СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Структура урока производственного обучения

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В перезентации представлена структура урока производственного обучения и его основные элименты

Просмотр содержимого документа
«Структура урока производственного обучения»

Структура урока производственного обучения .

Структура урока производственного обучения .

    Урок производственного обучения является ведущей организационной формой формирования профессиональных умений и навыков.

 

Урок производственного обучения является ведущей организационной формой формирования профессиональных умений и навыков.

  Проводятся уроки производственного обучения в мастерских Методика проведения урока зависит от содержания учебно-производственных работ. Однако структура урока производственного обучения не зависит от содержания программы и включает следующие элементы.
  •   Проводятся уроки производственного обучения в мастерских
  • Методика проведения урока зависит от содержания учебно-производственных работ. Однако структура урока производственного обучения не зависит от содержания программы и включает следующие элементы.
Структура урока производственного обучения Организационный момент Вводный инструктаж Текущий инструктаж Заключительный инструктаж

Структура урока производственного обучения

Организационный момент

Вводный инструктаж

Текущий инструктаж

Заключительный инструктаж

Организационный момент  (1-2% времени занятия):   выявление отсутствующих обучающихся проверка внешнего рабочего вида  (соответствие одежды требованиям техники безопасности.) организация внимания и готовности обучающихся к уроку.

Организационный момент (1-2% времени занятия):

выявление отсутствующих обучающихся

проверка внешнего рабочего вида

(соответствие одежды требованиям

техники безопасности.)

организация внимания

и готовности обучающихся к уроку.

ИНСТРУКТАЖ  (франц. instruire — осведомлять, обучать, наставлять инструкция ) — вид обучения, объяснения задания; в охране труда сопровождается последующей проверкой усвоенного и регистрацией в специальном журнале.

ИНСТРУКТАЖ  (франц. instruire — осведомлять, обучать, наставлять инструкция ) — вид обучения, объяснения задания; в охране труда сопровождается последующей проверкой усвоенного и регистрацией в специальном журнале.

Классификация инструктажа: по месту проведения в учебном процессе:  (вводный, текущий, заключительный); по форме предъявления  (устный, письменный ): по количеству учащихся  ( групповой, фронтальный, индивидуальный ): по объему  ( с информаиионными пробелами, избыточный ).
  • Классификация инструктажа:
  • по месту проведения в учебном процессе:  (вводный, текущий, заключительный);
  • по форме предъявления  (устный, письменный ):
  • по количеству учащихся  ( групповой, фронтальный, индивидуальный ):
  • по объему  ( с информаиионными пробелами, избыточный ).
Вводный инструктаж   - это ориентирование и постановка цели деятельности обучающегося на данном уроке производственного обучения, разъяснение структуры трудовой деятельности, предупреждение о возможных ошибках, показ способов выполнения отдельных операций и проведение опроса по теоретическим знаниям.

Вводный инструктаж   - это ориентирование и постановка цели деятельности обучающегося на данном уроке производственного обучения, разъяснение структуры трудовой деятельности, предупреждение о возможных ошибках, показ способов выполнения отдельных операций и проведение опроса по теоретическим знаниям.

Вводный инструктаж  (12-15 % времени занятия):   сообщение темы;  ознакомление с целями; мотивация деятельности учащихся; повторение материала теоретических предметов; показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений учащихся);  инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме урока (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно-технологических карт); пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений; объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера; закрепление требований технике безопасности; определение и разъяснение заданий учащимся по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ; сообщение норм времени, критериев оценок; организация рабочего места.

Вводный инструктаж (12-15 % времени занятия):

  •   сообщение темы;
  • ознакомление с целями;
  • мотивация деятельности учащихся;
  • повторение материала теоретических предметов;
  • показ и выполнение трудовых приемов, освоенных на предыдущих уроках (актуализация знаний, умений учащихся);
  • инструктирование, формирование ориентировочной основы учебно-производственной деятельности по новой теме урока (показ, объяснение приемов, способов работы, показ техпроцесса, чертежей, инструкционно-технологических карт);
  • пробные выполнения изучаемых новых трудовых приемов, умений;
  • объяснение приемов самоконтроля и контроля мастера;
  • закрепление требований технике безопасности;
  • определение и разъяснение заданий учащимся по выполнению операций, упражнений, учебно-производственных работ;
  • сообщение норм времени, критериев оценок;
  • организация рабочего места.

Обучающие цели

  • Обучить трудовым действиям, и приемам...;
  • Сформировать (отработать) у учащихся профессиональные навыки и привычки...;
  • Усовершенствовать трудовые действия и приемы...;
  • Закрепить (углубить, развить) ранее изученные материалы по...;
  • Сформировать у учащихся прочные практические знания (указать конкретно);
  • Обучить учащихся умению предвидеть возможные виды брака;
  • Углубить ранее изученные знания... при отработке приемов...;
  • Обучить распознаванию признаков нарушений нормального хода технологического процесса... на основе привлечения знаний из...;
  • Раскрыть сущность выполняемых трудовых действий и приемов...;
  • Ннаучить учащихся своевременно предупреждать возникновение дефектов и брака продукции...;
  • Обобщить и систематизировать знания... при изучении приемов научить учащихся применять ранее изученные знания … при составлении инструкционно-технологической документации;
  • Научить составлению алгоритма трудовых действий и приемов;
  • Научить работе со справочной литературой;
  • Научить составлять технологический процесс, разрабатывать инструкционные и инструкционно технологические карты;
  • Формировать умения расчленять процесс обработки на отдельные элементарные, расположенные в логической последовательности шаги, описывать их;
  • Научить выполнять: технические расчеты, читать рабочие чертежи, пользоваться технологической документацией;
  • Систематизировать знания по техническим терминам;
  • Развивать самостоятельность при выполнении...;
  • Научить организации коллективной работы при выполнении и...

Воспитательные цели

  • Формировать нравственные, поведенческие и другие общие качества личности учащегося;
  • Формировать ответственное отношение к порученному делу;
  • Формировать чувство долга и ответственности;
  • Формирование чувства коллективизма, исполнительности, инициативы, целеустремленности, деловитости, внимательности, трудолюбия, уверенности в себе, способности к самовыражению, культуры труда, нетерпимости к недостаткам, умения работать в бригаде, звене.
  • Формировать профессионально важные интегративные качества личности у будущих рабочих: нетерпимости к браку;
  • Развитие предприимчивости;
  • Развитие интереса к работе передовиков производства;
  • Развитие интереса к профессии;
  • Развитие стремления добиваться высоких результатов в работе;
  • Развитие ответственного отношения к труду;
  • Развитие активности и самостоятельности в учебно-трудовой деятельности;
  • Развитие творческого отношения к труду;
  • Формировать у учащихся: стремление к постоянному развитию профессиональных способностей и мастерства, стремление к самоконтролю и саморегуляции трудовой деятельности;
  • Научить учащихся преодолевать негативные последствия стрессовых производственных ситуаций;
  • Формировать способности адекватно оценивать ту или иную производительную ситуацию; воспитание стремления устанавливать истинную причи ну нарушений технологического процесса изготовления изделий и др.

Развивающие цели

 

  • Формировать и развивать умения анализировать;
  • Научить учащихся расчленять изучаемый производственный объект на составные части, выделять отдельные существенные его стороны, переходить от конкретного к абстрактному, устанавливать связи причины и следствия;
  • Научить проводить синтез (практически или мысленно соединять элементы, свойства изучаемого объекта труда, технологии в единое целое, изучать каждую часть объекта в отдельности как элемент единого целого);
  • Научить проводить сравнение (научить учащихся находить различное и сходное, выделять существенные признаки сравниваемых производственных объектов и процессов, устанавливать последовательность в развитии знаний и умений и т. д.);
  • Научить учащихся умениям рационально организовывать и планировать свой труд, анализировать учебно-производственные работы с позиции достижения, наилучших результатов при наименьших затратах;
  • Научить находить пути совершенствования своего труда и повышения его эффективности, снижения материальных и трудовых затрат;
  • Научить зрительно контролировать правильность и точность своих движений;
  • Развивать технологическое мышление и профессиональную интуицию;
  • Формировать умения: осуществлять планирование своих действий, выбирать наиболее рациональное их сочетание и чередование с учетом вида работы, производственной ситуации и т.д.;
  • Формировать умения своевременно распознавать неполадки в работе, оборудования или подмечать признаки отклонений от нормального хода технологического процесса.
Текущий инструктаж    -  это контроль, наблюдение правильности производства работ, корректировка ошибок. Делится на целевые обходы : целевой обход контроля начала работы учащимися; целевой обход проверки организации рабочего места; целевой обход контроля соблюдения правил техники безопасности; целевой обход наблюдения правильности выполнения вспомогательных операций; далее название целевых обходов совпадает с названием основных выполняемых операций.
  • Текущий инструктаж   это контроль, наблюдение правильности производства работ, корректировка ошибок.
  • Делится на целевые обходы :
  • целевой обход контроля начала работы учащимися;
  • целевой обход проверки организации рабочего места;
  • целевой обход контроля соблюдения правил техники безопасности;
  • целевой обход наблюдения правильности выполнения вспомогательных операций;
  • далее название целевых обходов совпадает с названием основных выполняемых операций.
Текущий инструктаж  (70-85 % времени занятия)   Деятельность обучающихся: выполнение упражнений, самостоятельная работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы;   самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований техники безопасности; самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.  Деятельность мастера (преподавателя): мотивация учащихся по видам учебно-производственных работ; наблюдение; целевые обходы; индивидуальное инструктирование; коллективное инструктирование; закрепление с учащимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы; приемка результатов работы; оценивание; определение дополнительных заданий сильным учащимся.

Текущий инструктаж (70-85 % времени занятия)

Деятельность обучающихся:

  • выполнение упражнений, самостоятельная работа, формирование новых трудовых приемов, умений, способов работы;
  •   самоконтроль техпроцесса, технических требований, требований техники безопасности;
  • самостоятельная работа, выполнение учебно-производственных заданий.

Деятельность мастера (преподавателя):

  • мотивация учащихся по видам учебно-производственных работ;
  • наблюдение;
  • целевые обходы;
  • индивидуальное инструктирование;
  • коллективное инструктирование;
  • закрепление с учащимися новых способов, приемов работы по выполнению операции или производственной работы;
  • приемка результатов работы;
  • оценивание;
  • определение дополнительных заданий сильным учащимся.
  Заключительный инструктаж   -  это подведение итогов выполнения учебно-производственных работ

  • Заключительный инструктаж   это подведение итогов выполнения учебно-производственных работ
Заключительный инструктаж   (5-6% времени) сообщение о достижении целей урока; анализ самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций; разбор типичных ошибок, допущенных дефектов; анализ выполнения техники безопасности, норм времени; сообщение оценок; сообщение темы следующего урока; объяснение домашнего задания; уборка рабочих мест.

Заключительный инструктаж (5-6% времени)

  • сообщение о достижении целей урока;
  • анализ самоанализ выполнения учебно-производственных работ или трудовых операций;
  • разбор типичных ошибок, допущенных дефектов;
  • анализ выполнения техники безопасности, норм времени;
  • сообщение оценок;
  • сообщение темы следующего урока;
  • объяснение домашнего задания;
  • уборка рабочих мест.
К формам организации деятельности обучающихся  на уроках производственного обучения относится: индивидуальная, групповая (фронтальная) и бригадная (звеньевая).
  • К формам организации деятельности обучающихся  на уроках производственного обучения относится: индивидуальная, групповая (фронтальная) и бригадная (звеньевая).
При индивидуальном обучении обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному рабочему. Индивидуальная форма характерна для обучения непосредственно на производстве. В зависимости от особенностей производства обучающийся работает вместе с рабочим на одном рабочем месте или отдельно на выделенном для него месте (рабочем оборудовании) поблизости от наставника.
  • При индивидуальном обучении обучающийся прикрепляется к высококвалифицированному рабочему. Индивидуальная форма характерна для обучения непосредственно на производстве. В зависимости от особенностей производства обучающийся работает вместе с рабочим на одном рабочем месте или отдельно на выделенном для него месте (рабочем оборудовании) поблизости от наставника.
Фронтальная форма организации работы обучающихся заключается в том, что все обучающиеся выполняют одинаковые задания. Мастер может руководить одновременно работой всей группы, применяя групповой инструктаж, коллективное обсуждение ошибок. Таким образом, методическое руководство учебным процессом облегчается, однако при этом есть и свои трудности. Так, например, не всегда удается обеспечить всех обучающихся одинаковыми заданиями из-за отсутствия материалов и эффективность обучения зависит от темпа работы обучающихся.
  • Фронтальная форма организации работы обучающихся заключается в том, что все обучающиеся выполняют одинаковые задания. Мастер может руководить одновременно работой всей группы, применяя групповой инструктаж, коллективное обсуждение ошибок. Таким образом, методическое руководство учебным процессом облегчается, однако при этом есть и свои трудности. Так, например, не всегда удается обеспечить всех обучающихся одинаковыми заданиями из-за отсутствия материалов и эффективность обучения зависит от темпа работы обучающихся.
Бригадная, или звеньевая, форма организации обучения обучающихся предполагает деление группы на бригады по 3-4 человека, каждая бригада выполняет свое задание. При этом происходит разделение труда, как между звеньями, так и внутри звена. В бригаде все работы распределяются между учащимися, т.е. каждый получает задание на выполнение определенных операций или комплекса операций, а затем собранная бригадой схема испытывается. При бригадной форме организации обучения усложняется руководство учебным процессом со стороны мастера, которому приходится осуществлять одновременно контроль за выполнением разнообразных работ. Эта трудность преодолевается путем применения письменных инструкций, которые подготавливаются для каждой бригады и содержат подробные указания для самостоятельной работы учащихся. В зависимости от содержания и целей урока структура занятия меняется.
  • Бригадная, или звеньевая, форма организации обучения обучающихся предполагает деление группы на бригады по 3-4 человека, каждая бригада выполняет свое задание. При этом происходит разделение труда, как между звеньями, так и внутри звена. В бригаде все работы распределяются между учащимися, т.е. каждый получает задание на выполнение определенных операций или комплекса операций, а затем собранная бригадой схема испытывается.
  • При бригадной форме организации обучения усложняется руководство учебным процессом со стороны мастера, которому приходится осуществлять одновременно контроль за выполнением разнообразных работ. Эта трудность преодолевается путем применения письменных инструкций, которые подготавливаются для каждой бригады и содержат подробные указания для самостоятельной работы учащихся. В зависимости от содержания и целей урока структура занятия меняется.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!