающиеся получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений. | Консультирует | Познавательные (общеучебные) мотивирование на учебную деятельность, коммуникативные, личностные. |
3 | Целеполагание, постановка проблемы. | В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Обучающиеся самостоятельно формулируют тему и цель. | Подводит обучающихся к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока. | Познавательные, регулятивные (целеполагание), коммуникативные (предметное общение), личностные (мотивация). |
4 | Планирование (поиск путей решения проблемы). | Планирование обучающимися путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач. | Консультирует (помогает, советует). | Регулятивные (планирование). |
5 | Решение проблемы (практическая деятельность обучающихся). | Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения, по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы). | Консультирует | Познавательные, регулятивные, коммуникативные. |
6 | Осуществление контроля. | Обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля). | Консультирует | Регулятивные (контроля, самоконтроля), коммуникативные. |
7 | Коррекция деятельности. | Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно. | Консультирует (помогает, советует). | Коммуникативные, регулятивные коррекции. |
8 | Самостоятельная работа с использованием полученных знаний. | Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону. | Консультирует | Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные. |
9 | Систематизация знаний. | Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью. | Консультирует, направляет. | Регулятивные саморегуляции, коммуникативные. |
10 | Объяснение домашнего задания. | У обучающихся должна быть возможность выбора домашнего задания из предложенного учителем с учётом индивидуальных возможностей детей. (Необходимо наличие заданий разного уровня сложности, в т.ч. и для детей с ОВЗ). | Разъясняет, предлагает задания на выбор. | Познавательные, регулятивные, коммуникативные. |
11 | Оценивание обучающихся | Обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников). | Консультирует, обосновывает оценки. | Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные. |
12 | Итог урока. Рефлексия учебной деятельности. | Обучающиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке. | Благодарит учеников за урок. | Познавательные (общенаучные: умение структурировать знания; оценка результатов деятельности); коммуникативные (умение выражать свои мысли); регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, прогнозирование. |