Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества»
Муниципального образования – Пригородный район РСО-Алания
Сценарий
посвященный
«Дню толерантности»
Цели и задачи:
- воспитание толерантного сознания у детей и подростков;
- расширение представлений о многообразии культуры в Северной Осетии, о толерантности в мышлении и поведении;
-воспитание позитивного отношения к культурным различиям;
-развитие умений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями различных культур.
Участники фестиваля: В фестивале принимают участие все творческие объединения Дома детского творчества. Возраст участников от 6 до 17 лет
Порядок проведения фестиваля: Фестиваль проводится в ДДТ 25.11.2019 в 1500.
Оформление: стенды:
Толерантности
Новогодний Вернисаж
Ход мероприятия
Вед: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости!
Сегодня мы рады приветствовать Вас на фестивале, посвященном «Дню толерантности».
Вед: Тысячелетиями люди на земле общаются друг с другом. Этого времени должно было хватить на то, чтобы все научились понимать друг друга и находить лучшие пути к согласию, взаимному доверию.
Вед: В жизни каждого человека понятие толерантность долго стоит на особом месте. Именно терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, мнениям, идеям, верованиям является достижением взаимопонимания среди людей.
Вед: Республика Северная-Осетия Алания одна из многонациональных республик на Кавказе. Ещё с древних времён кавказские племена, роды жили вперемешку. Это не мешало жить людям, народам, которые испытывали и столкновения, но не менее и взаимопонимания. А теплое взаимообщение приводило к взаимоотношению культур, наполняет жизнь разнообразием.
Вед: Если внимательно посмотреть на историю Северо-Кавказских народов, то обнаружится множество страниц, указывающих на общность судеб.
Вед: Сегодня мы вас познакомим с такими народами, которые проживают на территории Пригородного района – это осетины, русские, дагестанцы, евреи, грузины, кабардинцы.
Вед: Наше мероприятие будет проходить по номинациям:
(представление народа одним из т/о)
Национальный костюм.
Национальная кухня.
Национальные музыкальные инструменты.
Музыкальный номер (танец, песня, исполнение на народном инструменте)
Встреча Нового года, или один из обычаев.
Вед: К нам на праздник пришли гости:
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Русский народ представляет творческое объединение «Сармат»
История русского народного танца
Творческое объединение «Сармат» представляет традиции, обряды, культуру русского народа.
Наш район очень многонациональный, 25 % русскоязычное население. И кому как не нам знать их обычаи и традиции, потому что русский язык является связующим звеном во всем мире, а значит этот народ самый могучий.
И мы хотели бы познакомить вас с эти народом. Если глубоко уходить в историю и истоки русского народа, то можно говорить об этом не часами, а днями, но мы будем коротки.
Кухня русского народа
Русский народ славиться своей богатой и разнообразной кухней.
Мы вас познакомим с традиционными блюдами этого народа, которые входят в ежедневный рацион.
Борщ.
Пельмени со сметаной.
Блины со сметаной.
Ватрушки.
Традиционный напиток на Руси – квас.
Музыкальные инструменты русского народа
Баян
Бубен
Балалайка.
Гусли.
Арфа.
Ложки.
Костюм русского народа
Русский костюм очень богат, по покрою, по эскизам и по вышивки.
Один из разновидностей женского костюма мы сейчас покажем вам.
Сарафан свободного покроя, (он может быть из яркой однотонной ткани), золотая тесьма служит украшением этого костюма. Под сарафаном одета белая свободная рубашка. Ворот и рукав украшен золотой аппликацией. На голове кокошник.
Мужская одежда: шаровары свободного покроя, рубаха, талия опоясана широким поясом, на ногах сапоги, на голове папаха.
Русский народный танец
Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества.
Он возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроение, отношение к жизненным явлениям. Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народного танца. Русский танец красив своим рисунком, своей плавностью, своей красивой мелодией и грациозностью. А еще красивее зажигательные русские танцы: «Яблочко», «Кадриль» и так далее. Сейчас мы вам покажем русский народный девичий хоровод «Березка».
Празднование Новогодних праздников
Традицию празднования Нового года в России ввел Петр I. До этого Новый год на Руси приходил на 1 сентября, а еще раньше на 1 марта. Однако царь, желая идти в ногу с западом, запретил праздновать Новый год осенью, и указал перенести праздник на 1 января. В те же времена рождество в России приходилось на 25 декабря. Выходило так, что рождество было раньше, чем Новый год и тогда издали Указ, чтобы перенести его на начало января.
Первый новый год в России был шумно отмечен парадом и фейерверком в ночь с 31 декабря на 1 января 1700 года.
При правлении Екатерины II появилась новая традиция празднования Нового года в виде Бала Маскарада, на который сама любила являться в мужском костюме.
Отсюда и появилась традиция наряжаться ряженными и ходить поздравлять своих знакомых и соседей с Новым годом. У нас в Осетии ряженными называют «Хæдзаронтæ».
На рождество девушки гадали. Это тоже старая русская традиция. Они собирались в узком кругу для того, чтобы узнать свою судьбу.
И сейчас мы покажем вам обряд гадания
Святки переход между старым и новым годом. На святки собирались девушки и гадали, гадали вечерами. Обычно, они начинались как только в доме зажигали свет. Полуночные гадания всегда приходились после ужина, с 12 часов ночи.
Святочные гадания посвящены преимущественно будущей семейной жизни и выбору жениха, так как вслед за Святками наступал период, называемый «мясоедом», который длился от крещения до масленицы и считался свадебным.
Лучше всего для этой цели подходит «нехорошее» место – заброшенные дома, бани, хлева, подвалы, сени, чердаки, кладбища.
Гадавшие должны были снять с себя нательные кресты, развязать все узелки на одежде, так как они перекрывают энергетическое поле, что недопустимо при общении с будущим.
Выходили из дома, не перекрестившись, шли молча, босиком, в одной рубахе.
Наиболее удачными гаданиями считались святки, ночь под Новый год и крещение.
Дагестанский народ представляет творческое объединение
«Эхо гор»
Приветствие на двух языках
Вед: Творческое объединение «Эхо гор» на I фестивале толерантности Дома детского творчества представляет один из народов населяющих Пригородный район – дагестанцев.
Дагестан – уникальный уголок России, в котором соседствуют пять климатических зон: от субтропиков в Прикаспийской низменности, находящейся на 28 метров ниже уровня Мирового океана, до снежных вершин высотой более 4000 метров.
Дагестан – это вся наша страна в миниатюре: здесь есть горы и море, степи и леса, пустыни и ледники.
Это прекрасный уголок земли расположен на стыке двух континентов. Родники и ручьи Дагестана стекают с его склонов, бросаются вниз головой с его круч и, словно сыновья к отцам, спешат в объятия рек и морей Азии.
Дагестан – это удивительно красивая природа, и не менее прекрасные творческие люди, владеющие и современными технологиями, и древними искусствами и ремеслами.
Дагестан – это дна из самых многонациональных и многоязычных республик России. В ней проживает семь национальностей: аварцы, кумыки, даргинцы, лезгины, табасаранцы, лакцы, таты, которые имеют свою территорию, язык, культуру, а также народности, имеющие свои языковые наречия.
Здесь есть аулы, населенные ремесленниками, творящими славу народных промыслов: на весь мир прославили себя кубачинские и гоцатлинские мастера, создающие прекрасные художественные произведения из серебра и металла, пасечники по дереву из Унцукуля, кровильщицы Лезгистана и Табасарана, гончары из Балзара,
которые своим трудом, талантом беззаветно служат Родине, снискавшие, всеобще признание, почет и достоинство представляющих нашу республику в России и во многих странах мира.
Дагестан – это гостеприимно разостланный ковер, на котором могли бы встретиться президенты и премьеры, ученые и земледельцы, поэты и мыслители.
В Дагестане более 30 народностей и почти столько же национальных костюмов. Костюмы значительно отличаются, друг от друга по покрою и расцветке.
Мужской костюм не так уж и сложен, он включает в себя: папаху, башлык, рубаху, черкеску, газыри, кинжал, мужской пояс ну и конечно ичиги.
Вед: У каждого народа есть свои обычаи и традиции, отличающиеся друг от друга.
Вед: Сейчас мы вам покажем дагестанский обычай «Забрасывание папах», когда девушка выбирает себе спутника жизни.
Вед: Молодые люди собирались недалеко от дома девушки, чтобы узнать, кому же из них она отдаст свое предпочтение.
(Идет описание и показ обычая)
(Стихи читают за кулисами)
(Читается притча)
Что стала трепетнее птахи
Моя душа – не мудрено,
И парни скинули папахи
И стали целится в окно.
Здесь нужна была сноровка
Я, словно жребий: да иль нет,
Как равный кепку бросил ловко
За их папахами вослед.
Казалось, не дышал я вовсе,
Когда папаха по одной,
Как будто из закута овцы,
Выскакивала под луной.
И кепка с козырьком, похожим
На перебитое крыло,
Когда упала наземь тоже
Я понял – мне не повезло.
Дрожа от горя, как от страха,
Ушел я – раненный юнец,
А кто-то за своей папахой
В окно распахнутое лез.
(Забрасывание папах)
(«Эхо гор» исполняют ритмы на доуле)
(Танец жениха и невесты)
Грузинский народ представляет творческое объединение «Вдохновение»
(Занавес закрыт, идет фон грузинской музыки)
Сны о Грузии – вот радость!
И под утро так чиста
Виноградовая сладость
Осенявшая уста.
Ни о чем я не жалею,
Ничего я не хочу –
В золотом свети – Цховели
Ставлю бедную свечу.
Малым камушкам во Мцхета
Воздаю хвалу и честь.
Господи, пусть будет это
Вечно так, как ныне есть.
Пусть всегда мне будет в новость
И колдуют надо мной
Милой родины суровость,
Нежность родины чужой.
(Белла Ахмадулина)
Приветствие на двух языках
Вед: Добрый вечер, дорогие друзья!
Вед: Творческое объединение «Вдохновение» на I фестивале толерантности Дома детского творчества представляет грузинский народ.
Грузия известна на Кавказе и за ее пределами своим вином, кухней и гостеприимством. В горных деревнях Грузии, можно встретить столетних стариков, которые управляются с лошадьми и срубают одним ударом дерево толщиной в две руки взрослого человека.
Столица Грузии «Тбилиси» - находится в самом сердце Кавказа. На центральных улицах Тбилиси сохранились здания еще со времен средневековья.
По официальным данным, около 89 % населения Грузии – христиане, из них около 84 % - православные, около 4 % - армяне-григориане, около 1 % католики, 10 % населения Грузии составляют мусульмане, около 1 % - иудеи, и около 1 % населения не причисляет себя ни к одной религиозной группе.
Говорят, в то время, когда Бог распределял места для разных народов, грузины кутили. Бог уже закончил распределение земель, когда к нему пришли грузины. Удивленный Господь спросил, где они были до этого времени? – мы произносили тосты в твою честь, - ответили грузины. Польщенный Господь сказал: «Раз так, то я отдам вам отличный кусок земли, который отложил для себя. Так грузины получили Грузию.
Национальный костюм
Мужской костюм включал рубаху (перанги), штаны (нипхави, шарвали), верхнюю одежду – чоха (подобие черкески) и короткий ахалухи (тип бешмета), надевавшийся под чоху, пояс (шерстяной, шелковый, кожаный). Зимой носили тулуп (ткави), бурку (набади). Головным убором служили войлочные шапки (набдис куди), меховые папахи, бышлыки (кабалахи); у имеретин был известен оригинальный головной убор папанаки. На ноги надевали вязаные носки (циндеби), вязаные или кожаные ноговицы (пачичеби), каламани – самодельную обувь из сыромятной кожи в виде лаптей, в горах носили вязаные сапоги (читеби) социальная верхушка – кожаные сапоги на каблуке.
Женский костюм состоял из рубахи (перанги), длинных штанов (шеидиши), длинного платья (картули кааба – грузинское платье) с нагрудной вставкой (гулиспири), платье подпоясывали длинным матерчатым поясом (саркели), концы которого спускались почти до подола. Поверх платья состоятельные грузинки надевали катиби – распашную бархатную одежду на меху. Головной убор состоял из вуали (лечаки), картонного ободка, обшитого бархатом (чихта), тонкого валика, обшитого шелком, и головной повязки (тавсакрави), обычно из бархата. Выходя на улицу, грузинки обязательно накидывали платок (багдади). На ногах носили башмаки на каблуках без задников (коши), мягкую обувь из сафьяна без каблуков (типа тапочек – плости), сафьяновые полусапожки (цуга), каламани.
Из множества Грузинских танцев основной - Картули»
Это свадебный танец жениха и невесты. Медленный, плавный, грациозный, полон чувств. Парень приглашает свою невесту четкими, целенаправленными танцевальными движениями. Девушка став в танцевальную позу ждет приближения партнера. При сближении девушка плавными движениями выходит вперед исполняет сольную партию. Подхватив ее танец, они вместе двигаются по кругу, заигрывая друг с другом. На этом с поклоном заканчивается танец, парень провожает девушку на место.
Как и каждый народ у Грузин языковое и культурное разнообразие: мигрелы, сваны, обхазы, кахеты и аджары.
Сейчас вашему вниманию фрагмент аджарского танца. Этот танец, танец рыбаков. Они уходили на рыбалку и там исполняли этот танец. Танец «Ган-да-ган»
Без этого блюда, которое мы сейчас вам предоставим, не обходится не один Новогодний праздник.
Основу традиционного питания грузин составляли молочные и растительные продукты, хлеб, сыр сулугуни, имеретинский, тушинский домашнего приготовления из овечьего, коровьего молока, мацони, масло, творог, сливки, разнообразные овощи и фрукты, фасоль, бобы, зелень, в том числе дикорастущая. Хлеб – пресный и на закваске (лаваш, пури, шоти) – выпекали из пшеничной, ячменной, ржаной, овсяной муки.
В Западной Грузии из кукурузной муки готовили пресный хлеб лечади. Важное место в питании местного населения здесь занимало гоми-блюдо в виде круто сваренной каши из просяной или кукурузной муки без соли и масла. Гоми в значительной мере заменяло хлеб: ели его всегда горячим. Из зерна и муки делали каши, похлебки. Мясные блюда из баранины, говядины, курицы, индейки были в основном праздничными. В восточной Грузии – это шашлык, хинкали, бозбаш, чихиртма, плов; в Западной - также социви (кушанье из индейки или курицы в ореховом соусе).
Основными алкогольными напитками Грузии было виноградное вино, в горах – арака, в горах Восточной Грузии также ячменное пиво, игравшее большую роль в ритуальной жизни.
Устойчивы традиции застольного этикета.
Семейное отношение характеризовалось строгой патриархальностью и регламентировалась целой системой запретов. Супругам запрещалось называть друг друга по имени, произносить имена свекра и свекрови, тестя и тещи, жене – разговаривать со старшими родственниками до 7-8-го колена, между однофамильцами, жителями одного квартала, одного общества, между лицами, вступившими в искусственное родство (побратимами, воспитанниками по обычаю аталычества).
Грузинский народ славится своими песнями, своим многоголосным распевом, необычайными сложными, вокальными партиями. Само исполнение звучит насыщенно, и не требует музыкального сопровождения. Российская эстрада может гордиться такими известными исполнителями, как: Нани Бригвадзе, Вахтанг Кикабидзе, Тамара Гвердцители, Сосо Павлиашвили и др.
Визитная карточка Грузинского народа широко известна и всеми любимая песня «Тбилисо».
Творческое объединение «Мелодии Иристона» представляют Кабардинский народ
(Идет представление)
Мой Нальчик! Горный город мой.
Всех ближе, всех любимей!
Вновь повстречался я с тобой весной
Под липами твоими.
Вед: Нальчик – столица Кабардино-Балкарсой Республики, одна из крупных экономических, административных и культурных центров Северного Кавказа и известная здравница, расположен в живописной местности у подножья главного Кавказского хребта на высоте 512метров над уровнем моря. Его зеленая площадь составляет 991га.
Вед: В истории любого города его происхождению и дате основания придается особое значение. Не исключение и город Нальчик.
Вед: Нальчик стал центром Кабардино-Балкарской автономной области, с 5 декабря 1939 года – КБР. Во время Великой Отечественной войны тысячи нальчан сражались с гитлеровскими захватчиками в рядах Советской Армии, а оставшиеся в городе самоотверженно трудились, выпуская боеприпасы и продукцию для нужд фронта.
Вед: Нальчане свято чтят память своих сыновей и дочерей, погибших в периоды становления Советской власти и Великой Отечественной войны, а также внесших большой вклад в развитие образования, науки, литературы, культуры и искусства.
Вед: Нальчане гордятся историей своего города.
Национальный костюм
Вед: Женские комплексы одежды народов Северного Кавказа имели очень много общих черт, сложившихся в результате сходства условий жизни и взаимовлияния. Вместе с тем существовали и отличия. Так, женский костюм кабардинок и черкешенок был сложным по составу, ярко отражал социальные различия. Головной убор имел разнообразные формы; девочка ходила в платке или даже с открытой головой, но когда она начинала посещать танцы, т.е. созревала для замужества, то надевала золотую шапочку, которую носила и после свадьбы до рождения первого ребенка. Принадлежностью костюма женщин высшего сословия была обувь в виде высоких скамеечек, сделанных в форме ступни и обтянутых бархатом с серебряными украшениями. Обязательной частью дворянского девичьего костюма был кожаный корсет с планками.
Вед: Широко использовали кавказцы бурку. Ее носили внакидку и зимой и летом, защищаясь от дождя, ветра и холода. Она служила палаткой и постелью. Излюбленным головным убором мужчин на Кавказе были меховые шапки различной формы. Шили их обычно из шкурок ягнят, молодых овец особой породы, из дорогого бахарского каракуля. Широко распространенным и, видимо, древним головным убором был также башлык.
Национальные инструменты
Вед: В прошлом адыги имели разнообразные музыкальные инструменты: шичепшине - смычковый инструмент с двумя, реже с тремя, позднее с тремя волосяными струнами, апашина – щипковый инструмент типа угловой арфы с волосяными струнами, пакъырэ, бжьамий – духовой инструмент. Основными исполнителями на этих инструментах были мужчины, а женщины стали выступать как музыканты только с появлением национальной гармоники.
Национальный танец
Вед: «Исламей» - танец-соревнование. Отличается от танцев группы «Удж» не только искрометной техникой танцующих, но и своим происхождением. Этот танец перешел из Малой Кабарды в Большую. «Исламей» - танец подвижный, зажигательный, танец ловких, сильных и выносливых, танец-соревнование.
Вед: «Кафа» - самый распространенный танец кабардинцев. Исполняется в быту, на торжествах, на свадьбах. Кафа танцевальный диалог двоих, танец взаимопонимания и гармонии. Характер плавный, при этом ритмичный, темп умеренный.
Творческое объединение «Ритмы Кавказа» представляют еврейский народ
(Идет представление)
Вед: Добрый день дорогие друзья!
Удивительный, непостижимый еврейский народ…. Сквозь десятки столетий прошел он, не с кем не смешиваясь, тая в своем сердце вековую скорбь и вековую пламень. Пестрая жизнь Рима, Греции и Египта давным-давно сделалась достоянием музейных коллекций, а этот таинственный народ, бывший уже патриархом в дни их младенчества, не только существует, но и сохранил свою веру, сохранил священный язык своих вдохновенных Божественных книг, свою мистическую азбуку.
Вед: Нигде не осталось следа от его загадочных врагов, от всех этих филистимлян, амалекитян, моавитян и других полумифических народов, а он, гибкий и бессмертный, все еще живет, точно выполняя чье-то сверхъестественное предопределение. Его история проникнута трагическим ужасом и вся залита собственной кровью.
Вед: Как мог он оставаться в живых? Или, в самом деле, у судьбы народов есть свои непонятные нам, таинственные цепи? Почем знать: может быть, какой-нибудь высшей силе было угодно, чтобы евреи, играли роль вечной закваски в огромном мировом брожении.
Вед: Еврейская цивилизация – одна из древних в мировой истории, наряду с египетской, китайской, эллинской, латинской. Еврейская культура – не есть явление чисто религиозное, хотя фундамент представлений, содержащихся в еврейской культуре, составляют тексты, которые традиция относит к религиозным книгам. Быть евреем значит не только и не столько принадлежать к еврейской национальности, сколько разделять культуру: нормы, традиции, представления о мире и о своем месте в нем.
Вед: Говоря о евреях, имеют ввиду не столько национальность, сколько группу людей, чье самосознание которой определяется отношения к книге к Библии, а также принятием на себя той роли, которую Бог возложил согласно Библии на еврейский народ – роли носителя божественных предписаний для человечества.
Национальная кухня
Вед: Национальная кухня – часть культурного наследия каждого народа, и знакомства с ней своеобразный, но всегда любопытный способ познания других людей и целых народов. Рецепты блюд сохранялись и передавались из поколения в поколение еврейского народа на протяжении нескольких тысячелетий.
Закуски и салаты: яйца рубленные с луком, сельдь рубленная форшмак селедочный, салат из свеклы, гехакто лебер (печеночный паштет), бульоны, супы и соусы.
В еврейской трапезе преобладают очень питательные супы, густые настолько, что сами по себе могут быть целой трапезой. К бульонам же пользующимся наибольшими предпочтениями добавляются различные изделия из муки – креплах, фарфелах, нудлен… Но все это пища обычных будних евреев.
Праздники: Нельзя не отметить важность празднования Шаббата. Еврейский писатель Ахад Ха-арн сказал: «Не столько евреи сохранили Шаббат, сколько Шаббат сохранил евреев».
Еженедельное празднование божьего дара отмечается как в общине, так и в домашнем кругу. В этот день можно отведать вкусную еду, воспевать хвалу господу.
Песах – еврейскую пасху отмечают на 8 день весны, день освобождения евреев от египетского рабства и становление из как народа. Первый вечер пасхи называется «Седер» (тайная вечера). На стол подают ритуальные блюда.
Осетинский народ представляет «Клуб старшеклассников»
(Идет представление)
Вед: Здравствуйте дорогие ребята и уважаемые гости!
Мы рады приветствовать Вас на I фестивале, посвященном «Дню толерантности».
Вед: Осетины одни из древних народов Кавказа. Традиционная осетинская культура, связанная с обычаями, является визитной карточкой осетинского народа.
Вед: Осетины очень чтят своих дзуаров, но особо почетное место в пантеоне святых, занимает Уастырджи – покровитель мужчин, путников, защитник бедных, наставник молодежи.
Вед: Уастырджи был, так почитаем нашими предками, что даже месяц, на который приходился его праздник, называли «Джеоруыбайы май» - месяц Джеоргуыбы. Поскольку праздник продолжается неделю, то эта неделя носит название «Неделя поклонения Уастырджы».
Вед: Традиционная пища осетин близка к пище народов Кавказа. В горах преобладали молочные и мясные блюда, на равнине мучные и овощные. Из национальных мучных изделий большое распространение имеют пироги с мясом, с сыром, с фасолью, тыквой. Из молочных продуктов и блюд: сыр, топленое молоко, кефир, каши на молоке. Особое место в рационе занимает блюдо, приготовленное из свежего сыра, смешанного с мукой (дзыкка).
Вед: Традиционное занятие осетин на равнине - земледелие, а в горах было развито скотоводство. В горах выведены лучшие породы скота. Осетинская овца славится вкусным мясом, длинной мягкой шерстью, из её молока делали сыр.
Вед: Были развиты домашние промыслы, ремесла – производство сукна, овчины, мебели, посуды, резьба по дереву и немного, ювелирное, вышивка, а также плетение осетинской косынки (Алдынбыд).
Вед: Дома строили двухэтажные, первые этажи для скота, крыши плоские, земляные. Внутри стены облаживали глиной. Окна небольшие. Для гостей устраивалось специальное помещение – кунацкая.
Вед: Традиционная мужская одежда – черкеска с газырями, бешмет, шаровары, бурка. Головные уборы папаха из овчины. Неизменная принадлежность – кинжал.
Вед: Женская повседневная одежда по покрою почти идентична мужской; с элементом русской культуры становится более разнообразной. К платью пришивались серебряные с позолотой украшения, аппликации. Круглая бархатная шапочка покрывалась легким ажурным платком.
Вед: Обычаи гостеприимства мало отличались от аналогичных у других народов Кавказа.
Вед: Осетинская свадьба – многолюдна, не нее может прийти любой желающий без приглашения.
Вед: Большинство осетин исповедовали православие, меньшинство – ислам, сохранились языческие верования и обряды.
Вед: Многоязычие Кавказа, многоцветье его культур складывались тысячелетиями и с древнейших времен поражало воображение путешественников. Важной частью истории народов Кавказа был обмен хозяйственными и культурными достижениями. Взаимное обогащение языков и фольклора сближало разное по происхождению народы.
Весь конкурс будет оценивать наше строгое компетентное жюри, в составе:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вед: Сегодня мы очень много узнали о тех народах, которые проживают в нашем районе. И надеемся, что тема толерантности помогает нам лучше понимать соседей.
Вед: А сейчас наше жюри подведет итоги фестиваля и определит победителя. Пока подводятся итоги, мы предлагаем вам послушать песню в исполнении __________________________________________________.
(Награждение победителей)
Вед: Спасибо за то, что вы пришли на наш фестиваль. Мы надеемся, что эта встреча будет не последней. До свидания! До новых встреч! С наступающим Новым годом!
Елизарова М.В. – педагог-организатор
16