Структура урока.
Цели и задачи урока, как основа результативного обучения.
I слайд
Важным принципом эффективности проведения урока является правильно сформулированные цель и задачи урока. Рассмотрим, что же такое урок, цель, задачи.
II. слайд
Уро́к — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).
К основным видам уроков относят:
комбинированный урок;
урок сообщения и усвоения новых знаний;
урок повторения и обобщения полученных знаний;
урок закрепления знаний, выработка умений и навыков;
урок проверки и оценки знаний, умений и навыков;
III. слайд
Структура урока – это список поэтапности его проведения.
Стандартный урок подразделяется на основные элементы:
Организационный момент (2 минуты). Основной задачей является привлечение внимания детей, привить заинтересованность темой урока, ознакомить с целями и задачами урока.
Повторение пройденного материала, проверка домашнего задания (5 минут). Проведение аналогии с запланированным материалом для начала объяснения новой темы.
Изучение нового материала (20 минут). Изложение нового материала. Возможны смены деятельности во время объяснения: работы в группах, диалог. Учитель подробно и внятно изъясняется, основываясь на примерах, с наглядными материалами для скорейшего запоминания детьми.
Закрепление (8 минут). Использование заданий или упражнений закрепительного характера. Проводится беседа, обсуждение возникших вопросов. Диалог с детьми позволяет выработать умения и проверить на усваивание новой темы.
Итоги (3 минуты). Этап важен для понимания того, что учащиеся усвоили материал, дети могут задавать интересующие их вопросы.
Домашнее задание (2 минуты). Запись домашнего задания и его подробное разъяснение.
IV. слайд
Цель: место, в которое надо попасть при стрельбе или метании, мишень.
В уроке цель это – то, к чему стремятся, что надо осуществить.
Когда учитель осознает смысл учебной цели, его деятельность становится мотивированной и целенаправленной. А чтобы сформулировать цель, необходимо обнаружит дефицит знаний, в этом случае цель воспринимается как проблема.
V. слайд
Цели обучения должны быть:
Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель
Конкретные.
Понятные.
Осознанные.
Описывающие желаемый результат.
Реальные.
Побудительные (побуждать к действию).
Точные.
Цель урока должна быть одна.
Цель современного урока: создать (обеспечить) условия для формирования (развития) представления (умения).
Создать условия для …
усвоения знаний о…
формирования умения…
установления уровня знаний по теме...
обобщения изученного материала по теме...
систематизации изученного материала по теме...
отработки умений учащихся.
осмысления и нахождения учащимися способов…
понимания учащимися…
ознакомления учащихся…
формирования представления о…
организации деятельности учащихся по первичному усвоению новых знаний, умению применять правило…
организации деятельности учащихся по расширению области их знаний о
формирования у учащихся целостного представления о понятиях …
реализации новых способов действий …
расширения знаний учащихся о …
усвоения техники…
систематизации и обобщения знаний по теме …
обеспечения знаний учащимися каких-то понятий, определений, теорем ...
установления уровня знаний по теме...
обобщения изученного материала по теме...
систематизации изученного материала по теме...
VI. слайд
Реализация цели успешна лишь в том случае, если педагог правильно и грамотно сформулировал задачи урока. В отличие от цели, задачи урока призваны детализировать её, «разбить» на конкретные пути достижения. Задачи урока соотносятся с планируемыми результатами (они отражены в рабочей программе).
Задачи - проблемная ситуация с явно и заранее заданной целью. Задача отвечает на вопрос «как сделать?», возникает в силу понимания проблемы, возникшей на пути к цели. Задача определяет план работ для решения задачи, для достижения цели в итоге.
Задачи обучения условно разделяют на три группы:
Все эти группы задач взаимосвязаны. Не обязательно ставить воспитательные и развивающие задачи к каждому уроку, можно поставить одну задачу на несколько уроков темы: невозможно за один урок улучшить память учащихся, научить анализировать и обобщать, воспитать доброту, гуманность, вежливость, а тем более проверить, насколько они сформированы. Значит, цели и задачи могут повторяться из урока в урок.
Прописывая воспитательные задачи, рекомендуется использовать следующие формулировки: создать/обеспечить условия для воспитания чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости, отрицательного отношения к вредным привычкам, ценности физического здоровья и т.д.
Развивающий компонент задач можно формулировать так: создать условия для развития/способствовать развитию (логического мышления, памяти, наблюдательности, умения правильно обобщать данные и делать выводы, сравнивать, умения составлять план и пользоваться им и т. д.)
Образовательную задачу формулировать труднее, потому что к её формулировке нет единого подхода. Но именно эта задача самая важная. Она самая конкретная, самая проверяемая, самая очевидная и достижимая.