СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия "День славянской письменности и культуры"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия "День славянской письменности и культуры"»

Праздник, посвященный Дню Славянской письменности и культуры


1. По широкой Руси -  нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

2. Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных, равноапостольских,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.  

3.Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Ведущий: Начинаем наш праздник,(слайд) посвященный Дню Славянской письменности и культуры. Ежегодно 24 мая его отмечают в славянских странах. В этот день мы вспоминаем создателей славянского алфавита - великих просветителей Кирилла и Мефодия.(2 слайда)

Ведущий: До Кирилла и Мефодия большинство народов в те времена не могло прочитать Священное Писание на родном языке - богослужения велись на латинском языке. Не было тогда и у наших предков, славян, своей письменности.

1.Оглянись на предков наших,
На героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Слава им, борцам суровым!
Слава нашей стороне!
Слава русской старине!
2. А преданья старины
Забывать мы не должны.

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли…

Ведущий. Сегодняшний праздник мы посвящаем великому и могучему русскому языку. Итак… Мы все с вами говорим, не задумываясь, какое это счастье владеть словом, живой речью. Наш язык русский, но если мы не будем знать, из какого языка он вышел, нам будут непонятны многие слова и выражения. Кто мне подскажет, какой язык был «дедушкой» русского? Правильно, славянский. Или, если быть точнее, старославянский. А теперь, когда этот язык остался в употреблении только в церковном богослужении в православных храмах и в богослужебных книгах, мы его называем правильнее церковнославянским. Так давайте же послушаем, как появилась наша письменность.

Мальчик. В далеком девятом веке в греческом городе Солуни жили в богатой и знатной семье братья Константин и Михаил. Они оба (сначала Константин, потом и Михаил) приняли монашеский постриг и стали называться именами Кирилл и Мефодий, мы так и будем их называть. Кирилл получил прекрасное образование, Мефодий сначала стал военачальником. Но братья искали встречи с Богом, хотели служить Ему, они стали монахами, богословами – учителями веры в Бога, христианами.

Девочка. Однажды в столицу Византии, г. Константинополь, прибыли послы из Моравского славянского княжества и попросили прислать священников, знающих славянский язык, чтобы проводить богослужение для народа на понятном языке. В то время на славянском языке не было написано ни Священного Писания (Библии), ни книг для священников. Братья Кирилл и Мефодий хорошо знали славянский язык, их мать была славянка. И вот это важное дело поручают братьям, они отправляются в Моравию.

Мальчик.Сначала они стали создавать славянскую грамоту, чтобы славяне могли общаться не только устно, но и письменно. Кирилл изобразил греческими буквами звуки, общие у славян и у греков. Каждый новый звук, неизвестный греческому языку, он описывал так, чтобы стиль не отличался от обозначения известных звуков. Он старался сделать новые буквы простыми и красивыми, чтобы людям хотелось их изучать. До сих пор азбука, составленная Кириллом иМефодием, остается самой простой и удобной.

Девочка. Науке неизвестны имена создателей греческого, латинского, древнееврейского алфавитов и китайских, японских иероглифов. А вот имя создателя славянской азбуки нам известно, и сам алфавит наречен в его честь «кириллицей». Старший брат, Мефодий говорил о себе: «Служил, яко раб, младшему брату, повинуясь ему», потому что Кирилл был гениальный филолог(человек, занимающийся языкознанием), он и был создателем азбуки, а Мефодий вместе со своими учениками перевел все Священное Писание на славянский язык, положив начало славянской письменности и культуре.

Мальчик. Из Моравии славянская письменность перешла в Болгарию, а в десятом веке и в Древнюю Русь. Вот как это было. Русский князь Владимир решил выбрать правильную и красивую веру для русского народа. Отправил он послов к мусульманам, к иудеям, к католикам в Рим и к православным в Византию. Вернулись послы и рассказали, что где видели. Понравилось князю, что мусульмане могут иметь много жен, но не пришлось по вкусу, что им вера запрещает пить вино; веру католиков не захотел принять князь, чтобы не подчиняться Папе Римскому; иудеи не имели своей земли, значит, сказал князь, их бог жесток.

Девочка.И рассказали ему послы об увиденном в Константинополе со слезами радости на глазах: «Не знаем, где мы были во время богослужения – на небе или на земле, ибо нет на земле такого зрелища и такой красоты». И решил князь увидеть православных храм, а когда увидел и поговорил со священнослужителями, решил, что нет другой такой доброй, мудрой и красивой веры, как православная.

И пришла на Русь славянская письменность. Дивной вязью плел русский народ невидимую сеть славянского языка, яркого и меткого, богатого и певучего.

Мальчик. Кириллица

Так вот они – наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно-строгие строки,

Литая славянская вязь.

Так вот где, так вот где впервые

Обрел у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твердость глагол.

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» – заявила Вселенной,

«Я есмь!» – заявила векам.

Ведущий.Когда на Руси появились первые книги, они не печатались, как сегодня, а писались и рисовались (были рукописными). Самым главным их украшением были красивые заглавные буквы – буквицы. Они украшались радостными красочными узорами – орнаментами. Создавая орнаменты, люди учились видеть красоту в окружающем мире, повторяли красивые цвета, формы листьев, разноцветное оперение птиц.

(показать детям старинную книг с церковно славянским шрифтом.)

Мальчик.Выучить старославянский алфавит было непросто, произносились сложные названия букв: аз, буки, веди, глаголь, добро, есть и т. д. Каждое название несло большой глубокий смысл и нравственное содержание. «Аз, буки, веди, глаголь» и далее значит, «Я буквы ведаю (изучаю), глаголю (говорю) добро, живя на земле, как люди мыслили наши». А что означали буквы: «рцы», «слово», «твердо» – говори слово внятно, толково.

(дети зарисовывают буквы, пишут их обозначение)

Девочка. Народные пословицы сохранили воспоминания о том, как трудно было учиться азбуке: «Аз, буки, веди страшат, как медведи»; «Сперва аз да буки, а потом и науки»; «Азбуку учат, на всю избу кричат».

Ведущий.Шли годы, десятилетия, столетия, постепенно сокращался и изменялся алфавит, он становился проще и наконец дошел до нас таким, как мы учим его в школе. Но, сами не замечая того, мы часто употребляем старославянские слова. Вот, например, во фразе «Устами младенца глаголет истина» – все слова старославянские. А все часто говорят такие слова, как вождь, вратарь, глава (в книге).

Мальчик.Менялся и славянский язык. В древности он был понятен всем славянским народам, потом стал различаться на русский и украинский, белорусский и болгарский, словенский, сербский… Наш современный русский язык дарит нам возможность наслаждаться удивительным талантом русских писателей и поэтов.

Ведущий. Удивительно проникновенны стихи Константина Бальмонта о русском языке.

Мальчик.Русский язык

Язык, великолепный наш язык.

Речное и степное в нем раздолье,

В нем клекоты орла и волчий рык,

Напев и звон и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,

Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.

Березовая роща. Свет сквозной.

Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Девочка.Журчание подземного ключа.

Весенний луч, играющий на дверце.

В нем Та, что приняла не взмах меча,

А семь мечей – в провидящее сердце.

И снова ровный гул широких вод.

Кукушка. У колодца молодицы.

Зеленый луг. Веселый хоровод.

Канун на небе. В черном– бег зарницы.

Ведущий. И закончить мы хотим словами Анны Ахматовой:

… Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова, –

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

Звучит музыка, группа детей поет песню М. Ножкина «Я люблю тебя, Россия».