СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий интеллектуальной игры "Мы - грамотеи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий интеллектуальной игры "Мы - грамотеи"

Просмотр содержимого документа
«Сценарий интеллектуальной игры "Мы - грамотеи"»

СЦЕНАРИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ

МЫ – ГРАМОТЕИ

Ведущий _____________________

Здравствуйте!

Язык наш сладок, чист, и пышен, и богат;

Но скудно вносим мы в него хороший склад;

Так чтоб незнанием его нам не бесславить,

Нам нужно весь свой склад хоть несколько поправить.

(А.Сумароков)

Ведущий______

Мы рады приветствовать вас на филологической игре - «Мы - грамотеи!» Мы узнаем, насколько хорошо участники команд знают русский язык, вспомним склонение числительных, орфоэпию (расстановку ударения в словах), поговорим о лексике и этимологии слов. Хочу познакомить вас с правилами игры. За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу, баллы суммируются и выигрывает та команда, которая наберет большее количество баллов. Каждый участник может принести балл в копилку своей команды.

Сегодня будут состязаться учащиеся 7, 8, 10 классов

Команда 1 АБВГдейка

Команда 2 Алфавит

Члены жюри: председатель –

заместитель директора -

заместитель директора

Итак, - представление команд!

В качестве презентации команды, участникам было предложено написать тексты, в которых все слова начинаются на одну и ту же букву. И прямо сейчас мы с вами узнаем, а какая буква приглянулась команде 1 АБВГдейка . (Команда читает)

А какую букву выбрала команда Алфавит? (Команда читает)

Ведущий ______

Поздравляю! Обе команды блестяще справились с домашним заданием! За домашнее задание оценки не ставятся, поскольку это была разминка.

А сейчас переходим к соревновательной части нашей игры. Командам предстоит серьезная борьба за призовые баллы. Первый конкурс, возможно, покажется вам простым, но это не так. На самом деле вам понадобятся не только знания, но и командная согласованность. Называется первое испытание – «АЗ, БУКИ, ВЕДИ». Игроки получат группу из 6 однокоренных слов, которые нужно будет расставить в алфавитном порядке. За каждое правильное место 1 балл. Команда, которая первая ответит, получит дополнительный балл за скорость, если в ответе не будет ошибок. (Командам заранее раздали слова, в это время на доске появляются слова, с которыми работают команды).

(правильный ответ)

образный образ

образность образец

образец образность

образок образный

образ образок

образцовый образцовый



Ведущий объявляет баллы, заработанные в 1 конкурсе и общий счет.

Ведущий читает стихи Семена Кирсанова «Склонения»

Именительный - это ты,
собирающая цветы,
а родительный - для тебя
трель и щелканье соловья.
Если дательный - все тебе,
счастье, названное в судьбе,
то винительный... Нет, постой,
я в грамматике не простой,
хочешь новые падежи
предложу тебе? - Предложи!
- Повстречательный есть падеж,
узнавательный есть падеж,
полюбительный, обнимательный,
целовательный есть падеж.
Но они не одни и те ж -
ожидательный и томительный,
расставательный и мучительный,
и ревнительный есть падеж.
У меня их сто тысяч есть,
а в грамматике только шесть!

Ведущий______

Переходим к следующему раунду. Уважаемые команды, а помните ли вы падежи? Вот сейчас мы это и узнаем…-)))

Наш второй конкурс называется «ПОСЧИТАЙ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ». Тут все просто, нужно уметь склонять и выговаривать числительные. Семиклассникам мы дадим трехзначные числительные, восьмиклассникам – четырехзначные, а десятиклассники получат пятизначные…

За каждый правильный ответ 1 балл, если команда ответила правильно и быстро, т.е. закончила первой, еще один балл она получит за скорость. Приступаем к выполнению заданий, время пошло.

У участников лежат на столе числительные.

Первыми у нас отвечают семиклассники. Они получили число 895, его нужно было просклонять в родительном падеже. (Правильный ответ: восьмисот девяноста пяти). Следующими отвечают восьмиклассники. Давайте посмотрим, что получилось у вас из числа 6789 (шесть тысяч семьсот восемьдесят девять) в предложном падеже . Ваш ответ………………(правильный ответ: шести тысячах семистах восьмидесяти девяти). Слово берут старшеклассники, посмотрим, что у них получилось из числа 55389 (пятьдесят пят тысяч триста восемьдесят девять) в дательном падеже. Участники отвечают. (Правильный ответ: пятидесяти пяти тысячам тремстам восьмидесяти девяти).

Подсчет баллов.

Ведущий______ Следующий наш конкурс - «ЛЕПОТА», сейчас игрокам нужно будет дать определение устаревшим словам. Если игроки знают определение слова, они могут ответить сразу, а если нет, у них есть двадцать секунд, чтобы подумать и посоветоваться друг с другом, в случае ошибки команды ход передается соперникам. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

На доске появляется слово - ДЛАНЬ (ладонь). Команды думают, отвечают.

1 балл присуждается команде, которая ответит правильно.

Теперь поговорим о древнерусский профессиях. На доске появляется следующее слово – ШОРНИК. Команды думают, отвечают.

Ведущий______ (Шорами называли наглазники, закрывающие лошади обзор по бокам. Элемент сбруи дал название целой профессии. Однако мастер занимался изготовлением всей конской амуниции: седел, уздечек, стремян. Каждая упряжь должна была быть уникальной. Первые шорники существовали еще в Древней Руси, а сейчас только редкие специалисты украшают породистых лошадей для скачек).

Подсчет баллов. Следующее слово.

ПОВО́ЙНИК – (Платок, обвитый вокруг головы — головной убор у русских замужних крестьянок).

И последнее слово в древнем толковании – ДЕННИЦА (в старославянском – утренняя заря).

Судьи объявляют промежуточный результат.

Ведущий ________ Поговорим об орфоэпии. Друзья, а знаете ли вы, что если в слове неправильно произнести ударение, то слово может поменять свой смысл?... Так вот, наш следующий конкурс называется «УДАРЬ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ…»В следующем конкурсе вам нужно будет разобраться и ответить на какой слог ставить ударение. У каждого игрока всего лишь 30 секунд и три слова в которых всего лишь надо правильно расставить ударения, выделив ударную гласную, если все участники команды справятся на отлично, то они смогут заработать в сумме 9 баллов. Каждый правильный ответ – это 1 балл.

Правильный ответ

газопровод 7 газопровОд

обнял Обнял ломоть ломОть



сливовый (сок) 8 слИвовый

молящий молЯщий

принудить принУдить





мизерный 10 мизЕрный

перчить пЕрчить

феномен фенОмен



Подсчет баллов.

Ведущий _________ А сейчас наш финальный конкурс, и скоро мы узнаем, а какая же команда победит… Конкурс называется «ВОПРОС НА ЗАСЫПКУ». Сейчас мы предложим командам по одному вопросу, если команда ответит правильно, она сможет получить 10 баллов. На размышления мы даем вам одну минуту.

На доске появляется вопрос. Тире от дефиса отличается не только происхождением (первое от французского "тянуть", второе от немецкого "деление"), но и правилами использования. Скажите, что обозначает дефис в русском языке?



Правильный ответ:

Дефи́с – соединительный знак, знак деления, чёрточка () — небуквенный орфографический знак русской и многих других письменностей. Графически тождествен со знаком переноса.

Не следует путать дефис и тире. Дефис — орфографический знак, тире — пунктуационный.



Команда отвечает.

Вопрос команде 2

В современном русском языке широко распространены случаи вариативного написания тех или иных слов. Тем не менее в соответствии со строгими литературными нормами, одно из исторических сражений могло происходить:

Под Бородино (Такая форма уместна при наличии родового слова, к примеру "село". Во всех остальных случаях, согласно строгим литературным нормам, топонимы на -ов(о), -ев(о), -ин(о) требуют склонения).

Под Бородиным не правильно!

Под Бородином

Итак, правильный ответ – «ПОД БОРОДИНОМ»

После ответа команд.

Ведущий______ Ну что же, вот и подошла к концу наша замечательная игра. Сейчас наше уважаемое жюри объявит результаты, и мы узнаем, кто победил.

А пока жюри совещаются, ведущий читает стихи о русском языке.


















Литература

  1. Баранкова Г.С., Еськова И.Б. Из истории отечественной филологии. Рус. словесность, 1998, № 1.

  2. Бельчиков Ю.А. «Словарь русского языка» и научная деятельность С.И. Ожегова. Русская словесность, 1996, № 6.

  3. Люстров З.Н. и др. Беседы о русском слове. М.: Знание, 1976.

  4.  Порудоминский В.П. Про В.И. Даля и его словарь. М.: Дет. лит., 1979.

  5. Русский язык: Энциклопедия. М.: Сов. энциклопедия, 1979.

  6.  Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. Книга для уч-ся. М.: Просвещение, 1984.

  7. Современный русский язык: Часть 1. Лексика и фразеология: Учебник для вузов / Под ред. Д.Э. Розенталя. М.: Высшая школа, 1979.

  8. Тихонова Е.Н. Кружок любителей русской лексикографии. РЯШ, 2001, № 2.

  9.  Ширяев Е.Н., Шахматов А.А. Русский язык, 2000, № 18.

  10. Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание). Составитель М.В. Панов. М.: Педагогика, 1984.