СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий открытия школьного музея

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий открытия школьного музея создан на основе экскурсии по экспозициям музея. Развлекательная программа разработана в форме деревенских посиделок.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытия школьного музея»

Открытие музея.



Гости собрались около входа в музей. На дверях путь в музейную комнату перевязан красной ленточкой. Здесь гостей встречают скоморохи, зазывая на праздник.


Эй, вы, гости – господа!

Пожалуйте сюда!

Кто засиделся,

Кто приболелся,

Отложите работу, отодвиньте заботу.

Спешите, скачите, всех с собой тащите –

Хворь и лень, как рукой снимет.

Хохол – Тростянский народ

Выходит из ворот

На наше представление –

Всем на удивление.

Милости просим-

Пожалуйте в гости.


Звучит русская лирическая мелодия. Здесь же гостей встречает девушка в народном костюме с хлебом – солью.



Девушка. Низкий поклон вам,

Люди добрые!

Рады видеть вас у себя в гостях.

Хлебом – солью вас встречаем,

Хлебом – солью угощаем, потчуем.

Отведайте хлебушка нашего

Да соли щепоточку.




Девушка преподносит хлеб – соль гостям. Музыка выключается. Слово директору школы.





Дорогие гости!



Сегодня мы собрались в нашей школе в этот торжественный день для того, чтобы подвести итог трёхлетней кропотливой работе по сбору материала о жизни, быте и истории села.

Три года краеведы нашей школы ведут работу. Вырастают ребята, уходят из стен родной школы. На их место приходят другие и продолжают начатое дело.

Музей становится центром воспитательной работы. Значение такой работы трудно оценить. Познать свой край, свою историю – какое это прекрасное средство воспитания! И далёкое прошлое нашего края, и настоящее, и будущее помогают понять нашим учащимся во имя чего и как надо жить.

Учебно–воспитательная работа в нашей школе связана с краеведческим музеем. Учителя часто используют краеведческий материал на уроках и внеклассных мероприятиях. Экспонаты музея оживают на этих уроках. Дети с интересом рассматривают гребень для чесания, рубель для глажения белья. Всё это учащиеся сравнивают с теми предметами, которые видят в настоящее время.

Чтобы у нынешнего поколения возникла потребность добывать материалы и духовные ценности собственным трудом, необходимо формировать у молодых потребность опираться на наследие предыдущих поколений и осознавать глубинную связь судеб.

Вопрос о том, как и какой музей создавать, не прост. Создавая наш музейный уголок, мы шли от жизни, от местности, от финансовых возможностей, от увлечённости учителей и учащихся.

На сегодняшний день основным разделом школьного музея является раздел по изучению «Истории села и его крестьянского быта». И сегодня мы собрались здесь для того, чтобы официально открыть наш музей.

А сейчас право перерезать красную ленту предоставляется нашим гостям и директору музея Горбунову В.В..




Ленту перерезают и входят в музей. Начинается экскурсия по музею.



Экскурсия по музею.


  1. Стенд «Страна Хохляндия».


Страна Хохляндия. На карте такой страны нет. И всё-таки она существует, ибо есть земля, и есть народ. Народ – хохлы.

Когда-то шутливое прозвище становится самоназванием украинцев Черноземья.

Про хохлов говорят разное. Одни – что хохлы такие же, как и русские, только немного прилежнее в работе. Хатки у них чище да опрятнее, песни мелодичнее, дивчата краше, жинки разговорчивее.

Другие говорят о хохлах совсем иное: злые они, упрямые. А уж какие хитрецы: «Там, где хохол прошёл, еврею делать нечего»… А какие они на самом деле? Об этом и пойдёт рассказ в нашем музее.

Хохол. Откуда взялось это слово? Наиболее убедительная версия, что появилось оно благодаря своеобразной причёске украинцев – «хохолку». Внешний вид украинских казаков заставляет присматриваться к их голове – бритой, но с широкой прядью, свисающей с темени. В словаре В.Даля- «хохол»-малороссъ, украинец.


2. Стенд «История села Хохол-Тростянка».

Черкассы, или малороссияне, появились в Воронежской губернии уже около половины 17 столетия и заселили преимущественно южную часть края. Есть все основания считать, что Хохол-Тростянка ведёт своё начало со времени основания в 1652 году города-крепости Острогожска. В архивных документах говорится о «черкасских огородах» по речке Тростянке – наделах земли казакам. В 1680 году было уже 20 дворов, к концу 17 века Хохол-Тростянка называлась слободой с небольшой деревянной церковью.

Название слобода получила по речке Тростянка. Так как выходцев с Украины звали тогда Черкассами, то и слободу назвали Черкасской Тростянкой. Когда в начале 19 века распространилось ироническое прозвище украинцев «хохлы», то и Черкасская Тростянка превратилась в Хохол-Тростянку.

В 1773 году в слободе числилось 1711 жителей. Это был самый большой населённый пункт после Острогожска.

В 1889 году слободу постигло страшное бедствие – пожар истребил её почти всю вместе с церковью. Потребовалось много труда и усилий, чтобы отстроить всё заново. К этому времени в Хохол-Тростянке жило 2340 человек.

Но, как говорится: «Побалакалы трошки, пора и дальше, в путь-дорожку».

  1. Уголок русской избы.


Главное, что, прежде всего, бросается в глаза, это всегда опрятная, выбеленная наружность хат, даже самых бедных. Крыли хатку или прочной, гибкой соломой, или камышом - «очарэтом».


Чаще русская изба представляла собой одну большую комнату, значительную часть которой занимала русская печь. «Печь нам мать родная»,- говорили крестьяне. Здесь, около печи, хозяйка готовила пищу. На полках расставлялась посуда, чугуны, «глэчики», в которых парили молоко. Перед печью помело. Рогачи, которыми ставили и вынимали из печи чугуны, горшки, они были большие и маленькие, в зависимости от размера чугунков. Лопата, которой сажали в печь хлеб для выпечки; кочерга, которой разгребали угли и золу. Здесь же стояла ступа с товкачом. В ней толкли просо, из которого получали пшено или муку.


У окна, поближе к свету, стояла прялка. Пряха сидела на дощечке, называемой донцем. На этой доске (на высокой подставке) крепился гребень, на который надевали кудель – перевязанный пучок льна или шерсти. Веретено – точёная палочка с заострёнными концами и утолщением внизу; его крутили правой рукой, наматывали на него нитку.


Но были прялки и более сложные по устройству – с колесом: рукой тянули нитку из кудели, а нога нажимала на подножку и вращала колесо.


Прялка, как и другая сельская утварь, была примечательна и как память о старинных обычаях и обрядах. Девочки учились прясть с восьми-девяти лет, потом ходили с прялками на посиделки; часто девушки получали прялки от женихов в подарок или от матери на память. Вот почему нередко прялку украшали затейливыми узорами. Рядом с пряхой подвешивалась к потолку колыбель-«люлька».


Напротив входной двери в самом почётном «красном» углу висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. При небольших размерах русская изба всегда казалась просторной: обеденный стол, лавки. В избе всё сверкало чистотой: свежевымытые полы, домотканые половички, занавески на окнах.



  1. Русская одежда и обувь.


Одежда в крестьянской семье – забота женская. Легко сказать, да трудно сделать – всю семью надо было одеть хозяйке: самой напрясть ниток, наткать полотна и рубахи сшить. В старину рубаха шилась просто: из двух полотнищ; надевалась через голову. Носили рубахи и мужчины, и женщины, и дети. Только откуда же такое название «рубаха»?


Русское слово «рубить» означало «делить на части», «резать с размаху». Полотно, приготовленное для шитья, не выкраивали зигзагами, его резали ровно по поперечной нити, «рубили». Потом сшивали два полотнища, и получался рубец, шов. Этим в давние времена и отличалась рубаха от другой одежды.


Рубаху ребёнку надевали, когда он начинал по полу ножками топать. До семи лет мальчики и девочки носили одинаковую одежду.

Когда ребёнку исполнялось 6-7 лет, наступал важный момент в его жизни. Собиралась вся семья, приходили крёстный и крёстная, и детей переодевали: мальчику дарили новую рубашку с нарядной вышивкой, а на девочку надевали сарафан. У нас в музее вы видите детские рубахи, но уже более поздние, современные.

Одежда была особенно богато украшена вышивкой – главным образом в тех местах, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Охранительным узором покрывались ворот, рукава, подол, горловина. Для глажения одежды применяли рубэль, который использовался как музыкальный инструмент на деревенских посиделках. Позже возникли утюги.



Лапти – это главная крестьянская обувь в доме. В.Даль о лаптях пишет: «Короткая плетёная обувь на ножную лапу». Разные были лапти: из бересты, из верёвок, из липового лыка. Лыко – это подкорье у молодой липы или у берёзы. Подкорье раздирают на узкие полоски: их тоже лыком называют. Из них и плетут лапти. Пойдёшь в лес, надерёшь лыка и плети себе новые лапти. Было бы умение. Без умения и лапти не сплетёшь.




5. Стенд клуба «Истоки».


Подводя итог нашей экскурсии по музею, хочется сказать, что ребята, учителя и работники нашей школы с интересом изучают свой край, знакомятся с его бытом, обычаями, обрядами, христианскими праздниками. Поэтому у нас в школе работает клуб «Истоки», где ребята занимаются исследовательской работой: собирают материал об обрядах жителей села, о фольклоре, об истории села; проводят праздники на духовно-нравственную тематику, знакомятся на заседаниях клуба с календарной празднично-обрядовой культурой, совершают экскурсии по святым местам, в частности, в прошлом году ездили в Дингорье, посетили Дивногорский монастырь.

А сейчас мы вас приглашаем на наши деревенские посиделки.


Звучит русская народная песня. Гости рассаживаются по лавкам.


Входят Хозяин и Хозяйка.



Хозяин. В давние времена в каждом селе были свои посиделки. Зимой – в горнице, летом – на завалинке.


Хозяйка. Роднило одно: собирались, чтоб себя показать и на других посмотреть.


Хозяин. Переброситься частушкой.


Хозяйка. Посоперничать в потешках и забавах.


Хозяин. Умением и мастерством блеснуть.


Раздаётся стук в дверь. – Дома ли хозяин и хозяйка?


Появляется девушка в русском костюме.


Девушка. Здравствуйте, хозяева. Можно ли к вам сегодня на посиделки?

Хозяйка. Милости просим. Добрый гость всегда в пору.


Девушка. Девчата и хлопцы, заходите!


Включается музыка, и входят гости, здороваются с хозяевами, рассаживаются по лавкам. У девочек в руках кружево и вышивка, ребята берут в музее рубэль и гребень.


Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?


Мальчик. Гостям-то известное дело хватило места, да не тесновато ли хозяевам?


Хозяйка. В тесноте, не в обиде. Спасибо, что не обошли наш двор. Гость в дом - хозяйке радость.


Хозяин. Сяду рядышком на лавке

На девчат я погляжу,

С молодцами погутарю,

Небылицы расскажу.


Хозяин присаживается за стол.


Хозяйка. Небылицы в лицах

Сидят в теремах – светлицах,

Щёлкают орешки

Да творят насмешки.

Подходит к мальчику.

- Сынок, сходи за водицей на речку.

- Брюхо болит.

- Сынок, иди кашу есть (идёт к столу).

- Что ж раз мать велит, надо идти (мальчик пересаживается к столу).

Девочка (обращается к Хозяину). – Фома, у тебя в избе тепло?

- Тепло, на печи в шубе согреться можно.

Хозяин (обращается к мальчику). – Федул, что губы надул?

- Кафтан прожёг.

- Можно зашить?

- Да иглы нет.

- А велика ли дыра?

- Один ворот остался.

Хозяйка. Всё ты, Фома, байки сказывать горазд. Пора бы и потанцевать.


Хозяин. Как у нашей у хохлатки

Нынче вывелись цыплятки,

А из одной скорлупочки

Матрёшки вышли в юбочке.


Танец «Матрёшки». Песня «Матрёшечки» В.Темнов, А.Осьмушкин



Девушка. Любит русский народ озорную шутку

И на всё найдёт ответ в трудную минутку;

И пословицу сказать, и придумать басню,

И загадку разгадать он великий мастер.


Загадывают по очереди загадки.


Подтыканы, подсмыканы,

В куточке стаить. (веник)


Стаить дед над вадой,

Трусыть барадой. (камыш)


Ны огонь, а жалыця. (крапива)


Рыба в море, а хвэст на плитне. (ковшик)


Красны чобот в замле гарыть. (свёкла)


В лисе радылысь,

Дома крыстылысь,

На дароге разбылысь. (лапти)


Девочка - гость. Говорят, частушки вроде

В наши дни уже не в моде?


Вторая девочка. Только разве дело в моде,

Если любят их в народе.


Исполняются частушки. У мальчиков в руках рубэль и гребень, на которых они играют.

Эй, девчата – хохотушки,

Запевайте–ка частушки.

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей.

Начинаю я припевку,

Первую, начальную.

Я хочу развеселить

Публику печальную.

Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки?

Милый Вова, будь потише

У окошка моего

А то маменька услышит

Разговору твоего.

На окошке два цветочка,

Голубой и аленький.

Я парнишка боевой,

Хоть и ростом маленький.

У меня коса большая,

Ленточка коротенька,

Про меня не думай, парень,

Я ещё молоденька.

-Девочки-беляночки, где вы набелилися?

-Мы вчера коров доили, молоком умылися.


Запрягу я кошку в дрожки,

А котёнка в тарантас,

Поведу свою подружку

Всем соседям напоказ.

У меня на сарафане

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи.

-Пели, пели петухи,

Потом запели курицы.

-Не пора ли вам, ребята,

Уметаться с улицы.

Мы частушки пели вам

Больше, чем полвечера,

Мы пойдём, а вы сидите,

Вам ведь делать нечего.

Мальчик. Полно, красны девицы,

Попусту болтать.

Лучше, красны девицы,

Выйти и сплясать.

Девушка. Вы, подружки, выходите,

Деток за руки берите,

Хоровод наш заводите,

Радость, счастье в дом дарите.


Девушки в нарядных платках и девочки поменьше водят хоровод под русскую народную песню «Деревенская дорога».



Хозяин и Хозяйка выходят из-за стола и обращаются к гостям.


Хозяин. Спасибо, гости дорогие, что пожаловали к нам. Успехов вам да радости, покоя и счастья.


Хозяйка. Пока мы здесь веселились, плясали и пели,

Пироги в печи давно уж подоспели.

Приглашаем вас к столу,

Щей отведать и кваску.


Звучит русская народная музыка. Хозяйка угощает всех пирогами.