Структура современного урока в соответствии с требованиями ФГОС
Котлевская Е.С.
«С урока начинается учебно-воспитательный процесс,
уроком он и заканчивается.
Все остальное в школе играет хотя и важную,
но вспомогательную роль,
дополняя и развивая все то,
что закладывается на уроке»
Конаржевский Ю.А.
Традиционный урок состоял из четко выделяющихся этапов:
- организационный момент;
- повторение и проверка домашнего задания;
- изучение нового материала;
- закрепление изученного на уроке;
- объяснение домашнего задания;
- оценивание учеников.
- Ученики не должны получать готовые знания, они должны добывать их самостоятельно, совершая учебные действия.
Структура урока по ФГОС
Этапы урока
Краткое содержание, действия учеников
Мотивирование на учебную деятельность
Действия учителя
Создание благожелательной атмосферы урока, нацеленности на работу
Актуализация знаний
Настраивает учеников на успешную работу
Повторение пройденного, выполнение заданий. Взаимопроверка и взаимооценивание
Затем ученики получают задание, для решения которого не достаточно имеющихся умений
Консультирует
Структура урока по ФГОС
Этапы урока
Краткое содержание, действия учеников
Целеполагание, постановка проблемы
Действия учителя
В совместной работе выявляются причины затруднения, выясняется проблема. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель
Поиск путей решения проблемы
Подводит учеников к определению границ знания и незнания, осознанию темы, целей и задач урока.
Планирование путей достижения намеченной цели. Осуществление учебных действий по плану. Индивидуальная или групповая работа по решению практических задач
Консультирует
Структура урока по ФГОС
Этапы урока
Краткое содержание, действия учеников
Решение проблемы
Действия учителя
Выполняют задание, которое сначала оказалось непосильным для решения
Коррекция
Проверяют решение, выявляют, все ли справились с заданием, формулируют затруднения
Консультирует
Помогает, советует, консультирует
Структура урока по ФГОС
Этапы урока
Краткое содержание, действия учеников
Самостоятельная работа с использованием полученных знаний
Действия учителя
Выполнение упражнений по новой теме, самопроверка по эталону
Систематизация знаний
Работа по выявлению связи изученной на уроке темы с изученным ранее материалом, связи с жизнью
Консультирует
Консультирует, направляет
Структура урока по ФГОС
Этапы урока
Краткое содержание, действия учеников
Объяснение домашнего задания
Действия учителя
У учеников должна быть возможность выбора домашнего задания в соответствии со своими предпочтениями. Необходимо наличие заданий разного уровня сложности
Оценивание
Разъясняет, предлагает задания на выбор
Учащиеся самостоятельно оценивают работу на уроке (самооценка, взаимооценивание результатов работы одноклассников)
Консультирует, обосновывает оценки
Структура урока по ФГОС
Этапы урока
Краткое содержание, действия учеников
Рефлексия учебной деятельности
Действия учителя
Учащиеся называют тему урока, его этапы, перечисляют виды деятельности на каждом этапе, определяют предметное содержание. Делятся мнением о своей работе на уроке
Благодарит учеников за урок
Уроки по ФГОС основываются на системно-деятельностном подходе. Такие уроки можно разделить на следующие типы:
- уроки введения («открытия») нового знания (ОНЗ);
- уроки рефлексии;
- уроки общеметодологической направленности;
- уроки развивающего контроля.
Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС:
- Мотивирование на учебную деятельность . Ученик должен осознанно вступить в учебную деятельность. Для этого учитель должен создать условия, когда учащийся понимает требования к нему на уроке, испытывает желание включиться в работу и верит, что учебная деятельность ему под силу.
- Актуализация знаний . Организуется подготовка учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Выполняя задания, ученики фиксируют свои затруднения.
Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС:
- Выявление места и причины затруднения. Под руководством учителя ученики восстанавливают порядок проведенных действий и определяют конкретное место затруднения. Сверяя свои действия с используемым способом (алгоритмом), учащиеся определяют причину затруднения — конкретные знания и умения, которых пока нет для решения поставленной задачи. Очень важно все действия проговаривать вслух.
Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС:
- Построение проекта решения проблемы. Учащиеся обдумывают и обсуждают свои будущие учебные действия: ставят цель (устранение возникшего затруднения), определяют тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и подбирают средства. Учитель руководит с помощью подводящего или побуждающего диалога или с использованием исследовательских методов. Выбор конкретного метода зависит в первую очередь от степени подготовленности класса.
Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС:
- Реализация проекта. Путем обсуждения различных вариантов, предложенных учащимися, выбирается оптимальный способ действий, который используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. При этом учитель должен незаметно подвести учеников к правильному способу. После решения задачи ученики отмечают преодоление возникшего ранее затруднения и высказывают мысль о том, что этот способ подходит для решения подобных задач.
Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС:
- Первичное закрепление . Учащиеся решают типовые задания на новый способ действий, проговаривая алгоритм решения вслух. При этом работа может проводиться фронтально, в группах или в парах.
Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС:
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону . Ученики уже самостоятельно выполняют задания нового типа и сами проверяют правильность решения, сравнивая с эталоном. После этого обсуждаются результаты. Желательно создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС:
- Включение в систему знаний и повторение . Определяется, когда можно применять новые знания, как они могут пригодиться в будущем. Даются задания, где выработанный способ действий предусматривается как промежуточный шаг.
Структура урока «открытия» новых знаний по ФГОС:
- Рефлексия учебной деятельности на уроке . Ученики напоминают себе новое содержание, изученное на уроке. Организуется самоанализ и самооценка учениками своей учебной деятельности. Делаются выводы о достижении поставленной в начале урока цели.
Структура уроков развивающего контроля
1 урок
Мотивация к контрольно-коррекционным действиям
Требуется, чтобы ученики подготовились к контрольной, осознали ее необходимость, чувствовали себя уверенно.
Актуализация и пробное действие
В промежутке между двумя уроками учитель сам проверяет работы и выставляет за них оценки.
Проводится актуализация знаний по теме. Выполняется контрольная работа. Затем проводится самопроверка по эталону. Ученики проверяют свои работы и ставят себе оценки, но не исправляют ошибки.
Структура уроков развивающего контроля
2 урок
Локализация затруднений
Ученики определяют свои ошибки и затруднения.
Целеполагание и построение плана коррекции выявленных затруднений
Ученики должны выбрать для себя индивидуальные цели и определить средства и способы решения затруднений.
Реализация проекта
Учащиеся работают по составленному проекту. Для тех, кто совершил одинаковые ошибки, возможна работа в группах.
Обобщение затруднений
Обязательно проговариваются затруднения, выбранные пути их разрешения, алгоритм решения. Объясняют, почему выбрали именно этот путь.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Ученики работают самостоятельно по тем заданиям, по которым возникли затруднения. Проверяют по образцу и отвечают на вопрос, разрешены ли затруднения, исправлены ли ошибки.
Включение в систему знаний
Для закрепления полученных знаний выполняются задания, аналогичные предыдущим, но более творческие.
Рефлексия
Ученики анализируют свою работу на уроке. Если есть необходимость, то дается домашнее задание.
Структура урока рефлексии по ФГОС
- Уроки рефлексии могут ставить цель повторения, закрепления или обобщения учебного материала. Но главная деятельностная цель — научить детей определить границу знания и незнания, поставить перед собой учебную задачу и решить ее.
- Структура такого урока похожа на содержание уроков развивающего контроля, но все укладывается в один урок. Потому заданий для всех этапов должно быть не много.
- Структура уроков по ФГОС в начальной и основной школе схожа, но в основной школе должно уделяться больше внимания коллективным способам обучения, ведь девиз здесь — «Учимся учиться в общении».