СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сценарий открытого урока "Дорогой героев, дорогой отцов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий посвящён памяти героев Великой Отечественной войны с привлечением документальных материалов с сайта подлинных документов Память народа. Может быть использован в качестве открытого урока по истории, мероприятия, посвящённого ВОв, а также как классный час.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий открытого урока "Дорогой героев, дорогой отцов"»



Министерство культуры Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Краснотурьинский колледж искусств»













Методическая разработка

Сценарий открытого урока

«Дорогой героев, дорогой отцов»





Автор: Бабичева Людмила Викторовна

преподаватель высшей категории

ГБПОУ СО «Краснотурьинский колледж искусств»






2023 г

Цель мероприятия: формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого собственных бабушек и дедушек - ветеранов Великой Отечественной войны; осознание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.

Задачи мероприятия:

  • обучающие:

- актуализировать знания о Великой Отечественной войне;

- расширить знания об отдельных её этапах;

- осознать великий освободительный характер войны со стороны советского народа;

- научиться систематизировать знания, добывать, анализировать и обобщать информацию

  • развивающие:

- расширить мировоззрение студентов на основе изучаемого материала

  • воспитательные:

- воспитание патриотизма, гордости за своё Отечества через призму личного отношения;

- содействие сохранению преемственности поколений



Оборудование: компьютер, экран, презентация ‎PowerPoint, карта.











Вступление.

Учитель: Война закончилась,

Но песней опалённой

Над каждым домом

До сих пор она кружит.

И не забыли мы,

Что двадцать миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб нам с тобою жить.


Всё дальше от нас события самой страшной войны в истории человечества, уходят в прошлое события, герои, сражения. Но если мы начинаем забывать прошедшую войну, то начинаются новые, ещё более страшные войны. Сегодня я хочу оживить историю, хочу, чтобы ребята почувствовали связь времён, свою причастность к истории через судьбы своих родственников, спасшим свою родину и весь мир от фашизма. Поэтому назвали мы наш урок «Дорогой героев, дорогой отцов». Ребята занимались исследовательской работой: на сайте Память народа, а также в семейных архивах они разыскивали документы о своих героях. Результат этой работы мы вам сейчас представим. После каждого рассказа о наших родных мы будем прикалывать флажок в соответствующем месте на карту сражений Великой Отечественной войны, отмечая тем самым путь, который прошёл «Бессмертный полк» нашей группы (класса).

Ученик:

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

Звучит песня В.Берковского на стихи Д.Сухарева "Вспомните, ребята" в исполнении студентов. На экране – кадры кинохроники.

1. Ученик.

22 июня 1941 года на рассвете разорвались первые немецкие снаряды, полетели первые бомбы. И здесь фашисты впервые узнали, что такое советская стойкость и советское мужество. Август 1941 года. Немцы бросили в огонь боев все, что у них было. В тылу у них — безлюдные дороги, разоренные села, пожарища городов. Захвачена Советская Белоруссия, Прибалтика, идут бои за Смоленск, Одессу, враг рвётся к Киеву, Ленинграду, Москве. Дальнейшие планы предусматривали вторжение в Крым, но для этого надо было преодолеть мощную водную преграду Днепр — одну из крупнейших рек в Европе. Разыгрываются ожесточённые бои на Херсонском направлении за овладение Бериславско-Каховским плацдармом, иногда доходившие до рукопашных схваток.

"Своими контратаками противник останавливал наше наступление, упорным сопротивлением препятствовал охвату или сражался до последнего", - писал командующий немецкой танковой группой Гот. Закрепившись на тыловом рубеже, отошедшие части Красной Армии не позволили фашистским войскам решить ни одну из поставленных перед ними задач.

Учитель:

Мой дед Федор Яковлевич Гладкий. 1914 г.р.

Дата призыва: 13.08.1941 Ипатовский РВК, Ставропольский край, воинское звание: красноармеец

Погиб 29 августа 1941 г. в боях за Каховку. Место захоронения неизвестно.


Ученик.

Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные Пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой…
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…


2. Ученик: Заместитель начальника генерального штаба французской армии генерал Шассен пишет: "1941год, который должен был стать годом окончательного установления германского господства в Европе, завершился страшным поражением гитлеровцев". Здесь впервые была сломлена наступательная мощь Вермахта. Население освобождённых городов и сёл восторженно встречало родную армию, несущую им избавление от ужасов немецкой оккупации. В период контрнаступления под Москвой войска Калининского продвинулись на 60–120 км; затем, как говорится в сводках, "вели бои местного значения". 


Ученик: Константин Симонов: «На косогоре, с которого широко видны белые холмы и синие перелески, стоит памятник. Жестяная звезда; заботливой, но торопливой рукой человека, снова идущего в бой, выведены скупые торжественные слова:

«Самоотверженные командиры  пали смертью храбрых в боях под рощей Квадратной.

Прощайте, наши боевые друзья. Вперед, на запад!»

Памятник стоит высоко. Отсюда хорошо видна русская природа. Может быть, товарищи погибших хотели, чтобы они и после смерти далеко провожали взглядом свой полк, теперь уже без них идущий на запад по широкой русской земле.

Эти рощи — место ежедневных кровавых боев. Их новые имена каждую ночь появляются в дивизионных сводках, иногда упоминаются в армейских. Но в сводке Информбюро от всего этого остается только короткая фраза: «За день ничего существенного не произошло».


Ученик:

Мой прадедушка Мякшин Федор Ермолаевич, рядовой, 1897 г.р., уроженец Молотовской обл.

Дата поступления на службу:  1942

Из наградного листа:

Бывший стрелок 443 особого стрелкового батальона Калининского фронта Мякшин при обороне реки Волга 11.06.1942 г. был тяжело ранен осколком снаряда. Достоин правительственной награды "Медаль за боевые заслуги".


3. Ученик: После завершения битвы за Москву сложились благоприятные условия для прорыва обороны противника.   Но ошибка с определением главного удара немцев, недооценка сил ещё мощной германской армии привели к неудачам на всех направлениях.

Борис Горбатов: «Горькое знойное лето сорок второго года. Ростов, Краснодар, Севастополь, Майкоп, черные дни. Но можно и в черные дни быть героями. В черные дни героями куда труднее быть. В эти дни Красная Армия не опозорила своих знамён, об этом могут рассказать тысячи крестов на немецких могилах в донских и кубанских степях, на Волге. Когда бойцы дрались в смертном кольце — дрогнувших среди них не было, а когда по приказу командования отходили — люди плакали и слез не скрывали.

Ученик:

Мой прадед Варветкин Павел Прокофьевич, 1919 года рождения.

Призван Чаусским райвоенкоматом Белорусской ССР, воинское звание: красноармеец.

Дата выбытия: 04.07.1942

Причина выбытия: пропал без вести в оборонительных боях на Воронежском направлении.


В исполнении студента звучит песня В.Высоцкого "На братских могилах".


4. Ученик: В результате наступления Калининского и Западного фронтов зимой — весной 1942 г. в конфигурации советско-германского фронта образовался так называемый «ржевско-вяземский выступ». В ходе Ржевско-Сычёвской наступательной операции ставилась задача срезать верхушку выступа для дальнейшего наступления. Но главным было то, чтобы мы не дали перебросить немецкие резервы под Сталинград и на Кавказ. Однако погода к началу нашего удара неожиданно испортилась. 30 июля пошли проливные дожди. Дороги превратились в месиво. Приходилось на руках подтягивать артиллерию и боеприпасы, передвигаться по скользкой жиже, утопая в грязи. Танки вязли и застревали, тонули в болотах. И тем не менее мы прогрызали немецкую оборону, хотя средний темп наступления был всего 1-2 километра в сутки. В ходе операции нам так и не удалось взять Ржев. Но мы прочно сковали войска противника на центральном направлении. По некоторым оценкам, целых 12 немецких дивизий, намечаемые к передислокации на юг, остались на месте. Советские потери достигали почти двести тысяч солдат и офицеров.

Василий Гроссман. «Немцы полагали, что человеческая порода не в состоянии выдержать такого напряжения, что нет на земле таких сердец, таких нервов, которые не порвались бы в диком аду огня, визжащего металла, сотрясаемой земли и обезумевшего воздуха».

Ученик:

Мой прадед Жуйков Андрей Григорьевич, участник Ржевско-Сычевской операции.

Из печатной книги памяти:

Жуйков Андрей Григорьевич, 1903 года рождения, удмурт. Призван в Советскую Армию в 1941 г. Погиб в бою 5 сентября 1942 г. Похоронен: деревня Сашино Гжатского района Смоленской области.


Ученик:

Я убит подо Ржевом,
В безыменном болоте,
В пятой роте, на левом,
При жестоком налете.
Фронт горел, не стихая,
Как на теле рубец.
Я убит и не знаю,
Наш ли Ржев наконец?
Удержались ли наши
Там, на Среднем Дону?..
Этот месяц был страшен,
Было все на кону.
Неужели до осени
Был за ним уже Дон
И хотя бы колесами
К Волге вырвался он?
Нет, неправда. Задачи
Той не выиграл враг!
Нет же, нет! А иначе
Даже мертвому — как?
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она — спасена.
Наши очи померкли,
Пламень сердца погас,
На земле на поверке
Выкликают не нас.
Нам свои боевые
Не носить ордена.
Вам — все это, живые.
Нам — отрада одна:
Что недаром боролись
Мы за родину-мать.
Пусть не слышен наш голос, —
Вы должны его знать.


5. Ученик: "…В условиях большой войны достижение победы над врагом зависит в немалой степени от успешной работы военно-медицинской службы", - писал Маршал Г. К. Жуков. Во время боевых действий 1941 – 1945 гг. были возвращены в строй более 70% раненых и 90% больных, что составляет свыше 17 млн чел.



Ученик:

Мой прадедушка Тычкин Николай Семенович, 1915 года рождения. Воинское звание: ст. сержант.

Место призыва Ново-Лялинский РВК, Свердловская обл.,

Из наградного листа:

В ходе Ржевско-Сычёвской битвы за время операции по взятию Погорелое-Городище и Карманово ст. сержант Тычкин, возглавляя отделение 4-5 санитарных машин, эвакуировал 1244 раненых. В условиях возгорания и дождей машинам в некоторых местах пройти было невозможно. Тов. Тычкин организовывал поочерёдное протаскивание машин на руках. Ценой огромных физических усилий благодаря организованности, все раненные своевременно доставлены в госпитали. 28 августа тов. Тычкин с отделением эвакуировал раненых в госпитали. Фашистские стервятники внезапно появились и стали заходить на бомбёжку. Тов. Тычкин организовал эвакуацию раненых с машинами в укрытие и бросился помогать раненым, которые были не в машинах. Убедившись, что раненых не в укрытии нет, Тычкин под продолжающейся бомбёжкой стал оказывать помощь пострадавшим от налёта.

Представлен к награде Медаль "За боевые заслуги".


6. Ученик: Битва за Кавказ явилась одной из самых продолжительных в Великой Отечественной войне. Она длилась 442 дня.

В стратегических планах германского руководства захвату Кавказа, где перед войной добывалось до 95% всей нефти в СССР, отводилось важное место. На совещании в июне 1942 г. Гитлер заявил: «Если нам не удастся захватить нефть Майкопа и Грозного, то мы должны будем прекратить войну!» Вот почему замысел немецкого командования на советско-германском фронте летом 1942 г. предусматривал нанесение главного удара на кавказском направлении с одновременным наступлением на Сталинград.

Оборонительные операции проводились в крайне тяжелой обстановке, с большим превосходством противника в живой силе и технике. Фашистам удалось в ходе этих сражений овладеть богатыми сельскохозяйственными районами Дона и Кубани, Таманским полуостровом, выйти к предгорьям Главного Кавказского хребта, захватив часть его перевалов.

Борис Горбатов: «Нет ничего страшнее дорог отступления! Вокруг нас развертывалась роскошно щедрая природа, море было ослепительной бирюзы, горы пылали под розовым солнцем, и белый камень санаторных дач беспечно тонул в зелени виноградников, но чем роскошнее была природа, тем больней было на нее глядеть. Было страшно думать, что и сюда пришла война. Было страшно видеть воронки бомб и на этих курортах. Немцы рвались к морю, к Туапсе. Гитлер даже назначал сроки захвата города, но все сроки прошли, а город обороняется.

Путь к Туапсе заслоняют горы, а горы обороняют люди. Воины. Они-то и сорвали все сроки «фюрера». Похоронили его черноморские мечты, а с ними заодно — и тысячи его солдат и офицеров».


Ученик:

Мой прадед Спорышев Федор Петрович 1902 года рождения, г. Павлово Горьковская обл., Дата поступления на службу:  1941. Воинское звание: капитан интендантской службы.

Награждён медалью «За оборону Кавказа».


7. Ученик: В январе 1942 года войска Западного фронта под командованием генерала армии Г.К. Жукова продолжали победоносное наступление под Москвой, освобождая десятки городов, сотни и тысячи сел и деревень. Одним из важных эпизодов этой великой битвы было освобождение города Кирова Смоленской области. Выйдя в район г.Кирова, мы получили отличнейшие возможности для широкой и глубокой связи со всеми партизанскими силами, действовавшими в огромном по территории районе.

Через "кировский коридор" к февралю 1942 года было переправлено на Большую землю 15 тысяч военнослужащих Красной Армии, попавших в окружение. Из Кирова в глубокий тыл противника и обратно "через "коридор" шли разведчики, радисты, минеры, диверсионные группы и добровольческие отряды специального назначения. Через этот коридор партизаны направляли обозы с продовольствием для нужд Красной Армии.

Так, в июле 1942 г. через линию фронта Красной Армии был доставлен подарок: около 500 голов крупного рогатого скота, 86 тонн мяса, 165 тонн зерна, 139 тонн картофеля, 209 тонн фуража, 150 лошадей. В основном это были запасы продовольствия, подготовленные к отправке в Германию и отбитые партизанами.


Ученик:

Мой прадед Кузьмин Кирилл Кузьмич 1902 года рождения, д.Сюльта Марийской АССР, красноармеец.

Погиб в боях за оборону Кировского коридора 25 июля 1943 г.

Место захоронения: Орловская обл., Ульяновский р-н, д. Берестна, восточнее, 900 м, могила № 15 с южной стороны.


Ученик:

Над могильной плитой,
Под стрелой обелиска, —
Только глянешь — и к горлу комок —
Наклонилась рука,
Положила записку:
"С днём рожденья тебя,
мой сынок".

Это — мама пришла,
Поседевшая рано.
Белый шрам от войны на виске.
И дышала гвоздика — незажившая рана —
На пронзительно чистом листке.

"С днем рожденья, солдат!" —
Поклоняются люди,
Облака, и цветы, и трава...
Никогда для тебя
смертной даты не будет,
Если мама осталась жива.

Начертала война на трагических плитах.
Имена, имена, имена...
Вы навек рождены,
Вы вовек не забыты,
Если Родина-мать спасена.


8. Ученик: В соответствии с постановлением ГКО СССР,  в составе Отдельной армии НКВД, формируется Уральская стрелковая дивизия. Формирование её проходило в городе Ревда и посёлке Дегтярка Свердловской области, из числа военнообязанных, призванных из Свердловской и Челябинской областей и направленных в состав дивизии порядка 6000 пограничников с фронтов и с Дальнего Востока. С Карельского фронта прибыл 15-й стрелковый Карельский Краснознамённый полк.

Период вхождения в действующую армию: с 21 февраля 1943 года по 9 мая 1945 года. В ходе наступательных операций 175-я стрелковая дивизия участвует в форсировании Днепра, освобождении города Гомеля, очищая территорию Белоруссии.


Ученик:

Мой прадедушка Цупиков Николай Яковлевич, 1909 года рождения

призван  Злынковский Райвоенкоматом Орловской обл., красноармеец.

Из наградного листа:

12 декабря 1943 г. красноармеец Цупиков Николай Яковлевич награждён медалью "За отвагу" за то, что он в борьбе с немецкими захватчиками показал себя отважным, мужественным бойцом. Тов. Цупиков на высоте 140,2 из противотанкового ружья подавил огневую точку противника, убил 4 немцев.


9. Ученик: В начале октября 1943 г. перед Красной Армией встала задача развернуть наступление с целью освобождения Белоруссии. В октябре 1943 года проводилась Невельская наступательная операция.  Тщательная двухмесячная подготовка привела к выполнению главной задачи операции за одни сутки.

Операция по дальнейшему уничтожению немецкой группировки, проведённая в период с 30 декабря 1943 года по 8 января 1944 года именуется также как Преследование Невельской группировки немцев.


Учитель:

Мой дед Крутин Захар Семёнович, 1908 г.р.

Призван Пешковским РВК, Кустанайской обл., Казахская ССР, рядовой.

Из наградного листа:

4 января 1944 г. рядовой Крутин Захар Семёнович работал по восстановлению линии связи Невель-Пустошка. Пренебрегая личной опасностью, Крутин быстро и чётко работал в минном поле, лично обезвредил 15 мин, не снижая темпа работы на основной линии.

8 января, работая по восстановлению связи на линии Невель-Новосокольники, Крутин получил контузию взрывом мины, но не покинул своего рабочего места, а продолжал, не снижая темпа, восстанавливать линию, разрушенную противником.

9 января на этом же участке Крутин вновь попал на минное поле и, несмотря на то, что у него не прошло оглушение, быстро и чётко нёс свою службу, одновременно обезвреживая мины, давал проход своим товарищам и транспорту. Всё это дало своевременную бесперебойную связь фронту. За проявленную храбрость и мужество Крутин достоин правительственной награды медаль "За боевые заслуги".


10. Ученик: К. Симонов: «Враг должен быть разгромлен и, несмотря ни на что, будет разгромлен. Это знают все наши люди, знают и, что еще важней, чувствуют всем своим сердцем. Они гонят немцев, и они будут окружать и гнать их по дорогам и по бездорожью, по зимним полям, где не проходят машины, где проваливаются ноги, где дьявольски трудно идти, — но ведь когда ты идешь вперед, то у тебя появляется какая-то небывалая сила, второе дыхание. Мы навязываем немцам свою волю, мы становимся хозяевами положения".

Ученик:

Мой прапрадед Попов Владимир Артемьевич 1906 года рождения,

Алтайский край, Ключевский р-н, с. Петухи, гв. красноармеец

Из наградного листа:

Наградить ездового хозяйственного взвода гв. рядового Попова за то, что он 23 июня 1944 года отличился в боях за Гурьевские высоты у дер. Гурьевск Оршанского района Витебской обл. При перевозке гранат на передовые позиции противник перешёл в контратаку. Попов вместе с бойцами закидали противника гранатами и с криками «Ура!» перешли в наступление. Попов лично уничтожил двух солдат противника и одну пулемётную точку. Представлен к награждению медалью «За отвагу».


11. Ученик: В трудовых коллективах трех областей Урала – Свердловской, Челябинской и Молотовской (Пермский край) в дни победоносного завершения Сталинградской битвы родилась идея создания добровольческого танкового корпуса. Корпус был создан в кратчайшие сроки за счет безвозмездного сверхурочного труда и личных сбережений жителей региона. Было собрано свыше 70 млн рублей.

Личный состав также был набран из трудящихся Урала. Кандидатуры рассматривались и утверждались на рабочих собраниях. Заявлений было подано в 12 раз больше, чем было необходимо. Отбор был строгий, его прошли 9660 человек из 115 тысяч написавших заявления о зачислении в танковый корпус. Боевой путь корпуса составил свыше 5,5 тысячи километров. На фронтах Великой Отечественной войны уральские танкисты уничтожили и захватили 1220 танков и самоходок врага, 1100 орудий разных калибров, 2100 бронемашин и бронетранспортеров, уничтожили 94 620 солдат и офицеров противника.

Ученик:

Мой прадед Корягин Василий Васильевич, 1911 года рождения, призван  Кировградским Райвоенкоматом Свердловской обл., в 1943г., гв. рядовой.

Из наградного листа:

Заряжающий 1-й батареи Самоходного артиллерийского полка 10 гвардейского танкового корпуса гв. рядовой Корягин в боях за социалистическую родину проявил мужество и отвагу. 17 марта 1944 при отражении контратак пехоты противника тов. Корягин действовал совместно с пехотой, метким огнём уничтожил 4-х автоматчиков противника и двух с их оружием взял в плен и доставил на командный пункт. Тов. Корягин неоднократно выполнял боевые задания по связи и доставке боевых донесений. Представлен к награждению медалью «За отвагу»


12. Звучит фрагмент песни В.Баснера на стихи П.Фоменко, В.Бахтина, «Сестра, ты помнишь». На экране - кадры военной кинохроники.


Ученик:

Мой прадед Тычкин Николай Семенович, старшина.

Из наградного листа.

В 1943 г. Под г. Зубцовым Тычкин возглавил колонну автомашин с ранеными. Зима, метель кончилась, огромные сугробы замели дорогу. Дорога простреливалась и контролировалась противником. Поставив автомашины с ранеными в укрытие и мобилизовав шоферов, Тычкин под обстрелом прочистил дорогу и быстро проскочил опасную зону. Все раненые были своевременно доставлены в госпиталь.

В ночь с 13 на14 сентября 1944 г. Вражеская авиация бомбила г. Выру. Бомбы рвались в расположении части. Прямое попадание авиабомбы разбило ёмкость с бензином, рядом горели зажигательные бомбы. Расплескавшийся бензин загорелся. Тов. Тычкин, несмотря на то, что бомбёжка продолжалась, организовал тушение, и сам, в нескольких местах обожжённый и оглушённый, засыпал огонь землёй. Пожар был ликвидирован. За мужество, находчивость, инициативу. За спасение раненых бойцов и офицеров достоин награждения орденом «Красная звезда».


13. Ученик:

Моя прапрабабушка Бакунина Александра Васильевна участник ВОв

Воинское звание: красноармеец. Нам не удалось пока проследить боевой путь Александры Васильевны. Известно, что с 23.11.1943 Александра Васильевна была переведена из 194 запасного стрелкового полка в 55 стрелковый корпус 271 стрелковой дивизии. 55 стрелковый корпус с боями прошёл от Донецка до Кёнигсберга, участвовал в освобождении Чехословакии, закончил боевой путь 9 мая 1945 г. в Праге.

Ученик:

Мы легли у разбитой ели.
Ждем, когда же начнет светлеть.
Под шинелью вдвоем теплее
На продрогшей, гнилой земле.

— Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Дома, в яблочном захолустье,
Мама, мамка моя живет.

У тебя есть друзья, любимый,
У меня — лишь она одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом бурлит весна.

Старой кажется: каждый кустик
Беспокойную дочку ждет…
Знаешь, Юлька, я — против грусти,
Но сегодня она не в счет.

Отогрелись мы еле-еле.
Вдруг приказ: «Выступать вперед!»
Снова рядом, в сырой шинели
Светлокосый солдат идет.

С каждым днем становилось горше.
Шли без митингов и знамен.
В окруженье попал под Оршей
Наш потрепанный батальон.

Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам
Через смертные рубежи.

Мы не ждали посмертной славы.-
Мы хотели со славой жить.
…Почему же в бинтах кровавых
Светлокосый солдат лежит?

Ее тело своей шинелью
Укрывала я, зубы сжав…
Белорусские ветры пели
О рязанских глухих садах.

— Знаешь, Зинка, я против грусти,
Но сегодня она не в счет.
Где-то, в яблочном захолустье,
Мама, мамка твоя живет.

У меня есть друзья, любимый,
У нее ты была одна.
Пахнет в хате квашней и дымом,
За порогом стоит весна.

И старушка в цветастом платье
У иконы свечу зажгла.
…Я не знаю, как написать ей,
Чтоб тебя она не ждала?!



14. Ученик. Три с половиной месяца продолжалось сражение в Восточной Пруссии. !3 апреля 1945 г. началось наступление на остатки группировки, закрепившейся на военно-морской базе Пиллау. Узкая линия обороны до предела насыщена огневыми средствами. На каждые 100 метров в среднем приходилось по 4 пулемёта и 200 солдат с автоматическим оружием. Здесь немцы имели железобетонные и бронированные доты, бетонные площадки для тяжёлых орудий. Все каменные постройки Пиллау и его пригородов, где почти не было деревянных строений, были приспособлены к обороне. На нижних этажах зданий устанавливали орудия, позиции противотанковых гранатомётов, наверху - пулемётные гнёзда. Поэтому бои носили крайне ожесточённый и упорный характер. В этой операции чуть не погиб сам маршал Василевский. Он выехал на наблюдательный пункт армии в Фишхаузен, район которого регулярно обстреливала вражеская артиллерия, и попал под огневой налёт. Машина Василевского была разбита, и он сам по счастливой случайности уцелел. 26 апреля порт и крепость Пиллау были захвачены.

Ученик:

Мой прапрадед Попов Владимир Артемьевич.

Из наградного листа.

В боях на подступах к порту и крепости Пиллау с 21 по 24 апреля 1945 года, находясь в боевых порядках пехоты, Попов заметил, что с чердака отдельного дома ведёт огонь вражеский станковый пулемёт. Выдвинувшись вперёд со связкой гранат, тов. Попов уничтожил расчет станкового пулемёта и сам пулемёт. Достоин правительственной награды Ордена «Красная Звезда»


15. Ученик: С 16 апреля по 2 мая продолжалась величайшее сражение ВОв – битва за Берлин. В середине апреля 1945 года 175-я Уральская стрелковая дивизия, в составе которой воевал мой прадед Цупиков Николай Яковлевич, участвует в боях по прорыву оборонительной полосы под Берлином и овладению городом Потсдам. 7 мая 1945 года дивизия овладела населённым пунктом Шёнхаузен и вышла на восточный берег реки Эльба, встретившись с войсками союзников.

Ученик:

Ещё стояла тьма немая,
в тумане плакала трава.
Девятый день большого мая
уже вступил в свои права.
Армейский «зуммер» пискнул слабо —
и улетел солдатский сон!
Связист из полкового штаба
вскочил и бросил телефон.

И всё!
Не звали сигналистов.
Никто не подавал команд.
Был грохот радости неистов.
Плясать пустился лейтенант.
Стреляли танки и пехота.
И, раздирая криком рот,
впервые за четыре года
палил из «вальтера» начпрод.

Над мутной торопливой Тисой
и стрёкот выстрелов, и гул.
К жаре привыкший повар лысый
зачем-то ворот расстегнул.

Не рокотали стайки «яков»
над запылавшею зарёй.
И кто-то пел.
И кто-то плакал.
И кто-то спал в земле сырой.

Вдруг тишь нахлынула сплошная,
и в полновластной тишине
спел соловей,
ещё не зная,
что он поёт не на войне.

Ученик: Спорышев Ф.П. награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Ученик: Тычкин Н.С. награждён медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Ученик: Цупиков Н.Я. награждён медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и «За взятие Берлина»


Заключение. Рефлексия.


Учитель: Ребята, настало время посмотреть на нашу карту, где отмечена красными флажками дорога героев, дорога наших дедов и прадедов, бабушек и прабабушек. Я не могу сказать, что мы с вами сегодня повторили их путь. Но мы немного прикоснулись к тем событиям и, я надеюсь, поняли и прочувствовали, насколько долгой, трудной, тяжёлой, скорбной, но в конце концов победной была эта дорога.


На экране появляется Вечный огонь, вслед за этим начинают выплывать лица участников войны, звучит песня Г.Свиридова"Любовь Святая"из музыки к драме "Царь Фёдор Иоаннович". На этом фоне двое ребят читают отрывки из поэмы Р.Рождественского Реквием"


Ученик: Вспомним всех поименно,
горем вспомним своим…
Это нужно —
не мертвым!
Это надо —
живым!

Ученица: Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала,
любовь обещала,
Родина.

Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?

Пламя ударило в небо! —
ты помнишь,
Родина?
Тихо сказала: «Вставайте на помощь…»
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
я или Родина.

Ученик: Плескалось багровое знамя,
горели багровые звезды,
слепая пурга
накрывала
багровый от крови закат,
и слышалась поступь дивизий,
великая поступь дивизий,
железная поступь дивизий,
точная
поступь солдат!
Навстречу раскатам ревущего грома
мы в бой поднимались
светло и сурово.
На наших знаменах начертано слово:
Победа!

Ученица: Однажды мы вас потревожим во сне.
Над полями свои голоса пронесем в тишине.
Мы забыли, как пахнут цветы.
Как шумят тополя.
Мы и землю забыли.
Какой она стала, земля?
Как там птицы?
Поют на земле
без нас?
Как черешни?
Цветут на земле
без нас?
Как светлеет река?
И летят облака
над нами?
Без нас.

Ученик: Помните!
Через века, через года, —
помните!
О тех,
кто уже не придет никогда, —
помните!

Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно
достойны!

Ученица: Люди!
Покуда сердца стучатся, —
помните!
Какою
ценой
завоевано счастье, —
пожалуйста, помните!

Песню свою отправляя в полет,—
помните!
О тех,
кто уже никогда не споет,—
помните!

Детям своим расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли,—
о погибших
помните!

Ученик: Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните
войну,
люди Земли!

Мечту пронесите через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придет никогда,—
заклинаю,—
помните!

Стучит метроном. Все встают. Минута молчания.

















Список литературы.

Великая Отечественная война Советского Союза 1941 - 1945 гг. в 6 томах. - М.: Военное издательство Министерства Обороны Союза ССР, 1960.

Фронтовые очерки о Великой Отечественной войне. В трёх томах. М.: Воениздат, 1957. http://militera.lib.ru/prose/russian/sb_frontovye_ocherki1/index.html

Стихотворения:

Ю.Друнина "Зинка",

С.Орлов "Его зарыли в шар земной",

И.Рядченко "В день окончания войны",

В.Туркин "Над могильной плитой",

А.Твардовский "Я убит подо Ржевом",

Р.Рождественский фрагменты из поэмы "Реквием".

Сайты в сети Интернет


Память народа. https://pamyat-naroda.ru/

Подвиг народа http://podvignaroda.ru/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!