ОБЩАЯ СТРУКТУРА УРОКОВ (ЗАНЯТИЙ) ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Урок производственного обучения в соответствии с темой и целями имеет свою последовательность и делится на различные структурные этапы (части), а каждый структурный этап урока включает в себя структурные элементы.
Рассматривая структуру урока п/о следует отметить, что урок состоит не из отдельных обособленных этапов (частей) и составных структурных элементов, а взаимосвязанных, последовательно группируемых по характеру деятельности мастера п/о и студентов.
Структурными этапами (частями) урока п/о является:
I II III IY
Организационный момент, этап урока, 5 мин. | Вводный этап (часть) урока, 35-40 мин. | Основной этап (часть) урока, 5 часов | Заключительный этап (часть) урока |
1-2 % | 12-15 % | 70-85 % | 5-6 % |
Каждый этап урока включает в себя следующие структурные элементы:
1. Организационный этап (вводный инструктаж) – 1-2 % времени занятия:
- выявление отсутствующих студентов;
- проверка внешнего рабочего вида (соответствие одежды требованиям ТБ…);
- организация внимания и готовность студентов к уроку.
Вводный инструктаж проводится перед началом изучения темы, подтемы или раздела программы. Назначение его – подготовить обучающихся к сознательному выполнению учебно-производственных работ наиболее рациональными приемами, обеспечить соблюдение правил безопасности труда.
2. Вводный этап (часть) урока (занятия) – 12-15 % времени занятия:
- сообщение темы;
- ознакомление с целями;
- мотивация деятельности студентов;
- повторение материала спец. предметов, теоретических предметов;
- показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений студентов);
- инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме урока (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно-технологических карт…);
- пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;
- объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;
- закрепление требований ТБ;
- определение и разъяснение заданий учащимися по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;
- сообщение норм времени, критериев оценок;
- организация рабочего места.
3. Основной этап (текущий инструктаж) урока – 70-80 % времени занятия:
Деятельность студентов – выполнение упражнений, самостоятельная работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы…;
- самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований ТБ…;
- самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.
Деятельность мастера п/о:
◘ мотивация студентов по видам учебно-производственных работ;
◘ наблюдение;
◘ целевые обходы;
◘ индивидуальное инструктирование;
◘ коллективное инструктирование;
◘ закрепление с обучающимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы;
◘ прием результатов работы;
◘ оценивание;
◘ определение дополнительных заданий сильным студентам.
4. Заключительный этап (заключительный инструктаж) урока – 5-6 % времени:
- сообщение о достижении целей урока;
- анализ, самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций;
- разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;
- анализ выполнения ТБ, норм времени;
- сообщение оценок;
- сообщение темы следующего урока;
- объяснение домашнего задания;
- уборка рабочих мест.
Заключительный инструктаж проводится мастером в форме активной беседы или краткого объяснения, содержащего анализ учебной работы в течение урока.
Определение содержания деятельности мастера на любом этапе урока зависит от темы, материальной базы, целей, методов обучения. Каждый этап (часть) урока п/о взаимосвязан, направлен на активное овладение профессиональными умениями, навыками, на развитие самостоятельности, интереса к профессии.
По каждому структурному этапу урока п/о мастер определяет количество, содержание и последовательность структурных элементов урока. Мастер п/о при подготовке к уроку должен руководствоваться следующими структурными требованиями:
- структура урока должна отражать логическую последовательность этапов;
- должна быть связь между структурными элементами урока;
- длительность каждого из них определяется содержанием материала, его ролью в достижении целей урока;
- не следует перегружать урок второстепенными структурными элементами;
- структура занятия должна быть гибкой, чтобы можно было использовать различные варианты структурных элементов в зависимости от реальных условий их проведения.
Классификация типов уроков производственного обучения
Урок производственного обучения отличается от урока теоретического обучения и от урока по общетехническим и специальным предметам. Направленность урока производственного заключается в том, чтобы студенты на основе полученных технологических знаний освоили движения, приемы, способы выполнения производственных действий, операций, необходимые для последующего формирования у них знаний, умений и навыков выполнения производственных работ по определенной профессии.
Урок производственного обучения – центральное звено в организации учебно-воспитательного процесса и профессионального образования студентов, решающая роль в этом принадлежит мастерам п/о. Они организуют не только свой труд на уроке, но и производственную деятельность обучающихся, поэтому обязательным на уроке становится двусторонний процесс – обучения и учения. Методическая грамотная подготовка и проведение уроков производственного обучения – важнейшая предпосылка повышения эффективности и качества всего учебно-воспитательного процесса.
В зависимости от основной комплексной дидактической цели и содержания изучаемого материала, вида учебно-производственных работ уроки производственного обучения подразделяются на следующие типы:
1. Вводный тип урока (первый раз в учебных мастерских или на производстве).
2. Урок по изучению трудовых приемов и операций.
Комплексная цель этого типа урока – усвоить, закрепить знания по теме, сформировать первоначальные умения по выполнению изучаемых трудовых приемов.
3. Урок по выполнению простых комплексных работ.
Комплексная цель этого типа урока – ознакомить обучающихся с организацией труда, усовершенствовать, закрепить профессиональные умения по применению и использованию различных сочетаний приемов и операций при выполнении простых производственных работ.
4. Урок по выполнению сложных комплексных работ (урок производительного труда).
Комплексная цель этого типа урока – формировать у обучающихся самостоятельно планировать технологический процесс и выполнять технологические требования, обеспечить качество производственных работ.
5. Урок контрольно-проверочный.
Комплексная цель этого типа урока – обеспечить контроль, проверку прочности, сформированности профессиональных знаний, умений, навыков. Оценить умения учащихся к самостоятельной работе, устранить обнаруженные пробелы знаний, дефекты в работе.
Сочетание типов и видов уроков производственного обучения
№ п/п | Тип урока п/о | Вид урока п/о |
1. | Вводный урок | Производственная экскурсия, урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок. |
2. | Урок по изучению трудовых приемов и операций | Производственная экскурсия, урок упражнений, урок инструктирования, бинарный урок, интегративный урок |
3. | Урок по выполнению простых комплексных работ | Урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа учащихся), семинар производственного обучения, производственная конференция, урок упражнений, урок-праздник первой детали, урок с участием новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок «деловая игра». |
4. | Урок по выполнению сложных комплексных работ | Урок-конкурс профмастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа студентов), семинар п/о, производственная конференция, урок с участием новаторов производства, бинарный урок, интегративный урок, урок изобретательства и рационализации, урок «деловая игра». |
5. | Урок контрольно-проверочный | Урок-конкурс профмастерства, урок-зачет, урок-практикум (самостоятельная работа студентов), производственная конференция, бинарный урок, интегративный урок, урок изобретательства и рационализации, урок-аукцион ученических изделий, урок-отчет, урок «деловая игра». |
Список использованной литературы
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
2. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения. Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2007.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф. Педагогика. М.: АКАДЕМА, 2003.
Харламов И.Ф. Педагогика. – М., 2004.
Организация и методика производственного обучения 2004г.
6