Осень в лесу
Предварительная работа
Посмотрите и обсудите с детьми иллюстрации, мультфильмы.
Прочитайте стихи и рассказы об осени, понаблюдайте за природой.
Познакомьте детей с музыкальными инструментами (индивидуально, группами), научите брать их, держать.
Познакомьте с потешками и песенками.
Поиграйте с игрушками для праздника – Зайцем, Белкой, Мишкой и зонтиком.
Объясните, как правильно вести себя на утреннике, как быть настоящим артистом.
Ход мероприятия
Дети под музыку заходят в зал. Разглядывают оформление. Зал украшен листьями, тучкой с капельками дождя. Имитация леса (на экране или бутафория). Приготовлены мягкие игрушки: Заяц, Белка, Медведь.
Большой (можно пляжный) зонт. Листья в корзинке. Под стульчиками у детей колокольчики. На столе подготовлены погремушки и деревянные палочки. Девочка из старшей группы в костюме Осени с корзинкой угощений.
Воспитатель:
Совсем недавно мы с вами гуляли, купались, загорали на солнышке. Но лето кончилось, и наступила осень.
Холодно |
Часто небо хмурится. | Дети хмурят бровки. |
Идут дождики. | Делают кистями рук стряхивающие движения. |
Листья пожелтели и опали с деревьев. | Поднимают руки вверх и плавно опускаются вниз, приседают. |
Стало холодно. | Обнимают себя руками, съёживаются. |
Воспитатель:
Давайте отправимся в лес и посмотрим, как встречают осень звери. Посмотрите, кто это там, на пригорке?
на ширме появляется игрушка Заяц и приветствует детей. Игрушка повторяет движения песни либо присутствует рядом.
Звучит песня Е. Железновой «Зайка на пригорке» с показом. Песню поют воспитатель и музыкальный руководитель, дети двигаются и подпевают по возможности.
Зайка и капуста |
В поле на пригорке Заинька сидит. | Дети складывают руки перед собой. |
Свои ушки греет Ими шевелит. | Имитируют ушки, поднимают-опускают ладони попеременно над головой. |
Зайка через поле В огород пришёл. | Ходят на месте. |
Там кочан капусты Заинька нашёл. | Разводят руки в стороны, удивляются, радуются. |
Очень любит Зайка Грызть её зимой. | Обхватывают одним кулачком другой, прикладывают к уголку рта и грызут. |
Потому капусту Он унёс домой. | Держат в руках кочан и ходят на месте. |
Воспитатель:
Унёс капусту Зайка с собой. Дома мама Зайчиха вкусно приготовила её, а зайчата дружно ей помогали.
Зайчата рубят капусту |
Мы капусту рубим-рубим. | Дети поднимают прямые кисти вверх, опускают вниз |
Мы морковку трём-трём. | Трут правым кулачком по левой ладони. |
Мы капусту солим-солим. | Изображают пальчиками щепотку. |
Мы капусту жмём-жмём. | Сжимают обе кисти в кулачки. |
Рядом с Зайкой появляется игрушка Белка (выносит педагог).
Воспитатель:
Здравствуй, Белочка! Мы рады тебя видеть! Посмотри, Зайка хочет угостить тебя капустой.
Белочка:
Спасибо, Заинька! Но только белочки не едят капусту. Что любят белочки? (Ответы детей.)
Воспитатель:
Правильно, Белочка запасла на зиму орехи, грибы, ягоды и теперь пришла поиграть с вами.
Зайка (педагог) уходит.
Игра с Белочкой |
Заскочила на пенёк | Дети сжимают два кулачка. |
Белка – маленький зверёк. | Поднимают у кулачков указательные пальчики. |
А потом, нарвавши шишек, | Переплетают пальцы рук. |
Побросала в ребятишек! | Имитируют броски вперёд. |
Воспитатель:
Какая Белка шалунья! Пока мы бросали шишки, испачкали всю свою одежду! И курточки, и шапки, и даже носочки! Нужно их постирать!
Для следующего упражнения дети могут присесть на стульчики
Стирка |
Мылом мылю я носки, | Дети водят кулачком по ладошке. |
Крепко трутся кулачки. | Трут кулачками друг об друга. |
Сполосну носочки ловко | Двигают кистями рук вправо-влево. |
И повешу на верёвку! | Поднимают руки вверх, кисти сгибают. |
Белка уходит.
Воспитатель:
Пока мы с вами играли и стирали, на улице пошёл дождик! То закапает, то перестанет.
Воспитатель:
Дождик не сможет намочить наших ребят, потому что у меня есть большой зонтик. Под ним могут все спрятаться! (Приглашает детей собраться под зонтик).
Музыкальная игра «Солнышко-дождик»
Воспитатель:
Кончился дождик. Выглянуло солнышко! После осеннего дождика и тепла грибы в лесу выросли. Собираемся за грибами! Только не шумите, Медведя в лесу не разбудите!
Появляется игрушка Медведь. Лежит на коленях у педагога, дремлет игра.( у медведя во бору)
Воспитатель (голосом Медведя):
Разбудили меня, грибы мои собрали. Тогда расскажите мне сказочку. Да не простую, а музыкальную.
Дети садятся на стульчики. Медведя можно усадить напротив.
Сказка с музыкальными инструментами
Раздайте инструменты всем детям. Дети следуют рассказу и показу воспитателя.
Деревянные палочки | дятлы; |
Колокольчики | дождик; |
Погремушки или киндер-сюрпризы с наполнителем | ветер. |
Воспитатель:
Ну что же, Мишка, слушай нашу сказочку. Пришли мы с ребятами однажды в лес, а там стук кругом раздаётся (палочки). Тук да тук, тук да тук. Прислушались мы и поняли: это же дятлы по деревьям стучат, деревья лечат, червячков достают. Вот какие дятлы труженики: тук-тук, тук-тук! (Закончили.)
Хорошо осенью в лесу! Да только налетел сильный ветер, задул, зашумел в ветвях! (Погремушки). Холодно стало дятлам. Закончили они свою работу и спрятались в дупло. Дует сильный ветер, дует, задувает!
А тут и дождик начался (колокольчики). Сначала редкий, мелкий. А потом всё сильнее, сильнее! Хотели мы уже домой возвращаться, как вдруг ветер затих, дождик закончился. Вылетели дятлы, снова за работу принялись (палочки). Стучат, червячков добывают, деревья лечат.
Да только любопытно стало дятлам, что происходит в лесу? Налетел сильный ветер, зашумел в ветвях (погремушки), а дятлы не улетают, слушают, наблюдают и клювами постукивают.
Вслед за ветром дождик прилетел. Кап да кап, кап да кап (колокольчики), всё сильнее и сильнее. А дятлы не улетают – ветер слушают, за дождиком наблюдают и стучат, червячков добывают.
Ребята, которые в лес пришли, удивились, какой в лесу настоящий оркестр есть! Пока ребята удивлялись, закончился дождик, улетел ветер, дятлы замолкли и полетели домой. Тихо стало в лесу…
Воспитатель (голосом Медведя):
Я тоже часто слушаю наш лесной оркестр! Спасибо вам за сказочку. Пойду в свою берлогу спать.
Медведь уходит. Воспитатель собирает инструменты.
Воспитатель:
Листик красный, листик жёлтый
На дорожку упадёт.
Это значит, это значит,
Осень по лесу идёт!
Соберём листочки в лесу и потанцуем с ними!
Дети исполняют танец с листочками под любую плавную музыку
Девочка:
Здравствуйте, ребята! Я – Осень. Меня позвали звери – Мишка, Зайка и Белка. Им очень понравились ваши песни и стихи.
И я наблюдала за вашим праздником. Теперь хочу угостить вас своим урожаем.
(Можете пригласить на праздник к малышам воспитанников из старших групп, чтобы они исполнили любую песню про осень от имени Белки, Зайки и Мишки и с этими игрушками в руках.)
Воспитатель:
Спасибо тебе, милая Осень! Будем ждать тебя в следующем году!
Осень:
До свидания, ребята! (Уходит.)