Просмотр содержимого документа
«Структура урока общеметодологической направленности.»
Структура урока общеметодологической направленности.
(по Людмиле Георгиевне Петерсон)
I этап: мотивация к учебной деятельности (психологический настрой на урок)
Задача этапа: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению нормативных требований учебной деятельности.
Деятельность учителя по реализации данной задачи:
создание условий для пробуждения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
актуализация требований (мотивация) учебной деятельности («мне надо»);
определение степени сложности учебной деятельности («смогу»).
II этап: актуализация и пробное учебное действие.
Задача этапа: актуализация знаний через пробное учебное действие.
Деятельность учащихся:
анализ действий по заданной теме;
определение наиболее оптимальных способов выполнения заданий;
обоснование выбора способов действий.
Деятельность учителя:
активизирует мыслительную деятельность обучающихся по выбору способов действий;
проводит проверку домашнего задания в пределах развивающего обучения или предлагает задания, которые приближают обучающихся к восприятию новых знаний;
организует работу по определению темы учебного занятия;
совместно формулируют цели учебного занятия.
III этап: систематизация знаний.
Задача этапа: обеспечение систематизации знаний и способов действий в памяти учащихся.
Деятельность учащихся:
осознание иерархии тем в разделе учебного предмета;
выстраивание внутритемных связей в изученном разделе;
определение межтемных связей в изученном разделе;
определение места данного раздела в учебном предмете как в науке.
IV этап: включение системы знаний в учебную деятельность.
Задача этапа: формирование учебной деятельности на основе системы знаний об окружающей действительности.
Деятельность обучающихся:
выявление границ применимости системы знаний;
самостоятельное составление заданий по изученным темам раздела;
выводы о применимости знаний в окружающем мире и рекомендации по применению знаний.
V этап: закрепление системы знаний с формулированием проблемы.
Задача этапа: закрепление учащимися системы знаний через способы действий.
Деятельность обучающихся:
самостоятельное выполнение заданий с опорой на систему знаний;
обоснование способов действий с формулированием проблем.
VI этап: рефлексия учебной деятельности.
Задача этапа: самооценка результатов своей деятельности на уроке и соотнесение самооценки с оценкой учителя.
Деятельность обучающихся:
соотнесение цели урока и результатов собственной деятельности;
оценка полученных результатов обучающимися и учителем, установление степени их соответствия.
Данная структура учебного занятия применима к занятию, которое проводится в конце изученного раздела.
Урок общеметодологической направленности можно проводить и в начале раздела, разработав для этого соответствующую структуру урока.
Результат деятельности:
способность структурировать и систематизировать изучаемое предметное содержание.
Содержательная часть: обобщение и выявление теоретических основ линий курсов.