Цель мастер-класса: ознакомление с приемами работы (критического мышления) на уроке посредством решения ситуации.
Задачи:
•раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с приёмами работы по формированию УУД;
•показать практическую значимость использования данных приёмов работ по формированию УУД, убедить педагогов в целесообразности его использования в практической деятельности на уроках.
Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, экран, презентация, карточки.
Предполагаемый результат: участники мастер – класса получат знания о формировании УУД на уроках в начальной школе; педагоги смогут использовать приобретенные знания и приемы в своей практике или сопоставят свой уровень и формы работы с представленной на мастер-классе.
Сценарий мастер – класса
1. Организационный момент.
Добрый день, уважаемые коллеги, члены жюри! Я рада Вас приветствовать.
2. Мотивация к мастер-классу.
Назовите, пожалуйста, сегодняшнее число? ( 21.10.2022)
- Что необычного может быть в этой дате?
-У кого эта дата связана со знаменательными событиями в вашей жизни?
-У кого день рождения в этот день?
-У кого дата рождения ребёнка? Или близкого, знакомого человека?
Дата 21.10. 2022 года, как и все даты уникальна, потому что завтра уже не будет этого дня, завтра будет другой день.
Будущий! ...
Нет на земле ни одного человека, который бы не задумывался о своем будущем. Ведь так хочется узнать, что же там случится плохого или хорошего.
А как вы думаете, в будущем нужна ли будет профессия учитель?
Аудитория высказывает предположения………………………………….
-Меня тоже интересует этот вопрос, я задумалась, а что по этому поводу думают лучшие умы планеты Земля…… Для меня, как для учителя, поиск ответов на этот вопрос, стал своеобразной новостью. Я бы даже сказала открытием.
-Вот что интересно, оказывается, по мнению американского физика японского происхождения Митио Каку, который был назван в 2011 году газетой The New York Times одним из самых умных людей Нью-Йорка, что наше будущее очень даже небезоблачно!
-В своей книге «Физика будущего» Каку пишет, что образование будет базироваться на интернет-технологиях и гаджетах типа Google Glass. Что касается учителей, то они «живьем» уж точно не понадобятся.
Просмотр видеоклипа из Ералаша (выпуск №229, сюжет 2) «Робот – учитель»).
При подходе, показанном в видеосюжете, возникают такие проблемы, как отсутствие стимула для развития учащегося, способности, которые недоступны роботам: креативность, воображение, инициатива.
-Поднимите руки, кто считает, что действительно в будущем человек – учитель не нужен! Прошу 3 человек быть участниками 1 фокус группы.
-Поднимите руки, кто думает, что ни один робот никогда не сможет заменить учителя. Прошу 3 человек поучаствовать в нашей работе и занять места во второй группе.
Начнём работу.
3.Работа по теме мастер класса 1 задание. «Верю» или «Не верю».
Прошу участников фокус группы обозначить свою позицию.
•1группа верит Митио Каку? (Да).
•2 группа верит учёному? (Нет).
Обоснуйте своё мнение. Почему согласны? Почему не согласны?
-Уважаемые коллеги, прошу Вас посовещаться в группах и озвучить свою точку зрения.
(фокус группа совещается 1 минуту, участник конкурсного испытания беседует с залом).
-Работа с залом
Приём «Верю», «Не верю» используется во время урока на стадии вызова, так же его можно использовать во время осмысления знаний. Он помогает активизировать работу учащихся, когда идет повторение пройденного материала и подготовка учащихся к восприятию новой информации.
На этом этапе важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на уроке. Нужно и заинтересовать их, мотивировать.
Итак, что же ждёт профессию учителя? Для многих из нас эта мысль кажется нереальной. Ведь учителя существовали с начала зарождения человечества. Древние люди учили друг друга добывать пищу, огонь, делать инструменты и многое другое. Служители церкви учили верить в бога, милосердию, не отчаиваться. Люди из поколения в поколение передавали накопленный ими опыт. Но мы с вами забываем, что многие профессии, которые были актуальны и престижны, ещё столетие назад, сегодня забыты окончательно. Что же ждёт профессию учитель? (обращение к фокус группам)
• Высказывается 1 группа. Её участники согласны с учёным и верят в то, что учитель
– человек в будущем не нужен.
• Заслушивается ответ 2 группы. Участники второй группы не согласны с мнением своих коллег. Почему?
Спасибо, вам за ваше мнение.
Сформулируйте, о чём или о ком сегодня мы будем говорить на мастер-классе?
Заслушиваются варианты.
Совершенно верно. Мы сегодня поговорим об учителях. Тема нашего мастер-класса
-«Учитель вчера, сегодня, завтра». (приёмы работы на уроках, способствующие формированию универсальных учебных действий) Следующее задание для участников.
2 задание. «Корзина идей».
Учитель. Он какой?
Участники первой фокус группы на карточках запишите основные качества, которые должны быть у учителя человека.
Участники второй фокус группы запишите какими функциями может обладать учитель робот.
Работа в группах:
• 1 группа определяет, в чём преимущества учителя человека
• 2 группа определяет преимущества учителя робота.
Учитель работает с залом
Приём "Корзина идей" относится к технологии «Критического мышления». Вспомним основной алгоритм: (на слайде)
• Проблема. (задаётся прямой вопрос о том, что известно по данной проблеме)
• Индивидуальная работа. (каждый обдумывает свой ответ, записывает несколько вариантов ответа по проблемному вопросу)
• Работа в парах или в группах. (обмениваются мнениями, выясняют по поводу чего возникли разногласия, в чём мнения совпали, договариваются, принимают решения)
• Работа с классом. (каждая группа озвучивает свои мысли) (на слайде)
В "корзину" скидывается все, что имеет отношение к проблеме: идеи, имена, даты, факты, предположения, термины и т.д., в зависимости от темы урока.
"Корзина идей" определяет "поле интересов". Этот приём можно использовать как для подготовки к восприятию большой по объему новой информации, так и для разрешения проблем, возникающих по ходу урока.
Таким образом, прием будет работать и для развития устной речи и навыков логического изложения. Развиваются коммуникативные умения, личностные.
Посмотрим, какие «Корзина идей» получились у наших групп.
Участники крепят магнитом заготовки для характеристики учителя человека и учителя робота (2 корзины)
А теперь выберите 3 основных качества, которые наиболее важны, для каждого понятия.
(пока договариваются, учитель обращается к залу)
Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в ходе урока. Постепенно из
«корзины» должны исчезнуть все неправильные или некорректные утверждения
Какие 3 качества оставили наши участники?
Фокус группы озвучивают свои решения. Спасибо. Переходим к следующему заданию. Задание 3. Диаграмма Венна
У каждой группы на столе лежит Диаграмма Венна. Предлагаю в среднюю колонку записать общее между двумя понятиями, а в две другие – отличительные особенности каждого.
Работа с залом.
Этот прием описанный английским ученым Джоном Венном в книге "Символическая логика", стал активно применяться технологии критического мышления. Это графический способ, который используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета. Диаграмма Вена или "Кольца Венна" помогают выявить общее в двух или нескольких явлениях, подчеркнуть различия и обобщить знание по заявленной проблеме. Например, на уроке математики можно сравнить понятия разных геометрических фигур — квадрата, ромба, трапеции. На уроке литературы — героев произведения. На этапе осмысления (закрепления материала) происходит обсуждение составленных диаграмм (в парах, в группах).
Наши участники выявляли общие и отличительные черты у учителя- человека и учителя- робота.
Фокус группы озвучивают свои ответы. Комментарии по поводу общих качеств.
Какие изменения ожидают человека, в связи с развитием современных технологий? Каким должен быть учитель? Умрёт ли профессия?
Учитель, обращаясь к фокус группе и залу, спрашивает: «Можно ли сегодня однозначно ответить на этот вопрос?»
Я думаю, действительно ни один робот не сможет заменить человека, так кроме знаний и фактов мы транслируем личные качества. Человек ежедневно совершенствуется, развивается. Меняется мир, меняется человек. Но всё так же ценятся искренность, честность, компетентность, профессионализм. Да, мы все разные, но мы умеем сочувствовать, сопереживать, радоваться, быть искренними. Чтобы добиться реального успеха, нужно развивать те способности, которые недоступны роботам: креативность, воображение, инициативу, лидерские качества. Надо стремится к идеалу.
5. Рефлексия «Идеал» Давайте подведём итог.
Участники наших фокус групп рассматривали сегодня проблему с разных сторон. Одни были согласны с мнением Матио Каку и считали, что да, действительно учителя люди скоро будут не нужны. Другие уверены, что это фантазии, без учителя человека будущее невозможно!
Использовать будем приём «Идеал» Стратегия позволяет формировать:
умения определять проблему;
умение находить и формулировать пути решения проблемы;
умение выбирать сильное решение
Расшифровывается она следующим образом:
И ― Идентифицируйте проблему (Проблема определяется в общем виде)
Д ― Доберитесь до её сути (Сформулировать её в виде вопроса).
Е ― Есть варианты решения! (Как можно больше)
А ― А теперь за работу! (Выбрать из всех лучший вариант)
Л ― Логические выводы (Анализ проделанной работы)
Работа с фокус группами.
И Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как… сделать так чтобы
Д Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.
Е Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
А А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильно ее решение проблемы.
Л Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.
Спасибо всем за работу. Желаю быть всем интересными, интеллектуальными, добрыми, деятельными, естественными, альтруистами, лояльными, любящими. Быть Личностью! Стремиться к идеалу.