Открытие музея.
Гости собрались около входа в музей. На дверях путь в музейную комнату перевязан красной ленточкой. Здесь гостей встречают скоморохи, зазывая на праздник.
Эй, вы, гости – господа!
Пожалуйте сюда!
Кто засиделся,
Кто приболелся,
Отложите работу, отодвиньте заботу.
Спешите, скачите, всех с собой тащите –
Хворь и лень, как рукой снимет.
Хохол – Тростянский народ
Выходит из ворот
На наше представление –
Всем на удивление.
Милости просим-
Пожалуйте в гости.
Звучит русская лирическая мелодия. Здесь же гостей встречает девушка в народном костюме с хлебом – солью.
Девушка. Низкий поклон вам,
Люди добрые!
Рады видеть вас у себя в гостях.
Хлебом – солью вас встречаем,
Хлебом – солью угощаем, потчуем.
Отведайте хлебушка нашего
Да соли щепоточку.
Девушка преподносит хлеб – соль гостям. Музыка выключается. Слово директору школы.
Дорогие гости!
Сегодня мы собрались в нашей школе в этот торжественный день для того, чтобы подвести итог трёхлетней кропотливой работе по сбору материала о жизни, быте и истории села.
Три года краеведы нашей школы ведут работу. Вырастают ребята, уходят из стен родной школы. На их место приходят другие и продолжают начатое дело.
Музей становится центром воспитательной работы. Значение такой работы трудно оценить. Познать свой край, свою историю – какое это прекрасное средство воспитания! И далёкое прошлое нашего края, и настоящее, и будущее помогают понять нашим учащимся во имя чего и как надо жить.
Учебно–воспитательная работа в нашей школе связана с краеведческим музеем. Учителя часто используют краеведческий материал на уроках и внеклассных мероприятиях. Экспонаты музея оживают на этих уроках. Дети с интересом рассматривают гребень для чесания, рубель для глажения белья. Всё это учащиеся сравнивают с теми предметами, которые видят в настоящее время.
Чтобы у нынешнего поколения возникла потребность добывать материалы и духовные ценности собственным трудом, необходимо формировать у молодых потребность опираться на наследие предыдущих поколений и осознавать глубинную связь судеб.
Вопрос о том, как и какой музей создавать, не прост. Создавая наш музейный уголок, мы шли от жизни, от местности, от финансовых возможностей, от увлечённости учителей и учащихся.
На сегодняшний день основным разделом школьного музея является раздел по изучению «Истории села и его крестьянского быта». И сегодня мы собрались здесь для того, чтобы официально открыть наш музей.
А сейчас право перерезать красную ленту предоставляется нашим гостям и директору музея Горбунову В.В..
Ленту перерезают и входят в музей. Начинается экскурсия по музею.
Экскурсия по музею.
Стенд «Страна Хохляндия».
Страна Хохляндия. На карте такой страны нет. И всё-таки она существует, ибо есть земля, и есть народ. Народ – хохлы.
Когда-то шутливое прозвище становится самоназванием украинцев Черноземья.
Про хохлов говорят разное. Одни – что хохлы такие же, как и русские, только немного прилежнее в работе. Хатки у них чище да опрятнее, песни мелодичнее, дивчата краше, жинки разговорчивее.
Другие говорят о хохлах совсем иное: злые они, упрямые. А уж какие хитрецы: «Там, где хохол прошёл, еврею делать нечего»… А какие они на самом деле? Об этом и пойдёт рассказ в нашем музее.
Хохол. Откуда взялось это слово? Наиболее убедительная версия, что появилось оно благодаря своеобразной причёске украинцев – «хохолку». Внешний вид украинских казаков заставляет присматриваться к их голове – бритой, но с широкой прядью, свисающей с темени. В словаре В.Даля- «хохол»-малороссъ, украинец.
2. Стенд «История села Хохол-Тростянка».
Черкассы, или малороссияне, появились в Воронежской губернии уже около половины 17 столетия и заселили преимущественно южную часть края. Есть все основания считать, что Хохол-Тростянка ведёт своё начало со времени основания в 1652 году города-крепости Острогожска. В архивных документах говорится о «черкасских огородах» по речке Тростянке – наделах земли казакам. В 1680 году было уже 20 дворов, к концу 17 века Хохол-Тростянка называлась слободой с небольшой деревянной церковью.
Название слобода получила по речке Тростянка. Так как выходцев с Украины звали тогда Черкассами, то и слободу назвали Черкасской Тростянкой. Когда в начале 19 века распространилось ироническое прозвище украинцев «хохлы», то и Черкасская Тростянка превратилась в Хохол-Тростянку.
В 1773 году в слободе числилось 1711 жителей. Это был самый большой населённый пункт после Острогожска.
В 1889 году слободу постигло страшное бедствие – пожар истребил её почти всю вместе с церковью. Потребовалось много труда и усилий, чтобы отстроить всё заново. К этому времени в Хохол-Тростянке жило 2340 человек.
Но, как говорится: «Побалакалы трошки, пора и дальше, в путь-дорожку».
Уголок русской избы.
Главное, что, прежде всего, бросается в глаза, это всегда опрятная, выбеленная наружность хат, даже самых бедных. Крыли хатку или прочной, гибкой соломой, или камышом - «очарэтом».
Чаще русская изба представляла собой одну большую комнату, значительную часть которой занимала русская печь. «Печь нам мать родная»,- говорили крестьяне. Здесь, около печи, хозяйка готовила пищу. На полках расставлялась посуда, чугуны, «глэчики», в которых парили молоко. Перед печью помело. Рогачи, которыми ставили и вынимали из печи чугуны, горшки, они были большие и маленькие, в зависимости от размера чугунков. Лопата, которой сажали в печь хлеб для выпечки; кочерга, которой разгребали угли и золу. Здесь же стояла ступа с товкачом. В ней толкли просо, из которого получали пшено или муку.
У окна, поближе к свету, стояла прялка. Пряха сидела на дощечке, называемой донцем. На этой доске (на высокой подставке) крепился гребень, на который надевали кудель – перевязанный пучок льна или шерсти. Веретено – точёная палочка с заострёнными концами и утолщением внизу; его крутили правой рукой, наматывали на него нитку.
Но были прялки и более сложные по устройству – с колесом: рукой тянули нитку из кудели, а нога нажимала на подножку и вращала колесо.
Прялка, как и другая сельская утварь, была примечательна и как память о старинных обычаях и обрядах. Девочки учились прясть с восьми-девяти лет, потом ходили с прялками на посиделки; часто девушки получали прялки от женихов в подарок или от матери на память. Вот почему нередко прялку украшали затейливыми узорами. Рядом с пряхой подвешивалась к потолку колыбель-«люлька».
Напротив входной двери в самом почётном «красном» углу висели иконы, украшенные вышитыми полотенцами. При небольших размерах русская изба всегда казалась просторной: обеденный стол, лавки. В избе всё сверкало чистотой: свежевымытые полы, домотканые половички, занавески на окнах.
Русская одежда и обувь.
Одежда в крестьянской семье – забота женская. Легко сказать, да трудно сделать – всю семью надо было одеть хозяйке: самой напрясть ниток, наткать полотна и рубахи сшить. В старину рубаха шилась просто: из двух полотнищ; надевалась через голову. Носили рубахи и мужчины, и женщины, и дети. Только откуда же такое название «рубаха»?
Русское слово «рубить» означало «делить на части», «резать с размаху». Полотно, приготовленное для шитья, не выкраивали зигзагами, его резали ровно по поперечной нити, «рубили». Потом сшивали два полотнища, и получался рубец, шов. Этим в давние времена и отличалась рубаха от другой одежды.
Рубаху ребёнку надевали, когда он начинал по полу ножками топать. До семи лет мальчики и девочки носили одинаковую одежду.
Когда ребёнку исполнялось 6-7 лет, наступал важный момент в его жизни. Собиралась вся семья, приходили крёстный и крёстная, и детей переодевали: мальчику дарили новую рубашку с нарядной вышивкой, а на девочку надевали сарафан. У нас в музее вы видите детские рубахи, но уже более поздние, современные.
Одежда была особенно богато украшена вышивкой – главным образом в тех местах, через которые, по представлению наших предков, злые силы могли проникнуть к телу человека. Охранительным узором покрывались ворот, рукава, подол, горловина. Для глажения одежды применяли рубэль, который использовался как музыкальный инструмент на деревенских посиделках. Позже возникли утюги.
Лапти – это главная крестьянская обувь в доме. В.Даль о лаптях пишет: «Короткая плетёная обувь на ножную лапу». Разные были лапти: из бересты, из верёвок, из липового лыка. Лыко – это подкорье у молодой липы или у берёзы. Подкорье раздирают на узкие полоски: их тоже лыком называют. Из них и плетут лапти. Пойдёшь в лес, надерёшь лыка и плети себе новые лапти. Было бы умение. Без умения и лапти не сплетёшь.
5. Стенд клуба «Истоки».
Подводя итог нашей экскурсии по музею, хочется сказать, что ребята, учителя и работники нашей школы с интересом изучают свой край, знакомятся с его бытом, обычаями, обрядами, христианскими праздниками. Поэтому у нас в школе работает клуб «Истоки», где ребята занимаются исследовательской работой: собирают материал об обрядах жителей села, о фольклоре, об истории села; проводят праздники на духовно-нравственную тематику, знакомятся на заседаниях клуба с календарной празднично-обрядовой культурой, совершают экскурсии по святым местам, в частности, в прошлом году ездили в Дингорье, посетили Дивногорский монастырь.
А сейчас мы вас приглашаем на наши деревенские посиделки.
Звучит русская народная песня. Гости рассаживаются по лавкам.
Входят Хозяин и Хозяйка.
Хозяин. В давние времена в каждом селе были свои посиделки. Зимой – в горнице, летом – на завалинке.
Хозяйка. Роднило одно: собирались, чтоб себя показать и на других посмотреть.
Хозяин. Переброситься частушкой.
Хозяйка. Посоперничать в потешках и забавах.
Хозяин. Умением и мастерством блеснуть.
Раздаётся стук в дверь. – Дома ли хозяин и хозяйка?
Появляется девушка в русском костюме.
Девушка. Здравствуйте, хозяева. Можно ли к вам сегодня на посиделки?
Хозяйка. Милости просим. Добрый гость всегда в пору.
Девушка. Девчата и хлопцы, заходите!
Включается музыка, и входят гости, здороваются с хозяевами, рассаживаются по лавкам. У девочек в руках кружево и вышивка, ребята берут в музее рубэль и гребень.
Хозяин. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Мальчик. Гостям-то известное дело хватило места, да не тесновато ли хозяевам?
Хозяйка. В тесноте, не в обиде. Спасибо, что не обошли наш двор. Гость в дом - хозяйке радость.
Хозяин. Сяду рядышком на лавке
На девчат я погляжу,
С молодцами погутарю,
Небылицы расскажу.
Хозяин присаживается за стол.
Хозяйка. Небылицы в лицах
Сидят в теремах – светлицах,
Щёлкают орешки
Да творят насмешки.
Подходит к мальчику.
- Сынок, сходи за водицей на речку.
- Брюхо болит.
- Сынок, иди кашу есть (идёт к столу).
- Что ж раз мать велит, надо идти (мальчик пересаживается к столу).
Девочка (обращается к Хозяину). – Фома, у тебя в избе тепло?
- Тепло, на печи в шубе согреться можно.
Хозяин (обращается к мальчику). – Федул, что губы надул?
- Кафтан прожёг.
- Можно зашить?
- Да иглы нет.
- А велика ли дыра?
- Один ворот остался.
Хозяйка. Всё ты, Фома, байки сказывать горазд. Пора бы и потанцевать.
Хозяин. Как у нашей у хохлатки
Нынче вывелись цыплятки,
А из одной скорлупочки
Матрёшки вышли в юбочке.
Танец «Матрёшки». Песня «Матрёшечки» В.Темнов, А.Осьмушкин
Девушка. Любит русский народ озорную шутку
И на всё найдёт ответ в трудную минутку;
И пословицу сказать, и придумать басню,
И загадку разгадать он великий мастер.
Загадывают по очереди загадки.
Подтыканы, подсмыканы,
В куточке стаить. (веник)
Стаить дед над вадой,
Трусыть барадой. (камыш)
Ны огонь, а жалыця. (крапива)
Рыба в море, а хвэст на плитне. (ковшик)
Красны чобот в замле гарыть. (свёкла)
В лисе радылысь,
Дома крыстылысь,
На дароге разбылысь. (лапти)
Девочка - гость. Говорят, частушки вроде
В наши дни уже не в моде?
Вторая девочка. Только разве дело в моде,
Если любят их в народе.
Исполняются частушки. У мальчиков в руках рубэль и гребень, на которых они играют.
Эй, девчата – хохотушки,
Запевайте–ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Начинаю я припевку,
Первую, начальную.
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Если б не было воды,
Не было б и кружки,
Если б не было девчат,
Кто бы пел частушки?
Милый Вова, будь потише
У окошка моего
А то маменька услышит
Разговору твоего.
На окошке два цветочка,
Голубой и аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
У меня коса большая,
Ленточка коротенька,
Про меня не думай, парень,
Я ещё молоденька.
-Девочки-беляночки, где вы набелилися?
-Мы вчера коров доили, молоком умылися.
Запрягу я кошку в дрожки,
А котёнка в тарантас,
Поведу свою подружку
Всем соседям напоказ.
У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа,
Косолапы женихи.
-Пели, пели петухи,
Потом запели курицы.
-Не пора ли вам, ребята,
Уметаться с улицы.
Мы частушки пели вам
Больше, чем полвечера,
Мы пойдём, а вы сидите,
Вам ведь делать нечего.
Мальчик. Полно, красны девицы,
Попусту болтать.
Лучше, красны девицы,
Выйти и сплясать.
Девушка. Вы, подружки, выходите,
Деток за руки берите,
Хоровод наш заводите,
Радость, счастье в дом дарите.
Девушки в нарядных платках и девочки поменьше водят хоровод под русскую народную песню «Деревенская дорога».
Хозяин и Хозяйка выходят из-за стола и обращаются к гостям.
Хозяин. Спасибо, гости дорогие, что пожаловали к нам. Успехов вам да радости, покоя и счастья.
Хозяйка. Пока мы здесь веселились, плясали и пели,
Пироги в печи давно уж подоспели.
Приглашаем вас к столу,
Щей отведать и кваску.
Звучит русская народная музыка. Хозяйка угощает всех пирогами.