СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий классного часа "О толерантности" (3 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий открытого классного часа для учащихся начальной школы о толерантности. Содержит стихи, игру. проблемные ситуации для анализа, задания для работы в паре, памятку.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий классного часа "О толерантности" (3 класс)»

Классный час для учащихся начальных классов «О толерантности»


Цель - познакомить обучающихся с понятием «толерантность», происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества личности.
Задачи: выявить основные черты толерантности, сформировать правильное представление о толерантности;
- способствовать формированию толерантного отношения к себе, сверстникам и взрослым, к их правам, обычаям, традициям и культуре разных народов;
- способствовать развитию коммуникативных умений школьников: взаимопонимания, умения формулировать и высказывать своё мнение, умения вести диалог и аргументировать свою позицию, владеть собой, уважать чужое мнение, желание и умения прощать;
- учить детей анализировать себя и свои поступки, способствовать повышению уровня творческой активности обучающихся.
Оборудование: презентация; карточки; листочки цветка разного цвета; цветок толерантности; видеозапись песни «Я, ты, он, она».
Ход мероприятия


1. Организационный момент

«Российская семья»

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним - тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один - черкеску носит.

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой – готовит мед.

Одним – милее осень,

Другим – милей – весна.

А Родина Россия

У нас у всех – одна!

Наш классный час называется «О толерантности».
Эпиграфом к нему будут такие слова английского писателя Бернарда Шоу «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось только одно: научиться жить на земле, как люди».

2. Постановка цели

Д авайте посмотрим, что написано на шариках, украсивших нашу доску.
















3. Этимология понятия “толерантность

Как эти понятия назвать одним словом? (толерантность) Может быть, оно вам пока незнакомо, это слово толерантность, но в современном мире, где вам предстоит жить, вы не раз услышите его. И наверняка, почувствуете себя неловко, если не будете знать смысла этого слова. Как вы думаете, о чём мы сегодня будем разговаривать?

Толковые словари разных стран объясняют это понятие по разному.

Дети читают:
Испанский – способность принимать решения или мнения, отличные от собственных.
Английский – готовность быть терпимым, снисходительным.
Китайский – умение принимать других такими, какие они есть, быть великодушными по отношению к ним.
Арабский – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение.
Французский - отношение, при котором допускается, что другие сами могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.
Русский - умение терпеть (мириться с чем-либо), принимать (признавать) существование кого-либо, примирять, приводить в соответствие с самим собой по отношению к кому-либо.
- Что общего в этих определениях?
(Умение жить в мире и согласии со всем миром).
Как вы понимаете, что такое толерантность? (высказывания детей)

5.А теперь попробуем разобрать ситуацию:

1. Представьте себе, вы идете по узкому тротуару и впереди вас медленно идут две старушки. А вы очень торопитесь. Вы вежливо обратились, чтобы они пропустили вас вперед, но они не услышали. Как вы себя поведете в такой ситуации исходя из нашего понятии «толерантность»?

А) Попросите еще раз

Б) Оттолкнете и пойдете дальше

В) Протиснетесь между ними

Г) Другие варианты.

2. Представьте себе, что одноклассник оскорбил вас, назвав дураком.

Вы реагируете:

А) Говорите «Сам дурак»

Б) Попросите одноклассника извиниться перед вами

В) Пожалуетесь родителям или учителю

Г) попробуете объясниться с одноклассником.

Д) Другие варианты

Понятие толерантность очень широкое. Но сегодня мне бы хотелось поговорить о ваших взаимоотношениях со своими сверстниками. Я хочу, чтобы вы задумались о том, умеете ли вы общаться друг с другом, умеете ли прощать, часто ли вмешиваете в свои ссоры взрослых. И ответить на вопрос, толерантны ли мы?

16 ноября объявлен днём толерантности.

Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН.

Его создали для того, чтобы снизить распространяющиеся в последнее время по всей планете случаи проявления насилия, терроризма и экстремизма. Эти явление пробуждает тревогу и заставляет правительства стран с ними бороться, а праздник – день толерантности им в этом помогает.

6. Закрепление первичного материала (работа в паре)
- «Толерантность» изобразили в виде солнышка. Почему?
(Солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь).
Определение качеств толерантной личности
Сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.
• Терпимость
• Бессердечность
• Конфликт
• Сострадание
• Прощение
• Вспыльчивость
• Желание что-либо делать вместе
• Милосердие
• Злорадство
• Ложь
• Сотрудничество
• Уважение прав других
• Раздражение
• Принятие другого таким, какой он есть
• Зависть
Итак, толерантная личность обладает следующими качествами…
Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

7. Стихи о толерантности.

1. Толерантность - это дружба,
Труд и уважение.
И для нас она не служба,
А одно спасенье.

2. Совладать сумей с собой,
Слушай своих близких.
В мире мы живем семьей,
Нет поступкам низким!

3. Доверяй своим друзьям!
Будь, терпим и вежлив!
Не кричи по пустякам!
Не кати ком снежный!

4. Кто в беде покинет друга,
Сам узнает горечь бед,
И на сердце будет вьюга,
Если дружбы в сердце нет!

5. Если ты к друзьям терпим,

Выслушать любого можешь.

Если нужно, то готов

Ты всегда прийти на помощь.

6. Веришь в чудо, доброту.

Взрослых уважаешь,

Маме с папой не грубишь,

Младших ты не обижаешь.

7. Значит, не зря все говорят,

Что ты толерантен.

Оставайся им всегда и

Будь еще галантен. 

8.Люди на свет рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать. Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, Любовь в своем сердце хранить!

9.Что такое толерантность?

Доброта, любовь и смех.

Что такое толерантность?

Счастье, дружба и успех.

Труд и вежливость – в почете!

10.Умный, честный, чистоплотный,

Ценит дружбу и друзей.

Смелый, ловкий и веселый,

Не обидит малышей.

11.Аккуратный, чуткий, скромный, бережет природу, честь.

Эти качества достойны

Толерантными их счесть.

Если каждый друг к другу будет терпим, то вместе

мы сделаем толерантным наш мир!

- Каждый человек - это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями, взлётами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

8. Упражнение – релаксатор «Хорошие слова для друга».
- Ребята, на кругах нарисуйте смайлик и напишите своему соседу по парте что-нибудь хорошее о нем. Например: Спасибо за то, что ты такой добрый и внимательный друг. Мне нравится, как ты смеешься и шутишь. Ты здорово помогаешь другим.
- Сохраните эти комплименты на память, чтобы получать удовольствие, перечитывая их всякий раз, когда вы засомневаетесь.

Физминутка (песня)
Песня «Я, ты, он, она» (исполнение песни с движениями рук) - Я, ты, он, она - вместе дружная страна, вместе - дружная семья, в слове "мы"- сто тысяч "я"!

9. Решение проблемной ситуации.

- Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?

-Из - за чего разгораются конфликты? (Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один на один и тот же вопрос.)

-Можно ли мирно жить и не ссориться? Как это сделать?

(ДА, нужно проявлять уважение к одноклассникам. Относится ко всем людям, как относимся к самим себе.)

б)Анализ ситуаций.

- Давайте все вместе проанализируем такие ситуации.

Ситуация 1. В класс пришёл новенький ученик. В первые два дня он успевает получить три двойки. Дети  не хотят с ним дружить. Как поступишь ты?

Ситуация 2.

Твой друг-одноклассник попросил у тебя тетрадь на выходные и испачкал её. Учитель в понедельник решил проверить тетрадь. Предположите развитие событий. Как себя поведёшь ты? Твой друг?

Ситуация 3.

Твой одноклассник взял у тебя почитать книгу и не отдаёт уже месяц. Стоит ли напомнить  ему о долге или лучше промолчать?

10. Учитель: А я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации (на слайде).          
 Памятка.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

  • Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.

  • Имей терпение выслушать собеседника.

  • Спокойно объясни свою точку зрения.

  • Подумай, из-за чего возник спор.

11. Закрепление изученного материала


В первую очередь толерантность проявляется дома, в школе. Все знают, что нужно жить дружно, но иногда трудно сдержаться, когда мы видим недостатки других. Иногда у нас возникает ощущение, что к нам придираются, стремясь быть сильными, мы становимся нетолерантными и остаемся в одиночестве. Как нам стать толерантными? Прежде всего надо остаться самим собой, видеть свои ошибки. Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы поднимите одну руку, если вам подходит первое выражение, две – второе.


  • Игра

Младший брат сломал твою игрушку.


1. Ты его прощаешь.

2. Ты ударяешь его.


Ты поссорился со своей сестрой.


1. Ты попытаешься объясниться с ней.

2. Ты обижаешься и мстишь.


С тобой поступают жестоко.


1. Ты отвечаешь тем же.

2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.


Ты недоволен собой.


1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.

2. Ты все сваливаешь на других.


Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.


Ты устраиваешь истерику.

2. Ты идешь с ними гулять.


Подведение итогов игры.


В школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные. Почему мы иногда смеемся над ними. Потому что мы их боимся, мы не хотим делиться или мы не уверены в себе. Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.


12.Обобщение, цветок толерантности
- Тема нашего занятия «Всё в наших руках». Именно от каждого из нас зависит, каким будет мир, в котором мы живём. Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?
Перед вами Цветок толерантности. Давайте попробуем рассмотреть лепестки этого красивого цветка.
Чем они отличаются? Что общего между ними?
Какие бы вы добавили лепестки?
Творческая работа «Цветок толерантности».
Ученики на листочках цветной бумаги в форме лепестка пишут, что надо сделать, чтобы быть толерантным, лепестки на¬клеиваются на рисунок цветка, и он вывешивается в классе.
Рефлексия:
• Какие качества присущи толерантной личности?
• Каково преимущество толерантного общения?
• Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!