О тех, кто рядом.
(сценарий классного часа для уч-ся 2–х классов)
Цели:
Воспитывать у детей человеколюбие, доброту и сопереживание, внимание к окружающим: близким людям, соседям по дому, по парте. Предоставить учащимся возможность узнать своих одноклассников, развить умение наблюдать и правильно оценивать свои поступки и поступки друг друга. Развивать стремления быть терпимым в обществе людей.
Оборудование: компьютер, экран, силуэт человека, ватман, на котором изображена поляна, цветная бумага, плакат:
«Уважайте в себе и других человеческую личность!»
(Д. Писарев).
Ход мероприятия:
Школьники заходят и рассаживаются на свои места под слова песни «Если с другом вышел в путь…»
1.Вступительное слово:
Ребята, сейчас вы услышали знакомую вам песню, давайте подумаем и ответим на вопрос: О чем эта песня? Какие чувства (настроение) она у вас вызвала?
Ответы учеников.
А какие песни о дружбе, доброте, верности, согласии знаете вы?
Ответы учеников.
Да, таких песен много, а кто-нибудь слышал песню о толерантности? (мультфильм толерантность)
Как вы думаете: о чем мы с вами сегодня будем беседовать?
Ответы учеников.
А чтобы узнать, что обозначает такое сложное для вас слово, мы должны будем сегодня быть внимательными, чуткими, доброжелательными и уважать мнение друг друга.
Ну что, все готовы? Только дружно!
Хоровой ответ учеников.
Давайте представим, что мы вместе с героями мультфильма попали на сказочную поляну, что мы на ней видим, чего там не хватает?
(Рисунок на ватмане цветы без лепестков) – ребята описывают рисунок.
Сегодня мы с вами будем не только волшебниками, но и художниками – попробуем изобразить свою поляну, которая останется в вашем классе.
Чем внимательнее вы будете слушать, чем активнее участвовать, тем ярче получится наш рисунок.
2. Ваши одноклассники приготовили для вас сценку по рассказу В.А. Осеевой «Хорошее».
Автор: Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
Юра: «Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
Автор:А сестрёнка тут как тут:
Сестра:— Погуляй со мной, Юра!
Юра:— Уходи, не мешай думать!
Автор:Обиделась сестрёнка, отошла. А Юра думает:
Юра: «Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
Автор:А няня тут как тут:
Няня:— Убери посуду, Юрочка.
Юра:— Убери сама — некогда мне!
Автор: Покачала головой няня. А Юра опять думает:
Юра: «Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
Автор:А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет:
Трезорка: «Дай мне попить, Юра!»
Юра:— Пошёл вон! Не мешай думать!
Автор: Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
Юра:— Что бы мне такое хорошее сделать?
Автор: Погладила мама Юру по голове:
Мама:— Погуляй с сестрёнкой, помоги няне посуду убрать, дай водички Трезору.
- О чём мечтал Юра?
- А как он поступал на самом деле?
- Какова главная мысль рассказа? Чему он нас учит?
-Не надо где-то за тридевять земель искать образ идеального человека, способного пробудить восхищение, изумление: уверяю вас, он есть в родном селе, на улице родного города, надо только уметь видеть идеальность в реальности.
3. Ситуации для обсуждения. Ребята вы не раз сталкивались с неприятными порой ситуациями, давайте обсудим некоторые из них, я зачитываю пример, а вы попробуете объяснить, как бы вы поступили в том, или ином случае:
Ситуация для обсуждения:
Для всего класса
Учитель попросил класс соблюдать тишину, пока он будет отсутствать.
В то время, пока учитель отлучился, некоторые ученики шумно себя вели, когда учитель пришел в класс, то попросил всех положить дневники на стол, для того, чтобы поставить отметки за поведение.
Как бы вы поступили на месте тех, из-за кого наказали весь класс?
Ответы учеников
Для 1 ряда
Сеня под окном соседской квартиры дрессирует своего щенка, дога Цезаря. Сеня громко даёт команды, Щенок звонко лает. Это продолжается уже довольно долго. Здесь же, под окнами ребята играют в лапту. Олег, дожидаясь своей очереди, стучит палкой по железной бочке, как в барабан. Двое ребят постарше учатся играть на гитаре. Неподалёку мальчишки играют в футбол. «Пас! Аут! Угловой! Пенальти!» - доносится оттуда. Иногда мяч попадает в песочницу, в которой играют малыши. И тогда к громкому хохоту игроков присоединяется рёв малышей и возгласы возмущённых мам. Грохот, крики, скрип, скрежет…
- О ком забыли подумать ребята?
- Чтобы вы могли им посоветовать?
Ответы учеников
Для 2 ряда
Дело было так: Бежит Кешка по переулку: руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подфудболивают. Навстречу ему соседка Марья Ивановна. Он на бегу бодро прокричал не то «здрась», не то «брысь» и помчался вперёд. А она только руками развела и тяжело вздохнула: «Учат их, учат, а толку мало».
- Какую ошибку допустил Кеша?
- Как нужно здороваться с соседями?
Ответы учеников
Для 3 ряда
Ученица третьего класса написала в газету такую заметку: « В нашем классе учится мальчик, у которого, наверно, очень часто плохое настроение. В нашем классе он чувствует себя чужим, одиноким. На переменах он всегда стоит у стены, или у окна. А глаза у него грустные-грустные. Он стоит и смотрит на ребят, которые веселятся, играют, смеются. Иногда я замечаю, что ему тоже хочется играть с ребятами. Он даже иногда нерешительно делает шаг вперёд, но потом опять отходит к стене. Ребята! Надо что-то сделать, чтобы всем было весело, и все дружили. Лена.
- Что бы вы посоветовали Лене и ребятам?
- Подумайте, ребята, может быть вокруг вас, тоже кто-нибудь нуждается в вашей помощи? Кому-то нужно ваше внимание и поддержка? И тогда и вам кто-нибудь поможет в трудную минуту.
Ответы учеников
Ученик читает стихотворение:
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно -
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то,
Поможет твоя доброта,
Улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря.
4. Посмотрите, к нам пришел гость, но это не простой гость, он пока не обладает никакими чертами характера нам с вами нужно его ими наделить. Сейчас я вам буду показывать карточки, на которых изображены слова, а вам нужно будет поднимать карточку, если вы хотите видеть нашего гостя именно таким? (игра «Человек»)
Доброжелательность, равнодушие, отзывчивость, сочувствие, бездушие, злость, забота, зависть, внимание, высокомерие, ласка, жадность, сострадание, жестокость, человеколюбие, безжалостность, благотворительность.
Прикрепляем карточки к силуэту со словами:
+ |
Доброжелательность, отзывчивость, сочувствие, забота, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, благотворительность. |
А вы бы хотели иметь такого друга?
Что нужно сделать для того, чтобы вас окружали такие друзья?
Ответы учеников
Итог обсуждения:
Вежливо и доброжелательно обращаться с соседями;
Помогать, если возникнут проблемы;
Нужно уважают ценности и взгляды каждого, даже если чувствуешь несогласие с ним.
Толерантность это:
терпимость к чужому мнению;
понимание и уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий;
доброжелательность в отношении к окружающим;
умение считаться с интересами и вкусами других людей.
Ученик читает стихотворение:
2) Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
5. Викторина. Мой сосед по парте (выходят три пары учеников - соседи по парте, им задаются по очереди вопросы, на которые они должны ответить).
- Много времени мы с вами проводим в школе, в классе, за одной партой с соседом или соседкой. И порой не замечаем, друг друга, обижаем, говорим в их адрес плохие, обидные слова. А ведь вы все разные, непохожие друг на друга, но все по – своему интересны и неповторимы. Поэтому мы с вами сейчас поговорим о ваших соседях по парте.
- Что же мы знаем о своих соседях по парте?
- Когда у него день рождения?
- Есть ли у него братья, сёстры? Как их зовут?
- Какие домашние животные живут у них дома?
- Чем увлекается в свободное время?
- В какие игры любит играть? Книги читать? Телепередачи смотреть?
- Я думаю, что теперь вы обратите внимание на своих одноклассников, соседа или соседку по парте, постараетесь узнать о нем (о ней) как можно больше. Ведь из этого слагается большая дружба.
6. А мы с вами продолжаем путь к познанию нового слова, и для того чтобы превратить нашу поляну, действительно, в волшебную давайте поиграем в игру:
Игра “Я возьму с собой в поход…”
– А сейчас я бы хотела провести с вами игру. Приглашаю всех вас в поход. Но нас ждут испытания, трудности, холод, голод… Нужны надежные люди, элементарно воспитанные. Поднимите руку, кто считает себя воспитанным человеком.
Ну что ж, если вы готовы, то начали… Я буду передавать эту волшебную палочку сидящему рядом, а он дальше по кругу. Но всякий, взявший палочку, должен назвать то, что он возьмет с собой на Северный полюс.
Игра продолжается до тех пор, пока все участники не поймут, почему их не берут на Северный полюс. Учитель может еще раз повторить условие: “Беру только надежных, вежливых людей!” Наконец, кто-то из ребят скажет “спасибо” за то, что ему передают “волшебную палочку” и “возьми, пожалуйста” при передаче этой палочки следующему по кругу.
Обычно эта игра вызывает эмоциональный “шок” у участников, т.к. уровень обыденного сознания не может допустить такого большого значения вежливости.
7. Мультфильм о толерантности. Обсуждение.
- Почему все смеялись над существом зелёного цвета?
- Что случилось, когда прошёл дождик?
- Какова главная мысль этого мультфильма?
- Терпимость к чужому мнению, понимание и уважение к личности другого человека независимо от каких-либо отличий, доброжелательность в отношении к окружающим, умение считаться с интересами и вкусами других людей называется толерантность.
8. В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними? Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Я называю ситуацию, а вы поднимите красный кружок, если вам подходит первое выражение, черный – второе.
1. Саша плохо одет...
- Это неважно.
- Ты подсмеиваешься над ним.
2. Пожилая женщина медленно идет.
- Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
- Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
3. На твоих глазах на кого-то нападают...
- Ты пытаешься защитить его.
- Ты делаешь вид, что ничего не замечаешь.
4. Цвет кожи у Джо отличается от твоего...
- Ты стремишься лучше узнать его.
- Ты говоришь: "Все люди твоего цвета кожи – это нули".
5. К тебе подходит ребенок-инвалид...
- Ты естественным образом разговариваешь с ним.
- Ты отходишь от него и не знаешь, что сказать.
– Выбери правильный ответ, сосчитай кружки.
(Дети считают)
.
– Если одни красные кружки, ты проявляешь большую толерантность. Прекрасно! Ты уверен в себе, можешь выразить свое мнение. И ты понял, что твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода других.
Если от 3 до 6 красных кружков, ты не очень толерантен. Ты недостаточно уверен в себе для того, чтобы делиться и выражать свое мнение, однако, ты добрый и со временем у тебя получится.
У тебя менее 3 красных кружков: ай-ай-ай! Ты совсем не толерантен! Если ты попытаешься лучше понять себя, какой ты есть, то можешь стать более счастливым!
Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее.
9. Упражнение “Волшебная лавка”.
Ребята, в нашей жизни не существует идеальных людей, у каждого есть свои недостатки, наличие одних положительных качеств и отсутствие других.
Сейчас я предлагаю вам подумать, каких качеств вам не хватает для того, чтобы считаться по-настоящему толерантными людьми.
Представьте, что существует лавка, в которой есть весьма необычные “вещи”, такие как:
терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.
Я буду выступать в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Сейчас я буду показывать вам эти «вещи», а кто покупателей (учеников), посчитает, что у него нет такой, и хотел бы ее приобрести – поднимает руку. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника). Но в качестве платы ученик должен предложить что- то взамен.
Например, покупатель просит у продавца терпения (продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым). В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.
10. «Волшебная поляна»
Ну что ребята, сегодня мы с вами немало вспомнили добрых слов, много хороших дел и поступков, которые может совершать каждый из нас, но у нас с вами осталось одно незаконченное дело, мы еще не превратили нашу поляну в цветущую.
У вас на партах лежат лепестки и лучики, напишите каждый на своем, ответ на вопрос
Быть толерантным, значит, быть ….. (каким)? или
Что нужно делать для того, чтобы быть толерантным…?
Приклейте свои лепесточки к нашим цветам
1 – ряд клеит на 1 цветок,
2-ой ряд на второй,
3-й ряд на третий.
Кто написал, может подходить и превращать нашу поляну.
На какой известный цветок из мультфильма похожи наши цветы?
(цветик семицветик)
А что этот цветок означает?
Ответы ребят
Посмотрите ребята, какие вы молодцы, создали такую красоту. Вам ведь не составило труда это сделать? С ролью волшебников справились все.
А волшебник, он какой?
Ответы ребят
Вывод: А что вам мешает оставаться такими всегда? Добрыми, заботливыми, чуткими людьми, уважать и ценить друг друга. Так давайте будем творить волшебство везде и всегда!
Не так давно у вас был классный час о профессиях! Вы узнали, что все профессии нужны, все профессии - важны.
Но, все- таки, ребята, не забывайте, что есть в мире самая главная профессия – БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ!!!
- Закончить наш разговор мне хочется такими словами:
Читает стихотворение ученик.
На планете Земля неспокойно.
Да и было ль спокойно на ней?
Прекращались раздоры и войны.
Только снова седлали коней.
Вот и космос уже на примете,
Став над пропастью, в бездну глядим.
Как Земли неразумные дети,
Рубим сук, на котором сидим.
Не спасёт ни утроба отсека,
Ни глубинное в недрах жильё,
Человек, полюби человека,
Только в этом спасение твоё!