СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мастер- класса « Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке вы найдете сценарий мастер-класса, презентацию выступления и брошюрку с советами, как организовать группову работу в классе, используя  активные методы обучения  на различных этапах  урока.

 

 

Просмотр содержимого документа
«готовое»

  1. Сейчас я предлагаю вам поздороваться друг с другом. Но здороваться мы будем не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.



Попробуйте определить тему заседания, опираясь на высказывания знаменитостей и афоризмы.



То, что дети могут сделать вместе сегодня, - завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л.С. Выготский

За умение работать с людьми я готов платить больше, чем за любое другое умение на свете

Джон Рокфеллер



С темой мы определились. Теперь давайте выясним, что нам известно по этой теме и в чём заключаются трудности. А для этого поработаем в группах.

Но прежде, давайте вспомним правила работы в группе…….

  • В группе должен быть ответственный

  • Работать должен каждый на общий результат

  • Один говорит, другие слушают

  • Своё несогласие высказывай вежливо

  • Если не понял, переспроси

Задания для групп:

  1. Попробуйте определить цель и задачи групповой работы

  2. Какие способы разделения класса на группы вы знаете

  3. Какие виды групповой работы вы знаете

  4. Определите плюсы и минусы групповой работы



А. - Работая многие годы в школе мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему?

На экране мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Исследования показали, что человек запоминает только

10% того, что он читает,

20% того, что слышит,

30% того, что видит.

50% запоминается из того, что мы видим и слышим, просматривая фильмы, бывая на выставках и экскурсиях.

70% мы запоминаем из того, что говорим, участвуя в дискуссиях.

И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность, только тогда мы запоминаем на 90%.


Оказывается: только 10% людей способны учиться с книгой в руках. Значит, только десяти процентам учащихся приемлемы методы традиционной школы, остальные 90% способны учиться, но не с книгой в руках, по-другому: своими поступками, реальными делами, всеми органами чувств.

А значит, учителю, тем более учителю, работающему в системе проблемно-диалогического обучения, необходимо стремиться воспитать ученика, умеющего отстаивать свое мнение, задавать вопросы, спорить, быть инициативным в получении новых знаний, а в целом - умению учиться.

Групповые формы работы создают наиболее благоприятные условия для развития этих умений.


1гр. было предложено попробовать определить цель групповой работы…..

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

1. Активизация познавательной деятельности.

2. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение

ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение

предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

3. Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг

друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

4. Совершенствование межличностных отношений в классе.

B. Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы.

Способов разделения существует множество.

Второй группе нужно было перечислить известные им способы..…..

Варианты комплектования групп.

  • По желанию

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на

формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух

вариантах:

  • Разделитесь на группы по ... человек.

  • Разделитесь на ... равные группы.

  • Случайным образом

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в

ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая)

дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо

даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность

приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым

партнерам. Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения. Но в любом случае педагог должен обладать достаточной компетентностью в работе с межличностными конфликтами.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто

сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью

импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами

называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в

данный момент педагог) и т.п.

  • По определенному признаку

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно

разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с

тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие,

серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить

детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще

испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает

некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся.

Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает

основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого

отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

  • По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с

целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо

выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими

«лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена

тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в

первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен

работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии

отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация

набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не

применять этот способ, или сделать их «лидерами».

  • По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него

признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может

объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со

схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды.

При этом организатор групповой работы может объяснить принцип

объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому

поводу.

- А каким способом были поделены вы? (случайным)


C. Видов групповой работы много. Например:

  • Работа в парах.

  • Мозговой штурм.

  • Игра «Продолжи».

  • Охота за сокровищами.

  • Снежный ком.

  • Мозаичная группа или Пазлы.

  • Прием «Зигзаг». (Метод пилы).

  • Автобусная остановка

  • Творческая мастерская

Я использую лишь некоторые из них.

Мозговой штурм.

Используется для генерации идей. Соблюдается жесткий регламент.

Распределяются роли внутри группы (спикера, секретаря, хронометриста).

После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи».

Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при описании иллюстрации или картины, на уроке окружающего мира при

составлении рассказа о каком-либо животном).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, чебник.

Снежный ком.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их. После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее. Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы. После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы. Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на

заданные вопросы. В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг».

«Зигзаг» - это один из методических приёмов технологии «Критическое мышление», ещё один из вариантов самостоятельной работы с текстом учебника и взаимообучение на уроке. Известно. Что легче всего научиться, обучая других. Отсюда возник данный приём, который позволяет ученикам оказаться в роли учителя, в роли объясняющего, в роли задающего вопросы и отвечающего на них. Заметим, что этот приём наиболее эффективен при работе с информативным текстом.

Вновь работает весь класс. Необходимо разделить его на шесть, или семь базовых групп – не более, по принципу добровольности, с условием, что в каждой группе не должно быть более четырёх человек. Число четыре обусловлено количеством смысловых частей текста. Назовём эти группы «ученики». Урок начинается с вызова, первоначального обсуждения какой- то проблемы внутри базовых групп и сбора мнений по проблеме в «корзинке идей». Затем ученики рассчитываются на 1-4 и временно расходятся по новым группам. Все первые номера собираются за одним столом, все вторые – за другим и т. д. Назовём эти группы «учителя», в каждой по 6-7 участников. Группы «учителя» работают с разными частями текста параграфа (фонариками), но имеют одинаковое задание: они готовятся к объяснению учебного материала. Им предстоит вернуться в свои первоначальные группы «учеников» и там выступить в роли учителя. После того как каждый ученик прочитал текст про себя. Необходимо сделать следующее:

  1. Выделить главное в прочитанном, т. е. определить, какую информацию, сведения, понятия, термины, факты и пр. необходимо сообщить «ученикам».

  2. Предложить наилучший способ объяснения

  3. Сформулировать вопросы, которые им могут быть заданы по ходу объяснения

После этого участники групп «учителя» возвращаются в свои первоначальные группы «ученики» и по очереди выступают в роли учителей (сначала 1 номер, затем 2…) Каждому предоставляется пять минут на объяснение и ответы на возможные вопросы.

«Автобусная остановка» »  Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).  Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке ( на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.  Примечание: Желательно организовать автобусные остановки в разных углах учебной комнаты, чтобы в процессе обсуждения группы не мешали друг другу. Вопросы изучаемой темы можно стилизовать под названия автобусных остановок.  

Метод “Творческая мастерская” – напр., на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему.

C.  Плюсы:

  1. Повышается учебная и познавательная мотивация.

  2. Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

  3. В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

  4. Улучшается психологический климат в классе.

Минусы:

Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.

  1. Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

  2. Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

  3. При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

  4. Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

  5. В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Рефлексия: заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом. Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.

- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои …… от мастер-класса, а ………….. - на лимонах.





Попробуйте определить цель и задачи групповой работы









Какие способы разделения класса на группы вы знаете











Какие приёмы организации групповой работы вы знаете











Определите плюсы и минусы групповой работы







  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.



  • Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.





  • При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.



  • Улучшается психологический климат в классе.



  • Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, ее эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.



  • В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.



  • Повышается учебная и познавательная мотивация.



  • Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.



  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.



  • Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.





Просмотр содержимого документа
«памятка групповая работа»

Советы учителю.

В заключение несколько советов по учителю по организации групповой работы:

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

  • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

  • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы



Варианты комплектования групп.


Разделение класса на группы – это важный момент в организации работы.

Способов разделения существует множество:

 По желанию

 Случайным образом

 По определенному признаку

 По выбору «лидера».

 По выбору педагога.





Приёмов групповой работы много:


Например:

  • Работа в парах.

  • Мозговой штурм.

  • Игра «Продолжи».

  • Охота за сокровищами.

  • Снежный ком.

  • Мозаичная группа или Пазлы.

  • Прием «Зигзаг». (Метод пилы).

  • Автобусная остановка

  • Творческая мастерская





Принципы выбора заданий для групповой работы.

Очень важно подобрать задания правильно.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех

членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить

каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

  • задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

  • задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей

  • совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;

  • задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное

познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного

использования имеющихся знаний

А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:


  • формировать пару из двух слабых учеников

  • уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;

  • исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики

просят об этом сами);

  • оказывать давление на участников или мешать им высказываться.

  • нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если

они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить

ученики в доброжелательной форме;

  • нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на

участников подавляюще;

  • не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.

  • и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале

групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники

уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать,как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

  • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе

работать;

  • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет

работать один;

  • групповая работа должна занимать не более 10-15 минут в I – II

классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

  • нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

  • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной

работе.



В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.




























Памятка учителю

Просмотр содержимого презентации
«групповая работа»

То, что дети могут сделать вместе сегодня,  - завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.  Л.С. Выготский   За умение работать с людьми я готов платить больше, чем за любое другое умение на свете  Джон Рокфеллер

То, что дети могут сделать вместе сегодня,

- завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.

Л.С. Выготский

За умение работать с людьми я готов платить больше, чем за любое другое умение на свете

Джон Рокфеллер

Использование групповых технологий на уроках в начальной школе

Использование групповых технологий на уроках в начальной школе

10%  того, что читает 20%  того, что слышит 30%  того, что видит 50%  из того, что мы видим и слышим 70%  из того, что говорим, участвуя в дискуссиях 90%  когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность

10%

того, что читает

20%

того, что слышит

30%

того, что видит

50%

из того, что мы видим и слышим

70%

из того, что говорим, участвуя в дискуссиях

90%

когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, сами выносим решения, делаем выводы и прогнозируем дальнейшую деятельность

Цель: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала Задачи групповой работы Активизация познавательной деятельности Развитие навыков самостоятельной учебной  деятельности Развитие умений успешного общения Совершенствование межличностных  отношений в классе

Цель:

активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала

Задачи групповой работы

  • Активизация познавательной деятельности
  • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности
  • Развитие умений успешного общения
  • Совершенствование межличностных отношений в классе

Технология организации  групповой работы Случайным образом По желанию По определённому признаку По выбору лидеров По выбору педагога

Технология организации

групповой работы

Случайным образом

По желанию

По определённому признаку

По выбору лидеров

По выбору

педагога

Приемы организации групповой работы:

Приемы организации групповой работы:

  • Работа в парах
  • Мозговой штурм
  • Игра «Продолжи»
  • Охота за сокровищами
  • Снежный ком
  • Мозаичная группа или Пазлы
  • Прием «Зигзаг»
  • Автобусная остановка
  • Творческая мастерская
Мозговой штурм Используется для генерации идей Делаются сообщения от каждой группы Соблюдается жесткий регламент Распределяются роли внутри группы

Мозговой штурм

Используется для генерации идей

Делаются сообщения от каждой группы

Соблюдается жесткий регламент

Распределяются роли внутри группы

Приём «Продолжи»  Основан на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке». Mожно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения , на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на математике при решении примеров)

Приём «Продолжи»

Основан на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Mожно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения , на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на математике при решении примеров)

1. Учитель составляет вопросы, которые требуют знаний фактов или их осмысления Учитель составляет вопросы, которые требуют знаний фактов или их осмысления 2. Группа отвечает на вопросы, используя учебник или дополнительную литературу Группа отвечает на вопросы, используя учебник или дополнительную литературу Охота за сокровищами

1.

  • Учитель составляет вопросы, которые требуют знаний фактов или их осмысления
  • Учитель составляет вопросы, которые требуют знаний фактов или их осмысления

2.

  • Группа отвечает на вопросы, используя учебник или дополнительную литературу
  • Группа отвечает на вопросы, используя учебник или дополнительную литературу

Охота за сокровищами

Снежный ком  Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания.

Снежный ком

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания.

  • Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.
  • После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.
  • Далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.
  • В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.
Пазлы

Пазлы

Группа работает над своей темой Встреча экспертов Возврат в свои группы Зигзаг

Группа работает над своей темой

Встреча экспертов

Возврат в свои группы

Зигзаг

1 этап 2 этап 3 этап

1 этап

2 этап

3 этап

Карусель  Поставить детей в два круга - внутренний и внешний . Учащиеся, которые стоят во внутреннем круге , расположены спиной к центру, а те, которые стоят во внешнем круге - лицом к центру. Таким образом. Ученики стоят лицом друг к другу. Внутренний круг неподвижен, внешний - подвижен: по сигналу все его участники передвигаються на одного человека вправо и оказываются перед новым партнером. Цель - пройти весь круг, выполняя задания.

Карусель

Поставить детей в два круга - внутренний и внешний . Учащиеся, которые стоят во внутреннем круге , расположены спиной к центру, а те, которые стоят во внешнем круге - лицом к центру. Таким образом. Ученики стоят лицом друг к другу.

Внутренний круг неподвижен, внешний - подвижен: по сигналу все его участники передвигаються на одного человека вправо и оказываются перед новым партнером.

Цель - пройти весь круг, выполняя задания.

Аквариум 1. Объединить учащихся в 2-4 группы и ознакомить с заданием. 2. Предложить одной из групп сесть в центре и образовать круг. 3. По команде начинается обсуждение проблемы за алгоритмом: - прочитать вслух ситуацию; - обговорить её в группе, используя метод дискуссии; - прийти к общему решению за 3-5 мин. 4. Остальные ученики слушают, не вмешиваясь в обсуждение, наблюдая, придерживаются ли участники правил дискуссии. Когда истекает время обсуждения, группа возвращается на свои места, а учитель ставит классу вопрос: - Согласны ли вы с выводами группы? - Было ли решение достаточно обосновано? - Какое из доказательст было самым убедительным? Продолжительность такой беседы - 2-3 мин. Потом место в

Аквариум

1. Объединить учащихся в 2-4 группы и ознакомить с заданием.

2. Предложить одной из групп сесть в центре и образовать круг.

3. По команде начинается обсуждение проблемы за алгоритмом:

- прочитать вслух ситуацию;

- обговорить её в группе, используя метод дискуссии;

- прийти к общему решению за 3-5 мин.

4. Остальные ученики слушают, не вмешиваясь в обсуждение, наблюдая, придерживаются ли участники правил дискуссии.

Когда истекает время обсуждения, группа возвращается на свои места, а учитель ставит классу вопрос:

- Согласны ли вы с выводами группы?

- Было ли решение достаточно обосновано?

- Какое из доказательст было самым убедительным?

Продолжительность такой беседы - 2-3 мин.

Потом место в "аквариуме" занимает другая группа, которая обсуждает следующую ситуацию.

Плюсы и минусы групповой работы Плюсы Минусы

Плюсы и минусы групповой работы

Плюсы

Минусы

  • Повышается учебная и познавательная мотивация
  • Снижается уровень тревожности учащихся
  • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.
  • Улучшается психологический климат в классе
  • Групповой работе надо сначала научить
  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий
  • Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников
  • Для некоторых детей разделение на группы – процесс болезненный