СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий мероприятия по профориентации школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Перед каждым учеником стоит сложная задача- выбрать профессию. Учитель становится проводником в этот мир. Благодаря целенаправленной работе по пофориентации ученики с легкостью отвечают на вопросы: хочу, могу, надо!

Просмотр содержимого документа
«Сценарий мероприятия по профориентации школьников»

«Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Модуль рабочей программы воспитания «Профориентация»

Форма мероприятия: профориентационный час общения, направленный на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего

Цели занятия:

образовательная – обучить классификации профессий, сформировать умения для выбора оптимального варианта профессии с учётом личностных особенностей и требования рынка.
развивающая – формировать умения выявлять и предвидеть проблемы, связанные с определением дальнейшего профессионального пути; развить навыки самостоятельного анализа и умения рационально выбирать профессию и планировать карьеру, развивать положительную мотивацию к трудовой деятельности
воспитательная – формировать умения работать в коллективе, справедливо оценивать вклад каждого учащегося в выполнение общего задания. 

Планируемые результаты

Предметные:

В сфере познавательной деятельности:

- владение методами творческой деятельности.

В сфере созидательной деятельности:

- планирование технологического процесса и процесса труда.

- проведение необходимых опытов и исследований при подборе материалов и проектировании объектов труда.

В сфере мотивационной деятельности:

- готовность к труду в сфере материального производства, сфере услуг или социальной сфере;

- развитие навыков доказательного обоснования выбора профиля обучения на уровне среднего общего образования;

- формирование ответственного отношения к качеству процесса и результатом труда.

В сфере эстетической деятельности:

- развитие умения сочетать образное и логическое мышление в процессе творческой деятельности.

В сфере коммуникативной деятельности:

- демонстрация умения выбирать формы и средства общения в процессе коммуникации;

- формирование навыков участия в рабочей группе с учетом общности интересов;

- развитие способности к коллективному решению творческих задач;

- развитие умения публично защищать идеи, проекты, выбранные технологии.

Метапредметные:

- проявлять готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории;

-определять цели обучения, формулировать задачи, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

-оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;

-выдвигать версии решения проблемы, предвосхищать конечный результат;

-анализировать информацию из разных источников, структурировать ее через перевод текстовой информации в символы и схемы.

Личностные:

- готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению;

- наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности;

- желание учиться и трудиться на производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;

- умение планировать образовательную и профессиональную карьеры.

Критерии достижения цели

Обучающиеся:

- знают понятие «профессия»;

- знают зоны выбора профессии;

- понимают классификацию профессий;

- умеют соотносить профессии и типы;

- проводят изучение склонностей к профессии и делают выводы.

Оборудование урока:

- компьютер, мультимедийный проектор, презентация Power Point;

- рабочие листы;

- дидактический материал для обучающихся;

- карточки с заданиями для групповой работы;

- «черный ящик» с атрибутами профессий.


СТРУКТУРА И ХОД

Демонстрирует видеоролик «Все работы хороши».

Сегодня мы с вами проведём профориентационный час общения с элементами игры, направленный на подготовку школьника к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего

Сегодня мы с вами проведём урок с элементами игры. Я предлагаю вам решить анаграмму.

Анаграмма – это слово, в котором буквы не на своих местах.

Обращает внимание учеников на слайд:

- Посмотрите на слайд. Угадайте слово!

Расставьте буквы на свои места, и вы сможете узнать ключевое слово нашего занятия. 

ОСЕФИПСЯР

- Правильно! Это слово профессия и оно будет часто звучать на нашем занятии.

Учитель читает:

Какие на свете профессии есть?

Их много, их море, их просто не счесть:

Учитель, водитель, врач, адвокат,

Политик, чиновник и депутат,

Бухгалтер, банкир, композитор, поэт,

Юрист, парикмахер, разносчик газет.

Их много, их море, их просто не счесть!

Все важные в мире профессии есть!

(на слайдах фотографии людей различных профессий)

Выбор профессии – один из первых шагов в жизни человека на жизненном пути.

Ребята, скоро и вам предстоит серьезно задуматься о выборе своей профессии.

В вашем возрасте это сделать нелегко, поэтому сегодня мы поговорим о том, как подготовить себя к выбору профессии.








Учитель читает отрывок из стихотворения Джанни Родари «Чем пахнут ремесла?»:

-У каждого дела запах особый: в булочной пахнет тестом и сдобой.
Мимо столярной идешь мастерской - стружкою пахнет и свежей доской.
Пахнет маляр скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик оконной замазкой.
Куртка шофера пахнет бензином.

Блуза рабочего - маслом машинным.
Пахнет кондитер орехом мускатным.

Доктор в халате - лекарством приятным.
Рыбой и морем пахнет рыбак.

Только безделье не пахнет никак.
Сколько ни душится лодырь богатый, - очень неважно он пахнет, ребята!
Метод черный ящик

-Предлагаю вам определить профессию по предметам, которые находятся в ящике:

- половник (повар);

- фонендоскоп (врач);

- ножницы (швея, парикмахер);

- указка (учитель);

- кисть (маляр);

- кисть (художник);

- калькулятор (бухгалтер);

- сантехнический ключ (сантехник, механик);

- отвертка провод (электрик);

-семена или овощ/фрукт (садовник).


Учитель говорит:

- Совсем скоро вы будете выбирать свою профессию. Может быть, немного разобраться в себе вам поможет тест с геометрическими фигурами.

Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из десяти элементов.

Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.

Дает время на выполнение.
Теперь подсчитайте количество треугольников.
А теперь слушайте ключ к тесту (читает).

Поднимите руки, у кого в рисунке
6-8 треугольников – вы будущие руководители, хорошие преподаватели. У вас ярко выражено стремление к лидерству.
Поднимите руки, у кого 5 треугольников. Вы ответственные исполнители, у вас хорошие организаторские способности.

Поднимите руки, у кого
4 треугольника. Ваши интересы и таланты разнообразны. У вас развита склонность к индивидуальной работе.
Поднимите руки, у кого 3 треугольника. Вы рациональны, объективны, легко переключаетесь с одного вида деятельности на другой.

У кого 2 треугольника. У вас присутствует интерес к искусству и человеку. Вы тонко чувствуете все новое и необычное.
У кого 1 треугольник. Вы изобретатели, конструкторы, художники. Обладаете богатым воображением.
Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности.

В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути.

Спасибо, ребята! Я надеюсь, что сегодняшняя тема была вам интересна, полученные знания вам пригодятся в жизни!

Рефлексия (используются карточки 3-х цветов).

- Оправдались ли Ваши ожидания и какие чувства Вы испытали от нашей встречи?

Для ответа воспользуйтесь одной из карточек.

Желтая – разочарование

Красная – удовольствие

Синяя – чувство неопределенности

Ребята, важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию.

Я желаю вам правильно избрать свой путь в дальнейшей жизни и обязательно помнить, что есть одна профессия, которая самая главная в жизни каждого человека!

Песня

«Профессия главная в жизни»

Спасибо за общение!

Выбор профессии является очень важным моментом в биографии человека, влияющим на все сферы жизни. Самоопределяясь, вы выбираете друзей, увлечения, любимые предметы, темы самостоятельных творческих работ. Поэтому очень важно научиться выбирать сознательно, мотивируя свой выбор.

Очень скоро каждый из вас столкнется с проблемой выбора профессии, и сегодня на занятии мы коснемся этой важной темы. У вас будет возможность соотнести свои интересы и свои способности с различными профессиями – возможно, кому-то это поможет сделать свой выбор.

Может быть, кто-то из вас уже определился, какую профессию он хочет приобрести, в каком учебном заведении продолжать обучаться, хорошо представляет себе будущую профессиональную деятельность. Тем не менее, не помешает еще раз перепроверить свой выбор, задуматься о том, действительно ли выбранная профессия даст возможность реализовать себя. Тем более актуальной будет тема разговора для тех, кто еще сомневается и не знает, куда идти после школы.

Факторы, влияющие на выбор профессии.

Факторы.

Критерии.

1. культурный

Подразумевает субъективную оценку престижности и значимости профессии.

2. экономический

Оценка материального положения в результате овладения профессией.

3. социальный.

Связан с влиянием семьи и друзей.

4. психологический

Определяется особенностями характера, способностей, личностных качеств человека.

Что нужно знать, чтобы осознанно принимать решения?

Свои особенности и возможности.

Особенности того, из чего предстоит выбирать.

Потребность выбираемого в будущем.

Именно на эти вопросы вы и будете отвечать в процессе наших занятий.










Правильный выбор профессии позволяет реализовать свой творческий потенциал, избежать разочарования, оградить себя и свою семью от неуверенности в завтрашнем дне. Какой выбор можно считать правильным?

Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость (ХОЧУ).

Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических (МОГУ).

В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда (НАДО).






















Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии. – 10 мин.

(Подготовлен профессором В.Б. Успенским.)

Цель: определение готовности обучающихся к выбору профессии.

Обучающимся предлагается прочитать утверждения и выразить свое согласие или несогласие с ними ответами “да” или “нет”.

  1. Вы уже твердо выбрали профессию.

  2. Основной мотив вашего выбора – материальные интересы.

  3. В избранной профессии вас привлекает сам процесс труда.

  4. Вы выбираете учебное заведение, потому что туда пошли учиться Ваши друзья.

  5. Вы выбираете место учебы, потому что оно недалеко от дома.

  6. Если Вы не сможете поступить в избранное Вами учебное заведение, то у Вас есть запасные варианты.

  7. Вы читаете периодические издания, связанные с будущей профессией.

  8. Вам известны противопоказания, которые существуют для избранной профессии.

  9. Неважно кем работать, важно, как работать.

  10. Вы думаете, что с выбором профессии не надо спешить, сначала нужно получить аттестат.

  11. Вам известно, каких качеств важных для будущей профессии Вам недостает.

  12. Вы занимаетесь развитием профессионально значимых качеств.

  13. Согласны ли Вы с тем, что здоровье не влияет на выбор профессии?

  14. Как вы думаете, учителя одобрили бы Ваш выбор?

  15. Вы знаете о неприятных сторонах будущей профессии.

  16. Вам удалось осуществить пробу сил в деятельности, близкой к будущей профессии.

  17. Вы консультировались о выборе профессии.

  18. Главное в выборе профессии – возможность поступить в учебное заведение.

  19. Вы знаете об условиях поступления в выбранное учебное заведение.

  20. Вам известно о возможностях трудоустройства по избираемой профессии.

  21. Вы уверены, что родственники помогут Вам устроиться на учебу.

  22. Вы знаете о возможных заработках у представителей избираемой профессии.

  23. Если не удается поступить в избранное учебное заведение, то Вы будете пытаться вновь.

  24. Для правильного выбора профессии достаточно Вашего слова “хочу”.

Обработка и интерпретация результатов.

Ключ.

Подсчитываются, согласно ключу, в верхней строке бланка ответов все ответы “да”, в нижней – сумму ответов “нет”.

1 балл присваивается за ответ

ДА

1, 3, 6. 7. 8, 11, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 22, 23.

НЕТ

2, 4, 5, 9, 10, 13, 15, 18, 21, 24.

Подсчитайте сумму и определите уровень готовности школьников к выбору профессии по следующей шкале:

0–6 баллов - неготовность,

7–12 баллов – низкая готовность,

13–18 баллов - средняя готовность,

19–24 балла - высокая готовность.

Обратная связь. – 5 мин.

Цель: подведение итогов занятия.

Обучающиеся высказываются по поводу возникающих по ходу занятия новых мыслей, чувств, намерений.




Тест с геометрическими фигурами.

Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из десяти элементов.



Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.