Классный час
Тема: День правовых знаний.
Цели: дать детям первоначальные правовые знания, представления о правах ребёнка; объяснить, что означает понятие «право», где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника; дать детям возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путём обсуждения.
Форма проведения: учебно-игровое занятие.
Оборудование: плакат, знаки к игре, карточки для викторины, «Декларация прав ребенка», бумаги А4, цветные карандаши.
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА.
Оргмомент.
Актуализация знаний
- Скажите, а когда начинается учебный год? (1 сентября)
- И как же этот день мы все с вами называем? (Днем знаний)
3. Сообщение темы и цели занятия
– Ребята, сегодня на занятии мы будем говорить о ваших правах и обязанностях, о правилах общения людей.
– Давным-давно тысячи лет назад на земле появились первые люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют? А что же такое право?
– В беседах между собой, путём переговоров людям удалось решить эти вопросы, и на свет появилась Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много различных прав. Есть ли права у детей? (Ответ детей: Да, есть.)
– Какие права детей вы знаете? (Ответ детей: право на жизнь, учёбу, отдых.)

– Все права детей записаны в Декларации прав ребёнка. Для того чтобы вам было легче запомнить права, их изобразили на знаках – разрешающих или запрещающих. Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».
4.Дидактическая игра «Разрешается – запрещается»
– Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается». (зелёный – разрешающий, красный – запрещающий)
 | Посмотри на этот знак: Человек поднял флаг. Слушать мнение ребенка Разрешается. |
 | Вот в углу стоит мальчонка, Плачет, надрывается. Бить, наказывать ребенка Строго запрещается. |
 | С мамой дети должны жить, Ей цветы всегда дарить – Это разрешается. |
 | Эта грань обозначает: Мать с ребенком разлучают. Это запрещается. |
 | Рисовать и петь, учиться, Если заболел – лечиться. Это разрешается. |
 | Этот трудится ребенок. Мало у него силенок, Ноги подгибаются. В детстве тяжкая работа Запрещается. |
 | Вместе дружно в мире жить, С разными детьми дружить – Это разрешается |
 | Этот слабый горбит спину, Пред сильным преклоняется. Быть рабом у господина Строго запрещается. |
– Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием. Права ребёнка нужно не только знать, но и соблюдать.
5.Тренинг
- Представьте, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. — закройте их. Он побежал дальше по лицу, - нежно погладь его ладонями на лбу, носу, губах, щеках. Вы должны поглаживать зайчика аккуратно, чтобы не спугнуть его. Погладьте голову — ой, зайчик забрался за шиворот — погладьте его там. Он не озорник, он любит ребят, а значит, не нарушает ваши права и свои обязанности.
5. Характеристика добра и зла
– Ребята, перед вами плакаты «добро» и «зло», на табличках написаны характеристики. Верно расположите характеристики под плакатами, соответствующими добру и злу.
6. Повторение и закрепление.
– И с этим заданием вы тоже справились. Молод
Статья 1
Все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.

Статья 2
Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными данной Декларацией, независимо от:
-национальности, языка, расы, пола, религии;
-социального происхождения, политических убеждений, богатства или бедности;
-величины и мирового значения его страны.

Статья 3
Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Статья 4
Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии. Рабство и работорговля запрещаются во всех видах.

Статья 5
Никто не должен подвергаться пыткам или жестокому, бесчеловечному обращению.

Статья12
Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную и семейную жизнь, посягательства на честь и репутацию.
Статья 15
1.Каждый человек имеет право на гражданство.
2.Никто не может быть произвольно лишен своего гражданства или права изменить его.
Статья 17
Каждый человек имеет право владеть имуществом.
Никого нельзя произвольно лишать его имущества.

Статья 26
1.Каждый человек имеет право на образование.
2.Родители имеют право выбирать вид образования для своих малолетних дете

Статья 27
1.Каждый человек имеет право наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.

7. Право на образование имеют все дети: ведь начальное и основное образование в нашей стране – бесплатное. Это очень не просто для нашей страны.
- Почему это не просто? (Потому что надо построить новые школы, купить новую мебель, оборудование для кабинетов, а еще подготовить учителей по всем предметам).
- Учение не прекращалось даже во время войны, когда не хватало самого необходимого - тетрадей, книг, карандашей, ручек. Ребята писали на обрывках газет. Было очень тяжело.
- В нашей стране принят «Закон об образовании». В нем записано все о школе, и о праве на образование.
- Что же означает право на образование для каждого ребенка? Вот какие возможности есть у тебя:
Возможности школьника:
записаться в любую школу (по выбору),
учиться бесплатно,
учиться на родном языке,
приобрести хорошее образование,
получить документ об образовании.
- В школе все ученики имеют разные права:
Права школьника:
- В каждой школе есть Устав т.е. свод правил, по которым живут ученики, учителя и все работники школы. Он является главным документом школы, заверенный печатями и подписями директора и др.
- В памяти ребенка навсегда останутся книги которые он прочитал в детстве, стихи которые он выучил в детстве, эти знания останутся с вами на всю жизнь. Знания, ум, интересы – это то, что нельзя купить ни за какие деньги. Даже мама и папа не могут их подарить или предать по наследству. Их можно приобрести только собственным трудом.
Познавать мир – самое интересное занятие на свете. При этом совершенно не важно какая у тебя профессия.
- А кого уважают в жизни по вашему мнению? (того, кто хорошо делает свое дело).
- Правильно. Хорошо чинит телевизоры, лечит больных, хорошо тренирует спортсменов, строит дома, шьет платье. Чем бы человек ни занимался в жизни – можно делать свое дело хорошо, талантливо, красиво, а можно плохо и бездарно.
- Ваш труд – это учеба.
8. Работа каждого ученика над плакатом. Руки протянутые к свету, к учению – солнцу)
9. Закрепление знаний.
- Кто больше всего радуется вашим успехам? (родители).
- А кто больше всего расстраивается, видя ваши неудачи? Потому, что родители знают: когда человек хорошо образован, он везде нужен. Его приглашают на высокооплачиваемую работу, а если он решит начать свое дело ему будет легче решать проблемы.
- Зачем нужно человеку учиться? (устроиться в жизни на хорошую работу, общаться с другими людьми, жить интересно)
10. Итог занятия.
– Вот и подходит к концу наше занятие. Мы сегодня поговорили о правах детей, о хороших и плохих поступках. Я советую вам учиться контролировать своё поведение в общении с другими людьми, знать и соблюдать свои права и права другого человека.