1 | Вступительное слово. Целеполагание. Проблемная ситуация | «Никто не забыт» — стихотворение Алексея Шамарина. «Никто не забыт и ничто не забыто» — Горящая надпись на глыбе гранита. Поблекшими листьями ветер играет И снегом холодным венки засыпает. Но, словно огонь, у подножья — гвоздика. Никто не забыт и ничто не забыто. Учитель: Как вы думаете, кому посвящено стихотворение Алексея Шамарина «Никто не забыт»? О каком событии напоминает стихотворение? (О великой Отечественной войне) Учитель: О чем будем говорить на уроке?(О войне, последствиях, бесстрашном подвиге русских солдат) Звучит первый куплет песни «Вставай, страна огромная!» Учитель: Об этом страшном событии знает каждый житель страны, каждый школьник. Великая Отечественная – так мы называем ту войну, в которой наш народ победил фашизм. Это была война за право жить, поэтому против фашизма поднялись все: солдаты, партизаны, старики, женщины, дети. На фронте и в тылу всем миром приближали Великую Победу. Сейчас все чаще слышишь вместо «Великая Отечественная» «Вторая мировая» Казалось бы, какая разница? Но почему –то наши ветераны встречают такую подмену в «штыки» Чем можно это объяснить? Была ли действительно «Великой Отечественной» эта война? Ответы учащихся: 1) Ветераны видели, каким был размах сражений, масштаб гибели людей, для них это действительно была Великая Отечественная война.2) Фронтовики видели массовое самопожертвование людей, их веру в Победу. 3)С фашизмом боролись люди всех национальностей и всех возрастов «от мала до велика», они защищали свою Родину. | Слушают, отвечают. |
3 | Повторение и обобщение знаний. Страницы истории. Сталинградская высота. Блокада Ленинграда. | Учитель:Давайте посмотрим слайды о начале войны: налёт самолетов, проводы родных на фронт, плач матерей, плакат «Родина –мать», взрывы снарядов. Листая страницы истории , мы поговорим о Сталинградской битве. Ученик:1418 дней и ночей наш народ вел кровопролитную войну. 200 из них –в Сталинградской битве (с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 г.) Сталинградская битва – это решающее сражение Второй мировой войны, в котором советские войска одержали победу, окружили и ликвидировали 300-тысячную группировку немецко-фашистских войск. Эта битва ознаменовала начало коренного перелома в ходе войны. Закончилось победное наступление немецких войск и началось их изгнание с территории Советского Союза. Сталинградская битва по продолжительности и ожесточенности, по количеству участвовавших людей и боевой техники превзошла все сражения мировой истории. Сталинград стал величайшим примером стойкости, мужества и отваги советских людей. Такие качества как патриотизм, боевая дружба, товарищеская взаимопомощь были нерушимыми правилами, нормой, кодексом солдатской чести в этой битве. Сталинградская битва продемонстрировала величайший героизм целых воинских подразделений, отдельных солдат, гражданских людей – взрослых, подростков, детей. Учитель включает метроном. Учитель: Кто знает, как называется этот прибор? Для чего его используют? Ответы: Прибор-маятник для отсчета коротких промежутков времени, применяют для определения темпа в музыке) Во время блокады Ленинграда стук этого прибора звучал в эфире радио, как пульс бьющегося сердца. Радиостудия блокадного Ленинграда круглосуточно посылала в эфир стук этого метрометра, он обозначал, что Ленинград жив, город борется, не сдается. Ученик: Блокада Ленинграда – это трагическая страница в истории нашей страны.900 дней и ночей шла борьба за город, за жизнь. Борьбы вели не только солдаты и партизаны, но и жители города на Неве, не отдавая свой город врагу. В ленинградском кольце было 2 миллиона 887 тысяч жителей, из них 400тысяч детей. Они выживали, испытывая трудности, страдания, голод…Самой тяжелой была зима 1941-1942 года, когда запасы продовольствия и топлива были на исходе. Дома не отапливались, а воду брали из проруби реки. Рабочие получали хлеб по 250 грамм, всем остальным давали по 125 г. Добывали из- под снега оставшиеся овощи, картошку. Чтобы притупить голо, люди ели касторку, вазелин, столярный клей, охотились за собаками, кошками и птицами. Люди умирали от голодного истощения. Днем и ночью Ленинград обстреливали из дальнобойных орудий, сбрасывали с самолетов бомбы. Но и в этих нечеловеческих условиях город выстоял, выжил. Защитники Ленинграда сражались не в одиночку, связь с ними зимой была через Ладожское озеро, зимой 1942 года в город поставляли продукты, вывозили детей, раненых. В январе 1944 года началась решающая битва за Ленинград, который был освобожден. Ваша задача ответить на вопрос: что такое война для солдата, жителя и ребенка На доске: Война –это… Составление кластера: Страх разруха голод смерть --- Война ---- кровь фашисты потеря родных и т.д. -Сколько лет шла война? -Готова ли была страна к войне? -С какой целью фашистские захватчики стремились захватить нашу страну? -Почему войну называют Великая, Отечественная? -Из каких источников вы знаете о войне? (из рассказов родных о своем ветеране ВОВ, фильмов, литературных произведений, песен, музеев …) Обратимся к выставке фотографий из музея Боевой Славы города Уфы. -Какие экспозиции вас впечатлили? Что запомнилось? (Музей находится в парке Победы, экспозиция начинается с 1941 года и заканчивается диарамой «Стена Рейстага», коллекция оружия, личные вещи бойцов, написали ветерану письмо- поздравлением с 9 мая…) - Обратимся к презентации «Фильмы о ВОВ» Поделимся на 3 группы. Представитель группы кратко расскажет об одном фильме. -О Великой Отечественной войне написано очень много произведений и стихотворений. Послушаем учащихся. В.Высотский ВЕЧНЫЙ ОГОНЬ Над могилой, в тихом парке Расцвели тюльпаны ярко. Вечно тут огонь горит, Тут солдат советский спит. Мы склонились низко-низко У подножья обелиска, Наш венок расцвёл на нём Жарким, пламенным огнём. Мир солдаты защищали, Жизнь за нас они отдали. Сохраним в сердцах своих Память светлую о них! Как продолжение жизни солдат Под звёздами мирной державы Цветы на ратных могилах горят Венками немеркнущей славы. С.Орлов ЕЩЕ ТОГДА НАС НЕ БЫЛО НА СВЕТЕ Ещё тогда нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край. Солдаты, подарили вы планете Великий Май, победный Май! Ещё тогда нас не было на свете, Когда в военной буре огневой, Судьбу решая будущих столетий, Вы бой вели, священный бой! Ещё тогда нас не было на свете, Когда с Победой вы домой пришли. Солдаты Мая, слава вам навеки От всей земли, от всей земли! Благодарим, солдаты, вас За жизнь, за детство и весну, За тишину, за мирный дом, За мир, в котором мы живём! _ Послушаем исполнение песни «Катюша» учащимися. 7. Диспут «Защити Победу символом» Учитель: 79 лет прошло с тех далеких страшных сражений за Родину. Все эти годы День Победы является самым главным праздником в нашей стране. Что для вас является символом Победы и памяти? Готовясь к классному часу вы поделились на три группы и получили задание найти и защитить символ Победы: 1 группа рассказывает об истории знамени, 2 группа – орден «Победа», орден Славы и о других наградах, 3 группа - георгиевской ленте. Примерное выступление: 1 группа: знамя Победы-красное полотнище с белой пятиконечной звездой, серпом и молотом. Указ «О знамени Победы был подписан 15.04.1996г президентом Б.Ельциным. История знамени: под Берлином сражались 9 дивизий. Перед победой военный совет принял решение изготовить знамена для водружения над Рейхстагом в Берлине. Флагов столько же, сколько и дивизий-девять. 30 апреля 1945 года бойцы 1-го стрелкового батальона 756-го полка М.Егоров и М.Кантария водрузили знамя на купол здания рейхстага. 2 группа: Символом Полбеды также является георгиевская лента. Георгиевская лента- двухцветная лента к ордену Святого Георгия, Георгиевскому кресту, ордену Славы, Георгиевской медали и медали «За победу над Германией» Цвета ленты – черный и оранжевый-означают «дым и пламя» и являются знаком личной доблести солдата на поле боя и т.д. 3 группа: орден «Победа» - главная среди военных советских наград.( рассказывают об ордене Славы и других наградах) После выступления групп идет обсуждение, какой символ главный, важный. Учитель дополняет: символами Победы относятся также Вечный огонь, Могила Неизвестного солдата, военные скульптуры, красная гвоздика… | Просмотр видеоролика. Записывают на доске кластер в центре слово «война», дописывают, что значит это событие Устные ответы. Смотрят, готовят выступление. Рассказ о фильмах «Два бойца», «Они сражались за Родину», «Судьба человека» Слушают стихотворения |